Конспект урока технологии в 9-м классе при изучении раздела "Проектная деятельность". Закрепление алгоритма проектной деятельности. Защита мини-проекта

Разделы: Технология


Практическая работа: изготовление закладки для книг в технике аппликации соломкой.

Цели.

Обучения:

  • сформировать общий алгоритм творческой продуктивной деятельности учащихся;
  • научить пользоваться приемом “звездочка обдумывания” на первом этапе проектирования (поисково-конструкторском);
  • научить изготовлению изделий прикладной направленности (закладка для книг) в технике художественной аппликации соломкой с последующей защитой мини-проекта.

Воспитания:

  • научить работать в творческих группах для воспитания коммуникативных качеств личности, основанных на принципах НОТ;
  • продолжать воспитывать гордость у учащихся за отечественную культуру, достижения предков.

Развития:

  • развивать логическое мышление;
  • умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;
  • понимание ремесел, народных промыслов как явление русской культуры.

Форма проведения урока – деловая игра.

Межпредметные связи: история, информатика, биология.

Средства обучения

  1. Средства аудио-видеотехники и ТСО: видеоплейер, видеофильм “Народные промыслы”; графопроектор “Лектор” с пленками: “Строение стебля злака”, “Алгоритм выполнения проекта”, “Звездочка обдумывания”.
  2. Наглядные: “Полезный словарь” экономических терминов: тендер, реклама, маркетинг и общеупотребляемых слов: аппликация, орнамент, композиция, традиция; “Карта народных промыслов Подмосковья”, фотомонтаж “Технология работы с соломкой”, картины в технике аппликации соломкой, образцы закладок, изделия народных промыслов (Гжель, Жостово, и др.), практические работы проектов учащихся разных классов (кукла в русском народном костюме, кукла-масленица, муляж русского каравая с солонкой на вышитом полотенце, оплетенные бисером деревянные яйца), эмблемы народных промыслов и русских традиций.

3.Раздаточный материал.

3.1. Коробки с инструментами и приспособлениями на мастерскую (3 шт): карандаши ТМ-М, ножницы, палочки для клея, фломастеры.

3.2. Конверт № 1 (3 шт.): заготовки бархатной бумаги и цветного картона для закладок, клей ПВА, бумага для эскиза, подкладные картонки для работы с клеем, соломка, готовые детали из соломки, калька.

3.3. Конверт № 2 (3 шт.): материалы для проведения конкурса руководителей творческих мастерских, критерии оценки работы учащихся на уроке, задания творческим мастерским.

Ход урока

I. Организационный момент

1.1. Приветствие учителем учащихся.

1.2. Сообщение темы и цели урока (написаны на доске).

Тема:

“Закрепление алгоритма проектной деятельности. Защита мини-проекта.”

Цели:

  • сформировать общий алгоритм проектной деятельности;
  • изучить технологию художественной обработки соломки и сделать закладку для книг в этой технике;
  • защитить творческий мини-проект.

1.3. Положительная мотивация учащихся на познавательную деятельность.

  • Зная ваш творческий потенциал, я обещаю, что сегодня на уроке вам будет, как всегда, интересно, потому что впереди вас ожидает урок-игра и каждому представится возможность проявить своё творчество и знания.

II. Начало формирования знаний и умений по определению характерных особенностей народных промыслов, народных традиций.

2.1. Вступительное слово учителя.

Предварительно мы разделились на 3 творческие мастерские: “Русские узоры”, “Русский сувенир” и “Русские традиции” по изготовлению предметов декоративной направленности (закладок для книг). Каждая мастерская выбрала руководителя, получила конверт с заданием и другой необходимой информацией. Руководитель организует работу внутри своей мастерской , по ходу урока заполняет карточку учета устных ответов и практической работы членов своего коллектива.

Критерии оценки практической работы “Изготовление закладки в технике аппликация Соломкой” и устных ответов членов творческих мастерских (3 шт.)

Ф.И.

