“Основной целью образовательного
процесса
в школе является развитие каждого ученика. Мера
этого развития выступит как мера оценки качества
работы учителя, руководителя школы в целом”. (Т.И.
Шамова)
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения;
- развивают системное мышление.
Если рассмотреть теоретические позиции проектного обучения, то мы отметим:
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных философских и психических функций ученика.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, при общении его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Для этого нужны особые формы обучения, ведущей среди них является имитационная игра. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл, т.е. игра является основой личностно-ориентированного обучения.
Определим этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Составим таблицу системы действий учителя и учащегося на разных стадиях работы над проектом (Приложение 1).
Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Приведем пример реализации технологии проектного обучения. Данный проект возник в результате поиска практического применение полученных знаний по теме “Проценты”.
Тема проекта: “Наша школа – школа завтрашнего дня”.
Руководитель проекта: Ухова Н.М., учитель математики ГОУ средней общеобразовательной школы № 283 г. Москвы. Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: москвоведение, география, математика, изобразительное искусство, экология, информатика, литература, технология.
Возраст школьников: 13–14 лет.
Оборудование: видеокамера, фотоаппарат, компьютер, сканер, принтер, ксерокс.
Цель проекта:
- определить значение школы в жизни населения микрорайона “Северное Медведково”;
- изыскать возможности её благоустройства и реконструкции;
- привлечь внимание к данной проблеме и получить помощь в её решении.
Задачи проекта:
- научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников: компьютерных баз данных, библиотек, справочников;
- проводить социологический опрос;
- проводить экономический анализ;
- создавать и трансформировать карты школы и прилегающей к ней территории.
- анализировать экологическую проблему по данной теме проекта;
- научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить её, умению выразить свою точку зрения и обосновать её;
- научить детей работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта;
- овладеть методом прогнозирования;
- развить чувство ответственности за порученное дело;
- научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
Срок проведения проекта: сентябрь – декабрь 2004 года.
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для всех жителей района “Северное Медведково”. Проект охватывает такие разделы науки, как историю, экономику, географию математику, информатику, социологию. На обсуждение в качестве темы учащимся была предложена проблема “Школа”, расположенная в центре жилых застроек. В масштабе города эту проблему можно ассоциировать с проблемой развития мегаполиса как особого субъекта федерации. Исторически школа имела не только воспитательное значение для жителей “Северного Медведково”, но и экономическую просветительскую, эстетическую значимость. В связи с массовым строительством многоэтажек и сносом частных домов, возникла необходимость строительства образовательного учреждения. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для жителей “Северного Медведково”.
Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения проблемы “Школы”, за счет внутренних резервов муниципалитета “Северного Медведково” и данных по всеобучу близ лежащих школ.
Проектом предусматривается создание 4-х групп, работающих по следующим направлениям:
- История возникновения школы, её значение для жителей СВАО (воспоминание старожил).
- Социологические исследования (социологический опрос, анализ и данных по ОШ -1).
- Компьютерное моделирование микрорайона с учетом его благоустройства (чертежно-архитектурное оформление школы и прилегающей к ней территории).
- Группа мониторинга физического состояния учащихся (вредные привычки, общая заболеваемость, нормы СЭС и САНПИНА).
- Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод.
Планируемый результат:
- Фотоматериалы об истории школы.
- Социологический опрос: необходимость образовательного учреждения, анализ результатов анкетирования (в процентном соотношении данных по ОШ - 1 и всеобучу).
- Компьютерная презентация (моделирование микрорайона с учетом его благоустройства – оформление школы и прилегающей территории).
- Мониторинг физического состояния учащихся.
Этапы работы над проектом.
1 этап: разработка проектного задания.
Задачи: Определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Ученики: Организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
Историческая группа: задание-исследование исторических фактов становления школы, определение возможных контактов и сбора материалов.
Социологическая группа: при помощи анкетирования выясняет у учащихся и их родителей, что они думают, о нынешнем состоянии школы и какой хотят видеть её. Определение группы опрашиваемых, составление конкретных вопросов для социологического опроса и группы обработки полученных данных.
