Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Посмотрите на них, улыбнитесь. Садитесь. Гости пришли посмотреть, как мы умеем отвечать, чему мы научились за 1,5 месяца учебы в школе. Какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Учитель. Сейчас на улице хмуро, пасмурно. Давайте нашими солнышками сделаем день радостнее, солнечнее.
У каждого ученика на парте рисунок: улыбающееся солнышко с не раскрашенными лучами. Дети должны за урок раскрасить рисунок. Правильный ответ – лучик раскрашивается.
II. Новый материал
Учитель. У человека есть верные помощники. Они помогают нам видеть, слышать, чувствовать вкус и запах, ощущать холод, боль, прикосновение. Вы догадались, как называются эти помощники? Найдите их на рисунках.
На доске рисунки: нос, волосы, язык, уши, пальцы, телевизор, глаза, ручка. Дети выходят к доске и находят рисунки: нос, язык, уши, пальцы, глаза.
Учитель. Правильно. А называются наши помощники – органы чувств.
На доске таблица “Органы чувств”.
Учитель. Сейчас Артем загадает нам загадку. Ответив на нее, вы узнаете, с чего мы начнем разговор.
Артем - два брата через дорогу живут, а друг друга не видят (глаза). Ответы детей. Включается видеомагнитофон. Картины степей Хакасии.
Учитель. Узнали кадры?
Ответы детей.
Учитель. Это хакасские степи. С помощью чего вы это определили?
Ответы детей: глазами увидели.
Игра “Найди число”
На доске рисунки (увеличенные рисунки из тетради “Учимся думать и фантазировать”, с.13). Дети выходят к доске и находят цифры в рисунках разных предметов и животных.
Учитель. С помощью какого органа чувств вы выполнили это задание?
Ответы детей.
Учитель. Правильно, ребята, глаза – это орган чувств – орган зрения.
На доске появляется таблица со словами: орган зрения, рядом с рисунком глаз.
Орган зрения – глаза. |
Учитель. Какую помощь оказывают глаза человеку?
Дети. С помощью глаз мы видим предметы, их форму, цвет, размер. С помощью глаз мы читаем интересные книги, смотрим полезные передачи по телевизору.
III. Работа с книгой
Учебник “Окружающий мир” с.27.
Учитель. Рассмотрите рисунки и ответьте, как сохранить зрение?
Дети. Нельзя читать лежа, нельзя близко смотреть телевизор, нельзя писать и читать при плохом освещении, нужно осторожно обращаться с острыми предметами, не играть в опасные игры.
Учитель. Один мальчик из нашей школы попал в больницу из-за игры с огнеопасными предметами. Потерянный глаз ничем не заменить. Есть люди, которые потеряли зрение – слепые. Представьте, как им плохо. Правда, сейчас изобрели книги для чтения слепыми с выпуклыми буквами.
О следующем органе чувств загадает загадку Никита.
Загадка:
Плоская досточка,
по краям обшита
а в середине дырочка (уши).
Игра “Угадай животное”
Дети по рядам угадывают животных по звукам, которые они издают. Звучит запись.
1 ряд – корова, лягушка; 2 ряд – кошка, утка; 3 ряд – собака, овца.
Игра “Угадай звук”
Ученик у доски, не глядя, угадывает звуки (звон колокольчика, хлопок в ладоши, музыкальная мелодия).
Учитель. С помощью какого органа чувств мы определили звуки и угадали животных? Как этот орган чувств помогает человеку?
Дети. Мы слышим речь, музыку, звуки природы
Учитель. Уши – орган слуха.
Появляется таблица “Орган слуха – ухо”.
“Орган слуха – ухо”. |
Учитель. У кого болели уши? Почему? Как охранять уши?
Ответы детей: нельзя громко кричать, слушать громкую музыку, ковыряться в ушах, ходить в холод без шапки.
IV. Физминутка
Учитель. О следующем органе чувств загадает загадку Саша.
Меж двух светил я в середине один (нос).
Игра “Угадай запах”
Ученики с закрытыми глазами определяют запахи.
1 ученик – апельсин, 2 ученик – духи, 3 ученик – огурец.
Учитель. С помощью какого органа чувств вы догадались о предмете? Как помогает человеку этот орган чувств?
Ответы детей: мы чувствуем запах несвежей пищи, вредных газов, ароматы цветов. Когда мы болеем, мы перестаём чувствовать запахи.
Учитель. Нос – орган обоняния.
Появляется таблица “Орган обоняния – нос”.
“Орган обоняния – нос”. |
Учитель. Как беречь орган обоняния?
Ответы детей: закаляться, не толкать посторонние предметы.
Учитель. Со следующим органом нас познакомит Илья.
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Игра “Угадай-ка”
Ученики с закрытыми глазами угадывают жидкость, которую они пьют.
1 ученик – сок
2 ученик – молоко
3 ученик – вода
Учитель. С помощью какого органа чувств вы узнали о предмете?
Ответы детей.
V. Работа с тетрадью
Тетрадь “Учимся думать и фантазировать” с.13.(рисунки арбуза, яблока, хлеба, соли, конфеты, лимона).
Учитель. Назвать вкус этих растений и продуктов? С помощью какого органа чувств мы знаем их вкус?
Появляется таблица “Орган вкуса – язык”.
“Орган вкуса – язык”. |
Учитель. С другим органом чувств нас познакомит Настя.
Идут четыре брата навстречу друг другу
- Здравствуй, большак!- говорят.
- Здорово, Васька – указка, Мишка – середка, Иришка – сиротка, да крошка – Тимошка (пальцы).
Игра “Чудесный мешочек”
Дети угадывают предметы, не глядя на ощупь (расческа, зубная щетка, мяч).
Учитель. Как вы узнали предметы?
Дети. На ощупь.
Появляется таблица “Орган осязания – кожа”.
“Орган осязания – кожа”. |
Учитель. Как человеку помогает кожа?
Дети. Кожа защищает человека.
Учитель. Как беречь кожу?
Дети. Кожу нужно держать в чистоте.
Учитель. Кто руководит всеми органами чувств?
Дети. Никто. Ум. Голова.
Учитель. Всеми органами чувств руководит находящийся в голове головной мозг.
Появляется таблица “Головной мозг” и его рисунок.
Игра на все органы чувств.
Рома у доски берет в руки яблоко, откусывает и ест.
Учитель. У Ромы работают все органы чувств: яблоко – красное, круглое, сладкое, ароматное и хрустит.
Ребята, какой орган чувств самый главный?
Дети. Глаза, кожа, нос, язык, уши, все важны.
Учитель. Правильно, все органы важны.
VI. Итог урока
Учитель. Мы познакомились с органами чувств. Все они важны для человека, и их нужно беречь.
Покажите свои солнышки. День от них стал светлее.