Задачи факультатива:
Обучение по системе Л. В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и как основа усвоения ими знаний, умений, навыков. Эту задачу я поставила главной для своего факультатива.
Цели:
- изучить уровень способностей учеников своего класса;
- выявить слабые места в развитии интеллекта;
- помочь ребёнку развивать память, внимание, зрительное восприятие, творческое мышление, языковое чутьё, фантазию;
- учить решать нестандартные задачи;
- развивать интерес к учебе и познавательную деятельность детей.
ПРОГРАММА
Факультативных занятий с детьми по теме:
“Решение интеллектуальных задач”.
1. Проверка интеллекта у детей на начало года.
Тест. 1 час
2. Выбери нужную фигуру. 2 часа
3. Решение анаграмм. 3 часа
4. Словообразование 3 часа
5. Логические цепочки с числами. Вставь число,
продолжи ряд. 3 часа
6. Сложение и вычитание чисел с отсутствием
разряда. 1 час
7. Тест. Изучение роста способностей по русскому
языку, по математике. 2 часа
8. Решение равенств. 1 час
9. Подготовка к олимпиаде “Кенгурёнок” 1 час
10. Круговые логические цепочки. 1 час
11. Олимпиада по русскому языку среди учащихся 2
классов. 1 час
12. Буквенно–числовые логические цепочки 1 час
13. Логические уравнения 1 час
14. Ребусы 1 час
15. Решение логических задач 1 час
16. Сопоставление слов и чисел. 1 час
17. Логические цепочки 1 час
18. Анаграммы 1 час
19. Аналогии 1 час
20. Интеллектуальные игры 1 час
21. Тест. Проверка роста интеллекта у детей в конце
года. 1 час
Итого: 29 часов.
Занятие №1.
Тема: Тестирование.
Цель: Проверить уровень интеллекта учащихся на начало года.
1. Организационный момент.
2. Объяснение заданий теста.
ТЕСТ:
1. Какое слово лишнее?
ШАКАЛ, КРОЛИК, КАРАСЬ, ЛАСКА, КОТЁНОК.
2. Соедини слоги в название животного:
ДЕ, РУН, СИ БУ, КИ, ДУК.
3. Составь слова:
ТРБА, ТРСАЕС, АТМЬ.
4. Подбери слово противоположного значения:
САМКА / ПАЛЬМА, ЖИВОТНОЕ, БЫК, ПИРОГ./
5. Дорисуй нужную фигуру:
6. Какое число пропустили?
4 9 20
8 5 14
10 3 ?
7. Вычеркни имя мальчика, чтобы осталось имя девочки.
С А Л А В Е Р И С А Л И Й
8. Продолжи цепочку чисел:
1, 3, 2, 4, 3, 5, ?
9. Найди пару схожих по смыслу слов.
БЫСТРЫЙ, ВЫСОКИЙ, ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ, СКОРЫЙ.
10. Что обозначает слово “шут”?
а) болезнь; в) монета;
б) клоун; г) испытатель.
11. Как называется группа марок?
ГРОЗДЬ, КОЛЛЕКЦИЯ, СЦЕПКА, МАРКЕР.
12. Допиши пару к слову: НЕБО – ГОЛУБОЕ
ЗЕМЛЯ - ?
13. Какая фигура отличается?
14. Соедини слова парами:
ЦЫГАН РИФМА
ПОЭТ ПРИВИДЕНИЕ
ДУХ КИБИТКА
/задание выполняется в течение 25 минут, у каждого своя карточка/
0-5 баллов - низкий уровень 11-12 б - высокий уровень
6-7 баллов - средний уровень 13 – отличный уровень
8-10 баллов - хороший уровень 14 б - исключительный /за каждое задание – 1 балл./
Занятие №2.
Тема: Выбери нужную фигуру. (Карточки с заданиями в приложении.)
Цель: Отрабатывать умения наблюдать, сравнивать, находить общее и различия. Тренировать математическую зоркость.
1. Проанализируй группу фигур, вставь недостающую.
Детям даются карточки с фигурами. Первые 2 карточки разбираем вместе.
- Объясните, какую фигуру нужно вставить? Почему?
/Учу ребят говорить, доказывать своё мнение, видеть свои ошибки, выслушивать чужое мнение./
3, 4 карточки делаем в парах. Работа идет на быстроту и правильность выполнения работы. Проверка проводится способом обмена тетрадями между соседними парами.
- Докажи соседу в чем его ошибка. /Правильный ответ оценивается жетоном./
5, 6 карточки делаем самостоятельно. Правильность выполнения проверяет учитель.
Правильный ответ – жетон.
2. Итог занятия.
Подсчет жетонов. Выбор эрудита урока.
Занятие №3.
Тема: Выбери нужную фигуру. ( Карточки с заданиями в приложении.)
Цель: Тренировать зрительное восприятие, логическое мышление, умозаключение, внимание.
1. Проанализируй группу фигур, вставь нужную.
/Карточки усложняются./
1, 2 карточку решает каждый самостоятельно, а проверка ответов проходит в парах.
Докажи соседу, что твое решение верное. Сосед оценивает соседа,
при этом выслушивает его доводы.
3, 4 карточки решаем в группах /5,6 человек/. Чья группа самая быстрая и внимательная.
5, 6 карточки решаем индивидуально. Конкурс “Самый внимательный”. Проверяет ответы учитель. Первые 5, 6 ответов оцениваются жетонами.
2. Итог занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 4.
Тема: Решение анаграмм.
Цель: Развивать мышление. Внимание. Учить обобщать полученную информацию. Обогащать словарный запас.
1. Орг. момент.
2. Что такое анаграмма? Знакомство с усложненными анаграммами.
а) Д Р… М… Т Р … /ель/ Ц. . . Щ . . . Я Г . . . |
б) В.. Г.. Д.. /ол/ П. . У Г .. У К . . |
в) А Т.. Б Р.. Г Н .. \ом\ К . . Х Р . . Ф . . |
Дети должны подобрать одинаковое окончание ко всем словам столбика.
Объясни, что обозначает каждое слово. Придумай с ним предложение.
Эту работу выполняем коллективно. Задание написано на доске. Жетоном оценивается самый активный ученик.
