Факультатив "Решение интеллектуальных задач". 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Факультатив в 4 классе проводит учитель старших классов – будущий классный руководитель.

Цели:

  • Знакомство с будущими учениками.
  • Соблюдение преемственности.
  • Решение проблем при адаптации пятиклассников.

Интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом не может быть креативом. Креативность и интеллект образуют единый фактор. Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широте поля ассоциации. Творческие проявления определяются шестью основными факторами:

  1. интеллектом как способностью;
  2. знанием;
  3. стилем мышления;
  4. индивидуальными чертами;
  5. мотивацией;
  6. внешней средой.

Основной для творца является интеллектуальная способность и её составляющие:

1) синтетическая способность–новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;
2) аналитическая способность – выявление идей, достойных разработки;
3) практические способности – умение убеждать других в ценности своих идей.

Для проявления творчества нужна непринуждённая, творческая обстановка.

Дети с высоким уровнем интеллекта и высоким креативом уверенны в своих способностях, обладают внутренней свободой, высоким уровнем самоконтроля. На уроках в школе уделить большое внимание развитию задатков у детей просто не хватает времени, а ребёнка необходимо научить разным действиям, чтобы добывать информацию. На факультативе я пытаюсь учить детей развивать свои творческие способности , формировать разносторонне развитую личность , систематизировать работу по формированию логических приёмов и форм мышления.

Цели:

  • развивать творческие способности;
  • реализовывать творческое начало;
  • чёткое и ясное представление образов предметов, наблюдательность;
  • зрительную и слуховую память;
  • способность зрительно сопоставлять и сравнивать предметы;
  • способности комбинировать предмет из его частей;
  • выбор содержательной области мышления;
  • умение воспроизводить предметы по памяти;
  • способность к свёртыванию мыслительных операций, абстрагирование;
  • способность к выработке обобщенных стратегий;
  • скоростной момент извлечения информации из памяти;
  • беглость речи, осмысленность, быстрое соотнесение новых сведений с личным опытом.

ПРОГРАММА
занятий факультатива на 3 класс.

1. Тестирование. 1 час.
2. Анализ зрительного образа 1 час.
3. Мыслительные образы. 1 час.
4. Сочетание признаков разных предметов. 1 час.
5. Общее и отличие. 1 час.
6. Узнай предмет по описанию действий происходящих с ним. 1 час.
7. Сюжетный рассказ. . 1 час.
8. Решение логических задач на сравнение. 1час.
9. Учимся измерять. 1 час.
10. Эвристическое мышление. 1 час.
11. Умозаключения. 2 часа.
12. Причина и следствие. 2 часа.
13. Образные описания и сравнения. 1 час.
14. Закончи мысль. 1 час.
15. Домыслы и предположения. 1 час.
16. Фантазия. 2 часа.
17. Небылицы. 1 час.
18. Анализ отношений между понятиями. 1 час.
19. Мышление. 1 час.
20. Тренинг мышления. 2 часа.
21. Замена функций предмета. 1 час.
22. Почемучки. 1 час.
23. Тренинг внимания. 1 час.
24. Диагностика внимания. 1 час.
25. Диагностика уровня памяти. 1 час.
26. Ассоциации. 1 час.
27. Переводчики. 1 час.
28. Урок – обобщение. Игры по выбору детей. 1 час.
29. Тестирование творческого мышления на конец года. 1 час.

Итого: 33 занятия.

Занятие №1.

Тема: Исследование мышления на начало учебного года.

Цель: Выяснить особенности мышления; наметить план работы над развитием мыслительных операций с учётом ошибок ребят допущенных в тесте.

  1. Знакомство с планом работы факультатива на предстоящий год.
  2. Мышление– это…
  3. Тест №1

На выполнение одного задания даётся определённое время.

1, 2, 3, 4, 5 – 5 минут;

6 – 15 минут.

ЗАДАНИЯ

1) Анаграммы. Восстанови слова.

Л Б К О Р А Я И Е Р А В Ш И Р К Д ЕТ И   Р Б К А Д О Л Е

2) Найди в скобках 2 слова наиболее существенных для слова перед скобкой.

– ЧТЕНИЕ ( СЛОВО, ГЛАЗА, КНИГА, ПЕЧАТЬ, ОЧКИ).
– САД( РАСТЕНИЕ, САДОВНИК, ЗЕМЛЯ, ВОДА, ЗАБОР).
– РЕКА( БЕРЕГ, ТИНА, ВОДА, РЫБОЛОВ, РЫБА).
ИГРА ( ШАХМАТЫ, ИГРОКИ, ПРАВИЛА, ФУТБОЛ, ШТРАФ).
– КУБ (УГЛЫ, ДЕРЕВО, КАМЕНЬ, ЧЕРТЁЖ, СТОРОНА).

3) Сравни понятия.

КНИГА – ТЕТРАДЬ.

Найди общие и отличительные черты. Выпиши на листе в 2 столбика.

4) Убери лишнее в каждой строчке.

–ДУБ, ДЕРЕВО, ОЛЬХА, ЯСЕНЬ.
–ГОРЬКИЙ, ГОРЯЧИЙ, КИСЛЫЙ, СОЛЁНЫЙ, СЛАДКИЙ.
–ДОЖДЬ, СНЕГ, ОСАДКИ, ИНЕЙ, ГРАД.
– ЗАПЯТАЯ, ТОЧКА, ДВОЕТОЧИЕ, СОЮЗ, ТИРЕ.
– СЛОЖЕНИЕ, УМНОЖЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, СЛАГАЕМОЕ, ВЫЧИТАНИЕ.

5) Найди общее в парах слов.

–ДОЖДЬ– ГРАД;
– НОС– ГЛАЗ;
– СУММА – ПРОИЗВЕДЕНИЕ;
– ВОДОХРАНИЛИЩЕ – КАНАЛ;
– ПРЕДАТЕЛЬСТВО – ТРУСОСТЬ.

6) Найди пару.

–ВОЛК: ПАСТЬ = ПТИЦА : … (а) воздух; б) клюв; в) соловей; г) гнездо; д) пение.
–БИБЛИОТЕКА : КНИГА = ЛЕС :… (а) берёза; б) дерево; в) ветка; г) бревно; д) клен.
–ПТИЦА : ГНЕЗДО = ЧЕЛОВЕК : …( а) люди; б) рабочий; в) птенец; г) дом; д) разумный.
–СЛАГАЕМОЕ : СУММА = МНОЖИТЕЛИ : … (а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) вычитание.
–ХОЛОДНО : ГОРЯЧО -= ДВИЖЕНИЕ : …(а) взаимодействие; б) покой; в) мяч; г) трамвай; д) идти.
–ЗАПАД : ВОСТОК = ОБМЕЛЕНИЕ : …(а) засуха; б) юг; г) наводнение; г) река; д) дождь;
–ВОЙНА : СМЕРТЬ = ТЕПЛО: …(а) дыхание; б) жизнедеятельностья4 в) вещество; г) температура; д) гибель.
–МОЛНИЯ : СВЕТ = ЖАРА : …( а)солнце; б) трава; в) жажда; г) дождь; д) река.
– РОЗА : ЦВЕТОК = ГАЗ : …(а) кислород; б) дыхание; в) горение; г) состояние вещества;  д) прозрачный.
– БЕРЁЗА : ДЕРЕВО = СТИХОТВОРЕНИЕ: …( а) сказка; б) богатырь; в) поэзия; г) лирика; е) драма.

Карточки с ответами ребят проверяю, определяю уровень мышления, выбираю упражнения для тренировки творческого мышления в течении года, как на факультативе, так и на уроках.

Занятие №2

Тема: Анализ зрительного образа.

Цель: Развивать зрительное восприятие детей; учить видеть заданный образ; тренировать наблюдательность.

1. Организационный момент.

2. Игра: “Муха”

Дети рисуют поле из 9 клеток. В центре – муха / можно поставить крестик/. Играют 2 человека. Каждый игрок по очереди называют ход: ”Вверх”, “ вниз”, “вправо”, “влево”, “налево вверх”, “вниз направо”, и т. д.” Пальцем показывать нельзя. Побеждает тот, чья муха не выйдет за поле. Принцип игры “ крестики – нолики”.

Игру повторить 2–3 раза.

3. Игра на развитие зрительной памяти, воображения.

Ты надел круглые очки. Можешь видеть только круглые предметы.

Назови: а) 5 круглых предметов в классе;
б) 5 круглых предметов по дороге домой;
в) 5 круглых предметов в своей комнате.

Ответы на каждое задание дети записывают в тетрадь за определенное время.

Проверку можно провести в парах, можно читать “цепочкой”, можно обменяться тетрадями. Каждая ошибка фиксируется на полях. При оценивании учитывается количество слов.

