Цели:
1. Обобщить знания учащихся о разнообразии и
жизни растений.
2. Развивать внимание, наблюдательность,
познавательную активность на уроке.
3. Воспитывать бережное отношение к природе
родного края, любви к малой Родине, привычку
соблюдать основные экологические правила,
которые для каждого человека должны стать нормой
поведения в природе.
Оборудование и материалы:
1. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
2. Гербарные экземпляры растений: Мох Сфагнум,
Кукушкин лён, Папортник Орляк, Ель обыкновенная,
Ризоклониум (водоросль), Пастушья сумка, Акация
жёлтая, Сосна кедровая, Тополь белый, Рябина
обыкновенная, Верблюжья колючка, Земляника
лесная, Волчье лыко, Малина обыкновенная, Полынь
горькая, Глухая крапива, Шиповник майский, Клён
остролистный.
3. Металлическая тарелка, молоточек.
4. Телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон.
5. Видеофильм “О чём шелестели листья”.
6. Таблицы: “Дыхание растений”, “Питание
растений”.
7. Индивидуальные щетинистые коврики для массажа
стоп во время оздоровительной физминутки.
8. Детские работы по темам: “Разнообразие
растений”, “Правила поведения в природе”.
9. Выставка книг о растениях.
10. Красная книга природы Республики
Башкортостан, Красная книга природы Российской
Федерации.
11. Индивидуальные памятки “Правила друзей
природы”.
12. Командные и личные жетоны.
13. Витаминизированный напиток шиповника,
индивидуальные чашки для напитка по количеству
детей.
14. Плакат с эпиграфом к уроку:
Я сорвал цветок –
и он увял.
Я поймал мотылька –
и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.П. Гвездослав
ХОД УРОКА.
1. Минута гармонии (выполняют вместе – учитель и дети)
Я желаю вам всем сегодня добра!
Вы желаете мне сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня у нас урок-аукцион. Это слово латинского происхождения. Кто из вас знает: что такое “аукцион”?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: Уточним этот термин по толковому словарю русского языка С.И.Ожегова.
Дети находят значение слова “аукцион” в словаре.
Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
Учитель: Итак, для “продажи” будут
выставлены несколько “предметов” –
природоведческих понятий по теме: “Жизнь и
охрана растений”. Любую из этих “вещей” из
области знаний о растениях команда-участница
сможет “купить”, заплатив за неё знаниями по
теме.
На “продажу” сегодня выставлены поистине
бесценные “вещи”. Помогать вам будут внимание,
сообразительность и дружная работа в команде.
Прежде, чем прозвучит первый гонг (удар
молоточком о металлическую тарелку), каждая
команда выносит залог, чтобы доказать свою
“состоятельность на торгах” – способность
участвовать в аукционе.
3. Предварительный залог-задание.
Капитаны загадывают загадку – описание названия своей команды. Команда соперников должна угадать это название.
1-я команда “Ёлочка”
Загадка: Она знакома нам с детства. Без неё нарядной и праздника нет. Круглый год она зелёная. А почему? Да потому, что листок-иголка живёт 2–3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. (Ель)
2-я команда “Берёзка”
Загадка: Полюбилась она русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Она одно из самых красивых деревьев России. Её белый ствол даже в жаркие дни остаётся холодным. До 40 литров сока даёт одно дерево до распускания почек. (Берёза)
3-я команда “Шиповник”
Загадка: Этот кустарник с давних пор называют лекарством от 40 болезней. Его ветви покрыты шипами. Кора у него блестящая, краснобурая. Осенью на кустарниках созревают плоды. Из этих плодов делают соки, готовят сиропы и напитки. (Шиповник)
Учитель: Итак, команды доказали свою состоятельность для участия в аукционе. Они получают по одному командному жетону.
4. Открытие “Аукциона знаний”.
Звучит удар гонга.
Учитель: Аукцион знаний открыт.
1 лот.
Учитель: На “продажу” выставляется первый лот “Органы растений”.
Задание: Впишите в кроссворд названия органов растений. За каждый правильный ответ отвечающий получает 1 личный жетон. Команда, получившая больше личных жетонов, заслуживает 1 командный жетон.
1. Орган, который образуется из цветка. В нём
развиваются семена. (Плод)
2. Орган растения, который растёт вверх. По нему
проходят питательные вещества. (Стебель)
3. Орган, который растёт вниз, находится в почве. (Корень)
4. Части растения, которые растут на побегах. С их
помощью растение питается и дышит. (Листья)
5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими
растение размножается. (Семена)
6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок)
Подводятся итоги по количеству набранных жетонов.
