Цель: повторение правил дорожного движения, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья школьников.
Задачи:
- выяснить, как учащиеся запомнили названия дорожных знаков,
- повторить правила поведения на улице и в транспорте,
- развивать мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ
У.: Приближается пора школьных
каникул. Вы больше времени будете проводить на
свежем воздухе.
Сегодня мы поговорим с вами (на доске): А + Б.
А – первая буква Азбуки. С азбуки начинается
грамотный человек. Без знания букв не прочтешь
слов. А мы с вами учимся азбуке дороги – это
правила безопасности. А что такое безопасность?
Вот и вторая буква – Б. Соблюдать любые правила
необходимо, а на дороге – обязательно, иначе
случится беда. А помогать нам будет:
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Д.: Светофор.
У.: Наш помощник пришел из книжки (показ учебного пособия по ПДД). Для чего нужен светофор?
Д.: Помогать пешеходам правильно переходить проезжую часть.
У.: А машинам он нужен?
Д.: Да, он указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.
У.: А знаете, почему у него такое имя? Слово Светофор состоит из двух частей: “свет” и “фор” – от греч. “форос” – несущий. Что означает несущий свет, носитель света. Он несет свет трех цветов: красного, желтого, зеленого. Эти цвета не случайны – они яркие и заметны в любую погоду.
Д.:
1. Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.2. Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стой! Движенья дальше нет!
Путь для всех закрыт!3. Если желтым глазком
Светофор подмигнет,
Приготовься идти,
Он сигнал подает.4. А когда на пути
Свет зеленый горит,
Можно смело идти –
Перекресток открыт.5. Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам,
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право
Поворачивать направо.
Надо очень осторожно
Улицу переходить.
У.: Зеленый свет светофора ждет пешеход около 30 секунд. Ничтожно мало. А какими страшными они могут оказаться, если не слушаться светофора.
Игра “Светофор”. Учитель показывает круг зеленого цвета – дети топают ногами, круг желтого цвета – хлопают в ладоши, круг красного цвета – тишина.
У.: Светофорчик хочет задать вам вопросы, он знает, что многие из вас пользуются общественным транспортом.
– Где нужно ожидать автобус? (На остановках.)
– Когда можно начинать посадку в общественный
транспорт? (После остановки, когда выйдут
пассажиры.)
– Каков порядок посадки и выхода из
общественного транспорта? (Входят через задние
двери, выходят – через передние. В передние двери
имеют право войти инвалиды и пассажиры с детьми
до 7 лет.)
– Как должны вести себя пассажиры в общественном
транспорте? (Не кричать, не толкаться, уступать
место старшим.)
– В чем опасность выхода на проезжую часть из-за
стоящего у тротуара транспортного средства? (Загораживает
обзор.)
– С какого возраста разрешается выезжать на
велосипеде на улицу? Где кататься детям до 14 лет?
У.: А когда нет светофора:
Д.:
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Все машины сразу встали
И не едут никуда.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
У.: Постовой, или регулировщик, регулирует движение, указывает, кому стоять, кому ехать. Он ведет важный разговор. И чтобы принимать участие в этом разговоре, надо знать язык жестов регулировщика. В руках у него полосатый жезл. Полоски на нем не простые, они светятся в темноте, чтобы водители и ночью видели инспектора.
Игра: А вы, ребята, понимаете жесты регулировщика? Встаньте, возьмите в руки карандаши. Это ваши жезлы. Покажите, как должен стоять постовой, показывая красный свет, желтый, зеленый.
У.: Мы с вами на дороге. Много машин
движется по шоссе, и все они разные.
– Какой транспорт перевозит пассажиров? (Автобусы,
такси – общественный транспорт.)
– Какой транспорт перевозит грузы? (Грузовики,
самосвалы, лесовозы, панелевозы – грузовой
транспорт.)
– Какие машины помогают убирать улицы? (Снегоочистительные,
поливальные.)
– А какие перевозят продукты? (Фургоны “Хлеб”,
цистерны “Молоко”.)
– А какие специальные машины вы знаете? (“Скорая
помощь”, пожарная, милиция.)
– Сколько машин на дорогах! С малых лет и до
старости люди ездят в трамваях, на автобусах,
переходят улицу. Они становятся то водителями, то
пассажирами, то пешеходами. Для того чтобы
двигаться по улице, необходимо знать азбуку
города. У улицы точный язык – язык знаков.
Д.:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой –
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
У.: Дорожная азбука – это дорожные знаки. А на какие группы делятся дорожные знаки? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса.)
Практическая работа: Распределите знаки, лежащие на столе, по группам. (Учащиеся у доски прикрепляют знаки под названием группы и называют их.)
У.: А для чего мы изучаем эти знаки? (Чтобы
знать ПДД, быть грамотными пешеходами.)
– А на какие знаки надо обратить особое внимание?
Они нам говорят, что опасно для жизни и здоровья. (Запрещающие.)
Послушайте загадки и угадайте, о каком знаке идет
речь.
Я в кругу с обводом красным.
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.(Запрещение движения пешеходов)
Я – знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды.
Отдыхать ей тоже надо.
(Место парковки)
Лена с Катенькой в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
– Не смотрите грустным взглядом!
Помощь близко! Доктор рядом!
(Медпункт рядом)
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике – ребята
Со всех ног бегут куда-то.(Осторожно – дети!)
Д.:
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак.
У.: Светофорчик наблюдал за ребятами на улицах города. Все, что он видел, – на картинках.
Задание: Разберитесь в ситуациях, которые здесь предлагаются. Какие ошибки допустили ребята? (Детям предлагаются рисунки, на которых изображены различные дорожные ситуации.)
У.: Мы должны быть грамотными.
Задание: На доске написаны слова с пропущенными буквами, вставить букву и объяснить:
Авт_мобиль в_дитель м_шина тр_туар |
п_сс_жир д_р_га ст_янка ш_фер. |
Задание: Отгадайте ребусы:
З КИ |
ДО рис. РОГА | рис.МАК* рис. ШИНА |
Игра: Я задаю вопрос, если согласны – отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!”
– Кто из вас в салоне тесном уступает старшим
место?
– Кто из вас летит так скоро, что не видит
светофора?
– Знает кто, что красный свет – это значит хода
нет?
У.: А сейчас мы проверим, какими вы были внимательными.
Дети работают с раздаточным материалом, заполняют тест.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”. |
||
1. |
Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток. | |
2. |
На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом. | |
3. |
Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу. | |
4. |
Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу. | |
5. |
Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны. | |
6. |
На желтый сигнал светофора нужно стоять. |
У.: Поможем Светофорчику проверить, как выполнил тест Незнайка.
1. +
2. +
3. –
4. +
5. +
6. +
Д.: Незнайка ошибся на задании 2, надо "–".
Итог: Какие правила мы повторили?
Д.: Назначения дорожных знаков, значение жестов регулировщика, как должен вести себя пешеход на улице.
У.: Послушайте советы по поведению на улице:
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя – тротуар.На светофоре – красный свет!
Опасен путь, прохода нет!
А если желтый свет горит,
Он “приготовься” говорит.
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.