4. Игра на развитие наблюдательности.

Раздаю ребятам карточки с рисунками, на которых надо найти различия.

5. Д. З Нарисовать предмет, в котором не хватает части. Ваш сосед должен будет угадать, какой части не достаёт.

6. Итог урока. Выбор самого наблюдательного.

Занятие № 3

Тема: Мыслительные образы.

Цель: Развивать воображение; мыслительные операции; умение анализировать, обобщать.

1. Орг. момент.

Игра “ Муха”. /Закрепление условий игры./

2. Проверка д. з.

Работа по рисункам детей в парах. Оценивание рисунков.

3.Упражнение на развитие воображения.

Назови 3 предмета, которые имеют 2 признака:

Например:

яркий /–ая, –ое/ жёлтый   /–ая, – ое./

СОЛНЦЕ

СВЕТ

ЛАМПА

пушистый – зелёный, прозрачное – голубое,
сильный – добрый, звонкий – громкий,
чёрствый – чёрный. сладкий – лёгкий.

Ответы на вопросы пишем в тетрадь. Делаю это для того, чтобы в работе принимали участие все дети. Разбираем спорные или смешные ситуации с разрешения самого ребёнка.

4. Назови 2 предмета, которые имеют 3 признака.

гладкий чёрный тихий
тёмный тяжёлый шумный
светлый лёгкий блестящий
белый мягкий съедобный.

5. Загадки.

– Как составляются загадки? /Проводим конкурс загадок. После каждой загадки определяем, какие признаки предметов использовали при составлении загадки./

1) В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Что за дом у них такой,
До краёв налит водой? /Аквариум/

2) Не машина, а железный
  Не гриб, а со шляпкой? /Гвоздь/

3) Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем
Разделю ребятам всем. /Бублик/

4) Что за плод– шкатулочка с секретом!
Семена стеклянные на вид.
Все прозрачные, все розового цвета.
Потрясёшь – вот странно– не звенит. /Гранат/

6. Составление загадок.

– Выбери признаки предметов для сравнения и попробуй составить загадку.

Например: составь загадку о дверной ручке./

7. Итог занятия. Выбор самого смышленого.

Занятие № 4

Тема: Сочетание признаков разных предметов.

Цель: Учить анализировать предметы по их признакам и находить общее в сочетании с другими предметами. Развивать аналитический склад ума; тренировать образное восприятие предметов.

1. Организационный момент.

2. Игра “Крестики – нолики”.

3. Упражнение “Убери лишнее слово”. Докажи, что оно лишнее.

1) ЩУКА, КАРАСЬ, ОКУНЬ, РАК.
2) РОМАШКА, ЛАНДЫШ, СИРЕНЬ, КОЛОКОЛЬЧИК.
3) САША, КОЛЯ, МАША, ЛЕНА, ЕГОРОВА.
4) ВЕТКА, ЯБЛОКО, ЦВЕТОК, ПТИЧКА, ВИНОГРАД.
5) ЗАЯЦ, ЛОСЬ, КАБАН, ВОЛК, ОВЦА.
6) УХО, ЛИЦО, НОС, РОТ, ГЛАЗ.
7) РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, ТИГР, КОШКА, ЛЕВ.
8) ЗМЕЯ, ПАУК, ЯЩЕРИЦА, ДЕРЕВО, УЛИТКА.

– Дети работают коллективно над 1, 2, 3, строчками. Рассуждения высказываются вслух. Каждый ответ обосновывается. Задания 4, 5, 6, 7, 8 выполняются в парах. Каждый ученик должен записать в тетрадь ответ для каждой строчки слов. Во время проверки соседи по парте сверяют правильность ответов. За правильный ответ ставится +. Если версия отличается от общей ученик, должен объяснить свой ход анализа предметов.

4. Самостоятельная работа.

Каждый ученик работает индивидуально. Во время проверки определяем “аналитика”.

1)МЯЧ, КОНЬКИ, КАЧЕЛИ, КЛЮШКА.
2)ГУСЬ, ЛЕБЕДЬ, ПАВЛИН, КУРИЦА, КРОЛИК.
3)ДИВАН, КРОВАТЬ, ШКАФ, ПАРТА, ТЕТРАДЬ.
4)ДРЯХЛЫЙ, СТАРЫЙ, ИЗНОШЕННЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
5)МОЛОКО, СЛИВКИ, СЫР, САЛО, СМЕТАНА.

–В решении заданий возможны варианты. Ребята могут не увидеть их. Важно проговорить все способы рассуждений. Ребята должны усвоить, что предметы можно сравнивать, учитывая различные свойства. Учитель должен либо принять способ решения, либо доказать ошибку в рассуждениях. Н – р: в задании 1) можно убрать слово мяч, так как оно начинается на букву м, а все остальные на букву к. В этом же задании ответ может быть рак , он отличается от других своим внешним видом. Возможен и третий вариант– качели.

5. Упражнение “Сгруппируй слова”.

. СТРЕЛА, ПЧЕЛА, КРОКОДИЛ, ЩУКА, КОРШУН, ЖУК, БАБОЧКА, ЯХТА, ВОРОБЕЙ.

АКВАРИУМ, СТОЛ, РЕКА, ЧАЙНИК, ПЛИТА, ТАБУРЕТ, ОЗЕРО, НОЖ, ЛОЖКА, РАКОВИНА, БАССЕЙН.

– Докажи почему так сгруппировал?

6. Итог занятия.

Медалькой “Лучший аналитик” награждаются те, кто дал наибольшее количество верных решений и смог их доказать.

Занятие №5

Тема: Общее и отличие.

Цель: Учить видеть в окружающих предметах общее и отличие. Развивать наблюдательность, умение находить общее и отличие, анализировать предмет, используя его разные признаки.

1. Орг. момент.

2. Игра “ Крестики– нолики”

3. Упражнение “ Назови отличие”.

– Работа идёт в парах. Ребята, доказывая друг другу, называют и записывают отличия предметов. Проверяем коллективно работу в парах. Дополняем те отличия, которые пара не записала.

шкаф – книга, звонок – магнитофон, самолёт – птица

4. Игра – соревнование “ Кто больше назовёт отличий”.

Каждый ряд – это команда. Команда находит отличия в предметах в течение 2 минут.

Спрашиваю команды по очереди. За один раз можно назвать только одно отличие. Если команда не может назвать отличительных признаков, она выбывает из игры. Побеждает та команда, которая окажется самой наблюдательной.

5. Игра “Аналитик”

– Определи, что общего в этих предметах?

УЧЕНИК – ДЕТСАДОВЕЦ.

– Ребята за 2 минуты записывают общие признаки данных предметов. Меняются тетрадями в парах. Сосед должен проверить: все ли варианты возможны для решения.

В сомнительных случаях просит помощь учителя. Побеждает тот, кто написал больше общих признаков. После этого составляем коллективный ответ общих признаков между предметами.

6. Итог урока.

Занятие № 6.

Тема: Узнай объект по описанию действий происходящих с ним.

Цель: учить разгадывать загадки, анализируя слова текста; тренировать образное восприятие предметов; развивать логическое мышление.

1. Игра: “КТО ЭТО?”

В коробке спрятан предмет. Один ученик знает, что лежит в ней. Ему задают вопросы.

Ответы должны быть “да”–“нет”.

Н– р: Это животное? /да/

Оно большое? /нет/ и т. д.

Ученики должны угадать предмет.

2. Отгадай загадку.

По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду. /Снежный ком/

Анализируем слова текста.
–Что катится по снегу и растёт? Почему растёт?

–Может ли этот предмет исчезнуть, если его подержать над костром?
Нагнут меня ребятки, и дождь пойдёт на грядки./ Лейка/

На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь./Костер/

Эти загадки анализируем коллективно. Формируем умения анализировать каждое слово и его значение для загаданного предмета.

3. Самостоятельная работа.

Стукнешь об стенку – я отскочу,
Бросишь на землю – я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать я никак не хочу. /Мяч/.

Мчимся пулей мы вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто торопится? /Коньки/

Ребята анализируют текст, отгадывают загадку, поясняют: по каким признакам выбрали отгадку. Какие загадки легко отгадывать, какие – труднее?

4. Придумай загадку.

Даю ребятам название нескольких предметов.

ЛЫЖИ, РУЧКА, ПЛАТЬЕ, ТЕТРАДЬ.

Выбери любой предмет, определи его характерные признаки, выдели те, которые подойдут для загадки.

– Можно ли в загадке называть сам предмет?

Какие выберите признаки предмета, чтобы намекнуть на нужный объект?

5. Что или кто может это делать?

– давить, лететь, свистеть,
– петь, махать, лететь.
– писать, качать, вертеть.

Дети пытаются найти предмет, который может совершать эти действия.

