Цели урока:
- рассмотреть правило умножения суммы на число (распределительное свойство умножения);
- отрабатывать изученные приемы устных и письменных вычислений, умение решать текстовые задачи;
- развивать интеллект, творческие способности учащихся, коммуникативные способности;
- воспитывать активную личность.
Оборудование:
- учебник,
- прямоугольники (у каждого ученика) из цветной бумаги,
- карта мира,
- кораблик (аналог из учебника).
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, на прошлом уроке наш корабль “Математика” в Тихом океане увидел первооткрывателя Аляски. Кто же это был?
II. Проверка домашнего задания
Зашифрована в выражениях фамилия русского мореплавателя – Беринг. Вы должны были узнать кто же это, чем он прославился?
Ответы детей: Витус Беринг – начальник первой Камчатской экспедиции (1725 – 1730 г.) искал путь из России через Северный Ледовитый океан в Китай и Индию. В честь Беринга назван пролив между Азией и Америкой, а также Командорские острова.
III. Актуализация опорных знаний
Ребята, подробно о Беринге мы поговорим на уроке природоведения, а сейчас продолжаем путь.
Какое препятствие мы встретили вчера на пути и успешно его преодолели? (Тема предыдущего урока)
Ответы детей: делили круглые числа.
Устный счет. Проверим: разделите 700 на 10, 800 : 40, 420 : 60, 240 : 4.
Как вы думаете, достаточно ли нам этих знаний. Чтобы вместе с другим русским путешественником Афанасием Никитиным найти другой путь в сказочную Индию?
IV. Изучение нового
1. Создание проблемной ситуации.
Конечно, нет, не все мы еще научились вычислять, решать. Плывем? Путешественники умеют решать самые трудные задачи, а вот одна их них. У вас два прямоугольника
Как двумя способами можно вычислить площадь одного большого прямоугольника, состоящего из двух маленьких?
2. Выход из проблемной ситуации.
Работа в группах: старайтесь воспользоваться уже имеющимися у вас знаниями. Те, кто преодолеет это препятствие, возьмутся за руки и поднимут руки вверх – покажут свою готовность к ответу.
Проверка работ:
(4+3)х2=14 см2
4х2+3х2=14 см2
Запишите это выражение буквами на доске
(а+б)хс=ахб+бхс
Это равенство называется РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ УМНОЖЕНИЯ.
3. Сообщение темы урока детьми.
Что же мы будем решать сегодня на уроке?
Ответы детей: распределительное свойство умножения
Умножение суммы на число.
Откройте учебник с.73, урок 28. проверим, к верному ли выводу мы пришли?
Читаем хором правило.
Запишите буквенное равенство в учебнике.
Чему мы должны научиться на уроке?
V. Закрепление нового материала
- Работа в группах. Решение примеров № 2 с помощью рисунков. Объясняют ход решения устно.
- Решение № 3 с комментированием
- Дифференцированная работа “по уровню творчества” и по объему работы:
Для “сильных” - №4 – придумать свои примеры на умножение суммы на число и решить их.
Для “слабых” - № 5 – расшифровать фамилию, вычислив произведение и расположив ответы в порядке возрастания.
Для создания психологии успеха, комфортности каждого ученика до уроков ученикам раздаются карточки с номерами заданий.
4. Проверка вычислений учащихся.
- Дети читают свои примеры и ответы.
- Какую фамилию зашифровали в 5 задании? Кто это?
Ответы детей: Магеллан – великий первооткрыватель, мореплаватель, совершил кругосветное путешествие.
VI. Домашнее задание
– Подобное № 10 с. 75 – расшифровать фамилию еще одного мореплавателя и узнать, почему его именем назван поселок нашего края? (Поселок Лазаревское )
Итак, ребята, наш корабль продвигается дальше по морю-океану в Индию, но мы так устали…….
VII. Физминутка
№ 11 отгадай “лишнее” слово. Учитель читает, дети приседают или подпрыгивают.
На корабле всегда есть мыши и склянки, которые звенят – часы.
1, 2, 3, 4 – мыши дернули за гири,
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мыши вон!
VIII. Работа над текстовой задачей
В Индии Никитин купил пряности – задача № 6, анализ задачи. Составление схемы.
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Ответы детей: целое нельзя найти, если не знаем частички. Вывод: вначале ищем частички, затем – целое.
Какое правило надо применить, чтобы найти 2 частичку?
Ответы детей: умножение суммы на число.
Самостоятельное решение задачи. Для желающих – дифференцированные “подсказки” по характеру помощи.
Проверка решения и вычисления задачи: на доске – в разброс ответы. Найти верные ответы:
102, 68, 192, 90.
IХ. Итог урока
Чему новому вы сегодня научились?
Какое умение отрабатывали?
Ответы детей: умножение суммы на число.
Какая обратная операция умножению?
Ответы детей: деление – обратная операция умножению.
Сегодня мы учили умножение суммы на число, а на следующих уроках будем учить….
Ответ детей: деление суммы на число.
Вы очень сообразительные дети и наш корабль благополучно преодолел все препятствия. Надеюсь, что и будущее плавание по “Математике” будет таким же успешным. Спасибо. Урок окончен.
Х. Дополнительный материал
№ 8 “Волшебные квадраты”,
№ 9 построить фигуру (по ответам примеров).