Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Азбука безопасности"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: повторение правил дорожного движения, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья школьников.

Задачи:

  • выяснить, как учащиеся запомнили названия дорожных знаков,
  • повторить правила поведения на улице и в транспорте,
  • развивать мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ

У.: Приближается пора школьных каникул. Вы больше времени будете проводить на свежем воздухе.
Сегодня мы поговорим с вами (на доске): А + Б.
А – первая буква Азбуки. С азбуки начинается грамотный человек. Без знания букв не прочтешь слов. А мы с вами учимся азбуке дороги – это правила безопасности. А что такое безопасность? Вот и вторая буква – Б. Соблюдать любые правила необходимо, а на дороге – обязательно, иначе случится беда. А помогать нам будет:

На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.

Д.: Светофор.

У.: Наш помощник пришел из книжки (показ учебного пособия по ПДД). Для чего нужен светофор?

Д.: Помогать пешеходам правильно переходить проезжую часть.

У.: А машинам он нужен?

Д.: Да, он указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.

У.: А знаете, почему у него такое имя? Слово Светофор состоит из двух частей: “свет” и “фор” – от греч. “форос” – несущий. Что означает несущий свет, носитель света. Он несет свет трех цветов: красного, желтого, зеленого. Эти цвета не случайны – они яркие и заметны в любую погоду.

Д.:

1. Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.

2. Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стой! Движенья дальше нет!
Путь для всех закрыт!

3. Если желтым глазком
Светофор подмигнет,
Приготовься идти,
Он сигнал подает.

4. А когда на пути
Свет зеленый горит,
Можно смело идти –
Перекресток открыт.

5. Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам,
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право
Поворачивать направо.
Надо очень осторожно
Улицу переходить.

У.: Зеленый свет светофора ждет пешеход около 30 секунд. Ничтожно мало. А какими страшными они могут оказаться, если не слушаться светофора.

Игра “Светофор”. Учитель показывает круг зеленого цвета – дети топают ногами, круг желтого цвета – хлопают в ладоши, круг красного цвета – тишина.

У.: Светофорчик хочет задать вам вопросы, он знает, что многие из вас пользуются общественным транспортом.

– Где нужно ожидать автобус? (На остановках.)
– Когда можно начинать посадку в общественный транспорт? (После остановки, когда выйдут пассажиры.)
– Каков порядок посадки и выхода из общественного транспорта? (Входят через задние двери, выходят – через передние. В передние двери имеют право войти инвалиды и пассажиры с детьми до 7 лет.)
– Как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте? (Не кричать, не толкаться, уступать место старшим.)
– В чем опасность выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара транспортного средства? (Загораживает обзор.)
– С какого возраста разрешается выезжать на велосипеде на улицу? Где кататься детям до 14 лет?

У.: А когда нет светофора:

Д.:

Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Все машины сразу встали
И не едут никуда.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.

У.: Постовой, или регулировщик, регулирует движение, указывает, кому стоять, кому ехать. Он ведет важный разговор. И чтобы принимать участие в этом разговоре, надо знать язык жестов регулировщика. В руках у него полосатый жезл. Полоски на нем не простые, они светятся в темноте, чтобы водители и ночью видели инспектора.

Игра: А вы, ребята, понимаете жесты регулировщика? Встаньте, возьмите в руки карандаши. Это ваши жезлы. Покажите, как должен стоять постовой, показывая красный свет, желтый, зеленый.

У.: Мы с вами на дороге. Много машин движется по шоссе, и все они разные.
– Какой транспорт перевозит пассажиров? (Автобусы, такси – общественный транспорт.)
– Какой транспорт перевозит грузы? (Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы – грузовой транспорт.)
– Какие машины помогают убирать улицы? (Снегоочистительные, поливальные.)
– А какие перевозят продукты? (Фургоны “Хлеб”, цистерны “Молоко”.)
– А какие специальные машины вы знаете? (“Скорая помощь”, пожарная, милиция.)
– Сколько машин на дорогах! С малых лет и до старости люди ездят в трамваях, на автобусах, переходят улицу. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. Для того чтобы двигаться по улице, необходимо знать азбуку города. У улицы точный язык – язык знаков.

Д.:

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой –
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

У.: Дорожная азбука – это дорожные знаки. А на какие группы делятся дорожные знаки? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса.)

Практическая работа: Распределите знаки, лежащие на столе, по группам. (Учащиеся у доски прикрепляют знаки под названием группы и называют их.)

У.: А для чего мы изучаем эти знаки? (Чтобы знать ПДД, быть грамотными пешеходами.)
– А на какие знаки надо обратить особое внимание? Они нам говорят, что опасно для жизни и здоровья. (Запрещающие.)
Послушайте загадки и угадайте, о каком знаке идет речь.

Я в кругу с обводом красным.
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.

(Запрещение движения пешеходов)

Я – знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды.
Отдыхать ей тоже надо.

(Место парковки)

Лена с Катенькой в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
– Не смотрите грустным взглядом!
Помощь близко! Доктор рядом!

(Медпункт рядом)

Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике – ребята
Со всех ног бегут куда-то.

(Осторожно – дети!)

Д.:

Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак.

У.: Светофорчик наблюдал за ребятами на улицах города. Все, что он видел, – на картинках.

Задание: Разберитесь в ситуациях, которые здесь предлагаются. Какие ошибки допустили ребята? (Детям предлагаются рисунки, на которых изображены различные дорожные ситуации.)

У.: Мы должны быть грамотными.

Задание: На доске написаны слова с пропущенными буквами, вставить букву и объяснить:

Авт_мобиль
в_дитель
м_шина
тр_туар
п_сс_жир
д_р_га
ст_янка
ш_фер.

Задание: Отгадайте ребусы:

  З  
КИ
ДО рис. РОГА рис.МАК* рис. ШИНА

Игра: Я задаю вопрос, если согласны – отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!”

– Кто из вас в салоне тесном уступает старшим место?
– Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?
– Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

У.: А сейчас мы проверим, какими вы были внимательными.

Дети работают с раздаточным материалом, заполняют тест.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”.

 

1.

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.
 

2.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.
 

3.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.
 

4.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.
 

5.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.
 

6.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

У.: Поможем Светофорчику проверить, как выполнил тест Незнайка.

1. +
2. +
3. –
4. +
5. +
6. +

Д.: Незнайка ошибся на задании 2, надо "–".

Итог: Какие правила мы повторили?

Д.: Назначения дорожных знаков, значение жестов регулировщика, как должен вести себя пешеход на улице.

У.: Послушайте советы по поведению на улице:

Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя – тротуар.

На светофоре – красный свет!
Опасен путь, прохода нет!
А если желтый свет горит,
Он “приготовься” говорит.
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!

Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.

Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.