Практическая работа: изготовление закладки для книг в технике аппликации соломкой.
Цели.
Обучения:
- сформировать общий алгоритм творческой продуктивной деятельности учащихся;
- научить пользоваться приемом “звездочка обдумывания” на первом этапе проектирования (поисково-конструкторском);
- научить изготовлению изделий прикладной направленности (закладка для книг) в технике художественной аппликации соломкой с последующей защитой мини-проекта.
Воспитания:
- научить работать в творческих группах для воспитания коммуникативных качеств личности, основанных на принципах НОТ;
- продолжать воспитывать гордость у учащихся за отечественную культуру, достижения предков.
Развития:
- развивать логическое мышление;
- умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;
- понимание ремесел, народных промыслов как явление русской культуры.
Форма проведения урока – деловая игра.
Межпредметные связи: история, информатика, биология.
Средства обучения
- Средства аудио-видеотехники и ТСО : видеоплейер, видеофильм “Народные промыслы”; графопроектор “Лектор” с пленками: “Строение стебля злака”, “Алгоритм выполнения проекта”, “Звездочка обдумывания”.
- Наглядные : “Полезный словарь” экономических терминов: тендер, реклама, маркетинг и общеупотребляемых слов: аппликация, орнамент, композиция, традиция; “Карта народных промыслов Подмосковья”, фотомонтаж “Технология работы с соломкой”, картины в технике аппликации соломкой, образцы закладок, изделия народных промыслов (Гжель, Жостово, и др.), практические работы проектов учащихся разных классов (кукла в русском народном костюме, кукла-масленица, муляж русского каравая с солонкой на вышитом полотенце, оплетенные бисером деревянные яйца), эмблемы народных промыслов и русских традиций.
3.Раздаточный материал.
3.1. Коробки с инструментами и приспособлениями на мастерскую (3 шт): карандаши ТМ-М, ножницы, палочки для клея, фломастеры.
3.2. Конверт № 1 (3 шт.): заготовки бархатной бумаги и цветного картона для закладок, клей ПВА, бумага для эскиза, подкладные картонки для работы с клеем, соломка, готовые детали из соломки, калька.
3.3. Конверт № 2 (3 шт.): материалы для проведения конкурса руководителей творческих мастерских, критерии оценки работы учащихся на уроке, задания творческим мастерским.
Ход урока
I. Организационный момент
1.1. Приветствие учителем учащихся.
1.2. Сообщение темы и цели урока (написаны на доске).
Тема:
“Закрепление алгоритма проектной деятельности. Защита мини-проекта.”
Цели:
- сформировать общий алгоритм проектной деятельности;
- изучить технологию художественной обработки соломки и сделать закладку для книг в этой технике;
- защитить творческий мини-проект.
1.3. Положительная мотивация учащихся на познавательную деятельность.
- Зная ваш творческий потенциал, я обещаю, что сегодня на уроке вам будет, как всегда, интересно, потому что впереди вас ожидает урок-игра и каждому представится возможность проявить своё творчество и знания.
II. Начало формирования знаний и умений по определению характерных особенностей народных промыслов, народных традиций.
2.1. Вступительное слово учителя.
Предварительно мы разделились на 3 творческие мастерские: “Русские узоры”, “Русский сувенир” и “Русские традиции” по изготовлению предметов декоративной направленности (закладок для книг). Каждая мастерская выбрала руководителя, получила конверт с заданием и другой необходимой информацией. Руководитель организует работу внутри своей мастерской , по ходу урока заполняет карточку учета устных ответов и практической работы членов своего коллектива.
Критерии оценки практической работы “Изготовление закладки в технике аппликация Соломкой” и устных ответов членов творческих мастерских (3 шт.)