Учитель: Лот продан …
Звучит удар гонга.
2 лот.
Учитель: На “продажу” выставляется второй лот “Разнообразие растений”.
Задание. На столах у вас гербарные экземпляры растений. Представлены растения различных видов и ярусов. Разделите все растения на группы. Объясните, почему вы так разделили.
- 1-я команда: Мох Сфагнум, Кукушкин лён, Папортник Орляк, Ель обыкновенная, Ризоклониум (водоросль), Глухая крапива.
- 2-я команда: Рябина обыкновенная, Верблюжья колючка, Полынь горькая, Земляника лесная, Малина обыкновенная, Клён остролистный
- 3-я команда: Пастушья сумка, Акация жёлтая, Сосна кедровая, Тополь белый, Шиповник майский, Волчье лыко.
Подводятся итоги по количеству набранных жетонов.
Учитель: Лот продан …
Звучит удар гонга.
Учитель: А у нас рекламная пауза.
Ученик: Ты хочешь всё знать о флоре и фауне, о животных и растениях? Конечно! Журналы “Юный натуралист”, “Свирель” и эти интереснейшие книги помогут тебе. Читай! И ты откроешь для себя таинственный мир природы.
3 лот.
Учитель: На “продажу” выставляется третий лот “Дыхание и питание растений”. Видеозагадка с вопросом.
Перед просмотром видеозагадки выполняется оздоровительная минутка для глаз.
Задание. Посмотрите отрывок видеофильма и ответьте на вопрос: Как из плохого воздуха растение получает хороший?
Одна команда отвечает на поставленный вопрос, а две другие, дополняя, рассказывают о процессах дыхания и питания растений по таблицам 1, 2.
Таблица 1.
Таблица 2.
Подводятся итоги третьего лота.
Учитель: Лот продан …
Звучит удар гонга.
4 лот.
Учитель: На “продажу” выставляется четвёртый лот “Правила друзей природы”. 2004 год – объявлен президентом Республики Башкортостан Муртазой Губайдулловичем Рахимовым годом окружающей среды. Весь год правительство нашей республики уделит особое внимание этой проблеме. Мы с вами примем посильное участие в мероприятиях, посвящённых окружающей среде. Каждый из вас, выполнив домашнее задание, на альбомном листе оформил своё правило друзей природы. Сейчас все ваши работы сложим в красную папку. Смотрите, мы составили Красную книгу 3 "б" класса “Правила друзей природы”. Эти правила будем стараться выполнять сами и познакомим с ними всех детей начальной школы. Проведём оздоровительную физминутку “Песенка защитников природы”.
Выполняется оздоровительная физминутка “Песенка защитников природы” на щетинистом коврике для массажа стоп под фонограмму “Песни Красной Шапочки”.
Песенка защитников природы
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли.
То наверно-верно-верно,
То возможно-можно-можно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, одуванчики и розы,
А-а, колокольчики, мимозы,
А-а, и цветущий шар земной!
А-а, и цветущий шар земной!И пускай у этой речки,
И пускай у этой рощи,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты как можешь, береги!
Припев:
Подводятся итоги четвёртого лота.
Учитель: Лот продан …
Звучит удар гонга.
5 лот.
Учитель: На “продажу” выставляется пятый лот “Охрана растений”.
Ученица:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.Мы растенья эти знаем.
Бережём и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Ребята, скажите, что такое Красная книга природы?
Дети отвечают.
Ученица: Да, это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу нужно охранять. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Учитель показывает детям Красную книгу природы Республики Башкортостан, Красную книгу Российской Федерации.
Подводятся итоги пятого лота.
Учитель: Лот продан …
5. Подведение итогов аукциона знаний.
Учитель: Я благодарю всех участников аукциона за отличные знания, за чёткую и быструю работу. В завершении хочу прочитать слова П. Гвездослава, которые, уверена, навсегда останутся в вашей памяти.
Всем ребятам вручаются “Правила друзей природы”, а кто заработал личные жетоны получают оценку “отлично”.
Правила друзей природы
1. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком. 2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе. 3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания. 4. Находясь в природе, нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.
|
6. Работа на опережение
Учитель: Давайте прочитаем, о чём пойдёт речь на следующем уроке. Откройте учебник на странице 88.
Дети читают самостоятельно и сообщают о прочитанном.
Учитель: А сейчас самое приятное. Все угощайтесь витаминизированным напитком из лекарственного растения, занесённого в Красную книгу Республики Башкортостан. Попробуйте и узнайте на вкус что это за растение? Правильно, это – шиповник. Будьте здоровы и берегите природу!