г) В . . . . Ч . . . . Ж . . . . Л . . . . /есть/ Ш . . . М . . . . |
д) Б . . . . Г . . . . Л . . . . М . . . . /айка/ П . . . . С Т . . . . |
е) В . . . Г Л. . . Д. . . ДЛ . . . /ина/ М . . . О С . . . |
Это задание выполняем в паре, но даю возможность работать индивидуально тем, кто пожелает. Проверяю одиночек, решил правильно – консультант. Консультант идет на помощь тем, кто поднял руку. Он может объяснять слово, изображать его, но не называть его.
3. Индивидуальная работа.
ж) В Ж И М П Ц
. . . /ена/
з) Б Г Р Д Е Н К Л М
. . /от/
Закончи слово, запиши полученные слова в тетрадь. Проверяет учитель, помогают те, кто решил быстрее остальных.
5. Подведение итогов занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 5
Тема: Словообразование.
Цель: Развивать творческий потенциал, логическое мышление, наблюдательность. Обогащать словарный запас.
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Объяснение нового упражнения.
СВИР … НИК /ель/
Дано начало первого слова и конец второго слова, ваша задача подобрать три буквы так, чтобы они закончили первое слово и стали началом второго.
3. Тренировочное упражнение.
РО … ЕХА /пот/ |
РАС … ОС /кол/ |
ГО … КОТ /бой/ |
Ребята объясняют на доске, почему вставили эту часть, объясняют смысл слов. /Возможны разные варианты./
4. Игра “ОБГОНЯЛКИ”
Даю каждому ученику карточку с заданиями. Задания у всех одинаковые. Кто быстрее разгадает все слова.
КАРТОЧКА
СНА … ОВОЙ /ряд/ |
ТА … АТ /пир/ |
БАЛ … ЕДА /бес/ |
ПЕ … ОЛ /сок/ |
ДИК … ЕЦ /образ/ |
СА … ОН /рай/ |
КАБ … ОШКО /лук/ |
С … ОКНО /тол/ |
ГА … РЕЛЬ /мак/ |
Время выполнения работы ограничиваю 10 – 15 минутами. Первые 5 работ проверяю сама. Ученик, выполнивший работу верно, становится консультантом, консультант может только задавать наводящие вопросы, либо показывать слова мимикой и жестами.
Все слова обязательно проговариваем и объясняем коллективно.
6. Подведение итогов.
Занятие №6
Тема: Словообразование.
Цель: Продолжить работу над словообразованием, обогащением словарного запаса. Тренировать логическое мышление, наблюдательность.
1. Сообщение темы занятия.
2. Как я получила среднее слово?
БАГОР /роса/ ТЕСАК
ГАРАЖ /ЖАБА/ ТАБАК
Дети предлагают различные варианты, доказывая свою точку зрения. Правильный ответ: взять те же по счёту буквы, что и в первой тройке слов.
3. Тренировочное задание.
4. Закрепление.
ПИРОГ /ПОЛЕ/ СЛЕЗА ПАРК /краб/ ПОЛБА
РЫНОК /…. / ОСАДА ТОРТ /…. / МЕТЛА
5. Самостоятельная работа: “Самый внимательный”.
ПАРУС /сажа/ САРЖА АНОНС /…. / ОГРЕХ |
ВОСК / соха/ ФРАХТ СКОТ /…. / ФРОНТ |
КАНВА /внук/ УЛИКА ХОЛСТ / …. / ОЛЕНЬ |
ГАММА /гимн/ ДИВАН ПЕРЕЦ /…. / КЛОУН |
ТОРГ /грач/ ЧАЙКА ГОРБ /…. / СУДАК |
ПЛАН /ранг/ МОРГ СЕНО /…. / СПАД |
6. Проверка работ. Объяснение получившихся слов.
7. Итог занятия.
Занятие №7
Тема: Игры со словами.
Цель: Развивать умения анализировать слова и находить общее в значении слов, тренировать мыслительные операции.
1. Сообщение темы занятия.
2. Знакомство с новым видом упражнений.
Определите, что может связывать эти два слова?
ТКАНЬ … СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА
/газ/
Помогаю наводящими вопросами.
- В каком состоянии бывают вещества? Какое из этих состояний как-то связано с тканью?
ЖИВОТНОЕ …. МОНАХ | БИТВА ….. РУГАНЬ |
/лама/ | /брань/ |
Знакомлю ребят с понятием “синонимы”. Учу пользоваться словарём для кроссвордов.
3. Работа в парах.
РЫБА … НАКЛОННАЯ | ПЛОСКОСТЬ ЖИВОТНОЕ ….. НЕЖНОСТЬ |
/скат/ | /ласка/ |
НАСЫПЬ … ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ | МЕТАЛЛ … КОЖА |
/вал/ | /хром/ |
Трудные значения слов находим в словаре. Стараюсь показать предмет, о котором идет речь. Выясняем, кто раньше слышал эти слова.
4. Игра “ЭРУДИТ”.
Кто за 10 минут подберет больше нужных слов? Все слова объясняем коллективно, находим и исправляем ошибки.
ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ ….. ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ МЕХАНИЗМ | |
/ворот/ |
|
ПРЕДЛОГ ….. РЕМЕНЬ УЗДЫ | РОДНИК …. ОТМЫЧКА |
/повод/ | /ключ/ |
САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ….. МОЛОДАЯ ВЕТКА | |
/побег/ |
|
ШУМ …… БОЛЬШОЕ РЕШЕТО |
|
/грохот/ |
Значение многих слов ребятам незнакомо. Мы прибегаем к помощи словарей.
После таких занятий легко работать на уроках русского языка и литературного чтения.
Дети свободно пользуются словарями и быстро объясняют смысл слов.
5. Итог занятия. Вручение медали эрудиту.
Занятие№8
Тема: Решение анаграмм.
Цель: Продолжить работу над анаграммами; тренировать наблюдательность;
Учить группировать слова по общему признаку.
Ход занятия.
1. Сообщение нового задания.
- Как называется упражнение, в котором нужно из заданного количества букв составить слово?
- Вы должны не только составить слова, но и указать то, которое не подходит по общим признакам к остальным словам.
2. Тренировочное упражнение.