Д. З. Загадайте предмет только словами, которые обозначают действия.

Занятие № 7

Тема: Сюжетный рассказ.

Цель: Развивать фантазию, воображение; учить перевоплощаться в другие предметы; развивать устную речь.

1. Проверка д. з.

/Ребята загадывают предмет, называя его действия соседу по парте.

Коллективно рассматриваем те варианты, с которыми не справился сосед.

2. Сообщение новой темы.

– Что такое рассказ?
– Какой рассказ назовём сюжетным?
– Составьте рассказ о своём четвероногом друге. /Слушаем несколько рассказов/
– Теперь представь, что твой четвероногий друг рассказывает своим знакомым о тебе.
– Что он бы рассказал?/Слушаем варианты рассказов/

/Если ребята затрудняются, на доске пишу вспомогательные вопросы.

Например: Какой у тебя хозяин? Что он любит кушать? Чем занимается? Что тебе приходится за него делать? Как он относится к тебе? Какие сюрпризы вы друг другу делаете?/

3. “Перевоплощение”

– Ты “утюг”, “кран”, “сковорода”, “ведро”, “тарелка”, и т. д.

Ребята выбирают тот предмет, который им больше понравился. Можно тянуть жребий, или назначить по вариантам.

На доске написаны вопросы, которые помогут составить рассказ.

а) Где я был, пока не попал в этот дом?
/) Как я туда попал?
г) Что я могу делать? Делаю ли я это или меня используют для других нужд?
д) Кто меня больше всех любит?
е)Кого я больше люблю?
ж) С каким предметом я дружу?
з) Какие истории со мной приключались?/Ребята могут взять свой план рассказа/.

/Заслушиваем несколько смешных или интересных рассказов/

Кому лучше удалось передать характер предмета, его внутренний мир, его состояние?

Почему не всем удаётся перевоплотиться в другой предмет, в другого человека?

Что необходимо тренировать в себе, чтобы понимать окружающих, сочувствовать им,помогать им?

Д.З. Подумайте, как можно узнать погоду, не выходя из дома?/Свои варианты ребята записывают в тетрадь/

Занятие № 8

Тема: Решение логических задач на сравнение.

Цель: Развивать логическое мышление, словарный запас, умение сравнивать и обобщать, делать выводы.

1. Проверка д. з.

/Заслушиваем все варианты, как узнать погоду, не выходя из дома/.

2. Разминка.

– Назови движения, из которых состоит действие.

ШИТЬ – /брать, продевать, вдевать, протаскивать, натягивать, завязывать, смотреть, отмерять, протыкать ,вытягивать ,прокалывать, и т. д./ Этот пример разбираем коллективно.

1 В. ВАРИТЬ

2 В. КУШАТЬ

/Можно организовать работу в группе/

3. Решение задач.

а) НА СТОЛЕ В ВАЗАХ БЫЛО 6 КОНФЕТ, 4 ЯБЛОКА,5ШТУК ПЕЧЕНЬЯ.

Еще было несколько слив и апельсины. Слив было больше, чем яблок, но меньше, чем конфет. Апельсинов на 2 больше, чем слив. Сколько слив и апельсинов на столе? /5 слив, 7 апельсинов./

/Учу ребят видеть в задаче каждое слово. Составляем схему к условию задачи. Рассуждение проходит при участии всех ребят./

б).В нашей семье папа просыпается и встаёт после бабушки. Бабушка встаёт после кота Мурзика, а кот приходит в кухню вслед за мамой. Когда просыпаюсь я , если меня будит папа? \м, к, б, п, я./

–Решить задачу, рассуждая самостоятельно.

4. Самостоятельная работа.

Кенгуру купил 3 вида конфет: большие, средние, маленькие. Большая стоит 4 рубля, средняя – 2 рубля, маленькая– 1 рубль. За 10 конфет он отдал 16 монет. Сколько больших конфет он мог купить?/1 б, 3ср., 6 м./

Д. З. Как на уроке передать новость другу? / Напиши всевозможные варианты/

Можно перенять опыт родителей.

Занятие № 9.

Тема: Учимся измерять.

Цель: Развивать творческое мышление, смекалку, воображение, умение находить выход из ситуации.

1. Проверка домашнего задания. ( Как передать новость другу на уроке ?)

Слушаем варианты ответов, называем самых находчивых и смекалистых.

2. Ситуация:

“Грабители похитили в городе все часы. Как следить за временем, пока не привезут часы?

Слушаем варианты ответов.

3. “Прояви смекалку”.

Чем измерить следующие предметы?

МУРАВЕЙ, БРЕВНО, ДОМ, РЕБЁНКА, ПАЛЕЦ, ТИГРА, БЛОХУ, ТАРАКАНА.

5. “Ситуация”.

Ты печёшь кекс. Сколько и каких продуктов ты возьмёшь?

МУКА, СОЛЬ, ВАНИЛИН, ВОДА, САХАР, КАКАО, ДРОЖЖИ.

(Выясняем действительные пропорции продуктов.)

6. “Ситуация”.

Ты печёшь оладьи для великана. Сколько возьмёшь продуктов?

МУКА, МОЛОКО, МАСЛО, СИРОП, ЯЙЦА, СОЛЬ, ДРОЖЖИ.

(Ребята узнали пропорции продуктов для рецепта кекса нормальному человеку, теперь должны сами составить рецепт оладий для великана. Учитель заранее составляет несколько рецептов.

Сравниваем рецепты ребят и выясняем, кто из ребят оказался наиболее точным поваром, можно выбрать смешной вариант.

7. “Ситуация”.

Жил–был маленький гиппопотамчик. Многие звери и насекомые смеялись над его ростом. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды она села на ветку и стала дразнить гиппопотамчика…

(Придумай окончание сказки).

Слушаем варианты ребят. Можно дать написать окончание сказки дома.

8. Игры: “Измеряем на ощупь”.

Игроку завязываем глаза. Даем предмет. Определи на ощупь размер предмета.

9. “Развиваем глазомер”.

Показывается предмет. Определи на глаз его размер. За каждый правильный ответ игроки получают жетон. В конце игры называется самый точный игрок.

10. “Определяем расстояние на глазок”.

“Угадай, чей голосок”.

“ На какой странице закладка?”.

Игры разучиваем на факультативе, а играем на физминутках во время уроков. Это экономит время на объяснение, можем на уроке больше времени поиграть.

11. Итог занятия.

Занятие № 10

Тема: Эвристическое мышление.

Цель: Учить высказывать собственные версии, отстаивать свою точку зрения, развивать эвристическое мышление, анализировать проблемную ситуацию.

1. Проверка домашнего задания.

Слушаем сказку про Гиппопотамчика.

2. Решение эвристических задач.

а) Вы капитан космического корабля, Ваш корабль потерпел крушение и прилунился на тёмную сторону Луны. До светлой стороны – 250 км и там исправная ракета, она снабжена радиомаяком. Ваш экипаж здоров.

На борту много вещей. Вам нужно взять самое необходимое. Что самое важное и необходимое в пути?

1. Коробка спичек
2. Пищевые консервы
3. 20 метров шнура
4. Шёлк от парашюта
5. Обогреватель на солнечных батареях
6. Кислород 2 баллона
7. Резиновая лодка
8. Сухое молоко
9. Звёздная карта
10. Компас
11. Аптечка
12. 25 литров воды
13. Сигнальные ракеты
14. Приёмопередатчик

– Объясни, почему выбрали эти вещи? Докажи их необходимость в походе.

б) Вы дрейфуете на яхте на юге Тихого океана. При пожаре сгорела большая часть яхты и груза. Яхта медленно тонет. Ваше местоположение не ясно, но примерно 1000 миль на юго – запад от ближайшей земли. У всех осталось по 15 предметов. Укажи степень их важности для данной ситуации.

1. секстант 6.карта океана 11. 20 м целлофан
2. Зеркало 7.резиновая подушка 12. ром 1л.
3. канистра с водой 20 л. 8. канистра горючего 13 канат 15 м
4 москитная сетка 9.радиоприёмник 14.шоколад 2 коробки
5.пищевые консервы 10.репелент(от акул) 15. рыболовная снасть

в) Между двумя компаниями возник конфликт из–за железной дороги. У каждой есть своя ветка, но длинная, а общая– намного короче. Короткая будет короче, если открыты стрелки обеих компаний. По пути в день может пройти лишь один состав. Каждая компания и отправляет 1 состав в день. Они не конкуренты, но каждой надо вывести за день 1 состав груза. Как разрешить проблему?

