Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Тема: Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.

Цели:

  • Показать учащимся своеобразие проверки слов с двумя безударными гласными в корне.
  • Продолжить работу над развитием речи, логического мышления и орфографической зоркости учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества, аккуратность.

Оборудование: сигнальные карточки, таблички со словами, табличка с девизом урока, Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1. Учитель. Кто получил награды за хорошую работу в тетрадях?

    ( Встают ребята, получившие в тетрадях карточки “Молодец”, “Я стараюсь”)

    Спасибо, дети, за трудолюбие! Я надеюсь, что остальные ребята покажут свою

    старательность на сегодняшнем уроке.

2. Учитель. Кто напомнит нам правило подготовки к письму?

    Андрей. Я тетрадь свою открою
    И наклонно положу,
    Я, друзья, от вас не скрою-
    Ручку я вот так держу!
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь!

    (Дети повторяют все движения ученика. Запись даты и словосочетания “Классная работа”)

3. Учитель. Девиз урока: “Грамоте учиться всегда пригодится”.

(Открывается табличка с девизом урока)

2. Актуализация знаний учащихся.

1.Учитель. Над какой орфограммой работали на прошлом уроке?

Дети. Безударные гласные в корне слова.

У. Уточните ещё раз, в какой части слова находится безударный гласный звук?

Д. Он находится в корне слова.

У. Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

Д. Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный звук стал бы ударным.

У. Сколько способов проверки вы знаете?

Д. Два способа:

  • изменение формы слова, например: волна- волны;
  • подбор однокоренных слов, например: глядит – взгляд.

У. Расскажите хором правило-рифмовку, закрыв глазки.

Д. Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

(На доску прикрепляю снеговика с пятью снежинками )

У. Молодцы! Открывайте глазки. Посмотрите, какой забавный снеговичок!

Он на ажурных снежинках принёс вам загадки. Послушайте их.

(5 человек выходят к доске, берут снежинки и поочерёдно загадывают классу загадки)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Кто это? ( Журавли )
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это … (Ворона)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синица)
Каждый год я к вам лечу -
зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
Облетели листья, но остались кисти:
Красные, яркие,
Снегирям подарки. (Рябина)

(По ходу отгадывания выставляю на доску таблички со словами-отгадками)

Жур…вли, в…рона, с…ница, сн…гирь, р…бина.

У. Прочитайте слова. Чем они похожи?

Д.

  • Это имена существительные;
  • в каждом слове пропущена безударная гласная в корне слова.

У. Какое слово можно исключить и почему?

Д.

  • журавли - имя существительное стоит во мн. числе;
  • журавли - ударным является третий слог, а в остальных словах – второй слог;
  • снегирь - в этом слове 2 слога, а остальные слова- трёхсложные;
  • рябина- название растения, а другие слова обозначают названия птиц.

У. Легко ли птичкам зимой добывать себе корм? Чем вы им можете помочь?

Кто прилетает к вашей кормушке? Чем вы угощаете птичек?

  • Приготовьте сигнальные карточки.
  • Покажите букву, которую надо вставить в слово.
  • А теперь докажите устно.

Д. Проверочное слово …………., поэтому пишу букву … .

У. Какие гласные буквы требуют проверки?

Д. Буквы а, о, и, е, я.

3. Минутка чистописания.

Давайте эти буквы свяжем одной ниточкой.

а о и е я

4. Сообщение темы и цели урока.

Мы продолжаем работать над темой “Правописание безударных гласных в корне слова”.

Но сегодня рассмотрим более сложные случаи, а точнее…(обращаемся к записи на доске)

“Проверка слов с двумя безударными гласными в корне”.

5. Изучение нового материала.

1) У. Прочитайте слова, составьте из них предложение:

Лесу, птиц, в, ребята, удивительные, услышали, зимнем ,голоса.

У. Запишите предложение. Постарайтесь найти в нём слово с двумя безударными гласными в корне.

Д. Голоса

У. Выпишите это слово. У доски работает …

Действуем по следующему алгоритму:

  • Поставьте в слове ударение;
  • Выделите корень;
  • Сколько безударных гласных в корне этого слова? Подчеркните их.
  • Докажите первый безударный звук.

Д. Голос, чётко слышится звук [о] , пишу букву о.

У. Докажите второй безударный звук.

Д. Отголосок, хорошо слышен [о], значит надо писать букву о.

Запись: Голоса – голос, отголосок.

2) У. Послушайте предложение и постарайтесь обнаружить в нём слово на изучаемую орфограмму.

Родная сторона всегда мила.

Д. Сторона.

(Провожу аналогичную работу с данным словом)

У. Сколько безударных гласных встретилось в корне в словах голоса, сторона?

Сколько проверочных слов вы подобрали?

Кто готов сформулировать вывод? (попытка 2-3 учащихся)

3) У. Найдите правило на с. 101.

Работа над правилом: - чтение про себя;

  • проговаривание шёпотом, закрыв глаза;
  • взаимопроверка в парах;
  • опрос 1-2 учеников вслух.

8. Физминутка “Ветер”

У. Выполнив физминутку, приготовьтесь назвать слово из её текста на изучаемую орфограмму.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

7. Закрепление изученного материала.

1) № 271 на с. 102. Работа по вариантам. Взаимопроверка в парах.

2) На доске записаны слова: б…р…жок, г…в…рливый, х…х…тать, н…б…са, щ…б…тать, л…б…диный.

У. Устно объясните правописание данных слов (по алгоритму)

Запишите слова, распределив их в 3 группы.

Проверяем. По какому признаку слова сгруппировали?

Д. По частям речи.

8. Физминутка. Игра “Хлопай-топай”

У. Если я называю слово с 1 безударным гласным – вы 1 раз хлопаете.

Если слышите слово с 2 безударными гласными – вы 2 раза топаете.

Будьте внимательны!

Сосна, хлопотливый, далёкий, речушка, молодеть, корешок, иголка, дубок. (Ловушка)

9. Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям. (Карточки)

I уровень. Напиши слова холод, берег во множественном числе.

  1. Поставь ударение.
  2. Выдели корень.
  3. Подчеркни гласные, требующие проверки. Сколько их?
  4. Подумай и напиши проверочные слова.

II уровень. Отгадай загадку: В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живёт.

Напиши отгадку. Поставь ударение. Выдели корень. Запиши проверочные слова.

Ниже напиши ещё 3 однокоренных слова.

III уровень. Объясни соседу правописание слова огонёк по алгоритму.

Образуй словосочетание “прилагательное + существительное”.

Поставь это словосочетание во мн. число.

Составь предложение, выдели в нём главные члены.

10. Итог урока.

У. Какие гласные требуют проверки и почему?

Как проверить слово, в корне которого две безударные гласные? Докажите примерами.

Что вам особенно понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Моими хорошими помощниками сегодня были …

Очень старались …

(Комментирование оценок в течение урока.)

11. Домашнее задание.

У. Повторите правило на с. 101. Письменно выполните № 273 на с. 102.

Спасибо, дети, за урок!