ЗГЛА /глаз/ ААМГУБ /бумага/ НАМГЕРПЕТ /пергамент/ АППРУИС /папирус/ |
РОНТ /трон/ СУЛТ /стул/ ЛОРКЕС /кресло/ КОУРС /сурок/ |
Почему лишним считаете это слово? По какому признаку сгруппировали остальные слова?
3. Работа в парах. Чья пара самая внимательная?
КУРА /рука/ АЫБР /рыба/ ЯЫКЗ /язык/ ДУЛЖЕКО /желудок/ ГОАЛЬ /Ольга/ ЯМАИР /Мария/ ВНАИ /вина/ ЯИИЛД /Лидия/ |
ЕЛМ /мел/ АМХУ /муха/ ШААДАНКР /карандаш/ ОЕПР/перо/ АЧПТО /почта/ АИДРО /радио/ ФАГРЕЛТЕ /телеграф/ КТЕВИНЦ /цветник/ |
Каждая пара должна записать ответы в тетрадь. Задания можно для всех написать на доске, но лучше, если у каждой пары оно будет лежать на парте.
Через 15 минут задание проверяется. Лучшей называется пара, у которой больше правильных ответов. Все ответы обосновываются.
4. Итог занятия. Называется лучшая пара. Вручается медаль эрудитам.
Занятие №9
Тема: Анаграммы.
Цель: Закрепить умения работать с анаграммами, развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, обогащать словарный запас.
Ход занятия.
1. Сообщение темы.
2. Самостоятельная работа. Исключи лишнее слово. Докажи что это слово лишнее.
Дети имеют индивидуальные карточки с заданием. Правильные ответы пишутся в тетради. В конце занятия тетради собираются для проверки.
АПНИСЕЛЬ /апельсин/ ЯШВИН /вишня/ ТАСУПАК /капуста/ АКАЧКБО /кабачок/ НОГЬО /огонь/ |
ЮКИЛТ /лютик/ ЛЮТАНЬП /тюльпан/ АЛИФАК /фиалка/ ОЗАР /роза/ ЛСТУ /стул/ |
РАКОЧВА /овчарка/ ЛЬБГДОУ /бульдог/ ЕХРО /орех/ ЛУПЕДЬ /пудель/ |
ЗМАТЕ /Темза/ РАЖПИ /Париж/ АГОВЛ /Волга/ ИНЕРГ /Нигер/ |
ЛЁОР /орел/ БЕОРОЙВ /воробей/ КОВАОРЖОН /жаворонок/ ФЕЛИНДЬ /дельфин/ |
ЛИОРЗТЕВЕ /телевизор/ ОИКСМТ /москит/ РКМОА /комар/ МИТТЕР /термит/ |
3. Итог занятия. Выбор эрудита проводится на следующем занятии.
Занятие №10.
Тема: Числовые логические цепочки.
Цель: Развивать оперативно-исполнительские функции для логической переработки изучаемого материала. Учить строить логические цепочки. Отрабатывать навыки счета в пределах 100.
Ход занятия.
1. Сообщение темы занятия.
2. Знакомство с новыми упражнениями.
Подумайте, по какому принципу построены столбики чисел?
а) 4 9 20 б) 12 56 16
8 5 14 17 ? 21
10 3 ?
В первом столбике между числами 4 и 8 ,промежуток 4 числа, а между числами 8 и 10 в 2 раза меньше. Между числами 20 и 14 в последнем столбике промежуток в 6 чисел. Тогда между числом 14 и неизвестным должно быть в 2 раза меньше./11/
В задании “б” промежуток между числами 5. /61/
3. Самостоятельная работа.
а) 16 27 43
29 ? 56 /40/
б) 2 .8, 5, 6, 8, ?, 11. /8/
Можно ли применить знакомый способ для решения этой цепочки? Найди ключ к решению.
в) 6, 9, 15, ?, 36. /24/
г) Что особенного в этой цепочке? Почему не подошёл знакомый ключ?
5, 7, 4 ,6, 3, ?, 2. /5/
В данной цепочке промежуток считается через число. /5 4 3 2 7 6 ? /
д) 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 ?. /34/
В данном задании к первой цифре прибавляем вторую цифру, и полученное число встает на третье место. Складываем 2 и 3 цифры и получаем 4 цифру и т. д.
4. Творческое задание.
Составьте цепочку самостоятельно. Можно выбрать знакомый вариант, а можно придумать свой вариант. Задание выполняется в тетрадях. После 5-6 минут пары меняются тетрадями и пробуют решить цепочку, составленную соседом. Необычные задания выписываем на доску и разбираемся в здании вместе.
5. Итог занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 11.
Тема: Числовые логические цепочки.
Цель: Продолжить работу над развитием оперативно- исполнительских функций, учить строить цепочки, закреплять навыки счета.
Ход занятия.
1. Сообщение темы занятия.
2. Объяснение индивидуального задания.
У каждого ученика карточка с логическими цепочками. Нужно за 15- 20 минут найти
Правильное решение для каждой цепочки.
КАРТОЧКА
1) 1 4 5 ? 2 3 6 ? /7, 8/ |
2) 5 8 12 7 10 14 3 6 ? |
3) 18 20 24 30 ? /38/ /10/ |
В задании 1 цепочка решается по дорожке “вниз – вправо – вверх – вправо - вниз и т.д.”
Во 2 задании считается промежуток между числами в ряду: от 5 до 8 промежуток равен 3, от 8 до 12 равно 4. Также считаются 2 и 3 ряды.
В 3 задании считается расстояние между 1 и 2 числами и увеличивается в 2 раза. Вы получили 3 число и т. д.
4) 6 8 10 11 14 14 ? ? /18 17/ |
5) 6 7 9 12 16 ? /21/ |
В задании 4 считаем промежуток через число, получается 2 цепочки чисел.
В 5 задании промежуток между числами увеличиваем на 1.
6) 15 13 12 11 9 9 ? ? /6 7/
В этом задании 2 цепочки чисел. Необходимо заметить, что числа уменьшаются.
Тетради с работами проверяются индивидуально. На следующем занятии разбираем те цепочки, которые вызвали затруднение у многих ребят.