1 компания 2 компания

Количество вагонов 30шт. 20 шт.
Вместимость 1 вагона 50 т. 50 т.
Прибыль от короткого пути 12 т р 6 т р
Прибыль от дл.пути 2т р 2 т р

(1к. доплачивает 2к. и пользуется дорогой чаще)

г) Художник пишет с натуры. Закончилась голубая краска. За другой идти далеко, упустит момент с интересным освещением. Как сделать, чтобы краска появилась мгновенно?

(смешать серый и оранжевый)

Д.З. Придумать или найти в литературе эвристическую задачу.

Занятие № 11

Тема: Умозаключения.

Цель: Учить делать выводы, заключения, предвидеть последствия гипотетической ситуации.

1. Проверка домашнего задания. Решаем задачи, найденные детьми.

2. Инструкция к заданию.

 

Ситуация 1.

– Вообрази, что животные и птицы заговорили на человеческом языке. Что случится? (Для обдумывания даю 3 минуты)

В работе оценивается беглость ответа, оригинальность.

Ситуация 2.

Словесная ассоциация.

– Приведи как можно больше определений к слову тетрадь.

Какая она бывает? (Оценивается беглость и оригинальность) 3 минуты.

Провожу задание в форме игры. Побеждает тот, кто придумал больше определений. Можно провести аукцион.

Ситуация 3.

Словесная модификация.

–Придумайте предложение, в котором все слова начинаются с одного и того же слога. Например: слова начинаются со слога “во”.
–Придумайте предложение, в котором все слова заканчиваются на слог “ ка”.
–Придумайте предложение из четырёх слов, в котором слова начинаются с заданной буквы: В, М, С, К.
Дети записывают ответы в тетради. Выбираем самые оригинальные и ли смешные варианты.

Д. З. Составить самим, или найти в литературе считалки с одинаковым началом каждого слова.

Занятие №12

Тема: Умозаключения.

Цель: Развивать движение мысли от частного к общему – индуктивное умозаключения.

1. Разминка. Слушаем считалки.

2. Объяснение задания для тренинга.

ВСЕ ПЛАНЕТЫ ШАРООБРАЗНЫЕ.
ЛУНА – ПЛАНЕТА.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЛУНА – ШАРООБРАЗНА.

3. Самостоятельная работа.

а) НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ. б) ВСЕ УЧЕНИКИ5 КЛАССА ПЛАВАЮТ.
ПОКАЗАЛСЯ ДЫМ. АНДРЕЙ НЕ ПЛАВАЕТ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,… СЛЕДОВАТЕЛЬНО, …

в) НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ – ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, …

4. “Составь пирамиду”.

Из перечня понятий составь несколько пирамид по образцу:

РАСТЕНИЯ
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ;
ОРЕХ, ДУБ, СМОРОДИНА, МАЛИНА.

Понятия. ( 5 минут).

ХИЩНЫЕ, ВЕЩИ, ЛЕВ, ТЕПЛОКРОВНЫЕ, ГРЫЗУНЫ, ЖИВОТНЫЕ, МЕБЕЛЬ, ВОДНЫЕ СИСТЕМЫ, СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, ВОЛГА, ДОН, ЗАЯЦ, СУСЛИК, СТОЛ, ЧАЙНИК, ЧЁРНОЕ МОРЕ, АИСТЫ, ТИГР, ПТИЦЫ, ТИХИЙ ОКЕАН, СОЛНЦЕ, ЧАЙКИ, СТУЛ, ПОСУДА, ВОДОПЛАВАЮЩИЕ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, МОРЕ, ЛАСТОЧКИ, ТАРЕЛКИ, КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН, РЕКИ, ПЛАНЕТЫ, АЗОВСКОЕ МОРЕ, ПЕРЕЛЁТНЫЕ, ЗЕМЛЯ, МАРС.

Обсуждаем полученные пирамиды. Проверяю тетради. Называем самого лучшего строителя пирамид.

Д. З. Составь для соседа ребус.

Занятие №13

Тема: Причина и следствие.

Цель: Учить детей делать выводы, предвидеть последствия, предполагать действия по предотвращению последствий.

1. Проверка домашнего задания. Разгадываем ребусы.

2. Сообщение понятий “причина”, “следствие”.

3. Выясни причину. Почему это произошло?

– В доме внезапно погасли все лампочки…
– Дерево во дворе облепили птицы…
– Речка вышла из берегов и затопила огороды…
– Окна в доме распахнули настежь…
– Лена уронила ручку…

(Даю время для записи своего варианта ответа, заслушиваем версии, выбираем самые реальные)

4. Найди общую причину.

а) – Папа раскрыл книгу.
– Комната наполнилась дымом.

(Дети должны объединить 2 события одной причинно.)

б) – Дворник взял метлу.
– Мама вдела нитку в иголку.

в) – Котёнок подошёл к блюдцу.
– Мальчик не выучил уроки.

5. Что может случиться?

– Девочка уронила карандаш на пол…
– Из окна выбросили кусочек булки…
– Садовник из шланга стал поливать клумбу…
– На улице кто–то разбил банку варенья…
– Мальчик чиркнул спичкой…
– Учитель открыл классный журнал…

6. “Продолжи!”

– Птицы начали вить гнёзда потому, что…
– Комары стали кусать чаще, потому что…
– Зимой у деревьев образуется плотная древесина потому, что…
– В классе наступила мёртвая тишина потому, что…

7. Д. З. Придумать причину для выяснения последствий, наметить свой вариант последствий.

Занятие №14

Тема: Причина и следствие.

Цель: Продолжить работу над выяснением причинно – следственных связей между действиями и явлениями.

1. Проверка д. з.

Дети предлагают варианты причин, нужно предложить свое следствие. Сравниваем с домашней заготовкой. Выбираем наиболее приемлемую версию решения проблемы.

2. “Переделай”.

–Как столб переделать в нору?
–Как дверь переделать в велосипед?
– Как клумба может стать батареей отопления?
–Как бутылка станет домом?
– Как из дерева сделать ботинок?

3. “Усовершенствуй”.

ПАРТУ, СТОЛ, РУЧКУ, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКУ, ДНЕВНИК.

4. “Соедини два в одно”.

– Газета – верблюд.
– Линейка книга.
– Карандаш – замок.
– Ножницы – дорога.
– Утюг – трамвай.

5. “Найди связи”.

Почему это случилось? Как это связано?

– Собака погналась за курицей. Школьники не смогли поехать в театр.
– Молоко выкипело. Самолёт совершил вынужденную посадку.
– Белка уронила шишку. Самосвал опоздал с грузом на стройку.

6. “Что изменилось бы в сказке?”

–Колобок выкатился на поляну, а там собрались все звери…
–Золотая рыбка согласилась быть у старухи на посылках….

(Свои варианты записываем в тетрадь, наиболее смешные, интересные зачитываем.)

7. Д. З. Придумать сказку с изменениями.

Занятие № 15

Тема: Образные описания и сравнения.

Цель: Развивать творческое мышление, смекалку, учить описывать предметы, сравнивать их по определенным признакам.

Ход занятия.

1. Разминка “Кто это?”

а) Детям раздаю предметные картинки. Опиши словами предмет, чтобы слушатели могли отгадать его.
б) Кладу в шкатулку предмет, дети задают вопрос и пытаются отгадать, что лежит внутри.
На вопросы детей отвечаю: “да” “нет”.
в) Слушаем сказки с изменениями.

2. Знакомство с новыми понятиями. “Сформулируй закон”.

В начале работы знакомимся с понятием “закон”.

ТО, ЧТО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ПРОИСХОДИТ ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ, НАЗЫВАЕТСЯ “ЗАКОН”.

а) Если воду в кастрюле нагреть до 100 градусов, то она закипит.

– Как по–вашему будет звучать этот закон?
– Что в моём предложении нельзя изменить?

Дети самостоятельно составляют определение закона.

б) Если воду поставить на холод, то она замёрзнет только при температуре 0 градусов.

– Что должно быть в данном деле обязательным?
– Что можно из предложения убрать и это не нарушит закона?

в) Если живое существо поместить в помещение, где нет воздуха, то оно погибнет,

–Какое условие должно оставаться неизменным?
–Какие слова в данном предложении играют второстепенную роль?

3. “С чем сравнить?”

а) причёска; (приводим сравнения с предметами, которые обладают такими же или подобными свойствами.)
б) скотч; (пластырь, лента для утепления окон, полоска с клеем; лента–мухоловка, и т д )
в) ручка;
г) уши;

4. “Скажи другими словами”.

–К августу, вероятно реки пересохнут.
–Урожай грибов и ягод планируется хороший.
–В каникулы, вплоть до сентября, дети будут купаться и загорать.
–Весь урок дети будут писать, считать, отвечать, рисовать.

5. “Объясни сравнения”.

