Красноуфимск – удивительный уголок Урала, где чудесная природа и интересные люди. Здесь все вдохновляет на творчество. Диву даешься, сколько у нас художников, писателей, поэтов. Регулярно в выставочном зале устраиваются выставки, знакомящие нас с новыми картинами, газеты печатают постоянно стихи и прозу, ежегодно наши земляки радуют нас новыми книгами. Как известно, это требует больших затрат душевных сил.
Дети нашей школы тоже активно творят. Для них это увлекательное, интересное упражнение с радующим душу осязаемым результатом. Вспомните: многие выдающиеся поэты занимались стихосложением в классе – А.Белый, В.Брюсов, Н.Гумилев…
Дети талантливы все, без исключения, нужно только дать им возможность проявить неповторимость своей личности, реализовать духовный потенциал, вдохновить и зажечь.
Роль учителя в процессе создания учениками рифмованных впечатлений от увиденного – огромна: это и профессиональная грамотность, и умение передать что-то личностно значимое, пропущенное через опыт собственного видения. На занятиях мы с ребятами много смотрим репродукций с картин, размышляем, анализируем, часто посещаем выставочный зал, читаем стихи, слушаем музыку. Но наивысшее удовольствие – творить самим. А учителю – помочь найти рифму и создать поэтический образ. Стихи пишутся быстро, легко и весело. Для меня такие уроки – настоящий праздник. Я шла к этому 32 года (таков мой педагогический стаж). Свои уроки я стараюсь ориентировать на самовыражение учащихся. Яркие, своеобразные творческие работы детей – вот благодарность за мои труды.
Это почти осуществившаяся профессиональная мечта – доверительный диалог, общение симпатизирующих друг другу людей, увлеченных и очарованных искусством. Осуществить ее так же нелегко, как сохранить одуванчик в бурю – помните у Новеллы Матвеевой – “Я вам несу свою мечту, как одуванчик в бурю…”
Я веду уроки мировой художественной культуры. Это не только красивый “предмет”, он развивает интеллект, воспитывает интерес к искусству, способствует накоплению искусствоведческих знаний, расширяет круг художественных впечатлений, формирует способность к самостоятельному читательскому сотворчеству и, если создана обстановка вдохновения, вызывает интерес к процессу обучения.
Работы свои дети собирают в специальные тетради, сопровождают их рисунками, коллажами, фотографиями. В прозаических и стихотворных текстах поражает тонкость души, искренность, эмоциональная отзывчивость на красоту мира, литературных произведений или картин художников, связь между чувством и интеллектом.
Самобытные, неповторимые строки рождаются по-разному – от предчувствия, мимолетного впечатления, пристального вглядывания, перечитывания. Это всегда труд души!
Твори, выдумывай, пробуй…
Курс мировой художественной культуры располагает к творчеству и представляет для творчества благоприятные возможности. Необходимо лишь одно условие: творчество учителя. Творческий урок учителя предполагает как ответный отзыв творчество ученика. Учитель имеет право на своих уроках говорить о том, что любит, к чему душевно расположен. Он должен суметь настроить души – в этом успех, секрет его воздействия. Я в своей практике использую для этого интеллектуальные зарядки и разминки. Чаще всего разминка по сути перекликается с темой занятия. Это могут быть исходные данные уже знакомые учащимся из курса истории, литературы относительно какого-либо автора или его произведения, воспроизведенные путем викторины, стартового рейтинга, чтение известных уже стихов, просмотр узнаваемого видеоряда, включение музыкальных произведений, которые “на слуху”. Одним словом, разминка скорее всего репродуктивна по своему содержанию. Зарядка же по существу сложнее. Прекрасно вплетаются в ткань урока импровизации (импульсом для них могут быть поэтические строчки, звучащая музыка, впервые увиденная картина или просто засушенный лист, зажженная свеча, т.е. все, что подскажет фантазия педагога), “встречи” с произведениями художников, не попавших в программу, стихами современных поэтов, “новой” музыкой. Здесь все построено на тонкостях, полутонах, нюансах.
Творческий процесс непредсказуем в своем течении, исходе, разновелик по времени. Создавать общие настроения в группе может центр или сильная группировка, а также эффект заразительности может исходить и от учителя и передаваться классу. “С точки зрения рефлексологии, учитель является аппаратом, создающим целый ряд раздражений, а эти раздражения приводят к положительным и отрицательным реакциям учеников” (Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т., АПН РСФСР, 1962, т. 3 с 307).
Учащиеся – носители различных настроений, энергии и могут излучать ее. Поэтому так велика роль эмоциональных факторов в общении с ними, особенно когда мы стремимся вызвать их творческое начало.