Для ребят, которые справились с работой раньше других, даю дополнительное задание: составить свою цепочку со своим ключом, который не встречался на уроке.
3. Итог занятия. Эрудит называется на следующем уроке.
Занятие №12
Тема: Логические цепочки чисел.
Цель: Учить ребят решать числовые цепочки; развивать мыслительные операции при работе с числами.
Ход занятия.
1. Сообщение результатов самостоятельной работы на прошлом занятии. Разбор сложных заданий, решение составленных ребятами цепочек.
2. Сообщение нового задания.
1) 71, 68, 77, 60, 83, 52, 89, 44, ? ? /95, 36/
Что отличает это задание от предыдущих ?
Анализируем ряд чисел. Можно ли увидеть закономерность, если посчитать промежутки между соседними числами? На какие группы можно разделить все эти числа?/Одни увеличиваются, другие уменьшаются. /Проследите на сколько увеличиваются числа, а на сколько уменьшаются?/
2) 5 8 12 7 12 18 3 4 ?/6/ |
3) 9 18 7 ? 25 8 11 ? / верх- 4, а внизу-6/ |
Выберите ключ для решения этих заданий./Чем похожи, а чем отличаются цепочки?/
Выслушиваем версии решения, соглашаемся или опровергаем.
В задании 2 промежутки считаются между числами в столбцах.
В задании 3 счет ведем зигзагом “верх – низ – верх и т . д.”
3. Работа в парах.
Даю цепочку. Решает каждый ученик индивидуально, но ключ к решению объясняет своему соседу.
4) 18 20 24 32 ? /48/
/Оказываю помощь ребятам, кто задерживается на задании, отчаивается решить самостоятельно. Задаю наводящие вопросы. –Что происходит с числами? –Можно ли установить закономерность в промежутках между соседними числами?/
5) Кто быстрее? /решаем индивидуально и на время./
15 13 12 11 9 9 ? ? /6 7/
Победители получают звание “эрудит”
4. Итог занятия.
Занятие № 13
Тема: Сложение и вычитание чисел с отсутствием одного или двух разрядов.
Цель: Развивать логическое мышление, математическую зоркость, вычислительные навыки.
Ход занятия.
1. Сообщение темы и цели занятия.
1) 3 9 7 + . 4 9 9 . . |
2) 1 5 6 + 3 4 . . . 0 |
3) 4 7 0 – . 9 . 4 1 |
4) 7 0 0 – . . 3 3 7 . 9 4 |
5) 3 . 7 + . 4 9 6 |
Как посчитать результаты данных выражений? Что мешает сделать обычные вычисления? Как нужно рассуждать в ходе решения этих примеров?
2. Тренировочные задания.
1) 1 5 . + . 4 4 5 0 0 |
2) 4 7 0 – . 9 4 . 1 |
3) 7 0 0 – . 2 3 3 . . |
3. Самостоятельная работа. /Проверка делается на доске с доказательствами правильности решения.
1) 6 . 4 + . 6 5 8 4 9 |
2) . 6 4 + 2 . 6 6 . . |
3) 9 . 7 – . 7 . 8 1 2. |
4. Итог занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 14
Тема: Тестирование.
Цель: Изучение роста обще-учебных интеллектуальных умений по русскому языку.
1. Сообщение темы занятия.
2. Объяснение правил тестирования.
П .еро Г . ра П . ле Р . кА Т . ло В . Ра Н . га Л . жа |
д . р . во з . м . к к .м . нь х . л . д п . с . к к . з . л з . л . нь т . г . га |
п . л . а с . г . об в . т . а б . л . он ш . п . а л . н . а з . р . о д . с . а |
Ученикам дается карточка с данным заданием. Время работы 15 минут. Через 15 минут карточки собираются для проверки. За каждое правильно написанное слово даётся 1 балл. Х- это количество слов.
24 - число слов в карточке
Х : 2 4= коэффицент интеллекта
Высокий – 1- 0,8 б.
Средний – 0,7 – 0,6 б.
Низкий – 0,5 – 0 баллов.
По результатам тестирования составляю таблицу для родителей.
Занятие № 15.
Тема: Тестирование.
Цель: Проверить обще-учебные интеллектуальные умения по математике
1. Сообщение темы занятия.
2. Объяснение условий работы над тестом.
. + 3 = 11 . – 8 = 7 . х 4 = 16 5 + . = 19 18 – . = 3 .- . = 9 . х . 20 . + . = 17 |
4 + 3 + . = 17 18 – 7 - . = 4 7 + . – 4 = 6 . + 3 – 5 = 13 9 + 4 + . = 16 . - . + 5 = 18 7 + . – 5 = 9 . + 5 – 4 = 3 |
. + . + 2 = 16 . + 3 – . = 11 . + . – 6 = 9 18 – . + 2 = 14 20 – . + . = 17 . + 13 - . = 15 5 + . - . = 12 . + 3 + 7 = 19 |
За каждое правильно решенное выражение даётся 1 балл. Коэффициент считается по формуле х: 24.
Высокий- 1 – 0,8 б.
Средний – 0,7 – 0,4 б.
Низкий- 0,3- 0 б.
По результатам двух тестирований составляю таблицы роста интеллекта для родителей. Даю рекомендации: на что обратить внимание во время занятий с детьми.
Эти таблицы являются для ребят экраном соревнований, как с друзьями, так и в росте собственного интеллекта.
Занятие № 16.
Тема: Решение равенств.
Цель: Учить решать сложные равенства с использованием таблицы умножения.
Развивать математическую зоркость, логическое мышление.
Ход занятия.
1. Сообщение темы занятия.
2. Знакомство с равенствами.
а) Замени умножение сложением.
– Какое правило нужно вспомнить для решения этих равенств? /Умножение – это сложение одинаковых слагаемых./
9 х 5 =* + * + * + * + * + * + * + * + *
7 х 3 =* + * + * + * + * + * + *
15 = * + * + * + * + *
21 = * + * + *
б) Вставь знаки.
9 * 7 = 9 * 6 * 9 8 * 4 = 8 * 5 * 8 6 * 7 = 6 * 8 * 6 5 * 8 = 5 * 7 * 5 |
9 * 3 + 9 = 9 х 4 8 х 2 * 8 = 8 х 3 9 х 3 * 9 = 9 х 2 8 х 6 * 8 = 8 х 5 |
в) Как можно верхнее правило применить к заданию “б” ?