Ф.И. | устные ответы |
Практическая работа | общ. оцен. раб.маст-ой (кол-во, качво, дизайн) |
оценка защиты проекта руковод. мастерской |
|||||||
владение принципами научной организации труда (НОТ) |
|||||||||||
количество правильных ответов |
качество | выдвижение свежих идей, нов.технолог |
ТБ | орг.раб. места | дизайн | норма времени |
общий балл |
||||
5(+) = 5 баллов | 1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
|||||
рук. мастерской |
2.2. Конкурс руководителей творческих мастерских
Итак, начинаем работу с конкурса руководителей творческих мастерских. Цель конкурса: выиграть право на тендер названия мастерской.
Объяснение слова “тендер” выносится учителем в “Полезный словарь”
Руководители берут в конверте условия конкурса, подходят к столу, где находятся изделия народных промыслов и предметы, характерные для русских народных традиций. Готовятся к ответу 7 минут.
Задания для руководителей творческих мастерских
I мастерская. Ф.И. руководителя - ……
Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русский сувенир”.
Задание:
- выберите 3 сувенира разных народных промыслов;
- охарактеризуйте эти промыслы (название, места расположения, характер промысла: посуда, игрушка или другое);
- прикрепите на карту “Народные промыслы России” изображение сувенира.
II мастерская. Ф.И. руководителя - ……
Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русские народные традиции”.
Задание:
- выберите 3 характерных предмета для русских народных традиций (образов);
- кратко охарактеризуйте их.
III мастерская. Ф.И. руководителя - ……
Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русские узоры”
Задание:
- выберите 3 эмблемы с характерными узорами для русских народных промыслов. Назовите эти промыслы;
- кратко охарактеризуйте узор соответствующий промыслу (материал сувенира, цветовые и композиционные особенности).
Фронтальный опрос остальных членов творческих мастерских.
Вопросы:
- Объяснить значение слова “традиция”.
- Что такое “орнамент”, и какое понятие в ткачестве перекликается с ним? (Раппорт)
- Как формировались центры народных промыслов на Руси?
- “Композиция” - это….
- Продолжить пословицы и поговорки о труде:
“Дело мастера ….. (боится)”
“Рукам работа, душе -… (праздник)”
“Золотые руки, не знают …. (скуки)”
Оценка конкурса: “5” баллов соответствует краткому и точному ответу (5 мин)
3. Подведение итогов конкурса и фронтального опроса
Продолжение формирования знаний и умений по определению характерных особенностей народных промыслов, народных традиций
3.1. Просмотр фрагментов видеофильма с целью расширения знаний учащихся о народных промыслах: “Тайна птицы Сирин”, (10 мин).
Вывод учителя.
Из этого прекрасного музыкального фрагмента видеофильма мы узнали много интересного о тайне птицы Сирин, о соляных знаках на орнаментах старинных и современных изделиях народных мастеров, о том, как пучок соломы с поля превращается в декоративную скульптуру в натруженных руках мастерицы. Но из соломы, экологически чистого, доступного и дешевого материала, можно делать также картины и закладки путем аппликации (накладывания), украшать шкатулки и многое другое.
3.2. Объяснение нового материала.
1) Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
а) Беседа
Аппликация соломкой – один из видов декоративно-прикладного искусства. Посмотрите на картины, сделанные ребятами. Какие чувства они у вас вызывают?
Солома – это полый стебель травянистых растений, в том числе и злаковых.
Из уроков биологии вы знаете строение стебля злака.
(Учитель демонстрирует строение злака, изображенного на пленке, через графопроектор)
Мы для аппликации будем использовать только междоузлие.
б) Демонстрация приемов работы с соломкой.
Учитель показывает приемы работы с соломкой, акцентируя внимание на ТБ, которая сводится к правильной работе с ножницами и клеем. Обращается внимание на то, что фотомонтаж “Технология работы с соломкой” поможет учащимся быстрее и правильнее овладеть этой техникой.
Практическая работа
1. Вводный инструктаж в виде фронтальной беседы.
Для закрепления работы с соломкой предлагаю вам выполнить практическую работу – проект изготовления необходимого предмета декоративной направленности – закладки, используя готовые детали или, в соответствии с эскизом, вы можете доделать недостающие детали сами. Чтобы осуществить любой проект, необходимо придерживаться определенной последовательности, т.е. алгоритма. С понятием алгоритм вы встречались при изучении и других предметов. Приведите примеры.
