Цели:
- Введение нового термина "слагаемые".
- Закрепление по теме: "сложение".
- Чтение и запись сумм. Определение их значения пересчитыванием элементов объединенного множества и присчитыванием к одному слагаемому по одной единице другого слагаемого, а также движением по натуральному ряду.
- Закрепление ранее изученных терминов: "сумма", "значение суммы".
Оборудование: учебник А.Л. Чекина "Математика, 1 класс" (2-ая часть), таблица с названием терминов, наборное полотно, демонстрационные груши желтого и зелёного цвета, раздаточный материал, счётные палочки.
Ход урока
1. - Тема нашего урока "сложение". Про сложение вы знаете уже много, а сегодня узнаете ещё больше, а, значит, совершите новые математические открытия. Откройте учебник на стр.33. Найдите задание №81. Внимательно послушайте, что надо сделать: поставьте между числами такой знак, чтобы получились суммы.
На доске запись: 3 6 2 7 5 3 7 1
- Какой знак поставили? (+)
- Почему? (Когда между числами стоит знак +, эта запись называется сумма)
- Что обозначает этот знак? (Сложение, объединение)
- Значит, и я поставлю плюс.
- Давайте пофантазируем. Если между числами стоит знак сложения, как бы вы назвали эти числа? (Слагаемые).
(Учитель открывает запись) Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое.
- А теперь подчеркните красным карандашом 1-е слагаемое, синим карандашом 2-е слагаемое. (Дети работают в тетрадях)
- Назовите 1-е слагаемое. Назовите 2-е слагаемое.
- Можно ли продолжить эту запись? (Да)
- Что можно найти? (Значение суммы)
- Найдите значение суммы, запишите.
Проверка, запись на доске.
- Каким способом вы находили значение суммы?
- Если между суммой и значением суммы стоит знак =, как ещё можно назвать эту запись? (Равенство)
- Придумайте и запишите несколько равенств на пустой строчке.
- Назовите свои равенства. (3=3, 7=7,4+2=6,1+2=3)
- Это равенства? Почему? (Если стоит в записи знак =, то это равенство)
2. На доске чертёж
- Что вы видите на этом чертеже? (отрезки)
- Сколько их? (1,2, 3)
- Покажите 1-й отрезок. Назовём его а.
- Покажите 2-й отрезок. Назовём его е.
- Покажите 3-й отрезок. А как его назовём?
- Из чего он состоит? Из каких частей? (а и е)
- Как записать, что этот отрезок состоит из частей а и е? (а+е) .
- Найдите в этой записи 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумму. (а, е, а+е).
3. - Положите перед собой листок с заданием.
- Что изображено на рисунке? (груши)
Физкультминутка. Игра "Бывает, не бывает". Бывает - "да" и присели. Не бывает - "нет" и развели руками.
1) Папа купил груши в книжном магазине, (нет)
2) Груши кислые, а лимоны сладкие, (нет)
3) На рынке продавали красивые спелые груши, (да)
4) Груши - это овощи, (нет)
5) Компот с грушами очень вкусный, (да)
6) Груши растут на грядках, (нет)
7) Груши растут на дереве, (да)
- Потянулись, сорвали груши с дерева. Присели, подняли упавшие груши. Тихонько, чтобы груши не рассыпались, сели.
4. - Раскрасьте рисунок так, чтобы в вазе были желтые и зелёные груши.
- Сделайте математическую запись к рисунку так, чтобы 1-ое слагаемое обозначало число жёлтых груш, а 2-ое слагаемое - число зелёных груш. (Дети выходят к наборному полотну, показывают свои варианты).
На доске появляется запись:
1 + 4= 5
4 + 1= 5
2 + 3= 5
3 + 2= 5
- Расскажите всё, что заметили. (У всех записей одно и то же значение суммы: 5; вижу закономерность: эти записи можно записать в порядке увеличения или уменьшения 1-ого слагаемого; это состав числа 5; мы учили: 5 - это 4 и 1 ...)
- Молодцы!
5. - А теперь послушайте ещё одно задание: одно из чисел 2, 5, 3 является значением суммы двух других. Проверь себя, используя палочки. Составь математическую запись.
На доске запись:
2+ 3= 5
3+ 2= 5
- Что интересного заметили? (Можно записать 2+ 3, или 3+ 2, а получится всё равно 5)
- Мы только что совершили с вами математическое открытие: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.
6. - Используя количество детей в 1, 2, 3 ряду, составьте суммы.
На доске запись:
4 + 4= 8
3 + 6= 9
5 + 4= 9
- Назовите 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумму, значение суммы.
- А как узнать, сколько всего детей в нашем классе?
- Какую запись надо сделать? (8+9+9)
- Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, а как назовём следующее число? (3-е слагаемое)
- Вот вам ещё одно математическое открытие: слагаемых может быть больше 2.
- А значение этой суммы мы с вами узнаем позже, когда научимся считать.
- Урок окончен. Спасибо.
Материалы, использованные на уроке:
1. "Математика, 1 класс", Чекин А.Е. 2-я часть.
2. "Рабочая тетрадь" к учебнику Чекина А.Л. “Математика, 1 класс”, автор Е. П. Юдина.