Дидактическая цель:
создать условия для структурирования учебной информации, систематизации и проверки уровня развития навыков устной речи.
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать развитию навыков устной речи средствами технологии группового самостоятельного обучения.
- развивающая:
- развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности;
- развивать фонематический слух, комплексное восприятие различной информации, развивать память, мышление, внимание.
- воспитательная: способствовать воспитанию культуры общения с аудиторией, умения работать самостоятельно, в паре, в группе; осуществлять нравственное воспитание, приобщать к здоровому образу жизни.
- практические задачи:
- совершенствовать и развивать речевую активность в общении с опорой на личный опыт;
- расширять лексический запас учащихся;
- совершенствовать навыки фонематического слуха;
- совершенствовать умения находить необходимую информацию из предложенного источника.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.
Технология обучения: личностно - деятельностно-коммуникативная.
Метод обучения: частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный.
Средства обучения: доска, тематическая наглядность, текст, цитаты, ассоциограмма, магнитофон, запись спокойной музыки, пиктограмма.
Структура урока
- Целевой блок
- Оргмомент
- Мотивация
- Целеполагание
- Процессуальный блок
- Актуализация знаний
- работа с источником информации (текст с положительными и отрицательными факторами для здоровья)
- вопросы учителя по теме ЗОЖ
- Презентация самостоятельных работ в парах, группах, индивидуально по выбранной проблеме.
- Контроль-закрепление уровня усвоения материала.
- Аналитический блок
- Подведение итогов
- Рефлексия
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
Этапы |
Деятельность учителя |
Информационное поле |
Деятельность учащихся |
I. Оргмомент | Слова приветствия классу.
Переключает внимание учащихся на урок. Использует психологические приёмы, направленные на мобилизацию уч-ся. |
Bonjour! Comment $ccedil;a va? Etes-vous d'humeur а
travailler ? Regardez le plancher, le plafond, la fen$eacute;tre, moi, le tableau. La mouche vole suivez la ! Ecoutez et r$eacute;p$eacute;tez apr$egrave;s moi ! |
Реаг$egrave;руют. Отвечают. M->Cl M<-> E1E2E3 Слушают и выполняют задание учителя. М->С1 |
Мотивация Целеполагание. |
1. Напоминает учащимся ассоциограмму по изучаемой теме, в которой выделено слово “la sant$eacute;”. | Ассоциограмма. | Смотрят. Вспоминают M->Cl |
Voici le sch$eacute;ma de vos associations avec le mot Ecologie parmi lesquelles il у а le mot la sant$eacute;. Aujourd'hui nous allons en parler. (Приложение 1) | |||
2. Просит объяснить учащихся, как они понимают смысл цитат. | Voilа les citations concernant la sant$eacute;. Donnez vos explications. Comment les comprenez - vous? | По очереди раскрывают смысл
цитат. E1E2E3->MCl |
|
3. Интересуется здоровьем учащихся. | Comment est votre sant$eacute; ? Conment va la sant$eacute; ? Comment allez-vous ? |
Отвечают. М->Сl |
|
П. Актуализация знаний. Совершенствование навыков устной речи на основе работы с текстом и в вопросно-ответном упражнении. |
1. Предлагает учащимся найти в тексте следующую информацию: а) факторы благоприятные для здоровья. б) отрицательные факторы для здоровья. |
Je vous propose de lire un texte amusant et de marquer
les c$oacute;t$eacute;s positifs touchant la sant$eacute; Текст (Приложение 3) |
Работают с текстом (можно
самостоятельно, можно в паре) E1E2E3Находят нужную информацию, комментируют. E1E2E3 ->М |
2.Задаёт вопросы уч-ся (имеющие отношение к здоровому образу жизни) |
Приложение 4 | Отвечают. M->Cl М- E1E2E3 |
|
3. Спрашивает, почему были заданы такие вопросы. | Pourquoi est-ce que je viens de vous poser ces questions ? | Отвечают. M->Cl |
|
III. Развитие навыков устной речи, совершенствование вавыков аудирования. | Сообщает, что к этому уроку самостоятельно готовились по выбранным ситуациям | Pour cette le$ccedil;on vous avez pr$eacute;par$eacute; les expos$eacute;s au sujet de la sant$eacute; et quelques devoirs pour contr$oacute;ler la compr$eacute;hension. | Слушают. |
Презентация самостоятельных работ. | Приложение 5 | Презентация работ. E1->Cl E2E3->Cl E4E5E6->Cl (Е1 – Gr 1,…) |
