Ритмика в системе учебно-воспитательного процесса детской школы искусств

Разделы: Музыка


Система педагогики в детских школах искусств строится на следующих принципах:

  1. Комплексность.
  2. Непрерывность, преемственность.
  3. Использование индивидуальных программ развития ребенка.
  4. Целостность, образность, ассоциативность, импровизационность.

Каждое из направлений художественного развития детей имеет свои специфические особенности, традиционные приемы и методы обучения, а отсюда следуют специфические задачи.

Основные задачи музыкального образования:

  1. Разделение учебных и воспитательных задач и перенесение акцента с воспитания музыканта на воспитание человека
  2. Музыка не средство обучения, а источник и способ духовного общения
  3. Переход от узкоспециальных задач (пение и игра по нотам, овладение исполнительскими приемами) к творческому образному мышлению в музыке
  4. Переход от образования как суммы знаний, умений, навыков к процессу совместной творческой деятельности учителя и ученика.

В контексте этих задач особая роль отводится музыкально-теоретическим предметам: сольфеджио, ритмике, музыкальной литературе, которые включают в себя такие сферы деятельности ребенка, как слушательская ,исследовательская, продуктивная. Эти три сферы неразрывны, разделение их чисто условное, так как творческая деятельность- единый процесс.

Ребенок должен встречаться с музыкой в обстановке, которая способствует активной работе всех органов чувств. Особую важность играет связь музыкальных впечатлений с физической активностью ребенка. Увеличение двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, на физическое развитие, состояние нервной системы. Предмет “ритмика” дает возможность педагогу создать именно такую обстановку на уроке.

Тесно связан с ритмикой предмет “сольфеджио”. Несмотря на ярко выраженную специфику каждого предмета в отдельности - это неразрывный комплекс, имеющий общие цели, направленные на осуществление общих задач.

Основные задачи этих предметов:

  • знакомство детей с миром музыки;
  • накопление музыкальных впечатлений, включение музыки в контекст жизни, окружающей ребенка;
  • выявление и развитие музыкальных способностей детей;
  • приобретение знаний по музыкальной грамоте, основам музыкальной речи и формообразования.

Работа по сольфеджио и ритмике проходит комплексно, взаимно дополняя один предмет другим.

В тоже время на уроке ритмики решаются и свои специфические задачи:

  • воспитание метро-ритмического чувства;
  • использование разных частей тела, голоса как самых простых музыкальных инструментов в целях самовыражения;
  • развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений;

участие в ритмо-моторной деятельности: повторение, запоминание, исполнение с помощью различных движений тела или с помощью оркестровых инструментов определенных ритмических рисунков;

  • сочинение и исполнение ритмических аккомпаненментов; игры, включающие в себя ритмическую импровизацию;
  • развитие памяти, внимания, воображения, слушательских умений;
  • приобретение и развитие навыков игры на детских и оркестровых музыкальных инструментах;
  • знакомство и усвоение понятий о регистрах, ритме, мелодии, темпе, динамике, тембре, стиле;
  • знакомстко с музыкальными понятиями, способствующими формообразованию: повтор, чередование, вариация, контраст;
  • практическое освоение определенного музыкального материала (репертуара), развитие навыков его словесной, двигательной и графической интерпретации и анализа музыки;
  • освоение навыков ритмического диктанта: обозначение ритмического рисунка условными жестами-символами (переход от звука к знаку, осознание способов записи и чтения музыки);
  • привитие детям культуры общения между собой (в паре, в группе);
  • создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах.

Работа строится по принципу параллельного освоения тем в течение всего года, уроки строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном материале.

Курс ритмики рассчитан на три года (дети 5-6-7 лет).

Разделы курса:

  1. Слушание музыки.
  2. Метро-ритм.
  3. Движения (совершенствование движений)

Методические рекомендации.

Курс ритмики включен в учебный план музыкального отделения школы искусств с первого года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы 10-12 человек.

В курсе ритмики 3 раздела -

I. Слушание музыки.

Ц. Метро - ритм.

III. Совершенствование движений.

I раздел. Слушание музыки.

Главная цель музыкального воспитания ребенка - научить его слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности - пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Таким образом, изучение основ музыкального языка - основная задача всех предметов музыкального цикла в школе, а развитие исполнительских навыков - средство, при помощи которого происходит общение на языке музыки.

Изучение языка музыки начинается с прослушивания музыкального произведения. Именно поэтому слушание музыки является обязательным разделом на уроках сольфеджио и ритмики, а с 3 класса - самостоятельным предметом.

На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, а педагог имеет возможность выявить уровень и особенности эмоционального развития детей.

Рекомендуем обращать особое внимание на отбор музыки для занятий, как способ программирования учебной деятельности и развития эмоциональной сферы ребенка, расширение круга его музыкальных впечатлений. Для активизации восприятия музыки считаем нецелесообразным перегружать учащихся сведениями о композиторе, истории создания произведения до прослушивания, на данном этапе важно вызвать у детей ответную реакцию на прослушанную музыку и найти способ выражения своего отношения к ней ( рассказ, пластическое выражение, рисунок, самостоятельное исполнение).

На следующем этапе расширяем сведения о прослушанной музыке и включаем ее в другие виды деятельности : анализ, знакомство с особенностями музыкального языка, ритмический диктант, сочинение ритмического сопровождения, транспонирование, оркестровка и т. д.

Таким образом, ребенок включается в диалог с композитором, формируется ответная реакция.

