Тема: Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.
Цели:
- Показать учащимся своеобразие проверки слов с двумя безударными гласными в корне.
- Продолжить работу над развитием речи, логического мышления и орфографической зоркости учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества, аккуратность.
Оборудование: сигнальные карточки, таблички со словами, табличка с девизом урока, Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1. Учитель. Кто получил награды за хорошую работу в тетрадях?
( Встают ребята, получившие в тетрадях карточки “Молодец”, “Я стараюсь”)
Спасибо, дети, за трудолюбие! Я надеюсь, что остальные ребята покажут свою
старательность на сегодняшнем уроке.
2. Учитель. Кто напомнит нам правило подготовки к письму?
Андрей. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
(Дети повторяют все движения ученика. Запись даты и словосочетания “Классная работа”)
3. Учитель. Девиз урока: “Грамоте учиться всегда пригодится”.
(Открывается табличка с девизом урока)
2. Актуализация знаний учащихся.
1.Учитель. Над какой орфограммой работали на прошлом уроке?
Дети. Безударные гласные в корне слова.
У. Уточните ещё раз, в какой части слова находится безударный гласный звук?
Д. Он находится в корне слова.
У. Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
Д. Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный звук стал бы ударным.
У. Сколько способов проверки вы знаете?
Д. Два способа:
- изменение формы слова, например: волна- волны;
- подбор однокоренных слов, например: глядит – взгляд.
У. Расскажите хором правило-рифмовку, закрыв глазки.
Д. Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
(На доску прикрепляю снеговика с пятью снежинками )
У. Молодцы! Открывайте глазки. Посмотрите, какой забавный снеговичок!
Он на ажурных снежинках принёс вам загадки. Послушайте их.
(5 человек выходят к доске, берут снежинки и поочерёдно загадывают классу загадки)
Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. Кто это? ( Журавли ) |
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая- Известная персона. Это … (Ворона) |
Спиною зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.(Синица) |
Каждый год я к вам лечу - зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь) |
Облетели листья, но остались кисти: Красные, яркие, Снегирям подарки. (Рябина) |
(По ходу отгадывания выставляю на доску таблички со словами-отгадками)
Жур…вли, в…рона, с…ница, сн…гирь, р…бина.
У. Прочитайте слова. Чем они похожи?
Д.
- Это имена существительные;
- в каждом слове пропущена безударная гласная в корне слова.
У. Какое слово можно исключить и почему?
Д.
- журавли - имя существительное стоит во мн. числе;
- журавли - ударным является третий слог, а в остальных словах – второй слог;
- снегирь - в этом слове 2 слога, а остальные слова- трёхсложные;
- рябина- название растения, а другие слова обозначают названия птиц.
У. Легко ли птичкам зимой добывать себе корм? Чем вы им можете помочь?
Кто прилетает к вашей кормушке? Чем вы угощаете птичек?
- Приготовьте сигнальные карточки.
- Покажите букву, которую надо вставить в слово.
- А теперь докажите устно.
Д. Проверочное слово …………., поэтому пишу букву … .
У. Какие гласные буквы требуют проверки?
Д. Буквы а, о, и, е, я.
3. Минутка чистописания.
Давайте эти буквы свяжем одной ниточкой.
а о и е я
4. Сообщение темы и цели урока.
Мы продолжаем работать над темой “Правописание безударных гласных в корне слова”.
Но сегодня рассмотрим более сложные случаи, а точнее…(обращаемся к записи на доске)
“Проверка слов с двумя безударными гласными в корне”.
5. Изучение нового материала.
1) У. Прочитайте слова, составьте из них предложение:
Лесу, птиц, в, ребята, удивительные, услышали, зимнем ,голоса.
У. Запишите предложение. Постарайтесь найти в нём слово с двумя безударными гласными в корне.
Д. Голоса
У. Выпишите это слово. У доски работает …
Действуем по следующему алгоритму:
- Поставьте в слове ударение;
- Выделите корень;
- Сколько безударных гласных в корне этого слова? Подчеркните их.
- Докажите первый безударный звук.
Д. Голос, чётко слышится звук [о] , пишу букву о.
У. Докажите второй безударный звук.
Д. Отголосок, хорошо слышен [о], значит надо писать букву о.
Запись: Голоса – голос, отголосок.
2) У. Послушайте предложение и постарайтесь обнаружить в нём слово на изучаемую орфограмму.
Родная сторона всегда мила.
Д. Сторона.
(Провожу аналогичную работу с данным словом)
У. Сколько безударных гласных встретилось в корне в словах голоса, сторона?
Сколько проверочных слов вы подобрали?
Кто готов сформулировать вывод? (попытка 2-3 учащихся)
3) У. Найдите правило на с. 101.
Работа над правилом: - чтение про себя;
- проговаривание шёпотом, закрыв глаза;
- взаимопроверка в парах;
- опрос 1-2 учеников вслух.
8. Физминутка “Ветер”
У. Выполнив физминутку, приготовьтесь назвать слово из её текста на изучаемую орфограмму.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
7. Закрепление изученного материала.
1) № 271 на с. 102. Работа по вариантам. Взаимопроверка в парах.
2) На доске записаны слова: б…р…жок, г…в…рливый, х…х…тать, н…б…са, щ…б…тать, л…б…диный.
У. Устно объясните правописание данных слов (по алгоритму)
Запишите слова, распределив их в 3 группы.
Проверяем. По какому признаку слова сгруппировали?
Д. По частям речи.
8. Физминутка. Игра “Хлопай-топай”
У. Если я называю слово с 1 безударным гласным – вы 1 раз хлопаете.
Если слышите слово с 2 безударными гласными – вы 2 раза топаете.
Будьте внимательны!
Сосна, хлопотливый, далёкий, речушка, молодеть, корешок, иголка, дубок. (Ловушка)
9. Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям. (Карточки)
I уровень. Напиши слова холод, берег во множественном числе.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Подчеркни гласные, требующие проверки. Сколько их?
- Подумай и напиши проверочные слова.
II уровень. Отгадай загадку: В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живёт.
Напиши отгадку. Поставь ударение. Выдели корень. Запиши проверочные слова.
Ниже напиши ещё 3 однокоренных слова.
III уровень. Объясни соседу правописание слова огонёк по алгоритму.
Образуй словосочетание “прилагательное + существительное”.
Поставь это словосочетание во мн. число.
Составь предложение, выдели в нём главные члены.
10. Итог урока.
У. Какие гласные требуют проверки и почему?
Как проверить слово, в корне которого две безударные гласные? Докажите примерами.
Что вам особенно понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?
Моими хорошими помощниками сегодня были …
Очень старались …
(Комментирование оценок в течение урока.)
11. Домашнее задание.
У. Повторите правило на с. 101. Письменно выполните № 273 на с. 102.
Спасибо, дети, за урок!