|
Контроль и закрепление услышанной информации. | Приложение
6 Контроль осуществляется поэтапно после каждой презентации |
Работают самостоятельно. E1E2E3 М-> E1E2E3 |
|
IV. Подведение итогов.
Рефлексия. Взаимооценка учащихся. Оценка учителя. Домашнее задание. |
Просит поднять руку если: а) раньше знали всю эту информацию; б) эта информация будет полезной. Почему мы говорили о здоровье? Чьё выступление понравилось больше. Даёт собственную оценку работе учащихся. Объясняет домашнее задание. |
Levez-les mains si : a) Autrefois vous connaissiez bien toute cette information. b) Cette information vous sera utile. Pourquoi est-ce que nous venons de parler de la sant$eacute; ? Pr$eacute;parez un petit expos$eacute; au sujet de la sant$eacute; en utilisant l’information de cette leзon. |
Выполняют задания учителя E1E2E3 М->С1
M->Cl |
Комментарии к уроку.
Урок проходил в 9 лингвистическом классе (лингвистический профиль сформирован с 8 класса), где ребята изучают французский язык в качестве второго иностранного языка четвёртый год при 2 часах в неделю (основной язык у них английский со второго класса). В группе 11 человек. Тема открытого урока “Mode de vie sain” (“ЗОЖ”) является подтемой Unite “Comment $ccedil;a va sur la Terre?”. Из 14-ти уроков по программе это 9-ый урок.
Ситуативная основа – выступление ребят в группах по выбранной ситуации.
I блок. Вспомнили ассоциограмму, которая создаёт целостное представление об изучаемом материале. В ней визуально раскрыто главное понятие путём восстановления ассоциативных связей. Вся информация классифицирована, все этапы работы наглядно зафиксированы, создано представление о жёсткой связи всех аспектов высказывания. Выделено слово ЗДОРОВЬЕ. Чтобы придать привлекательность уроку и усилить на данном этапе мотивирующую функцию, были использованы элементы коллажирования и задания, требующие личностной оценки, аргументизации своей точки зрения. Были даны цитаты, касающиеся здоровья и ребятам нужно было объяснить, как они понимают их смысл. Таким образом были созданы условия для осознанного восприятия учебной цели.
II блок. Основная цель на этом этапе – глубже проникнуть в суть изучаемого материала. Был предложен текст с положительными и отрицательными факторами для здоровья и вопросы учителем строились с учётом этих факторов.
III блок. Презентация самостоятельных работ шла в парах, группах, индивидуально по выбранной ситуации. На предыдущих уроках шла подготовка к презентации мини-проектов частично по алгоритму проектной методики. Сначала ребята определялись с ситуацией, о чём будут рассказывать. Потом собирали необходимую информацию (пользовались дополнительными источниками, шла опора на жизненный опыт и на первый ИЯ (эта тема была уже пройдена на уроках английского)). Далее материал систематизировался. Каждая группа готовила подборку новых, незнакомых слов по своему выступлению. Чтобы снять лингвистические трудности при заслушивании выступлений, я подготовила на основе этой лексики тренировочные упражнения.
Основная цель этого этапа:
1)Комплексное, осознанное восприятие различной информации;
2)Дать возможность учащимся почувствовать себя способными высказаться в определённой ситуации.
После каждой презентации шёл контроль-закрепление. Были даны задания, направленные на понимание содержания прослушанной информации. Контроль осуществлялся как на уровне узнавания (например, “соответствует ли эта информация содержанию услышанной или нет?” или “выберите правильный ответ”), так и на уровне воспроизведения (“ответьте на вопрос”; “какие аргументы соответствуют каждой реплике?”; “дайте объяснение понятия”; “назовите”; “отметьте” и др.).
После контрольных упражнений было предложено без подготовки систематизировать всю информацию урока в мини-выступлении.
В разработке урока частично использованы материалы по теме La sante n’a pas de prix из учебного пособия “Лексика? Нет проблем” Е.И. Пассова, М.О.Антюшина, М., “Иностранный язык”, “Оникс 21 век”, 2001