Закончи запись
9 + 9 * 2 + 2 + 2 +2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
8 + 8 * 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = * х *
7 + 7 =
2 + 2 + 2 3 + 3
Какое свойство умножения нужно вспомнить при решении равенств?
г) Поставь знаки так, чтобы равенство стало верным.
9 х 3 = 9 * 2 * 9 9 х 5 = 9 * 6 * 9 8 х 5 = 5 * 8 * 1 9 х 8 = 8 * 9 * 0 4 х 8 = 8 * 3 * 8 |
9 х 6 = 6 * 8 * 6 3 х 8 = 3 * 9 * 3 9 х 4 = 4 * 8 * 4 7 х 8 = 7 * 7 * 7 8 х 8 = 8 * 9 * 8 |
Помни! Умножение – это сложение одинаковых слагаемых!
д) Запиши равенства в виде суммы одинаковых слагаемых.
( 19 – 3 ) х 4 = * + * + * + *
( 64 – 9 ) х 3 = * + * + *
(56 – 8 ) х 6 = * + * + * + * + *
3. Подведение итогов работы.
Какое правило помогло решить все эти равенства? Выбор эрудита.
Занятие № 17.
Тема: Подготовка к олимпиаде “Кенгуренок”.
Цель: Познакомить с условиями международного конкурса по математике “Кенгуренок”. Помочь в решении нескольких типовых заданий прошлых конкурсов.
Задачи в 3 балла.
1. Софи рисует цветных кенгуру: голубой, красный, чёрный, желтый; снова голубой, красный, чёрный, жёлтый и так далее. Какого цвета будет семнадцатый кенгуру?
а) голубого; | б) зеленого; | в) красный; | г) черный; | д) желтый. |
Результат выражения равен: 0 + 1 + 2 + 3 + 4 – 3 – 2 – 1 – 0 = | ||||
а) 0; . | б) 2 | в) 4; | г) 10; | д) 16 |
2. На какой картинке сердечки составляют 3/4 от общего числа фигурок?
3. Если бы выходными днями в сентябре были чётные числа, то сколько будет учебных дней в сентябре?
а) 9 б)10 в) 11 г)12 д)15
Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Какое отчество у Васиной мамы?
а) Ивановна
б) Петровна
в)Николаевна
г)Васильевна
е) Семеновна
4. Лист бумаги сложили и разрезали, как показано на рисунке. Сколько кусочков получилось?
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
д) 6
5. Самое маленькое число, которое делится на 2. 3, 4 равно:
а) 1
б) 2
в) 6
г) 12
д) 24
6. Пятачок посадил 8 желудей. Из всех, кроме двух желудей выросли дубы. На всех дубах, кроме двух, растут желуди. Желуди со всех дубов, кроме одного– невкусные. Значит, число дубов с невкусными желудями равно:
а) 8
б) 1
в) 2
г) 3
д) 4
7. В прямоугольнике 4 х 7, нарисованном на клетчатой бумаге, провели диагональ. Сколько клеточек она разделила?
а) 8
б) 9
в)10
г)11
д)12
8. Выписав 6 четных чисел, идущих подряд, Вася обнаружил, что самое большое из них вдвое больше самого маленького. Чему равно самое маленькое число?
а) 4
б) 6
в) 8
г) 12
д) 10
Все задания разбираем после самостоятельного решения на доске. Готовлю ребят к работе с тестами.
9. Итог занятия. Что вызвало затруднение при решении заданий?
Занятие № 18
Тема: Круговые логические цепочки.
Цель: Развивать математическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность.
Ход занятия.
1. Сообщение темы урока.
2. Какого числа не хватает в круге?
а) б)
а) /64 / Считаем расстояние между числами по часовой стрелке:5, 6. 7, 8, …
б) / 7 / Левое число умножаем на 3.Ответ находим в секторе напротив.
Н – р: 6 х 3 = 18
в) г)
в) / 39/ расстояние между числами считаем против часовой стрелки:2,3,4,…
г) /11/ расстояние между числами в секторе напротив увеличивается на 1.
Н – р:2 напротив 5.Число 2 увеличиваю на 1 получила 3.На столько увеличиваю число в секторе напротив.
д) е)
д) /6 4 /рассматриваем числа в секторах напротив. Умножаю число на само себя.
Н – р : 5 х 5 = 25
е) /20, 40/ выясняем, что ответы из таблицы на 5.
3. Итог занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 19
Тема: Олимпиада по русскому языку среди учащихся 2 классов школы.
Цель: Проверить готовность детей к районной олимпиаде по русскому языку .Выявить знатоков русского языка, определить участников районной олимпиады.
1. Орг. момент.
2. Сообщение условий олимпиады. 3адания для самостоятельной работы.
а) Вставь буквы, чтобы получились слова.
б…з., .. к…, /1 б./
б) Выпиши слова, где только твердые согласные звуки.
водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
в) Соедини части слов в целое./1б./
сено, банк, стол, зал, свет, яр, воз, газ, гриб, хор, бор.
овод, рот, ежи, глас, ода, вал, очки, ёлка, марка, он, яр.
г) Запиши группы родственных слов./3 б. за группу слов. За всё задание 12 б./
берег, берёг, приберегать, сберегательная, бас, басня, басить, басенный, басок, береговая, бережок, побасенки.
д) Раздели слова на 2 группы: /1балл за правильно вставленную букву, 1балл за слово в группе. Всего 18 баллов/
сл.дит, зага.ка, ут.щили, затр.щали, зап.сали, бесе.ка, зв.нок, хле.ный, у.кий.
е) Укажи части речи. /1б. за каждое верное задание./
Снежное покрывало всё поле покрывало.
Из–за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
ж) Исправь ошибки: /12б. за всё задание, 1б. за каждую ошибку./
Мы пришли влес. Скрипят клисты. У трапинки мы заметили зимленику. Около камней лижыт уш. Вдруг на двинулась тёмная тучя. Палил дожть.
За всю олимпиаду, сделанную верно – 60 баллов.