Ребенок должен иметь возможность результат своей работы показать слушателям и узнать ответную реакцию. Для этого рекомендуем форму урока - концерта, концерта для родителей, концерта - спектакля.

При повторном прослушивании музыкального произведения происходит ответная реакция на музыку, осознание ее содержания. Возникает желание самостоятельно исполнить ее, ребенок получает удовольствие от музицирования, что в свою очередь стимулирует интерес к музыкальной деятельности.

II раздел. Метро-ритм.

Ритм является одним из выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых ритмических заданий, преследующих дидактические цели, необходимо учить детей выполнять их в характере музыки.

Работа по развитию метро-ритмического чувства проходит по следующим направлениям:

1. Речевая ритмика.

Задача - соотнесение речи и музыки. Это ритмизация слов, имен, стихов. Особенно эффективна в работе с учащимися первого года обучения. Рекомендуем заниматься речевой ритмикой под музыку, чтобы ритмизация слов имела метрическую организацию.

2. Упражнения на пульсацию.

Характер музыки определяет характер пульсации. Упражнения на пульсацию необходимо совмещать с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания, а также с упражнениями для увеличения подвижности суставов, укрепления мышц исполнительского аппарата, освобождения корпуса и рук.

3. Ритмический диктант - это воспроизведение ритмического рисунка мелодии условными жестами.

Целая нота - руки за спиной на поясе; половинная нота - руки на поясе ; четвертная - правая рука вперед , восьмая - хлопки; четверть и восьмая - обычный жест, точка у ноты - правая нога на пятку вперед.

Работа над ритмическим диктантом строится в следующем порядке:

  • прослушивание пьесы, определение настроения, характера музыки, жанровых особенностей;
  • после повторного прослушивания определение размера, исполнение
  • ритмического рисунка хлопками, осознание ритмического рисунка мелодии,
  • ритмической структуры пьесы;
  • "запись" ритмического рисунка условными жестами ;
  • пройти ритмический рисунок пьесы шагами ;
  • пройти ритмический рисунок пьесы шагами с дирижированием ;
  • работа парами : один учащийся дирижирует, другой условными жестами показывает ритмический рисунок.

Усложнение заданий в ритмическом диктанте рекомендуем по мере усвоения более простых. Возможна одновременная работа над двумя ритмическими диктантами, при этом простые задания второго диктанта отрабатываются параллельно со сложными заданиями первого. За учебный год отрабатываются 3-4 диктанта разной ритмической структуры.

4. Ритмическое двухголосие - один из этапов работы над полифонией и развитием гармонического слуха. Работу над ритмическим двухголосием рекомендуем начинать с исполнения метрических долей руками и ногами (ходьба по кругу и на месте). Затем усложняем задание: ноги обозначают шагами метрические доли, а руки хлопками исполняют изучаемые ритмические рисунки. Дальнейшее усложнение - исполнение руками и ногами различных ритмических рисунков

5. Ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта.

В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима детям в музыкально-художественной деятельности.

Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы.

Ритмические игры сначала отрабатываются как ритмические диктанты. Параллельно идет работа над мотивами, фразами, формой, координацией в пространстве или в работе с предметом, развитием памяти, внимания.

6. Коллективное музицирование - одна из форм работы на уроках ритмики, которая развивает образное и логическое мышление, слуховой контроль, гармонический слух. Игра в оркестре очень нравится детям, они с удовольствием осваивают инструменты детского оркестра. Задача педагога - подобрать пьесы образные, доступные детскому восприятию и в то же время ставящие определенные исполнительские задачи.

На начальном этапе рекомендуем использовать пьесы К. Орфа из сборника "Шульверк", детские пьесы Б. Бартока. Рекомендуем также включать в репертуар пьесы, которые слушали и анализировали на уроках сольфеджио, исполняли самостоятельно.

III. Совершенствование движений.

В процессе занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительных занятий за партой или музыкальным инструментом увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, нарушается осанка.

Одной из задач уроков ритмики является организация двигательного режима ребенка. Увеличение объема двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, физическое развитие, состояние нервной системы, то есть уроки ритмики не только развивают умение чувствовать и ощущать метро-ритм, но и имеют лечебный эффект.

Цель этого раздела курса ритмики - научить ребенка сознательно распоряжаться своим телом, координировать простые и сложные движения, согласовывать свои движения с музыкой.

Для достижения этой цели считаем целесообразным использовать в работе упражнения:

  • на развитие координации, памяти, внимания;
  • на увеличение подвижности суставов и укрепление мышц аппарата.

Последовательность разработки разработки основных групп суставов и мышц:

  • пальцы, кисти, предплечья, вся рука, шея, плечи, корпус, бедро, голень, стопа.

Количество упражнений каждого вида - 4 - 8.

  • на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, различных типов шагов;
  • на освобождение корпуса и рук;
  • на освоение дирижерских жестов в двухдольной, трехдольном, четырехдольном размерах.

Освоение движений происходит постепенно, поэтому работа строится по пути параллельного освоения тем. Дети быстрее усваивают движения, повторяя за педагогом. Однако необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, не глядя на соседа. Все упражнения сопровождаются музыкой, поэтому с первых уроков дети должны стараться выразить движениями характер музыки. В зависимости от эмоционального состояния группы комплекс упражнений может выполняться в начале урока (зарядка, концентрация внимания ), в середине урока (снятие усталости, напряжения и переключение внимания на другие формы работы), в конце урока как отдых, релаксация. В каждом конкретном случае подбираются определенные типы движений и музыкального сопровождения. В работе с детьми младшего возраста каждое упражнение должно иметь образную и эмоциональную окраску.