ХОД УРОКА
1. Постановка цели урока.
2. Знакомство с сочинением ученицы.
Обсуждение.
– Понравилось? Почему?
– Всё правильно: см. памятку.
– Что такое сочинение? А вы в жизни встречались с сочинением? (Рассказ, повесть, художественное произведение, музыка.)
– А вы пытались сами создать произведение?
Ребята! Я вам прочту сочинение девочки.
Осень
Погода была плохая. Дождь шёл сильный. Ветер дул холодный. Небо было пасмурное. Листья на деревьях были жёлтые.
– Понравилось? Всё правильно?
– Посмотрим памятку, как писать сочинение.
– А как писала ученица это сочинение? Она задавала себе вопросы.
– Ребята, мне тоже понравилось это сочинение, но оценку я не поставила. Почему? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
– Прочитаем другое сочинение. У меня в каждой строчке пропуски. Если мы сейчас определим правильно признаки солнца, неба, весны, юга, то получим стихотворение.
Увидало солнце…(ясное)
С неба …,…(синего, высокого),
Что идёт весна …(прекрасная)
С юга …,…(пышного, далёкого).
А. Блок
– Какое солнце? Основной признак солнца? А в дневниках наблюдений, когда солнечно, вы какой знак ставите? (о – ясно)
– Какое небо? (Синее в феврале, высокое – головой показать.)
– Весна – всё цветёт, всё оживает, основной признак – прекрасная.
– Юг – почему идёт с юга? (Там жарко.) Где находится юг? (Далеко.)
– Чтобы написать сочинение, надо отвечать на вопросы. Полно, точно. Попробуем.
– Ты любишь шоколад? 3 раза.
Я люблю шоколад. Запишем по-другому.
Люблю я шоколад. Шоколад люблю я. Люблю шоколад я.
1 предложение –Я люблю шоколад – прямой порядок слов.
2 предложение – Шоколад я люблю – обратный.
Во 2 и 4 – непрямой.
В русском языке возможен и прямой, и обратный, и непрямой порядок слов.
Значит, отвечая на вопрос, когда вы пишете сочинение, вы используете все три порядка слов.
3. Понятие о штампе.
– Что такое штамп? Что можно сказать об этих штампах? (Они одинаковые.)
– Если наши предложения будут построены одинаково, интересно их будет читать? Значит, нужны штампы в сочинении? Нет.
Прочитаем сочинение девочки. Почему я не поставила оценку?
Какая была погода?
Если шёл дождь, то какой?
Какой дул ветер?
Какие листья падали с деревьев?
4. Сегодня мы напишем сочинение. О чём?
– Посмотрите, что лежит на столе? Внимательно.
– Прочитайте тему на доске про себя.
Вот так яблоки
А теперь напишем рассказ, т.е. сочинение об этих яблоках.
– Ты сразу увидел эти яблоки?
– Где они лежали?
– Плоды были круглые?
– Яблоки были румяные, красивые?
– Они чудесно пахли?
Прочитайте рассказ. У кого что получилось?