Олимпиаду проверяют учителя параллельных классов, либо родители.
3. По итогам олимпиады выбираем участников на районную олимпиаду.
Занятие № 20
Тема: Решение буквенно–числовых логических цепочек.
Цель: Учить находить закономерности в построении цепочек, развивать мышление, зоркость, мыслительные операции.
Ход занятия.
1. Сообщение темы.
2. Знакомство с новым видом цепочек.
Первые 4 задания написаны на доске. Что нового заметили в заданиях?
1) 1 в 5 ? а 3 д ? |
2) а ж м ? г й п ? |
3) 2 д 8 ? б 5 з ? |
4) 5 10 10 17 ? 8 7 13 14 ? |
Задания 1) , 3) и 4)решаются, если посчитать расстояние между числами по зигзагу, потом между буквами.
Задание 2) решится, если считать змейкой : вниз, вправо вверх, вниз и т. д.
3. Самостоятельная работа.
5) 4 е 11 ? в 7 й ? |
6) 1 4 5 ? 2 3 6 ? |
7) г й й ? е ж н ? |
8) 9 16 7 ? 25 8 9 ? |
Ключ к заданию 5), 7), 8) –это счёт по зигзагу. В задании 6) считаем “змейкой”: вниз, вправо вверх, вниз, и т. д.
4. Дополнительное задание для смекалистых.
9) 2 5 9 14 ? 4 8 13 19 ? |
10) 9 10 27 ? 5 18 15 ? |
Задание 9): считается расстояние между числами по прямой линии, отдельно верх, потом нижняя строка.
Задание 10): считается расстояние между числами по зигзагу.
5. Подводим итог самостоятельной работы. Выбор эрудита.
Занятие № 21
Тема: Решение логических уравнений.
Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность, смекалку.
Ход занятия.
1. Сообщение темы.
2. Знакомство с новыми упражнениями.
1) шофёр = 6 пешеход = 8 катастрофа = ? |
2) Анна – Фома = Мария – ? /Борис, Глеб, Иван, Пров/ |
Как в слове шофёр могло получиться число 6? /в слове 5 букв + 1/
Можно ли применить этот способ ко второму слову? Какое число получим в последнем слове?
Чьё имя надо отнять от Марии, чтобы равенство стало верным? /Работаем по алфавиту: считаем порядковый номер буквы в алфавите и складываем числа. Получаем сумму чисел одного слова, вычитаем сумму второго. Вычисляем разницу между словом Мария и неизвестным именем. Подбираем имя с такой суммой./
3. Самостоятельная работа.
3) Анна + Фома = Миша + ?
/Мира, Рита, Вита, Лера./
4) С и м а Л и д а 6 0 9 0 |
Э м м а А л л а * * * * |
3. Итог работы. Выбор эрудита.
Занятие № 22.
Тема: Ребусы.
Цель: Учить разгадывать сложные ребусы, составлять свои ребусы. Развивать наблюдательность, смекалку, мыслительные операции.
Ход занятия.
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Беседа.
–Что такое ребус?
–Какие условные обозначения в ребусах вам знакомы?
–Из каких символов можно составлять ребусы?
–Что незнакомого увидели в ребусах на доске?
Ребус – это загадка в символах.
Занятие № 23.
Тема: Решение логических задач.
Цель: Совершенствовать понятийный строй мышления; речевой интеллект; внутренний план действий.
Ход занятия.
1. Сообщение темы.
2. Знакомство с условием задачи и решение их.
1) Борис выше Маши, она выше Стёпы. Рома брат Миши, такого же роста, как и Дима, который ниже Бориса на 3 см. Какое утверждение верное?
а) Борис и Стёпа одного роста;
б) Дима и Рома – братья;
в) Борис второй по росту;
г) Ни одно утверждение не верно.
2) Класс пришёл на экскурсию в зоопарк. Один ученик спросил: “Сколько животных в зоопарке?”. Служитель ответил, что на учёте стоит 30 голов. Среди них звери с 4 ногами и птицы. У всех вместе 100 ног. Сколько птиц и зверей в парке? /20 зверей, 10 птиц./
3) Диана купила пакет чипсов. 6 чипсов она съела, половину остатка она отдала брату, который 7 штук отдал своей собаке, а остальные съел. Диана съела ещё 5 штук, а половину остатка отдала сестре Маше. После Диана съела ещё 10, а парой чипсов угостила маму. / Мама на диете/. Сколько чипсов было в пакете? /64 чипса/
–Кто съел больше?
4) Отец и сын ловили рыбу. Когда дома спросили про улов, он ответил: “Голова улова 8 см., хвост той же длины, что голова и половина туловища, а длина головы и хвоста равна длине туловища”. Какой длины была рыбина?/ 64 см./
5) Трое мальчиков дружили с тремя девочками: Женей, Светой, Мариной. Но вскоре все разделились на пары, потому что Света ненавидит лыжи; Костя, Женин брат
часто ходит с подругой на лыжах, а Фома бегает на свидание к Костиной сестре. С кем дружит Марат?/Женя– Фома, Костя – Марина, Марат – Света/
6) Однажды учительница обнаружила в классе кроме учеников их питомцев. Она насчитала 30 голов и 76 ног у детей и питомцев. Сколько было учеников и животных?/22 ученика, 8 животных/
7) Буксир со скоростью 8 км/ч тянет вниз по реке баржи. Обратно он тянет их пустыми вверх по течению. Теперь его скорость на четверть больше, но ему мешает река со скоростью 3 км/ч. Если буксир выйдет в понедельник в 8 ч.30 мин., когда он вернется за грузом, если весь путь 630 км.? /Пятница 2 ч. 30 мин. ночи/
3. Итог занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 24.
Тема: Логические цепочки.
Цель: Работа над развитием эвристического мышления, учить разрешать проблемные ситуации.
Ход занятия.
1. Сообщение темы занятия.
2. Знакомство с новым видом логических цепочек.
1) Продолжи ряд комбинацией букв и цифр.
А2, 3Б, Б4, ЗА, В2, 3Г Г4, 3В Д2 . . . ./3Е 4Е 3Д 2Ё/
2) Продолжи последовательность букв.
