Появление понятия “новые информационные технологии” связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образование. В настоящее время педагогика стоит перед проблемой – научится правильно, оптимально и безвредно применять новые информационные технологии. Применение новых информационных технологий требуют от учителя и учащихся компьютерной грамотности. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций.
Для эффективного использования информационных технологий в рамках среднего образования требуется поиск таких организационных форм и методов, которые адекватно отражали бы возможности и особенности их применения для подготовки личности “информационного общества”.
В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом в нашей гимназии в этом учебном году был создан центр информационных и коммуникационных технологий. Руководство этим центром возложено на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения.
Обязанности руководителя по внедрению новых информационных технологий:
- планирование и организация работы по использованию сетевой компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;
- организация обучения педагогического коллектива использованию сетевой, компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;
- оказание методической помощи учителям в создании электронных программно - методических материалов с использованием инструментальных гипермедийных программных средств;
- организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов, проведение компьютерных олимпиад, конкурсов, фестивалей и т. п.;
- планирование и организация использования компьютерной техники в управлении, бухгалтерии и делопроизводстве;
- обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области ИКТ с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;
- планирование закупки нового оборудования и программно методических комплексов (для медиатеки и дистанционного обучения в том числе).
Положение о центре информационных и коммуникационных технологий.
Статья 1. Цели создания центра информационных и коммуникационных технологий
1.Положение определяет организационно-методическую основу деятельности Центра информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе функционирования гимназии №1 г. Кирово-Чепецка Кировской области.
2. Цель организации центра – создание единой информационной среды системы образования гимназии, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам региона, России, зарубежным образовательным ресурсам;
3. Центр является структурным подразделением в система управления гимназией, осуществляющее методическую, техническую и инновационную поддержку педагогическим и управленческим работникам, развивающее информационную инфраструктуру системы образования
4. В своей деятельности Центр руководствуется действующим законодательством и правовыми нормативными актами РФ, Уставом гимназии, локальными актами, приказами и распоряжениями директора гимназии, а также настоящим положением.
5. Возглавляет отдел заместитель директора по ИКТ, подчиняется отдел директору гимназии.
Статья 2. Взаимосвязь с другими подразделениями.
2.1. Центр взаимодействует и регулирует свои отношения с другими центрами и кафедрами в гимназии в соответствии с нормативными актами.
2.2. Центр взаимодействует с управлением образования и другими учебными заведениями по вопросам инновационной деятельности.
Статья 3. Основные задачи центра.
3. 1. Разработка программы информатизации системы образования гимназии, определение стратегических направлений инновационной деятельности.
3. 2. Формирование информационных и телекоммуникационных ресурсов и технологий.
3.3. Создание единой информационной среды системы образования, позволяющей расширить доступ участников образовательного процесса к образовательным информационным ресурсам.
3. 4. Введение новых форм образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения.
3. 5. Расширение возможности индивидуализации образовательного процесса.
3. 6. Создание системы консультационно-методической поддержки и непрерывного повышения квалификации педагогических и административных кадров.
3. 7. Осуществление системы мероприятий по внутреннему аудиту результативности деятельности гимназии.
3. 8. Создание на базе гимназии ресурсного образовательного центра по применению и развитию информационно- коммуникационных технологий образовательных учреждений города.
Статья 4. Функции центра.
4. 1. Реализация программы информатизации системы образования гимназии и стратегических направлений инновационной деятельности.
4. 2. Организация текущего и перспективного планирования деятельности педагогического коллектива в области использования ИКТ.
4.3. Оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий с использованием средств ИКТ.
4. 4. Разработка и внедрение мероприятий по повышению качества образования средствами НИТ.
4. 5. Организация создания образовательного портала гимназии.
4. 6. Отслеживание потребности в обслуживании, ремонте, усовершенствовании технических средств.
4. 7. Организация и ведение электронного документооборота гимназии.
8. Участие в разработке форм внеурочной деятельности с применением ИКТ.
4. 9. Создание и пополнение банка инноваций в области применения ИКТ в образовательной и управленческой деятельности.
4. 10. Организует обновление сайта гимназии не реже 3 раз в месяц.
4. 11. При необходимости Центр выполняет другие поручения руководства по своему профилю.
Статья 5. Права и обязанности Центра.
5. 1. Центр в целях осуществления деятельности имеет право:
- самостоятельно принимать решения при выборе путей реализации программы развития и основных направлений инновационной деятельности в гимназии;
- получать от обучающихся и педагогов информацию по вопросам, входящим в компетенцию и необходимой для реализации, функционирования центра;
- контролировать процесс функционирования системы инновационной деятельности в гимназии;
- привлекать по согласованию с директором гимназии различных сотрудников, а так же специалистов со стороны к выполнению отдельных заданий;
- выступать на педагогических советах, семинарах, конференциях по вопросам, относящихся к его компетенции;
- представлять работу отдела, его результативность в СМИ.
- выступать с предложением по стимулированию творчества инициативы учителей, учащихся, родителей.
5. 2. Руководитель Центра участвует в заседаниях, совещаниях, созываемых директором гимназии, при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к работе Центра, несет ответственность за соблюдение данного Положения, координирует деятельность сотрудников Центра, руководит работой по реализации ИКТ.
5. 3. Центр обязан:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с политикой гимназии в области применения НИТ;
- организовывать всю работу по повышению качественных показателей основных и вспомогательных процессов всех участников образовательного процесса;
- обладать достоверной информацией о качественных показателях применения и внедрения НИТ;
- своевременно предоставлять отчет о своей работе директору гимназии.
Статья 7. Структура центра.
1. Центр состоит из двух секторов: сектор технического сопровождения и сектор НИТ.
2. Структуру и штатное расписание Центра утверждает директор гимназии на основе выполняемых центром функций.
В XXI веке компьютер становится незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учёбы и интересного общения.