–Мальчик, как медведь.
–Учитель, как грозовая туча.
–Машина, как игрушка.
– Деревья, как богатыри.–
Лёд, как камень.
– Цыплят по осени считают.
– Девушка, как лебедь.
– Человек, как стена.
– Трава, как ковёр.
– Воздух, как стеклянный.
– Ноги, как ватные.
– Руки золотые.

6. Д. З. Составьте описание предмета, не называя его.

Занятие № 16

Тема: Закончи мысль.
Цель: Развивать мыслительные операции; оперативно – следственное мышление.

1. Разминка. Игра “Узнай предмет”. Дети загадывают предмет. Можно играть ,соревнуясь между рядами, можно провести игру в парах. Можно вызывать одного ученика к доске.

2. Задания на умственное развитие.

Задание состоит из вопросительных предложений. В каждом не хватает одного слова. Вы должны из 5 слов выделить то, которое правильно дополняет данное предложение.

а) Коллективная работа.

–Одинаковыми по смыслу являются слова “биография” и …

(случай; жизнеописание; подвиг; книга; писатель).

–Начальные буквы имени и отчества называются…

( вензель; инициалы4 автограф; индекс; анаграмма).

б) Работа в парах.

– Система взглядов на природу и общество – это…
( мечта; оценка; мировоззрение; кругозор; иллюзия).

–Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется …
( бионика; химия; селекция; ботаника; физиология).

–Начитанность, щирокие и глубокие познания – это…
(интеллигентность; опытность; эрудиция; талант; самомнение).

 

в) Самостоятельная работа.

– Этика – это учение о …
(психике; морали; природе; обществе; искусстве).

– Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о …
( компромиссе; общении; объединении; переговорах; противоречии).

– Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это…
( рациональность; пассивность; чуткость; противоречивость; чёрствость).

– Оппозиция – это…
(противодействие; согласие; мнение; политика; решение).

– Цивилизация – это…
( формация; древность; производство; культура; общение),

Работа проходит с использованием толкового словаря.

Д.З. Составить 2 предложения с недостающим словом. Приготовить варианты вставок.

Занятие № 17.

Тема: Домыслы и предположения.
Цель: Развивать творческое мышление, учить планировать действия, прогнозировать новые эффекты и последствия; устанавливать взаимосвязи явлений и объектов.

1. Разминка “Филворд”.

Д Е Ж А К Л Е Б Щ И

Н М И С С О Б А К А

А З О К Щ Л И С А Р

О Р З А Я Ц Щ К М Н

Ъ Н О К Ш Н А Р А Б

Ы Ъ Э Н О С О Р О Г

А Б В Г Д Ь С О Л Ы

К Л М О П Р С Ф У Т

А М Л А Н Ь Д В С Е

Д Е З Ж П К Л О В И

Найди слова: БЕЛКА; КОНЬ,; ЛАНЬ,; СОБАКА, БАРАН, КОЗА, ЛИСА, ЛОСЬ, НОСОРОГ, ЗАЯЦ, ВОЛК, ЁЖ.

2. Домыслы. Что это такое?

– Какие события могут произойти из–за названного события?

а) ДЕВОЧКА УРОНИЛА КАРАНДАШ НА ПОЛ…
б) ИЗ ОКНА ВЫБРОСИЛИ БУТЫЛКУ…
в) НА ДОРОЖКЕ РАЗБИЛИ БАНКУ С ВАРЕНЬЕМ…
г) МАЛЬЧИК ЧИРКНУЛ СПИЧКОЙ…
д) УЧИТЕЛЬ ОТКРЫЛ КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ…

3. Предположения.

Когда мы используем предположения? Зачем нужно уметь предполагать действия, прогнозировать поступки?

Что бы ты сказал, если бы…

ИЗ КРАНА ПОЛИЛСЯ АПЕЛЬСИНОВЫЙ СОК…

ИЗ ТУЧИ ПОШЁЛ ИЗЮМНЫЙ ДОЖДЬ…

ЛЮДИ ПРИДУМАЛИ ТАБЛЕТКИ ОТ СНА…

4. Продолжи предложения:

В ГОРАХ НЕЛЬЗЯ ГРОМКО КРИЧАТЬ…

ПТИЦЫ СТАЛИ НИЗКО ЛЕТАТЬ…МАМА РАССТРОИЛАСЬ…

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

5. Придумай сказку по вопросам:

– Кто это был? – Как выглядел? – Куда пошёл? – Кого встретил? – Что ему сказали? –Что он ответил? – Что ему сделали? Как он отреагировал? Чем закончилось дело?

6. Игра: “Хорошо – плохо”.

– ТВОЙ КОСТЮМ ОБЛИЛИ СУПОМ…

Что в этом хорошего, а что плохого?

(один ряд называет , что хорошего, а другой, что плохого.)

УЧИТЕЛЬ ПОСТАВИЛ ДВА…
хорошо плохо
МАМА ВЫБРОСИЛА ТВОЮ ИГРУШКУ…
хорошо плохо
ПОВЫСИЛИСЬ ЦЕНЫ НА МОРОЖЕНОЕ..
хорошо плохо

Д. З. Подобрать для разминки логическую задачу.

Занятие № 18.

Тема: Фантазия.
Цель: Учить различать фантазию и ложь, развивать творческое мышление, обогащать словарный запас.

1. Разминка. Логические задачи:

Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что:

а) я сидела справа от мамы, а мама слева от меня;

б) папа сидел справа от меня и справа от мамы;

в) мама сидела справа от меня , а папа справа от мамы.

Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку.

– Какая рыба поймана раньше всех?
– Можно ли сказать, какая рыба поймана позже всех?

(Решаем задачи те, что приготовили дети. Необходимо до урока проверить сложность задач, решить их самой).

2. Что такое фантазия?

Это то же, что и воображение. Воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлении и мыслительных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

ЗАДАНИЕ № 1

– Перед вами две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки весёлый конец, а для другой такое окончание, чтобы оно удивило всех.

Охотник до сказок.

Жили себе старик со старухою, и был старик большой охотник до сказок и всяких россказней.

Приходит к нему солдат и просится переночевать.

– Пожалуй, служба, ночуй, – говорит старик,– только с уговором: всю ночь рассказывать мне сказки. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь. Солдат согласился.

Поужинали старик с солдатом и легли спать, а старуха села пряжу прясть. Долго рассказывал солдат, а потом спрашивает:

–А что хозяин знаешь ли ты, кто с тобой на полатях лежит?

–Как кто? Вестимо, солдат, – говорит старик.

– Ан нет, не солдат, а волк.

–Поглядел мужик на солдата, и точно – волк.

Испугался старик, а волк ему и говорит:

–Да ты хозяин не пугайся, а на себя посмотри, ведь и ты не мужик, а медведь.

Оглянулся на себя мужик и правда, – стал он медведем…

( К. Д. Ушинский).

Царь и рубашка.

Один царь был болен и сказал:

–Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.

Собрались все мудрецы и стали думать, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец знал и предложил:

–Если найти счастливого человека, снять с него рубашку, одеть на царя, то он выздоровеет.

Царь послал искать по всему царству счастливого человека.

Но сколько послы не ездили , не могли найти счастливого человека. Во всём царстве не было человека, который был доволен всем.

Один раз едет царский сын мимо избушки, и слышно ему кто–то говорит:

– Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне ещё нужно?

Царский сын приказал снять с этого человека рубашку, а ему дать столько денег, сколько пожелает. Отвезли царю рубашку.

Слуги пришли к счастливому человеку, чтобы снять с него рубашку, но…

(Л. Н. Толстой).

–Дети сочиняют сказки. Слушаем те, которые получились интересными.

Д. З.Подобрать для разминки анаграммы.

Занятие № 19

Тема: Фантазия.
Цель: Продолжить работу над формированием навыков воображения, развивать творческие способности.

1. Проверяем домашнее задание. Решаем анаграммы.

2. Повторение понятия “фантазия”.

– Вспомните фантастические сказки. Какой писатель способен написать фантастическую сказку? Все ли обладают способностью к фантазии? С чем нельзя путать фантазию?

– Чем ложь отличается от фантазии?

3. Аукцион “Фантастические сказки”.

Дети называют сказки, в которых автор использует приём фантазии.

Побеждает тот, кто последним назовёт сказку.

4. Игра: “ Какие сказки спрятались”?

“Жили – были Коза и семеро козлят. К ним часто приходил папа Карло. Садился на стул и строгал своё полено. Однажды он просит: “Испеки мне колобок!”

Она и согласилась. Вышли они на огород, скатали из снега ком. Хотите верьте, хотите нет, а сумел он сделать корабль удивительной красоты, полетел он на этом ковре– самолёте в тридевятое царство, в тридесятое государство. Стали они там жить вместе в своей лубяной избушке, и никто их не беспокоил”.

– Это фантазия или искажение действительности?

5. Составь сказку из сказок.