БОБОООО ОБОБООО ООБОБОО /оообобо, и т. д./
3) АВАДБГБЕ . . . . /В Д В Ё /
4) Какая буква удалена от Й так же, как Я от Ц ? /а) А б) У в) Г г)Ъ д)ни одна из них./
5) Сопоставь числа:
1252 сравниваем с 1261, а 1589 с ?
а)1561, б) 1551, в) 1596, г) 5212, 1252./
6) Вставь число в цепочку:
24, 18, 13, ?, 6, 4, 3, /9/
7) 3, 1, 4, 1, 5, . . . ./1, 6, 1, 7,/
8) 20 относится к 30, так как 10 к …
а) 10, б) 20, в) 25, г) 15, д) 40, е) 60/
9) Дан ряд чисел:
6, 2, 5, 4, 1, 9, 8, 7,
Если третье число больше восьмого, то прибавьте его к шестому числу, если нет, то сложите первое с последним числом и отнимите от него второе. Если ответ получился больше пяти, прибавьте к нему шестое и разделите на четвертое. Назови ответ?
а) 3, б) 5, в) 6, г) 4, д) 8.
3. Итог занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 25
Тема: Сопоставление слов и чисел.
Цель: Формировать основные мыслительные операции/анализ, синтез, сравнение, обобщение/, развивать активность мышления.
Ход занятия
1. Сообщение темы.
2. Знакомство с новой темой.
Установи соотношения:
1) ДЕНЬ – НОЧЬ, как жарко – ?
а) лето, б) холодно, в) чай, г) ночь, д) полдень.
2) КНИГА – БУМАГА, как РУБАШКА – ?
а) пуговица, б) предмет, в) ткань, г) читать, д) печать.
3) МИНУТА – ЧАСЫ, как ….
а) телескоп – звёзды; б) весы – вес; в) время – минута; г) сантиметр – линейка.
4) ЯД – ПРОТИВОЯДИЕ, как ….
а) операция – сердце; б) бег – прогулка; в) невежество – учитель; г) удар – шишка.
5) НАСТОЙЧИВЫЙ – УПОРНЫЙ, как …
а) упрямый – наказание; б) мечта – грёза; в) злостный – обидный; г) осторожный – ждать;
6) УЛЫБКА – КАРАУЛ, как ГРУСТЬ – …
а) усмешка; б) пост; в) венгр; г) грубость; д) чувство;
7) ГИПОТЕЗА – ?
а) утверждение; б) теория; в) сонливость; г) предположение.
8) ПИЛА – ЛИПА, как 6329 – ?
а)2396; б)3692; в)9363; г)2369; д)6932.
9) ТЮЛЬПАН – ЦВЕТОК, как …
а) цвет – цветок; б) красный – белый; в) цветок – растение; г) фиалки – синий.
10) ГОЛОВАСТИК – ЛЯГУШКА, как ТЕСТО – ?
а) рыба; б) хлеб; в)печка; г)деньги.
11) ЛОДКА – ЯХТА, как …
а) собака – щенок; б) лист – дерево; в) колибри – ястреб; г) корабль – парус.
12) ПИЛА – ПЛОТНИК, как…
а) лошадь – седло; б) стетоскоп – врач; в) судья – судить; г) пастух – корова.
13) ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ, как НОЧЬ – …
а) холодный; б) тёмный; в) день; г) тёплый.
14) СКАЗОЧНЫЙ – ВЫДУМАННЫЙ, как …
а) большой – маленький; в) маленький – птица; б) маленький – крохотный; г) птица – полёт.
15) СВИСТУН – СТЕБЕЛЬ, как НЕСЛУХ – …
а) воспитание; б) озорник; в) лужайка; г) крикун.>
16) КАРМАН – БАЛКАР, как МАНЖЕТА – ?
а) рукав; б) магазин; в) платье; г) тангенс; д) ватман.
Итог занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 26
Тема: Решение анаграмм.
Цель: Развивать интеллектуальный потенциал; способность устанавливать связи и отношения; тренировать наблюдательность.
Ход урока.
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Коллективная работа.
1)мера + ноль 6)дно + рог 11)зал + ого
2)мак + сад 7)дума + танк 12)сом + ква
3)жар + пи 8)лани + босс 13)слава и брат
4)вьюн + лис 9)арест + бух 14)пар + га
5)кино + рак 10)берн + ил 15)нил + лат
– Из пары слов составь название города. /У ребят на партах лежат географические карты, чтобы проверять правописание названий городов.
Ответы:
1. Монреаль. 2. Дамаск 3. Париж 4. Вильнюс 5. Конакри |
6. Гродно 7. Катманду 8. Лиссабон 9. Бухарест 10. Берлин |
11. Глазго 12. Москва 13. Братислава 14. Прага 15. Таллинн |
Сначала ребята самостоятельно пробуют составить названия городов, которые им знакомы. Если дети затрудняются, я загадываю местонахождение его на карте. Дети находят город с нужным количеством букв, затем проверяют все ли буквы есть в данных словах. Обязательно спрашиваю значение слов данных в задании.
3. Самостоятельная работа.
– Из пары слов составь название птицы, животного, растения.
1)араб + ум 2) лира + гол 3) фа + жир 4) липа + нота 5) перо + лад |
6)дно + рок 7) до + кролик 8)так + сук 9) фа + гном + ил 10) кожа + ворон |
11) ель + газ 12) сорт + Альба 13)река + пи 14)лик + пена 15) бак + бум |
Ответы: 1.марабу, 2. горилла 3. жираф, 4. антилопа, 5. леопард, 6.кондор, 7. крокодил,
8. кактус, 9. фламинго, 10. жаворонок, 11.газель, 12.альбатрос,
13. пекари /свинья/ 14. пеликан, 15. бамбук.
4. Дополнительное задание для находчивых.
1)урок + тапки 3)ум + па 4) пир + та |
2)рис + пика 4)каша + вис
|
/Ответы: 1. куропатка, 2. кипарис, 3. пума, 4. вискаша, 5. тапир/
5. Подведение итогов. Выбор эрудита.
Занятие № 27.
Тема: Аналогии.
Цель: Учить анализировать отношения между понятиями; формировать мыслительные операции; учить доказывать собственное мнение.
Ход занятия.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Коллективная работа над решением аналогий.
