Урок математики в 1-м классе по теме: "Введение термина "Слагаемые"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Введение нового термина "слагаемые".
  • Закрепление по теме: "сложение".
  • Чтение и запись сумм. Определение их значения пересчитыванием элементов объединенного множества и присчитыванием к одному слагаемому по одной единице другого слагаемого, а также движением по натуральному ряду.
  • Закрепление ранее изученных терминов: "сумма", "значение суммы".

Оборудование: учебник А.Л. Чекина "Математика, 1 класс" (2-ая часть), таблица с названием терминов, наборное полотно, демонстрационные груши желтого и зелёного цвета, раздаточный материал, счётные палочки.

Ход урока

1. - Тема нашего урока "сложение". Про сложение вы знаете уже много, а сегодня узнаете ещё больше, а, значит, совершите новые математические открытия. Откройте учебник на стр.33. Найдите задание №81. Внимательно послушайте, что надо сделать: поставьте между числами такой знак, чтобы получились суммы.

На доске запись: 3 6 2 7 5 3 7 1

- Какой знак поставили? (+)

- Почему? (Когда между числами стоит знак +, эта запись называется сумма)

- Что обозначает этот знак? (Сложение, объединение)

- Значит, и я поставлю плюс.

- Давайте пофантазируем. Если между числами стоит знак сложения, как бы вы назвали эти числа? (Слагаемые).

(Учитель открывает запись) Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое.

- А теперь подчеркните красным карандашом 1-е слагаемое, синим карандашом 2-е слагаемое. (Дети работают в тетрадях)

- Назовите 1-е слагаемое. Назовите 2-е слагаемое.

- Можно ли продолжить эту запись? (Да)

- Что можно найти? (Значение суммы)

- Найдите значение суммы, запишите.

Проверка, запись на доске.

- Каким способом вы находили значение суммы?

- Если между суммой и значением суммы стоит знак =, как ещё можно назвать эту запись? (Равенство)

- Придумайте и запишите несколько равенств на пустой строчке.

- Назовите свои равенства. (3=3, 7=7,4+2=6,1+2=3)

- Это равенства? Почему? (Если стоит в записи знак =, то это равенство)

2. На доске чертёж

- Что вы видите на этом чертеже? (отрезки)

- Сколько их? (1,2, 3)

- Покажите 1-й отрезок. Назовём его а.

- Покажите 2-й отрезок. Назовём его е.

- Покажите 3-й отрезок. А как его назовём?

- Из чего он состоит? Из каких частей? (а и е)

- Как записать, что этот отрезок состоит из частей а и е? (а+е) .

- Найдите в этой записи 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумму. (а, е, а+е).

3. - Положите перед собой листок с заданием.

- Что изображено на рисунке? (груши)

Физкультминутка. Игра "Бывает, не бывает". Бывает - "да" и присели. Не бывает - "нет" и развели руками.

1) Папа купил груши в книжном магазине, (нет)

2) Груши кислые, а лимоны сладкие, (нет)

3) На рынке продавали красивые спелые груши, (да)

4) Груши - это овощи, (нет)

5) Компот с грушами очень вкусный, (да)

6) Груши растут на грядках, (нет)

7) Груши растут на дереве, (да)

- Потянулись, сорвали груши с дерева. Присели, подняли упавшие груши. Тихонько, чтобы груши не рассыпались, сели.

4. - Раскрасьте рисунок так, чтобы в вазе были желтые и зелёные груши.

- Сделайте математическую запись к рисунку так, чтобы 1-ое слагаемое обозначало число жёлтых груш, а 2-ое слагаемое - число зелёных груш. (Дети выходят к наборному полотну, показывают свои варианты).

На доске появляется запись:

1 + 4= 5

4 + 1= 5

2 + 3= 5

3 + 2= 5

- Расскажите всё, что заметили. (У всех записей одно и то же значение суммы: 5; вижу закономерность: эти записи можно записать в порядке увеличения или уменьшения 1-ого слагаемого; это состав числа 5; мы учили: 5 - это 4 и 1 ...)

- Молодцы!

5. - А теперь послушайте ещё одно задание: одно из чисел 2, 5, 3 является значением суммы двух других. Проверь себя, используя палочки. Составь математическую запись.

На доске запись:

2+ 3= 5

3+ 2= 5

- Что интересного заметили? (Можно записать 2+ 3, или 3+ 2, а получится всё равно 5)

- Мы только что совершили с вами математическое открытие: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

6. - Используя количество детей в 1, 2, 3 ряду, составьте суммы.

На доске запись:

4 + 4= 8

3 + 6= 9

5 + 4= 9

- Назовите 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумму, значение суммы.

- А как узнать, сколько всего детей в нашем классе?

- Какую запись надо сделать? (8+9+9)

- Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, а как назовём следующее число? (3-е слагаемое)

- Вот вам ещё одно математическое открытие: слагаемых может быть больше 2.

- А значение этой суммы мы с вами узнаем позже, когда научимся считать.

- Урок окончен. Спасибо.

Материалы, использованные на уроке:

1. "Математика, 1 класс", Чекин А.Е. 2-я часть.

2. "Рабочая тетрадь" к учебнику Чекина А.Л. “Математика, 1 класс”, автор Е. П. Юдина.