Дети пробуют самостоятельно составить сказку по подобию предыдущей.

Заслушиваются сначала сказки в парах. Затем сосед по парте даёт оценку произведению напарника.

– Смог ли ученик придумать сказку из сказок? Всем ли удаётся придумать, нафантазировать, вообразить, солгать, чтобы поверили? Легко ли что–то выдумывать?

Какой способностью должен обладать фантазёр, врун, обманщик? О чём надо помнить, когда обманываешь? (Обман всегда раскроется). К чему приводит фантазёрство? (Фантазёры – помогают сделать новые открытия, изобретения. Без фантазёров было бы скучно на Земле.)

Д.З. Придумай фантастический сон.

Занятие № 20.

Тема: Небылицы.
Цель: Развивать память, логическое мышление, внимательность, умение фантазировать, развивать словарный запас.

1. Разминка. “ Репортаж”.

Сделай репортаж на тему… Тему выбирает каждый ребёнок самостоятельно. Человека для репортажа тоже выбирает сам.

2. Проверка д. з. Расскажи сон.

3. Небылица – что это такое? Небылица– это…

4. Найди небылицу среди прочитанных текстов.

(Детям необходимо обнаружить в тексте небылицу. Лучше начать с учебных небылиц).

“От перемены слагаемых меняется сумма чисел”.

“Согласные звуки делятся на чётные и нечётные”.

“Окончание– это значимая часть слова, которая служит ля связи слов в предложении”.

5. Конкурс на лучшую небылицу.

(Составь учебную небылицу).

6. Где используется небылица?

– В каких сказках встречаются небылицы?

– Придумайте небылицу – сказку. (Заслушиваем сказки – небылицы. Выбираем самую смешную и неправдоподобную. В конце занятия выбираем самого отменного враля).

Д.З. Составить “Филворд” для товарища.

Занятие № 21

Тема: Анализ отношений между понятиями.
Цель: Учить анализировать понятия, находить отношения между ними, устанавливать связи или различия между ними. Отрабатывать мыслительные операции. Развивать словарный запас, устную речь.

1. Разминка. “Филворд” – цветы.

К А М Я И Н У Т Е П

А Д Б Н И Г Р О Е Г

О Н О Р Х И Д Е Я Ж

М В Я И Л И Л Н Е Б

Ф Щ Ч Е Ж Ф И А Л К

А А С Т Р А Н О П Р

С Н С О Т О Л Н Ъ Я

М К Л А З О Р А В Д

В А Д С И Р И Э Ю Я

И Е Л К Г Щ П И О Н

С Т У Ф Х Ф Х Ц Ч Ш Щ Б

Б В Н А Р Ц И С С Е

мак, фиалка, пион петуния, лотос, георгин

лилия, роза, нарцисс, астра, орхидея ирис

2. Аналогии. Вспомните, что такое аналогия? Какие упражнения мы выполняли в 1 классе?

3. Решение новых видов заданий.

Даны три слова, между двумя есть связь, необходимо найти слово –пару для третьего, чтобы между ними была аналогичная связь.

а) Это задание разбираем коллективно.

ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ = КАРТИНА – …( слепой; художник; рисунок; больной; хромой.)

б) Эти задания разбираем в парах.

ПАРОВОЗ – ВАГОН = КОНЬ – … (поезд; лошадь; овёс; телега; конюшня).

УТРО – НОЧЬ = ЗИМА – …( мороз; день; январь; осень; сани.)

КОЛУМБ – ПУТЕШЕСТВЕННИК = ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ – …(первооткрыватель; образование гор; извержение; жертвы; природное явление.)

ПАПОРОТНИК – СПОРА = СОСНА – …(шишка; иголка; растение; семя; ель.)

ГОРЫ – ВЫСОТА = КЛИМАТ – …( рельеф; температура; природа; географическая широта; растительность).

в) Самостоятельная работа.

РАСТЕНИЕ – СТЕБЕЛЬ = КЛЕТКА – …(ядро; хромосома; белок; часть; деление).

СТАРТ – ФИНИШ = ПРОЛОГ – …( заголовок; введение; кульминация; действие; эпилог).

РОМАН – ГЛАВА = СТИХОТВОРЕНИЕ – …( поэма; рифма; строфа; ритм; жанр).

МОЛОТОК – ЗАБИВАТЬ = ГЕНЕРАТОР – …(соединять; производить; включать; изменять; нагревать).

На такие занятия приношу словари. При затруднениях дети находят смысловое значение слова. Учимся пользоваться справочной литературой.

Итог занятия. Подводим результат оперативности мышления. Выбираем лучшего аналитика.

Д.З. Составь кроссворд для соседа из 10 словарных слов.

Занятие № 22

Тема: Тест: “М Ы Ш Л Е Н И Е”.
Цель: Изучение процессов анализа и синтеза.

1. Выяснение значения слова “ мышление”.

Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщённо и опосредовано отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

2. Тест: Сравнение понятий.

1. УТРО–ВЕЧЕР
2. КОРОВА– ЛОШАДЬ
3. ЛЁТЧИК– ТАНКИСТ
4. ЛЫЖИ– КОНЬКИ
5. ТРАМВАЙ–АВТОБУС
6. ОЗЕРО–РЕКА
7. РЕКА–ПТИЦА
8. ДОЖДЬ–СНЕГ
9. ПОЕЗД–САМОЛЁТ
10 ОСЬ–ОСА
11 ОБМАН– ОШИБКА
12 СТАКАН–ПЕТУХ
13 ДЕВОЧКА–КУКЛА
14 БОТИНОК–КАРАНДАШ
15 ЯБЛОКО–ВИШНЯ
16 ВОРОНА–ВОРОБЕЙ
17 ВОЛК–ЛУНА
18 МОЛОКО–ВОДА
19 ВЕТЕР–СОЛЬ
20 ЗОЛОТО–СЕРЕБРО
21 САНИ–ТЕЛЕГА
22 ОЧКИ– ДЕНЬГИ
23 ВОРОБЕЙ–КУРИЦА
24 КОШКА–ЯБЛОКО
25 ВЕЧЕР– УТРО
26 ДУБ–БЕРЁЗА
27 ГОЛОД–ЖАЖДА
28 СКАЗКА–ПЕСНЯ
29 КОРЗИНА–СОВА
30 КАРТИНА –ПОРТРЕТ

(Слова парами записаны столбиком. Напротив каждой пары слов ученик пишет подробный ответ на сходство и сравнение этих пар предметов. Карточку готовлю отдельно для каждого ребёнка. Время даю 20– 25 минут. Оно зависит от скорости письма ребёнка. .)

Данная методика может быть использована для изучения мышления учащихся любого возраста. Необходимо указать сначала сходство предметов, а потом их различие. Ответы записываются полностью. Неумение выделять эти признаки в предметах говорит о слабости операций синтеза, анализа, обобщения; о склонности к конкретному мышлению.

В списке есть “ несравнимые понятия”. Эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное, “ситуативное” высказывание. Помимо конкретности мышления, здесь можно увидеть ещё и “соскальзывание”, что говорит о неустойчивости ума.

Если ученик настаивает на сравнении таких понятий и придумывает натянутые, искусственные объяснения – есть основание предполагать психическое заболевание.

(Жабицкая Л. Г. “Психодиагностика для учителя”)

Занятие № 23

Тема: Тренинг мышления.
Цель: Формирование творческого и логического мышления; способствовать развитию универсальных мыслительных операций.

1. Проверка д. з. Разгадываем кроссворды соседа.

2. Интеллектуальные игры можно предлагать для индивидуальной работы или для коллективной.

(Тренинг разработан Заикой Е. В.)

Игра № 1: “составление предложений”

Даются 3 слова не связанные между собой по смыслу. Составь как можно больше предложений с этими тремя словами, можно слова изменять по падежам ,а можно добавлять другие. ( 10 минут)

Варианты заданий: МЯЧ, РАКЕТА. КНИГА.

УЛИЦА, ОЧКИ, СУМКА

ВЕЛОСИПЕД, ЦВЕТОК, НЕБО

СТОЛ, ФАРТУК, БОТИНКИ

После 10 минут индивидуальной работы обсуждаем составленные предложения. Отмечаем самые оригинальные предложения.

Игра № 2. “ Что на него похоже?”

Называется предмет или явление. Найди предметы, сходных с названным, по каким– то признакам или свойствам. ( 5 минут на 1 слово)

Пример: вертолёт. Можно назвать: бабочка, птица– они летают, садятся; можно назвать автобус, троллейбус –это транспорт; вентилятор – вращается винт и т. д.

В игре побеждает тот, кто за 5 минут написал большее количество групп аналогов.

СЛОВА: КНИГА; КОЛПАК; ЗОНТ; ПОРТФЕЛЬ; АРБУЗ;

После выполнения задания можно побеседовать индивидуально, можно обсудить ответы коллективно.

