Тема урока по окружающему миру в 1-м классе по программе "Начальная школа XXI в."Наши помощники"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Посмотрите на них, улыбнитесь. Садитесь. Гости пришли посмотреть, как мы умеем отвечать, чему мы научились за 1,5 месяца учебы в школе. Какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Учитель. Сейчас на улице хмуро, пасмурно. Давайте нашими солнышками сделаем день радостнее, солнечнее.

У каждого ученика на парте рисунок: улыбающееся солнышко с не раскрашенными лучами. Дети должны за урок раскрасить рисунок. Правильный ответ – лучик раскрашивается.

II. Новый материал

Учитель. У человека есть верные помощники. Они помогают нам видеть, слышать, чувствовать вкус и запах, ощущать холод, боль, прикосновение. Вы догадались, как называются эти помощники? Найдите их на рисунках.

На доске рисунки: нос, волосы, язык, уши, пальцы, телевизор, глаза, ручка. Дети выходят к доске и находят рисунки: нос, язык, уши, пальцы, глаза.

Учитель. Правильно. А называются наши помощники – органы чувств.

На доске таблица “Органы чувств”.

Учитель. Сейчас Артем загадает нам загадку. Ответив на нее, вы узнаете, с чего мы начнем разговор.

Артем - два брата через дорогу живут, а друг друга не видят (глаза). Ответы детей. Включается видеомагнитофон. Картины степей Хакасии.

Учитель. Узнали кадры?

Ответы детей.

Учитель. Это хакасские степи. С помощью чего вы это определили?

Ответы детей: глазами увидели.

Игра “Найди число”

На доске рисунки (увеличенные рисунки из тетради “Учимся думать и фантазировать”, с.13). Дети выходят к доске и находят цифры в рисунках разных предметов и животных.

Учитель. С помощью какого органа чувств вы выполнили это задание?

Ответы детей.

Учитель. Правильно, ребята, глаза – это орган чувств – орган зрения.

На доске появляется таблица со словами: орган зрения, рядом с рисунком глаз.

Орган зрения – глаза.

Учитель. Какую помощь оказывают глаза человеку?

Дети. С помощью глаз мы видим предметы, их форму, цвет, размер. С помощью глаз мы читаем интересные книги, смотрим полезные передачи по телевизору.

III. Работа с книгой

Учебник “Окружающий мир” с.27.

Учитель. Рассмотрите рисунки и ответьте, как сохранить зрение?

Дети. Нельзя читать лежа, нельзя близко смотреть телевизор, нельзя писать и читать при плохом освещении, нужно осторожно обращаться с острыми предметами, не играть в опасные игры.

Учитель. Один мальчик из нашей школы попал в больницу из-за игры с огнеопасными предметами. Потерянный глаз ничем не заменить. Есть люди, которые потеряли зрение – слепые. Представьте, как им плохо. Правда, сейчас изобрели книги для чтения слепыми с выпуклыми буквами.

О следующем органе чувств загадает загадку Никита.

Загадка:

Плоская досточка,
по краям обшита
а в середине дырочка (уши).

Игра “Угадай животное”

Дети по рядам угадывают животных по звукам, которые они издают. Звучит запись.

1 ряд – корова, лягушка; 2 ряд – кошка, утка; 3 ряд – собака, овца.

Игра “Угадай звук”

Ученик у доски, не глядя, угадывает звуки (звон колокольчика, хлопок в ладоши, музыкальная мелодия).

Учитель. С помощью какого органа чувств мы определили звуки и угадали животных? Как этот орган чувств помогает человеку?

Дети. Мы слышим речь, музыку, звуки природы

Учитель. Уши – орган слуха.

Появляется таблица “Орган слуха – ухо”.

“Орган слуха – ухо”.

Учитель. У кого болели уши? Почему? Как охранять уши?

Ответы детей: нельзя громко кричать, слушать громкую музыку, ковыряться в ушах, ходить в холод без шапки.

IV. Физминутка

Учитель. О следующем органе чувств загадает загадку Саша.

Меж двух светил я в середине один (нос).

Игра “Угадай запах”

Ученики с закрытыми глазами определяют запахи.

1 ученик – апельсин, 2 ученик – духи, 3 ученик – огурец.

Учитель. С помощью какого органа чувств вы догадались о предмете? Как помогает человеку этот орган чувств?

Ответы детей: мы чувствуем запах несвежей пищи, вредных газов, ароматы цветов. Когда мы болеем, мы перестаём чувствовать запахи.

Учитель. Нос – орган обоняния.

Появляется таблица “Орган обоняния – нос”.

“Орган обоняния – нос”.

 Учитель. Как беречь орган обоняния?

Ответы детей: закаляться, не толкать посторонние предметы.

Учитель. Со следующим органом нас познакомит Илья.

Всегда во рту, а не проглотишь (язык).

Игра “Угадай-ка”

Ученики с закрытыми глазами угадывают жидкость, которую они пьют.

1 ученик – сок

2 ученик – молоко

3 ученик – вода

Учитель. С помощью какого органа чувств вы узнали о предмете?

Ответы детей.

V. Работа с тетрадью

Тетрадь “Учимся думать и фантазировать” с.13.(рисунки арбуза, яблока, хлеба, соли, конфеты, лимона).

Учитель. Назвать вкус этих растений и продуктов? С помощью какого органа чувств мы знаем их вкус?

Появляется таблица “Орган вкуса – язык”.

“Орган вкуса – язык”.

Учитель. С другим органом чувств нас познакомит Настя.

Идут четыре брата навстречу друг другу

- Здравствуй, большак!- говорят.

- Здорово, Васька – указка, Мишка – середка, Иришка – сиротка, да крошка – Тимошка (пальцы).

Игра “Чудесный мешочек”

Дети угадывают предметы, не глядя на ощупь (расческа, зубная щетка, мяч).

Учитель. Как вы узнали предметы?

Дети. На ощупь.

Появляется таблица “Орган осязания – кожа”.

“Орган осязания – кожа”.

Учитель. Как человеку помогает кожа?

Дети. Кожа защищает человека.

Учитель. Как беречь кожу?

Дети. Кожу нужно держать в чистоте.

Учитель. Кто руководит всеми органами чувств?

Дети. Никто. Ум. Голова.

Учитель. Всеми органами чувств руководит находящийся в голове головной мозг.

Появляется таблица “Головной мозг” и его рисунок.

Игра на все органы чувств.

Рома у доски берет в руки яблоко, откусывает и ест.

Учитель. У Ромы работают все органы чувств: яблоко – красное, круглое, сладкое, ароматное и хрустит.

Ребята, какой орган чувств самый главный?

Дети. Глаза, кожа, нос, язык, уши, все важны.

Учитель. Правильно, все органы важны.

VI. Итог урока

Учитель. Мы познакомились с органами чувств. Все они важны для человека, и их нужно беречь.

Покажите свои солнышки. День от них стал светлее.