В 9 классе заканчивается изучение базового курса информатики. Мной разработана и дала положительные результаты методика проведения комплексного поэтапного зачета.
Цель: обобщение и систематизация изученного материала и формирование профильных групп для дальнейшего изучения информатики в старших классах.
Зачет проводится на протяжении всего учебного года и включает в себя 5 этапов:
Таблица 1
№ этапа | Содержание | Форма | Срок сдачи |
1 | Информация, информационные процессы | Письменная работа | Октябрь |
2 | Компьютер | Тест | Декабрь |
3 | Программирование | Устный ответ, решение задач на компьютере | Январь – Февраль |
4 | Информационные технологии | Практическая работа, реферат | Март |
5 | Итоговая работа | Творческий проект | Май – Июнь |
График проведения зачета, формы сдачи, требования к уровню подготовки учащихся и критерии оценок объявляются учащимся и их родителям в начале сентября. Участие в зачете добровольное и в любой момент может быть прервано, что, конечно, иногда бывает по разным причинам.
Проведение такого зачета требует больших затрат сил и времени как от учащихся, так и от учителя: уроки по информатике, на которых изучается новый материал, продолжаются кроме того ведутся еженедельные консультации по подготовке к зачету, а сам зачет сдается во внеурочное время. Но эти затраты, как я считаю, оправдывают себя:
- учащиеся систематизируют и логически осмысливают все полученные ранее знания;
- дети сдают разные этапы зачета в разных формах, что позволяет им почувствовать их особенности и сознательно выбрать формы сдачи других экзаменов;
- в 9 классе учащиеся впервые сдают экзамены, что для многих сопряжено с нервными издержками и стрессом; проба сил в течение года, сдача зачета не комиссии, а одному учителю, позволяет детям подготовиться к экзаменам по другим предметам, почувствовать требования, предъявляемые учителем к экзаменационному ответу;
- сдача зачета в течение года позволяет снять многие технические вопросы: оформление письменной работы, реферата, построение устного ответа;
- кульминацией зачета является разработка индивидуального творческого проекта – в ходе этой работы учащиеся должны сконцентрировать и применить все полученные знания и умения; при создании собственной программы повышается интерес к изучению информатики (и, в частности, программирования), выявляется уровень усвоения материала и глубина полученных знаний. Большинство творческих проектов носит интеллектуальный интегрированный характер. При написании многих программ учащиеся чувствуют необходимость знаний по другим предметам: математике, физике, биологии, истории и др. Поэтому для проведения собеседования по защите творческого проекта приглашаются специалисты по другим предметам.
Ниже представлены фрагменты материалов комплексного поэтапного зачета:
Этап 1. Письменная работа.
Для проведения письменной работы разработано 12 вариантов, в каждый из который включено по 7 вопросов, охватывающие следующие разделы стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям:
– представление информации;
– передача информации;
– информационные процессы в обществе;
– запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира.
Пример варианта письменной работы см. в приложении 1.
Результаты проведения контрольной работы заносятся в таблицу, по результатам строится диаграмма, которая показывает уровень проработки каждого вопроса темы. Пример таблицы результатов 1 этапа зачета (приложении 6 этап 1).
Этап 2. Компьютер.
На этом этапе учащимся предлагается ответить на вопросы теста (5 вариантов по 16 вопросов), по истории развития вычислительной техники и устройству компьютера.
Разделы ГОСа:
– компьютер как универсальное устройство обработки информации;
– основные устройства ИКТ.
Пример варианта теста см. в приложении 2.
В настоящее время разработан компьютерный вариант тестирования.
Этап 3. Программирование.
Раздели ГОСа:
– обработка информации.
На этом этапе проводится устный опрос по билетам и решение задач на компьютере (10 билетов по 6 вопросов – 1 теоретический и 5 задач). Как показывает практика этот этап зачета для учащихся наиболее сложный, поэтому он может проводиться в 2-3 приема. Задачи разделены на три уровня сложности, поэтому при выборе билета учитывается индивидуальная подготовленность учащихся. Если задачи оказываются не по силам ученику, билет можно поменять, но только на билет более низкого уровня.