ПЕСНЯ – КОМПОЗИТОР = САМОЛЁТ – ?
а)аэродром; б)горючее; в) конструктор; г) лётчик; д) истребитель.
Как между собой связаны слова песня и композитор? Составьте такое же соотношение между словами самолёт и неизвестным словом.
ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ = БОЛЬНИЦА – ?
а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.
–Как рассуждали, выполняя это задание?
3. Игра “Обгонялки”.
Кто быстрее решит аналогии?
ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ = КАРТИНА – ?
а)слепой; б) глухой; в) хромой; г) больной.
НОЖ – СТАЛЬ = СТОЛ – ?
а)вилка; б) дерево; в) стул; г) пища.
ПАРОВОЗ – ВАГОНЫ = КОНЬ – ?
а) поезд; б) лошадь; в) овес; г) телега.
ЛЕС – ДЕРЕВЬЯ = БИБЛИОТЕКА – ?
а) город; б) здание; в) театр; г) книги.
БЕЖАТЬ – СТОЯТЬ = КРИЧАТЬ – ?
а) ползать; б) молчать; в) шуметь; г) звать.
УТРО – НОЧЬ = ЗИМА – ?
а) мороз; б)осень; в) весна; г) день; д) январь.
ВОЛК – ПАСТЬ = ПТИЦА –?
а) воздух; б) клюв; в) соловей; г)яйцо; д) пение.
ХОЛОДНО – ГОРЯЧО = ДВИЖЕНИЕ – ?
а) покой; б) взаимодействие; в) инерция; г) бежать.
СЛАГАЕМОЕ – СУММА = МНОЖИТЕЛИ – ?
а) разность; б) делитель; в) произведение; г) деление.
Дети записывают ответы в тетрадь. Проверяем в парах. Разбираем те задания, в которых в паре возникли сомнения. Доказательство ребёнок записывает на доске .
4. Итог занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 28
Тема: Закрепление пройденного.
Цель: Проверить развитие интеллектуальных способностей детей; умение применять знания на практике; самостоятельно составлять интеллектуальные задания.
Класс делится на две команды.
ЗАДАНИЕ 1.Составьте слова из букв слова ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
/КАЖДАЯ КОМАНДА СТАРАЕТСЯ ПРИДУМАТЬ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ./
ЗАДАНИЕ 2. Как узнать погоду, не выходя из дома?
/Каждая команда записывает варианты ответов. Получает очко та команда, которая придумала больше реальных решений.
ЗАДАНИЕ 3. Игра “Пропусти число”
Команда считает от 1 до 30. Число, которое делится на 3 называть нельзя, надо хлопнуть.
Если игрок назвал число, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой было меньше ошибок.
ЗАДАНИЕ 4. Найди слова в данной цепочке.
1в. бсолнцевтргищотсэрайонгучновостьъхэьгчафактьуэкзаменротрочагщ
2в. явчтлджсэхьгфтсенлабораториягщдщнрутртгшчтлроснованиеезжхьб.
ЗАДАНИЕ 5. Восстанови картинку.
Показываю картинку 1 команде на 1 мин. Затем вся команда называет предметы, уведенные на картине по памяти. Вторая команда может получить дополнительные баллы, если назовёт предметы, которые не назвали соперники. Задание повторяется для другой команды.
ЗАДАНИЕ 6. Что в свертке?
Каждая команда заворачивает в газету предмет. Соперники задают по 10 вопросов и стараются отгадать, что завёрнуто.
ЗАДАНИЕ 7 Игра для соперника.
Каждая команда проводит интеллектуальную игру для соперников.
2. Подведение итогов. Выбор эрудита.
Занятие № 29
Тема: Тестирование.
Цель: Проверить рост интеллекта в конце учебного года. Установить значимость факультативных занятий для ребят.
Карточки с заданиями лежат у каждого ребёнка. Лучше, если дети будут сидеть за партой по одному человеку.
Тест: 1. Какое слово лишнее?
попугай, ласточка, лосось, пеликан, сорока.
2. Соедини слоги в название птиц.
но, точ, лис, ка, пер, лас.
3. Составь слова из букв.
шадоль, реобб, зоак.
4. Найди слово противоположного значения.
враг /заложник, неприятель, друг, противник./
5. Дорисуй нужную фигуру.
6. Какое число пропустили?
18 25 4
16 20 3
14 15 ?
7. Вычеркни имя девочки, чтобы осталось имя мальчика.
С А В Е Н Т Д Л А Р Е Н А Й
8. Продолжи цепочку чисел:
16, 12, 8, 4, ?
9. Найди пару схожих по смыслу слов.
СТРАШНЫЙ, КРОТКИЙ, УЖАСНЫЙ, НЕВИДИМЫЙ, ЛОВКИЙ.
10. Что обозначает слово “деревушка”?
а) пустой дом; в) рассказ;
б) кусок дерева; г) маленькая деревня.
11. Подчеркни название школьной книги.
а) обложка;
б) учебник;
в) подшивка.
12. Напиши пару: море – синее;
лимон – ?
13. Какая фигурка отличается?
14. Соедини слова парами:
головоломка театр
спектакль музей
картина ребус
Листы с тестами собираю для проверки.
По результатам составляю таблицу, знакомлю с детскими успехами родителей.
РЕЗУЛЬТАТЫ РОСТА ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЯТ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД:
начало года | конец года | |
0–5 баллов ……………………………………….. 6–7 баллов ……………………………………….. 8–10 баллов ……………………………………… 11–12 баллов ……………………………………. 13 баллов ………………………………………… 14 баллов ………………………………………… |
низкий уровень средний уровень хороший уровень высокий уровень отличный уровень исключительный уровень |
(11человек) (5 человек) (9 человек) (0 человек) (1 человек) (0 человек) |
ЛИТЕРАТУРА
1. Г. Айзенк “Классические тесты”
“Супер тесты”
“Проверь свои способности”
“Новые тесты”
2. Л.Ф. Тихомиров “Развитие интеллектуальных
способностей школьников”
3. А.Э. Симановский “Развитие творческого
мышления”
4. Е.В. Гурова “ Диагностика психического
развития детей”
5. Газета “Начальная школа”.