устные ответы

Практическая работа

общ. оцен. раб.маст-ой (кол-во, качво, дизайн)

оценка защиты проекта руковод. мастерской

владение принципами научной организации труда (НОТ)

количество правильных ответов

качество

выдвижение свежих идей, нов.технолог

ТБ орг.раб. места дизайн

норма времени

общий балл

  5(+) = 5 баллов

1

1

0,5

0,5

1

1

     
               
рук.
мастерской
                     

2.2. Конкурс руководителей творческих мастерских

Итак, начинаем работу с конкурса руководителей творческих мастерских. Цель конкурса: выиграть право на тендер названия мастерской.

Объяснение слова “тендер” выносится учителем в “Полезный словарь”

Руководители берут в конверте условия конкурса, подходят к столу, где находятся изделия народных промыслов и предметы, характерные для русских народных традиций. Готовятся к ответу 7 минут.

Задания для руководителей творческих мастерских

I мастерская. Ф.И. руководителя - ……

Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русский сувенир”.

Задание:

  • выберите 3 сувенира разных народных промыслов;
  • охарактеризуйте эти промыслы (название, места расположения, характер промысла: посуда, игрушка или другое);
  • прикрепите на карту “Народные промыслы России” изображение сувенира.

II мастерская. Ф.И. руководителя - ……

Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русские народные традиции”.

Задание:

  • выберите 3 характерных предмета для русских народных традиций (образов);
  • кратко охарактеризуйте их.

III мастерская. Ф.И. руководителя - ……

Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русские узоры”

Задание:

  • выберите 3 эмблемы с характерными узорами для русских народных промыслов. Назовите эти промыслы;
  • кратко охарактеризуйте узор соответствующий промыслу (материал сувенира, цветовые и композиционные особенности).

Фронтальный опрос остальных членов творческих мастерских.

Вопросы:

  • Объяснить значение слова “традиция”.
  • Что такое “орнамент”, и какое понятие в ткачестве перекликается с ним? (Раппорт)
  • Как формировались центры народных промыслов на Руси?
  • “Композиция” - это….
  • Продолжить пословицы и поговорки о труде:

“Дело мастера ….. (боится)”

“Рукам работа, душе -… (праздник)”

“Золотые руки, не знают …. (скуки)”

Оценка конкурса: “5” баллов соответствует краткому и точному ответу (5 мин)

3. Подведение итогов конкурса и фронтального опроса

Продолжение формирования знаний и умений по определению характерных особенностей народных промыслов, народных традиций

3.1. Просмотр фрагментов видеофильма с целью расширения знаний учащихся о народных промыслах: “Тайна птицы Сирин”, (10 мин).

Вывод учителя.

Из этого прекрасного музыкального фрагмента видеофильма мы узнали много интересного о тайне птицы Сирин, о соляных знаках на орнаментах старинных и современных изделиях народных мастеров, о том, как пучок соломы с поля превращается в декоративную скульптуру в натруженных руках мастерицы. Но из соломы, экологически чистого, доступного и дешевого материала, можно делать также картины и закладки путем аппликации (накладывания), украшать шкатулки и многое другое.

3.2. Объяснение нового материала.

1) Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

а) Беседа

Аппликация соломкой – один из видов декоративно-прикладного искусства. Посмотрите на картины, сделанные ребятами. Какие чувства они у вас вызывают?

Солома – это полый стебель травянистых растений, в том числе и злаковых.

Из уроков биологии вы знаете строение стебля злака.

(Учитель демонстрирует строение злака, изображенного на пленке, через графопроектор)

Мы для аппликации будем использовать только междоузлие.

б) Демонстрация приемов работы с соломкой.

Учитель показывает приемы работы с соломкой, акцентируя внимание на ТБ, которая сводится к правильной работе с ножницами и клеем. Обращается внимание на то, что фотомонтаж “Технология работы с соломкой” поможет учащимся быстрее и правильнее овладеть этой техникой.

Практическая работа

1. Вводный инструктаж в виде фронтальной беседы.

Для закрепления работы с соломкой предлагаю вам выполнить практическую работу – проект изготовления необходимого предмета декоративной направленности – закладки, используя готовые детали или, в соответствии с эскизом, вы можете доделать недостающие детали сами. Чтобы осуществить любой проект, необходимо придерживаться определенной последовательности, т.е. алгоритма. С понятием алгоритм вы встречались при изучении и других предметов. Приведите примеры.