Теоретические вопросы.
- Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
- Линейный и разветвляющийся алгоритмы.
- Циклические алгоритмы.
- Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации.
- Этапы решения задач на ЭВМ. Требования к программе.
- Языки программирования. Транслятор. Виды трансляторов.
- Константы и переменные. Типы переменных. Арифметические выражения.
- Массивы. Виды массивов.
- Функции обработки символьных переменных.
- Операторы графики.
Примеры билетов разных уровней сложности см. в приложении 3.
Этап 4. Информационные технологии.
Разделы ГОСа:
– создание и обработка информационный объектов;
– поиск информации;
– организация информационной среды.
На этом этапе учащиеся защищают реферат, над которым работали с начала учебного года и выполняют небольшое практическое задание с использованием каких-либо информационных технологий. Реферат должен быть оформлен по правилам, которые заранее обсуждаются с учащимися и напечатан в формате Word. К защите готовится иллюстрационный материал в виде таблиц, рисунков или презентации.
Примерные темы рефератов.
- Телекоммуникационные сети.
- Робототехника. Управление производственными процессами.
- САПР конструктора или технолога.
- ЭВМ в магазинах самообслуживания.
- Банковские операции с применением вычислительной техники.
- Компьютер в сельском хозяйстве.
- Компьютеры в медицине.
- Использование компьютеров в сфере образования.
- ЭВМ в правоохранительных органах.
- Компьютеры и искусство.
- Искусственный интеллект.
- Компьютерные вирусы.
- Виртуальная реальность.
- Мультимедийные системы.
- Компьютер наш друг или враг?
По мере работы над рефератом темы могут уточняться или изменяться.
Примеры практических заданий см. в приложении 4.
Этап 5. Итоговая работа. Творческий проект.
Разделы ГОСа:
– проектирование и моделирование;
– обработка информации;
– организация информационной среды.
На этом этапе подводится итог всей работе и выполняется творческий проект, который разрабатывается на протяжении всего года. Темы и направления проектирования ученики выбирают самостоятельно. В итоге разрабатывается компьютерная программа – готовый продукт, который затем представляется экзаменационной комиссии.
Примерные направления проектирования:
– компьютерный тест;
– обучающая программа;
– компьютерный тренажер;
– игровая программа;
и т.д.
Пример программы на языке QBasic (приложении 5)
Критерии оценки проекта
1 | Культура устной речи, логичность изложения | 1 балл |
2 | Понимание и уместность употребления специальной терминологии | 1 балл |
3 | Информационная насыщенность содержания | 1 балл |
4 | Интегративность содержания | 1 балл |
5 | Достоверность и грамотная интерпретация научных фактов | 1 балл |
6 | Свободное владение компьютером и типовым периферийным оборудованием | 1 балл |
7 | Знание и умение применять правил гигиены и техники безопасности при работе на компьютере | 1 балл |
8 | Знание основных алгоритмических конструкций | 1 балл |
9 | Умение формализовать учебную или практическую задачу и выполнить ее решение на компьютере | 1 балл |
10 | Свободное владение компьютерными технологиями, умение правильно выбрать необходимое программное средства для реализации поставленной задачи | 1 балл |
9-10 баллов – оценка “5”
7-8 баллов – оценка “4”
5-6 баллов – оценка “3”
При проведении зачета ведется мониторинг и выстраивается рейтинговая шкала, которая после каждого этапа зачета распечатывается и предъявляется учащимся и их родителям. Мониторинг проведения зачета в разные года и критерии оценок представлены в приложении 6 итог
Как видно из таблицы, не все учащиеся успешно сдают разные этапы зачета, или пропускают один (несколько) этапов по различным причинам. Но в конце зачета практически все (за исключением нескольких человек) набирают некоторый балл, позволяющий им претендовать на обучение в той или иной профильной группе в старших классах.
Результаты проведения зачета активно обсуждаются на классных часах и родительских собраниях, а итоговые результаты объявляются на торжественной линейке при вручении аттестатов.