Разработка открытого урока по теме: "Mode de vie sain" ("Здоровый образ жизни")

Разделы: Иностранные языки


Дидактическая цель:

создать условия для структурирования учебной информации, систематизации и проверки уровня развития навыков устной речи.

Цели по содержанию:

  1. образовательная: способствовать развитию навыков устной речи средствами технологии группового самостоятельного обучения.
  2. развивающая:
    1. развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности;
    2. развивать фонематический слух, комплексное восприятие различной информации, развивать память, мышление, внимание.
  3. воспитательная: способствовать воспитанию культуры общения с аудиторией, умения работать самостоятельно, в паре, в группе; осуществлять нравственное воспитание, приобщать к здоровому образу жизни.
  4. практические задачи:
    1. совершенствовать и развивать речевую активность в общении с опорой на личный опыт;
    2. расширять лексический запас учащихся;
    3. совершенствовать навыки фонематического слуха;
    4. совершенствовать умения находить необходимую информацию из предложенного источника.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технология обучения: личностно - деятельностно-коммуникативная.

Метод обучения: частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный.

Средства обучения: доска, тематическая наглядность, текст, цитаты, ассоциограмма, магнитофон, запись спокойной музыки, пиктограмма.

Структура урока

  1. Целевой блок
    1. Оргмомент
    2. Мотивация
    3. Целеполагание
  2. Процессуальный блок
    1. Актуализация знаний
      1. работа с источником информации (текст с положительными и отрицательными факторами для здоровья)
      2. вопросы учителя по теме ЗОЖ
    2. Презентация самостоятельных работ в парах, группах, индивидуально по выбранной проблеме.
    3. Контроль-закрепление уровня усвоения материала.
  3. Аналитический блок
    1. Подведение итогов
    2. Рефлексия
    3. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность

учителя

Информационное поле

Деятельность

учащихся

I. Оргмомент Слова приветствия

классу.

 

Переключает внимание учащихся

на урок. Использует психологические

приёмы, направленные на мобилизацию уч-ся.

Bonjour! Comment $ccedil;a va? Etes-vous d'humeur а travailler ?

Regardez le plancher, le plafond, la fen$eacute;tre, moi, le tableau.

La mouche vole suivez la ! Ecoutez et r$eacute;p$eacute;tez apr$egrave;s moi !

Реаг$egrave;руют.

Отвечают.

M->Cl

M<-> E1E2E3

Слушают и выполняют задание учителя.

М->С1

Мотивация

Целеполагание.

1. Напоминает учащимся ассоциограмму по изучаемой теме, в которой выделено слово “la sant$eacute;”. Ассоциограмма. Смотрят.

Вспоминают

M->Cl

Voici le sch$eacute;ma de vos associations avec le mot Ecologie parmi lesquelles il у а le mot la sant$eacute;. Aujourd'hui nous allons en parler. (Приложение 1)
2. Просит объяснить учащихся, как они понимают смысл цитат. Voilа les citations concernant la sant$eacute;. Donnez vos explications. Comment les comprenez - vous?

(Приложение 2)

По очереди раскрывают смысл цитат.

E1E2E3->MCl

3. Интересуется здоровьем учащихся. Comment est votre sant$eacute; ?

Conment va la sant$eacute; ?

Comment allez-vous ?

Отвечают.

М->Сl

П. Актуализация знаний.

Совершенствование навыков устной речи на основе работы с текстом и в вопросно-ответном упражнении.

1. Предлагает

учащимся найти в тексте следующую информацию:

а) факторы благоприятные для здоровья.

б) отрицательные факторы для здоровья.

Je vous propose de lire un texte amusant et de marquer les c$oacute;t$eacute;s positifs touchant la sant$eacute;

Текст (Приложение 3)

Работают с текстом (можно самостоятельно, можно в паре)

E1E2E3Находят нужную информацию, комментируют.

E1E2E3 ->М

2.Задаёт вопросы уч-ся (имеющие

отношение к здоровому образу жизни)

Приложение 4 Отвечают.

M->Cl

М- E1E2E3

3. Спрашивает, почему были заданы такие вопросы. Pourquoi est-ce que je viens de vous poser ces questions ? Отвечают.

M->Cl

III. Развитие навыков устной речи, совершенствование вавыков аудирования. Сообщает, что к этому уроку самостоятельно готовились по выбранным ситуациям Pour cette le$ccedil;on vous avez pr$eacute;par$eacute; les expos$eacute;s au sujet de la sant$eacute; et quelques devoirs pour contr$oacute;ler la compr$eacute;hension. Слушают.
Презентация самостоятельных работ.   Приложение 5 Презентация

работ.