Как мы уже знаем, алгоритм (последовательность) выполнения проекта включает три этапа (демонстрация пленки на графопроекторе). На первом этапе, поисково-конструкторском, удобно воспользоваться “звездочкой обдумывания”.
2. Устная работа над “звездочкой обдумывания” по пленке на графопроекторе (рис. 1).
3. Выполнение практической работы (20 мин.).
У каждой творческой мастерской, руководители которых выиграли тендер на право называться “Русские узоры”, “Русский сувенир”, “Русские традиции”, есть конверт с заданием.
Сообща обсуждаем задания, распределяем обязанности и приступаем к выполнению практической работы “Изготовление закладки для книг в технике аппликации соломкой”. Во время проведения практической работы учитель постоянно напоминает о правилах безопасной работы и показывает правильные приемы , если в этом возникает необходимость.
4. Оценка творческих работ.
IV. Окончание формирования знаний и умений.
4.1. Презентация учебного мини-проекта по плану в заданиях творческим мастерским руководителями (или желающими членами) мастерских.
Задание творческой мастерской “Русские узоры”
I. Выполнить проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой”,
используя алгоритм проектирования.
Заполнить форму “Звездочка обдумывания”, пронумеровать последовательность выполнения работы.
II. Выполнить практическую работу в соответствии с данными “Звездочки обдумывания”.
III. Дать экономическое и экологическое обоснование выбора материала для закладки.
Материал для основы –.......,декор –……..,стоимость – …...
IV. Сделать вывод.
На первом этапе проектирования (проектировочном) можно воспользоваться… (“Звездочкой обдумывания”, которая помогает в практической реализации проекта).
Задание творческой мастерской “Русский сувенир”
I. Определить технологическую последовательность изготовления сувенира-закладки:
- Наклеить детали на основу в соответствии с эскизом.
- Сделать эскиз сувенира-закладки.
- Подобрать основу для закладки.
- Наклеить детали на основу.
- Изготовить или подобрать из готовых деталей рисунка в технике аппликации соломкой.
II. Выполнить проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой, используя алгоритм проектной деятельности.
III. Сделать вывод: на 2-ом этапе проектировочной работы важно ……. (правильно составить технологическую карту и тщательно выполнить практическую работу).
Задание творческой мастерской “Русские традиции”
1. Выполнить практическую работу по технологической карте:
- выбрать материал для основы закладки. Вырезать закладку;
- заготовить детали в соответствии с эскизом;
- выполнить аппликацию;
- оценить качество выполненной работы.
2. На примере нескольких закладок провести маркетинговое исследование товара – закладка для книг – по плану:
- дизайн товара – ….. красивая, яркая;
- информационное содержание – можно наклеить календарь, формулы, алгоритм выполнения творческого проекта др.;
- возможность творческого самовыражения;
- стоимость …. дешевле, чем купить (может ничего не стоить, если сделать из материала, имеющегося дома).
3. Дать рекламу товару (закладке). Примерные варианты ответов:
- каждому культурному человеку – по закладке,;
- сэкономь время на поиске страниц – купи (сделай) закладку,
- читателю – самые красивые и дешевые закладки у нас!
V. Подведение итогов устных ответов и практической деятельности учащихся на уроке по карточке “Критерии оценки”.
VI. Закрепление изученного материала в форме фронтальной беседы.
- Сколько этапов включает алгоритм проектной деятельности? Назовите их.
- На каком этапе используется “Звездочка обдумывания?
- Как вы понимаете содержание технологического этапа?
- В чем заключается презентация проекта?
- Расскажите кратко технологию работы с соломкой.
VI. Заключительное слово учителя: сегодня на уроке мы приобщились к русской культуре, в центре которой – народные промыслы России, выполнили изделия с использованием старинного материала – соломки и, закрепив алгоритм проектной деятельности, защитили мини-проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой” поэтапно в творческих мастерских.