Урок развития речи: "Вот так яблоки"

Разделы: Начальная школа


ХОД УРОКА

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с сочинением ученицы.

Обсуждение.

– Понравилось? Почему?

– Всё правильно: см. памятку.

– Что такое сочинение? А вы в жизни встречались с сочинением? (Рассказ, повесть, художественное произведение, музыка.)

– А вы пытались сами создать произведение?

Ребята! Я вам прочту сочинение девочки.

    Осень

Погода была плохая. Дождь шёл сильный. Ветер дул холодный. Небо было пасмурное. Листья на деревьях были жёлтые.

– Понравилось? Всё правильно?

– Посмотрим памятку, как писать сочинение.

– А как писала ученица это сочинение? Она задавала себе вопросы.

– Ребята, мне тоже понравилось это сочинение, но оценку я не поставила. Почему? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

– Прочитаем другое сочинение. У меня в каждой строчке пропуски. Если мы сейчас определим правильно признаки солнца, неба, весны, юга, то получим стихотворение.

Увидало солнце…(ясное)
С неба …,…(синего, высокого),
Что идёт весна …(прекрасная)
С юга …,…(пышного, далёкого).

А. Блок

– Какое солнце? Основной признак солнца? А в дневниках наблюдений, когда солнечно, вы какой знак ставите? (о – ясно)

– Какое небо? (Синее в феврале, высокое – головой показать.)

– Весна – всё цветёт, всё оживает, основной признак – прекрасная.

– Юг – почему идёт с юга? (Там жарко.) Где находится юг? (Далеко.)

– Чтобы написать сочинение, надо отвечать на вопросы. Полно, точно. Попробуем.

– Ты любишь шоколад? 3 раза.

Я люблю шоколад. Запишем по-другому.

Люблю я шоколад. Шоколад люблю я. Люблю шоколад я.

1 предложение –Я люблю шоколадпрямой порядок слов.

2 предложение – Шоколад я люблюобратный.

Во 2 и 4 – непрямой.

В русском языке возможен и прямой, и обратный, и непрямой порядок слов.

Значит, отвечая на вопрос, когда вы пишете сочинение, вы используете все три порядка слов.

3. Понятие о штампе.

– Что такое штамп? Что можно сказать об этих штампах? (Они одинаковые.)

– Если наши предложения будут построены одинаково, интересно их будет читать? Значит, нужны штампы в сочинении? Нет.

Прочитаем сочинение девочки. Почему я не поставила оценку?

Какая была погода?

Если шёл дождь, то какой?

Какой дул ветер?

Какие листья падали с деревьев?

4. Сегодня мы напишем сочинение. О чём?

– Посмотрите, что лежит на столе? Внимательно.

– Прочитайте тему на доске про себя.

Вот так яблоки

А теперь напишем рассказ, т.е. сочинение об этих яблоках.

– Ты сразу увидел эти яблоки?

– Где они лежали?

– Плоды были круглые?

– Яблоки были румяные, красивые?

– Они чудесно пахли?

Прочитайте рассказ. У кого что получилось?