Цели:
- формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале;
- повышение интереса подростков к истории России;
- составить у учащихся представления о масштабах трагедии нашего народа;
- укрепление духовной связи между молодыми и старшими поколениями;
Форма:
- Интерактивная игра.
Участники:
- учащиеся 5-9 классов;
- педагогический коллектив.
Подготовительная работа:
- создание творческих, инициативных групп по станциям движения “Боевого эшелона”;
- подбор материалов и заданий по 7 станциям:
- Литературная;
- Музыкальная;
- Историческая;
- Техника ВОВ;
- Краеведческая;
- Города-герои;
- Полководцы
- подготовка плакатов и информационных листов по тематике станций;
- подготовка маршрутных листов для прохождения классом станций;
- оформление 7 станций (кабинетов), желательно на одном этаже;
Правила игры
В игре участвует весь класс. Задача: пройти по 7 станциям, ответить на вопросы за определенное время (7 минут). Классы-участники передвигаются по станциям одновременно при подаче сигнала (свисток, звонок и т.п.) Каждый правильный ответ оценивается одним баллом (звездочкой). Класс может заработать бонусы за дополнительную информацию, учитываются организованность и сплоченность класса. Количество баллов фиксируется в маршрутном листе класса. Побеждает класс, набравший большее количество баллов.
Ход игры
Игра начинается с общего сбора классов-участников.
Гул самолетов сменяется свистом и звуками разрывов бомб. Слышен голос Ю. Левитана, который сообщает о начале войны. Звучит песня “Священная война”, на её фоне ученица Мустафина Алина читает своё стихотворение:
О, сколько страданий,
О, сколько беды,
Для тех, кто скорбит,
И чьи дни сочтены.
Нет горя сильнее,
Жестокой борьбы
И нету предела
Священной войны.
Невинные люди,
Невинный народ,
Жизни и судьбы
Война в жертву несет.
Не счесть всех страданий
И боль для людей,
Разбитые семьи,
Потери детей!
Ведущий 1: 22 июня 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат: 190 дивизий, 5 тыс. самолётов, свыше 3 тыс. танков. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней.
Ведущий 2: 60 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. И сегодня наша встреча посвящена этому событию.
Ведущий 1: 60 лет мы живём без войны и столько лет помним её, каждый её день - от первого до последнего.
Ведущий 2: Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, окопы Москвы, пепел Хатыни.
Ведущий 1: Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы и деды, вершился титанический подвиг тыла.
СТАНЦИЯ “ТЕХНИКА ВОВ”
- Ползёт черепаха – стальная рубаха,
- Красная девица – гроза для фрицев,
- Крышкой закрыта, в землю зарыта,
- На пушку не похоже, а палит дай боже. (Миномёт)
- Не пчела, не шмель, а жужжит, не подвижно крыло, а летит. (Самолёт)
- Не корабль, не лодка, ни вёсел, ни паруса, а стоит не тонет. (Понтон)
- Назовите фамилии изобретателей оружия ВОВ.
Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк)
Стоит запеть, как немцу верная смерть. (Катюша)
Её официальное название…(Боевая машина реактивной артиллерии)
Поджидает фрица – бандита. (Мина)
Назовите модели самолётов ВОВ.
- Дегтярёв – пулемёт
- Калагин – автомат
- Лавочкин – истребитель
- Илюшин – бомбардирощик
- Лангемак – “Катюша” и т.д.
СТАНЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
При составлении вопросов учитывается региональный компонент
- Назовите легендарного командира 112 кавалеристской дивизии? (Шаймуратов)
- Кто из наших земляков изображён на рисунке? Расскажите о его подвиге. Кто из наших земляков повторил его? Где им установлен памятник? (А. Матросов и М. Губайдуллин)
- Дважды герой Советского Союза из Башкирии? (М. Гареев)
- Из какого города был эвакуирован завод по производству авиационных двигателей в Уфу в 1941 г.? (Рыбинск)
- Названия каких улиц Уфы связаны с событиями и именами участников ВОВ?
СТАНЦИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
Задание 1. Прослушав отрывок из песни военных лет, угадать её название и авторов.
На усмотрение ответственного за станцию. Например: “В землянке”, “Катюша”, “Синий платочек”, “Дорога на Берлин”, “Священная война”, “Три танкиста” и т.д.
Задание 2. Исполнить куплет и припев из песни о ВОВ.