E1->Cl

E2E3->Cl

E4E5E6->Cl

1 – Gr 1,…)

Контроль и закрепление услышанной информации.   Приложение 6

Контроль осуществляется поэтапно после каждой презентации

Работают

самостоятельно.

E1E2E3

М-> E1E2E3

IV. Подведение   итогов. Рефлексия.

Взаимооценка учащихся. Оценка учителя. Домашнее задание.

Просит поднять руку если:

а) раньше знали всю эту информацию;

б) эта информация будет полезной.

Почему мы говорили о здоровье? Чьё выступление понравилось больше.

Даёт собственную оценку работе учащихся.

Объясняет домашнее задание.

Levez-les mains si :

a) Autrefois vous connaissiez bien toute cette information.

b) Cette information vous sera utile.

Pourquoi est-ce que nous venons de parler de la sant$eacute; ?
Quel expos$eacute; est le meilleur ?

Pr$eacute;parez un petit expos$eacute; au sujet de la sant$eacute; en utilisant l’information de cette leзon.

Выполняют

задания учителя

E1E2E3

М->С1

 

 

 

 

M->Cl

Комментарии к уроку.

Урок проходил в 9 лингвистическом классе (лингвистический профиль сформирован с 8 класса), где ребята изучают французский язык в качестве второго иностранного языка четвёртый год при 2 часах в неделю (основной язык у них английский со второго класса). В группе 11 человек. Тема открытого урока “Mode de vie sain” (“ЗОЖ”) является подтемой Unite “Comment $ccedil;a va sur la Terre?”. Из 14-ти уроков по программе это 9-ый урок.

Ситуативная основа – выступление ребят в группах по выбранной ситуации.

I блок. Вспомнили ассоциограмму, которая создаёт целостное представление об изучаемом материале. В ней визуально раскрыто главное понятие путём восстановления ассоциативных связей. Вся информация классифицирована, все этапы работы наглядно зафиксированы, создано представление о жёсткой связи всех аспектов высказывания. Выделено слово ЗДОРОВЬЕ. Чтобы придать привлекательность уроку и усилить на данном этапе мотивирующую функцию, были использованы элементы коллажирования и задания, требующие личностной оценки, аргументизации своей точки зрения. Были даны цитаты, касающиеся здоровья и ребятам нужно было объяснить, как они понимают их смысл. Таким образом были созданы условия для осознанного восприятия учебной цели.

II блок. Основная цель на этом этапе – глубже проникнуть в суть изучаемого материала. Был предложен текст с положительными и отрицательными факторами для здоровья и вопросы учителем строились с учётом этих факторов.

III блок. Презентация самостоятельных работ шла в парах, группах, индивидуально по выбранной ситуации. На предыдущих уроках шла подготовка к презентации мини-проектов частично по алгоритму проектной методики. Сначала ребята определялись с ситуацией, о чём будут рассказывать. Потом собирали необходимую информацию (пользовались дополнительными источниками, шла опора на жизненный опыт и на первый ИЯ (эта тема была уже пройдена на уроках английского)). Далее материал систематизировался. Каждая группа готовила подборку новых, незнакомых слов по своему выступлению. Чтобы снять лингвистические трудности при заслушивании выступлений, я подготовила на основе этой лексики тренировочные упражнения.

Основная цель этого этапа:

1)Комплексное, осознанное восприятие различной информации;

2)Дать возможность учащимся почувствовать себя способными высказаться в определённой ситуации.

После каждой презентации шёл контроль-закрепление. Были даны задания, направленные на понимание содержания прослушанной информации. Контроль осуществлялся как на уровне узнавания (например, “соответствует ли эта информация содержанию услышанной или нет?” или “выберите правильный ответ”), так и на уровне воспроизведения (“ответьте на вопрос”; “какие аргументы соответствуют каждой реплике?”; “дайте объяснение понятия”; “назовите”; “отметьте” и др.).

После контрольных упражнений было предложено без подготовки систематизировать всю информацию урока в мини-выступлении.

В разработке урока частично использованы материалы по теме La sante n’a pas de prix из учебного пособия “Лексика? Нет проблем” Е.И. Пассова, М.О.Антюшина, М., “Иностранный язык”, “Оникс 21 век”, 2001