Д. З. Загадай предмет по его признакам для своего одноклассника.

Занятие № 24

Тема: Тренинг мышления.
Цель: Формировать умения устанавливать последовательность подчинения понятий.

1. Разминка. “Отгадай предмет по его признакам”. Задания выполняем в парах. Трудные варианты разбираем коллективно.

2. Анализ новых заданий.

Дано 3 понятия, находящиеся в отношении последовательного подчинения.

РАСТЕНИЕ – КУСТАРНИК – ОРЕШНИК.

Дети должны соотнести объёмы данных понятий и пронумеровать слова. Самое узкое понятие получает №1, самое широкое – № 3.

3. Коллективная работа.

––ОБУВЬ, ВАЛЕНКИ, ЗИМНЯЯ ОБУВЬ.
–– РАСТЕНИЕ, ГЛАДИОЛУС, ЦВЕТОК.
–– МЕБЕЛЬ, СТОЛ, ПИСМЕННЫЙ СТОЛ.

4. Самостоятельная работа.

–– ЖИТЕЛЬ РОССИИ, МОСКВИЧ, ЕВРОПЕЕЦ.
––ЛИСИЧКИ, ГРИБЫ, СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ.
––ПОДРОСТОК, ОТЛИЧНИК, УЧЕНИК.

5. Игра “ Зашифрованное слово”.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

––АВТОМОБИЛЬ, ТОРМОЗ.
––КОЛОС, РОТА, ВАЗА.
––МОЛОКО, НЕРЕСТ, ТАРАКАН.
––КОРА, ЛОТО, БОКСЁР.
––БАРАН, РАНА, БАНЩИК ( автор, корова, монета, колобок, барабан)

Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово:

––СОЛОВЕЙ, КОТОРОСЛЬ.
––ЗМЕЯ, РАМА.
––ПУГОВИЦА, МОЛОТОК, ЛАВА.
––УКОР, БУЗИНА, ТИНА.
––ПОВОРОТ, ПОРОША, КАНАВА (лото, яма, голова, корзина, ворона)

Задание: из каждого слова взять последний слог, составить новое слово:

––МЕБЕЛЬ, РУЖЬЁ.
–– СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ.
– ЛИСА, БЕЛЬМО, БУКЛЕТ.
– ПУЛОВЕР, ПАЛЬТО, БИЛЕТ.
– МОЛОКО, РЕЛЕ, ЛАССО.
– СМОЛА, СЛЕЗА, БЕРЕТ ( бельё, карамель, самолёт, вертолёт, колесо, лазарет).

Для более интеллектуально развитых ребят можно усложнить игру: почувствуйте слово без задания.

Проверяю ответы ребят. Называем “эрудита”

Д. З. Приготовить пословицы.

Занятие № 25.

Тема: Замена функций предмета.
Цель: Развивать способность рассматривать всевозможные свойства и функции предметов; вводить предметы в разнообразные ситуации, открывать в предметах новые свойства и возможности.

1. Разминка. Проверка д. з.

– Какие из приведённых ниже фраз близки по значению?

а) НА ВСЯКОЕ ЧИХАНЬЕ НЕ НАЗДРАВСТВУЕШЬСЯ.
И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА.
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО РОСТОТЫ.
ВСЯКОМУ ОВОЩУ СВОЁ ВРЕМЯ.
б) КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.
ЛЕС РУБЯТ – ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.
НЕ ПО ВИДУ СУДИ, А ПО ДЕЛАМ ГЛЯДИ.

2. Задание для игры.

 

3. Д. З. Придумать один вопрос для инопланетянина.

Занятие № 26

Тема: Почемучки.
Цель: Развивать умение выявлять причинно – следственные связи, т. е. развивается творческое мышление.

1. Условия игры.

Дети сидят по кругу. Один водящий. Водящий играет роль инопланетянина. Он задаёт вопросы, которые начинаются со слова “почему”.

Например: Почему на Земле люди плачут?

Почему рыбы в реке плавают?

Почему цветы так приятно пахнут? и т. д.

Игра продолжается (15 – 20минут).

2. Игра “ Слабое звено”.

Вопросы задаются ребятам каждому по очереди. Не ответил – выбыл.

а) Какой хищник любит малину? (медведь)
б) Почему, испугавшись лошадь начинает фыркать? (острое обоняние, отфыркиваясь она чистит ноздри, чтобы определить откуда исходит угроза)
в) Куда зайцу бежать быстрее, с горы или в гору?
г) Почему весной не добывают пушных зверей?
д) Почему кустарник дикой розы назвали “шиповник” ?
е) Почему растения пустынь имеют вместо листьев колючки?
ж) Что значит “волка ноги кормят” ?
з) Умеют ли слоны плавать? (да, и может погружаться под воду, оставляя на поверхности лишь хобот).
и) Всегда ли рак пятится назад? ( к пище устремляется вперёд).
к) Какая птица быстрее всех летает? (стриж).

3. Итог занятия: Что необходимо для победы в таких играх?

Занятие № 27.

Тема: Тренинг внимания.
Цель: Тренировать избирательность внимания, концентрацию, помехоустойчивость.

Для занятия использую задания из методики Мюнстерберга.

Инструкция: “Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

1. Анализ образца:

РЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРКНПКИПАМТАЛНДМИР АВНКОДШРОЛИКИПЩЗЫЧ

2.Индивидуальная работа.

БСОЛНЦЕВТРГЩОЦЭРАЙОНЗГУЧНОВОСТЬЪХЭЬГЧЯФАКТЬУЭКЗАМЕНТРОЧЯГЩ
ШГЦКППРОКУРОРГУРСЕАБЕТСОРИЯЕМТОДЖЕБЬАМХОККЕЙТРОИЦАФЦУЙГАХ
ТТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖЩЗХЮЭЛГЩЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИПДРГЩХЩНЗДВОСПРИЯ
ТИЕЙЦУКЕНДШИЗХЬВАФЫПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЬТРПЛОСЛДСПЕКТАКЛЬЯЧСИНТ
ЬБЮНБЮЕРАДОСТЬВУФЦИЕЖЦДОРРПНАРОДШАЛДЬХЭППЦГИЕРНКУЫФЙШРЕПО
РТАЖЭКЖДОРЛАФЬВЮФБЬКОНКУРСЙФНЯЧЬГУЗСКАРПЛЛИЧНОСТЬЗЖЭЬЕЮДШЩ
ГЛОДЖИНЭЦРПЛАВАНИЕДТЛЖЭЗБЬТРДШЖНПРКЫВКОМЕДИЯШЛДКУЙФОТЧАЯНИ
ЕЙФРЛНЬЯЧВТЛДЖЭХЬГФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГЩДЩНРУЦТРГЩЧТЛРОСНОВАНИЕ
ЙФРЛХЖЬБЩДЭРКЕНТАОПРУКГВСМТРПСИХИАТРИЯБПЛИСТЧЬЙФЯСМТЩЗАЙЭЪЯГНТЗХТМ.

На выполнение даётся 2 минуты. По истечении времени проверяем работу в парах. Считаем подчёркнутые слова, выбираем самого внимательного. Прочитываем все спрятанные слова, чтобы помочь детям увидеть свои ошибки.

3. “Расставь числа”.

Необходимо расставить числа в порядке возрастания в нижнем квадрате. Даю 2 квадрата.

Стимульный материал

16 37 98 29 54
80 92 46 59 35
43 21 8 40 2
65 84 99 7 77
13 67 60 34 18

 

 

 

 

 

Бланк заполнения.

         
         
         
         
         

4. Итог занятия.

Занятие № 28.

Тема: Диагностика внимания.
Цель: Установить уровень устойчивости внимания при выполнении и проверке работ.

1. Задание “Исправь ошибки”.

Детям даётся текст, в котором допущены ошибки. Необходимо найти и исправить их. (5 минут)

“Старые лебеди склонили горые шеи.

Зимой в саду разцвели яблони.

Взрослые и дети толпились на берегу.

Внизу над ними расстилалась пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

Сорняки шыпучи и плодовиты.

Настоле лежала карта нашего города.

Скоро удалось мне на машине.

Обработка данных:

до 2 ошибок – хорошее внимание;

3 –4––средний уровень;

5 и более–– низкий уровень.

2. Игра “Найди число”

Даю таблицу с числами. За 1 минуту восстанови числа в порядке возрастания. Играем в парах.

22 25 7 21 11
6 2 10 3 23
17 12 16 5 18
1 15 20 9 24
19 13 4 14 8

Таблица может иметь произвольные числа, задания тоже можно давать другие. Главное тренировать внимание ученика, развивать поле зрения, скорость переключения внимания.