Чтение художественного текста принято считать нетворческим процессом, но оно дает читателю возможность соучаствовать, сопереживать герою, делает читателя собеседником автора, позволяет ему вступать в “диалог” (заочный) с автором по поводу авторской оценки модели мира, соглашаться или спорить с ним, вырабатывая свою собственную читательскую оценку. По Чехову недавно прошел урок. “Рассказ “Дама с собачкой” вызвал такой бурный разговор. Меня порадовало, что ученики свободно владеют содержанием, рассуждают, делают выводы.
Читательская работа не является репродуктивной, она представляет собой сложную деятельность, в основе которой лежит творческое воображение. Чтение – это сотворчество.
Литературные способности направлены на создание внутреннего мира персонажей, динамики их мыслей, переживаний и отношений; изобразительные способности располагают к воплощению внешнего облика персонажей и всей видимой (картинной) стороны художественных образов; актерские способности – к ощущению жизни персонажей, их оживлению в процессе перевоплощения. Несколько слов об искусстве театра. Современная психолого-педагогическая наука располагает данными, что искусство театра развивает у детей “всеобщую, универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания – и в науке, и в быту, и в непосредственном труде” (Э.В.Ильенков). В своей практике я пытаюсь приобщить детей к театру через систему целенаправленных театральных упражнений, способствующих развитию диалогической речи, через погружение в театральное действие, этюдную разработку роли, игровую импровизацию. “Каждое искусство, – писал Шаляпин, – в отдельности гармонично, но, соединяя вместе несколько видов искусств, мы не только не нарушим гармонии в каждом виде, наоборот, мы получим прекрасный величественный аккорд” (Шаляпин Ф.И. Искания в искусстве. Театральная жизнь, 1964 № 12 с. 28). Великолепно вписываются в курс уроки с элементами театрализации. Так прошли у нас уроки по Шекспиру, Лопе де Вега, Сервантесу.
Мы живем в провинциальном городе, где театра нет. Но регулярно (весной и осенью) вывозим детей в город Екатеринбург для посещения музеев и театров. Благо, что театральная жизнь в областном центре бьет ключом. Атмосфера театра завораживает. Учащиеся с энтузиазмом совершают подобные поездки, несмотря на то что 8 часов в день мы находимся в пути. И материальные затраты приличные. Но впечатления, полученные от спектакля, стоят того. За последние два года мы побывали в художественном музее, музее природы, музее камнерезного искусства, в Литературном квартале. В кукольном театре мы смотрели “Маленького принца” Экзюпери. В камерном – “Алые паруса” Грина, в театре оперы и балета – “Щелкунчика” Гофмана – Чайковского, в музкомедии – “Муху-Цокотуху” Чуковского и т.д.
В условиях нашей глубинки мы имеем возможность посещать выставочный зал краеведческого музея. На всех выставках учащиеся нашей школы – обязательные гости. Мне интересно наблюдать, как растет уровень их зрительской культуры. В первом классе им хватает на просмотр – 15 минут, а в 5, 6 ,7 – они уже ходят долго, смотрят внимательно, записывают, спрашивают. Мы знакомимся с “Книгой отзывов”, стараемся делать записи в ней основательные, с элементами анализа художественных произведений, не только в прозе, но и даже в стихах.
В нашей школе искусств сложилась традиция искусствоведческих чтений. Ребята в течение года пишут проект о творчестве интересующих их художников, композиторов, поэтов, а потом (в конце учебного года) на открытой защите рассказывают о своей работе с использованием видеоряда, музыки, стихов, песен. Из лучших проектов составляются сборники исследовательских работ. Детские стихи объединены в 2 поэтических сборника: “Я вам несу свою мечту” (2003г.) и “Зорко одно лишь сердце” (2004г.). В местной газете “Знак вопроса” наши дети ведут рубрику “Картинная галерея”, где печатают поэтические аналогии к картинам известных художников.
Предлагаю варианты творческих заданий, которые я использую на уроках:
- Подобрать к определенному видеоряду музыку и поэтические произведения, смонтировать озвученный слайдфильм.
- Написать письмо автору или герою, или от имени героя автору.
- Написать свою рождественскую сказку.
- Составить рецензию на спектакль.
- Написать читательский отзыв.
- Исходная информация “Когда я слышу (фамилия автора), то…” после просмотра видеоряда “Когда я слышу (фамилия автора), то после знакомства с жизнью и творчеством “Когда я слышу (фамилия автора), то…
- Продолжи строки о понравившейся картине “Такую картину и я бы хотела иметь у себя на стене…”.
- Импровизация “Я люблю эти желтые листья…” (на парте – лист клена), “Горит свеча…” (на парте – горящая свеча), “Осеннее” – по заданным поэтическим строкам написать стихотворение или прозу, попав в настроение, и т.д., что подскажет опыт, фантазия и воображение педагога.