Группа компьютерной графики: обсуждение форм выполнения компьютерного макета, возможность изображения территории школы. Определение круга учителей – предметников или специалистов, способных оказать конкретную консультацию.
Группа, определяющая физическое состояние учащихся: выяснение круга людей, способных оказать помощь при сборе информации, обсуждение форм выполнения и представления результатов заданий.
Учитель: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает.
2 этап: Разработка проекта.
Задачи: Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов длительности, выполнения проекта.
Ученики: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, парная, групповая), анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работают над проектом и оформляют проект.
Историческая группа: разделение на подгруппы: беседы с родственниками, проживающими в м/р “Северное Медведково”, работа в библиотеке с периодической печатью, справочниками, исторической литературой, краеведческом музее, фотосъемка.
Социологическая группа: проведение устного и письменного опроса среди учеников школы № 283 и близ лежащих школ “Северного Медведково”. Обобщение собранного материала и составление диаграмм, съемка.
Группа компьютерной графики: создание компьютерных макетов школы и её территории (применяя знания по теме “Масштаб”), посещение выставок с целью обучения выполнения чертежей и макета. Консультации с учителями и специалистами макетирования. Выполнение реконструкции школы и её территории.
Группа, определяющая физическое состояние учащихся: получение помощи у медсестры по составлению диаграмм о состоянии здоровья обучающихся, работа со справочным материалом совместно с завучем и секретарем школы. Подсчет % по результатам заданий, обработка результатов исследований.
Учитель: наблюдает, консультирует, советует.
3 этап: Оценка результатов.
Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.
Ученики: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Социологическая и Историческая группы: обсуждение результатов исследования. Представление фотоматериалов, стенгазет, докладов.
Группа компьютерной графики и группа, определяющая физическое состояние учащихся: показ компьютерных макетов школы и прилегающей территории, обсуждение и уточнение сопроводительного текста, представление и обсуждение полученных диаграмм.
Учитель: наблюдает, направляет процесс анализа.
4 этап: Защита проекта. Проведение общешкольной конференции.
Задачи: подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.
Ученики: защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Историческая группа: доклад об истории создания школы, о значении её для жителей близлежащих домов. Показ фотоальбома.
Социологическая группа: доклад о социологических исследованиях с показом диаграмм “Мнение жителей “Северного Медведково” о состоянии школы как образовательного, воспитательного и эстетического центра и их пожелания по изменению структуры образовательной среды для удовлетворения образовательных и дополнительных услуг”.
Группа компьютерной графики: демонстрация (презентация) компьютерного макета с пояснениями возможностей компьютерной графики и рассказам о благоустройстве и реконструкции прилегающей территории.
Группа, определяющая физическое состояние учащихся: демонстрирует таблицы, диаграммы о состоянии здоровья учащихся; характеристики заболеваний; данные по группам здоровья; охвата учащихся физкультурой, спортом и горячим питанием; травматизма в школе; вредных привычках; готовности к непрерывному образованию и труду.
Учитель: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
5 этап: Рефлексия.
Задачи: формирование адекватной самооценки учащихся.
Ученики: заполняют анкету рейтинговой оценки.
Учитель: заполняет анкету рейтинговой оценки средняя оценка по проекту, общая оценка проекта.
Процедура проведения проекта.
- Постановка проблем исследования.
- Определение количества групп и участников в группе, распределение функциональных обязанностей каждого участника.
- Обсуждение источников информации, планов деятельности.
- Работа по темам проекта в группах:
- Сбор информации;
- Аналитическая работа собранного материала;
- Консультации специалистов и учителей;
- Коррекция деятельности;
- Дальнейший поиск информации и анализ новых данных;
- Обобщение, обсуждение полученных фактов, удовлетворяющих всех участников проекта;
- Оформление результатов.
Защита проекта.
Подведение итогов, рейтинговая оценка, рефлексия.
Полученные приращения.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся при работе в разновозрастных группах.
- Знакомство с основами исследовательской деятельности.
- Формирование навыков работы с новыми информационными технологиями.
- Практическое использование полученных в школе знаний и формирование устойчивых межпредметных связей.
Защита данного проекта состоялась в феврале 2005 года на общешкольной конференции “Ярмарка идей” и получила высокую оценку экспертной комиссии.