3. Итог занятия: выбираем самого внимательного игрока.

Занятие № 29.

Тема: Диагностика уровня памяти.
Цель: проверить уровень развития объёма запоминания; смысловую память; саморегуляцию.

1. Задание на определение объёма запоминания.

Произносится 10 слов, учащимся надо их воспроизвести.

Рекомендуемые наборы слов:

а) дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок;
б) стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

При нормальном объеме кратковременной памяти учащийся должен воспроизвести не менее 6 слов.

2. Смысловая память:

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой перерыв читает лишь первое из слов пары, ученики должны припомнить вторые слова. Затем записать эти пары на листке бумаги. Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, т. е. отношение правильно воспроизведенных пар к общему числу предложенных пар будет 0,6, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Рекомендуемый набор пар слов:

шум – вода

стол – обед

мост – река

рубль – копейка

лес – медведь

дуб – желудь

дичь – выстрел

рой – пчела

час – время

гвоздь – доска

3. Саморегуляция.

Фронтально для всего класса на 10 минут дается работа. Надо писать последовательность единиц и тире.

1 – 1 – – 1 – – – 1 – 1 – – 1 – – – 1 –

и т.д. В конце строчки необходимо делать перенос, не заезжать на поля.

Оценка результатов: всех учащихся можно разделить на 5 групп:

1 группа – справляется с работой;

2 группа – сначала делают правильно, затем сбиваются;

3 группа – сбиваются в последовательности, заезжают на поля;

4 группа – выполняют только 2–3 строки;

5 группа – УО дети (не понимают инструкции)

У 1 группы саморегуляция развита хорошо; у 2 группы–– удовлетворительно; у 3, 4 групп саморегуляция недостаточна.

Занятие № 30.

Тема: Ассоциации.
Цель: Развивать способности устанавливать связи запоминаемого с чем – то известным по сходству, подобию, противоположности.

1. Анализ понятия “ассоциации”. Ассоциации – это

Пример: кино– комедия; (каждый называет то, с чем связано для него это слово).

Условия задания. Дети пишут на листочках ассоциации к диктуемым словам.

1) Родина 2) Сквер 3) Геометрия 4) Удар
5) Фальсификация 6) Ошибка 7) Камин 8) Беда
9) Контроль 10) Сказка 11) Ножницы 12) Губы
13) Костёр 14) Необычность 15) Рот 16) Любовь
17) Свидание 18) Записка 19) Проблема 20) Кризис

2. “Восстанови то, что диктовалось”.

Ребята должны через тире написать те слова, которые диктовал учитель. Выбираем самого точного.

3. “Восстанови квадрат”.

Показываю квадрат с числами. За 30 секунд ребята должны запомнить и записать в таком же порядке все числа. Побеждает тот, у кого “на месте” оказалось чисел больше.

9 5 11
14 25 17
3 21 7
18 12 6
8 15 10

4. Итог занятия.

Занятие № 31

Тема: Переводчики.
Цель: Развивать мыслительную деятельность; творческое мышление; коммуникабельность; объём памяти.

1. Игра: “ Язык племени муабуту”

Условие игры. Необходимо выучить язык племени .

Слова: МУАБИТ ––отвечать
лавук–– младшие
цацей––родные
арон––любить
амак––живут
цацейх родных
чук–– я
лавукс––младшим
махс––мои
цезр––помогать
мезл––близко
ант махсх–– за моих

2. “Скажи по–муабутски”.

Ребята составляют перевод предложения на язык муабуту.

Предложения: Я отвечаю за младших.

Мои родные живут близко.

Я люблю помогать родным. (Перевод предложений записывается в тетрадь. Работа проверяется в парах).

3. Игра “Переводчик”.

Ребята в парах составляют несколько предложений на языке муабуту. Один читает предложение, одноклассники переводят его.

Итог занятия: Выбирается лучший полиглот.

Занятие № 32

Тема: Интеллектуальные игры. Урок – обобщение.
Цель: Проверить умение ребят находить и проводить игры самостоятельно.

1. Игры предложенные детьми.

2. Игры от учителя.

3. “Картина”.

Условия игры. Делимся на 2 команды. Соперникам называем слово. Каждый игрок команды предлагает предмет для картины, но перед своим словом должен назвать все слова предыдущих игроков.

Например: “сквер”. Первый называет: сквер, дерево. Второй продолжает: сквер, дерево, аллея. Третий: сквер, дерево, аллея, скамья, и т. д.

Побеждает та команда, у которой оказалась длиннее цепь слов.

4. “Повтори танец”.

Условия игры: 2 команды. Звучит музыка для 1 команды. Игроки танцуют. Музыка закончилась. Соперники должны повторить движения 1 команды.

Команды меняются ролями. Побеждает та команда, у которой движения были более точными.

5. Итог занятия. Для чего нужно уметь организовывать игры?

Занятие № 33.

Тема: Тестирование мышления на конец учебного года.
Цель: Проверить изменения в мыслительных способностях учеников.

Тест № 2

ЗАДАНИЯ:

1. Восстанови слова.

УПКС; АШНРРИ; ВЦТЕКО; ОКАМДНРИ; ЛКБУИНАК.

2. Найди в скобках 2 слова существенных для слова перед скобкой.

– ДЕЛЕНИЕ ( КЛАСС; ДЕЛИМОЕ; КАРАНДАШ; ДЕЛИТЕЛЬ; БУМАГА).
– ОЗЕРО ( БЕРЕГ; РЫБА; ВОДА; РЫБОЛОВ; ТИНА)
– ОГОРОД ( ЗАБОР; ЗЕМЛЯ; РАСТЕНИЕ; СОБАКА; ЛОПАТА)
– ЧТЕНИЕ ( ГЛАЗА; ОЧКИ; КНИГА; ПЕЧАТЬ; КАРТИНКА)
– ИГРА ( ШАХМАТЫ; ТЕННИС; ИГРОКИ; ШТРАФ; ПРАВИЛА

3. Сравни понятия.

ОЗЕРО – РЕКА (На листе напиши общие и отличительные черты в 2 столбика).

4. Убери лишнее слово в строке.

– ХОЛОДНЫЙ; ГОРЯЧИЙ; ТЁПЛЫЙ; КИСЛЫЙ; ЛЕДЯНОЙ
– РОЗА; ТЮЛЬПАН; НАРЦИСС; ЦВЕТОК; ГЛАДИОЛУС.
– СПРАВЕДЛИВОСТЬ; ДОБРОТА; ИСКРЕННОСТЬ; ЗАВИСТЬ; ЧЕСТНОСТЬ.
– ТРЕУГОЛЬНИК; ОТРЕЗОК; КВАДРАТ; КРУГ; ПРЯМОУГОЛЬИК.
– ПОСЛОВИЦА; ПОГОВОРКА; БАСНЯ; СКАЗКА; БЫЛИНА.

5. Найди общее в паре слов.

– РУССКИЙ ЯЗЫК – МАТЕМАТИКА;
– РАЗНОСТЬ – ЧАСТНОЕ;
– ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ – СМЕРЧ;
– ГАЗ – ЖИДКОСТЬ;
– ЗАВИСТЬ – ТРУСОСТЬ.

6. Найди четвёртое слово.

– ПЕСНЯ – КОМПОЗИТОР = САМОЛЁТ – … а)горючее; б) лётчик; в)конструктор; г) аэродром.
– ПРЯМОУГОЛЬНИК – ПЛОСКОСТЬ = КУБ – … а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник;
– ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ = БОЛЬНИЦА – …а) доктор; б) больной; в) лечение; г) учреждение.
–УХО – СЛЫШАТЬ – ЗУБЫ – … а) видеть; б) лечить; в) жевать; г) рот.
– ГЛАГОЛ – СПРЯГАТЬ – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – … а)понятие; б) склонять; в) название; г) образовывать.
– СВЕТЛО – ТЕМНО = ПРИТЯЖЕНИЕ – … а) металл; б) молекула; в) отталкивание; г) движение.
– ЖАРА – ЗАСУХА = ДОЖДИ – … а) паводок; б) наводнение; в) осень; г) лето.
– БЕРЁЗА – ДЕРЕВО = СТИХОТВОРЕНИЕ –… а) сказка; б) богатырь; в) поэзия; г) драма.

Полученные результаты сравниваю с результатами теста № 1 от начала года. Выясняю пользу от факультатива.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Г. Айзенк “Новые тесты”.
  2. Л. Ф. Тихомирова. А. В. Басов. “Развитие логического мышления”.
  3. Л. Ф. Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”.
  4. Л. В. Черемошкина “Развитие памяти детей”
  5. “Энциклопедия психологических тестов” под редакцией А. Карелина.
  6. Журналы “Начальная школа”.
  7. “Начальное образование”.