Как мы уже знаем, алгоритм (последовательность) выполнения проекта включает три этапа (демонстрация пленки на графопроекторе). На первом этапе, поисково-конструкторском, удобно воспользоваться “звездочкой обдумывания”.

2. Устная работа над “звездочкой обдумывания” по пленке на графопроекторе (рис. 1).

3. Выполнение практической работы (20 мин.).

У каждой творческой мастерской, руководители которых выиграли тендер на право называться “Русские узоры”, “Русский сувенир”, “Русские традиции”, есть конверт с заданием.

Сообща обсуждаем задания, распределяем обязанности и приступаем к выполнению практической работы “Изготовление закладки для книг в технике аппликации соломкой”. Во время проведения практической работы учитель постоянно напоминает о правилах безопасной работы и показывает правильные приемы , если в этом возникает необходимость.

4. Оценка творческих работ.

IV. Окончание формирования знаний и умений.

4.1. Презентация учебного мини-проекта по плану в заданиях творческим мастерским руководителями (или желающими членами) мастерских.

Задание творческой мастерской “Русские узоры”

I. Выполнить проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой”,

используя алгоритм проектирования.

Заполнить форму “Звездочка обдумывания”, пронумеровать последовательность выполнения работы.

II. Выполнить практическую работу в соответствии с данными “Звездочки обдумывания”.

III. Дать экономическое и экологическое обоснование выбора материала для закладки.

Материал для основы –.......,декор –……..,стоимость – …...

IV. Сделать вывод.

На первом этапе проектирования (проектировочном) можно воспользоваться… (“Звездочкой обдумывания”, которая помогает в практической реализации проекта).

Задание творческой мастерской “Русский сувенир”

I. Определить технологическую последовательность изготовления сувенира-закладки:

  • Наклеить детали на основу в соответствии с эскизом.
  • Сделать эскиз сувенира-закладки.
  • Подобрать основу для закладки.
  • Наклеить детали на основу.
  • Изготовить или подобрать из готовых деталей рисунка в технике аппликации соломкой.

II. Выполнить проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой, используя алгоритм проектной деятельности.

III. Сделать вывод: на 2-ом этапе проектировочной работы важно ……. (правильно составить технологическую карту и тщательно выполнить практическую работу).

Задание творческой мастерской “Русские традиции”

1. Выполнить практическую работу по технологической карте:

  • выбрать материал для основы закладки. Вырезать закладку;
  • заготовить детали в соответствии с эскизом;
  • выполнить аппликацию;
  • оценить качество выполненной работы.

2. На примере нескольких закладок провести маркетинговое исследование товара – закладка для книг – по плану:

  • дизайн товара – ….. красивая, яркая;
  • информационное содержание – можно наклеить календарь, формулы, алгоритм выполнения творческого проекта др.;
  • возможность творческого самовыражения;
  • стоимость …. дешевле, чем купить (может ничего не стоить, если сделать из материала, имеющегося дома).

3. Дать рекламу товару (закладке). Примерные варианты ответов:

  • каждому культурному человеку – по закладке,;
  • сэкономь время на поиске страниц – купи (сделай) закладку,
  • читателю – самые красивые и дешевые закладки у нас!

V. Подведение итогов устных ответов и практической деятельности учащихся на уроке по карточке “Критерии оценки”.

VI. Закрепление изученного материала в форме фронтальной беседы.

  • Сколько этапов включает алгоритм проектной деятельности? Назовите их.
  • На каком этапе используется “Звездочка обдумывания?
  • Как вы понимаете содержание технологического этапа?
  • В чем заключается презентация проекта?
  • Расскажите кратко технологию работы с соломкой.

VI. Заключительное слово учителя: сегодня на уроке мы приобщились к русской культуре, в центре которой – народные промыслы России, выполнили изделия с использованием старинного материала – соломки и, закрепив алгоритм проектной деятельности, защитили мини-проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой” поэтапно в творческих мастерских.