Пояснительная записка
1. Обоснование программы
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Программа построена с учётом эмоциональной отзывчивости школьников, любознательности и способности овладевать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками.
Нравственное развитие детей - одно из самых важных задач воспитания вообще, т.к. понятие “нравственность” неразрывно связанно с понятием “духовность”. Идеальным средством для развития духовности является искусство. А наиболее полно познать искусство возможно только в процессе личной творческой деятельности. Отсюда главный принцип Программы: развитие чувства прекрасного через процесс активного наблюдения и сотворчества, переживания различных сторон окружающего мира на основе собственной деятельности.
Настоящее время – время качественных перемен в обществе. Сегодня в условиях социальной нестабильности, когда потребительское отношение к жизни, разрушение окружающей среды намного опережают созидательный процесс, особенно актуальными становятся новые концепции и программы, направленные на гуманизацию образования.
В первую очередь необходимо развивать у ребёнка универсальную человеческую способность к постижению прекрасного как основы гармонии жизни. Наилучшим средством для такого развития является искусство. Однако здесь важно учитывать, что ребёнок не просто созерцатель, а творческая личность. Ведь восхищение красотой ещё не означает её создание. В этой ситуации в эстетическом образовании необходим процесс, направленный на постепенный переход от изобразительной деятельности к созидательной. Эти идеи отражает программа “Волшебные узоры”
2. Цели и задачи
Цели:
1. Развитие личностного творческого потенциала
школьника и формирование его духовности и
эстетической культуры.
2. Создание условий, способствующих развитию
личностного творческого потенциала.
3. Интерес к искусству и эмоциональная
отзывчивость на всё прекрасное снимут
негативную психологическую перегрузку,
получаемую в школе и повседневной жизни.
Задачи:
1. Осуществление художественного познания мира
школьниками через собственную деятельность.
2. Освоение эстетической ценности явлений и
предметов окружающего мира, с так же духовной
значимости человека.
3. Оптимизация образного мышления. Формирование
основ художественных знаний.
4. Отбор среди форм, методов и приёмов тех, что
способствует развитию творчества, оптимизации
образного мышления.
5. Предоставление возможности совершенствовать
способности под руководством и в совместной
деятельности с художниками.
6. Ознакомление с особенностями работы в области
декоративно-прикладного искусства и развитие
художественного вкуса и потребности в общении с
искусством.
3. Стратегия работы
Цели:
- Развитие творческих способностей ребёнка как основание духовности и личного творческого потенциала.
- Развитие художественных навыков и умений.
- Развитие интереса и желание к самостоятельному творчеству.
Задачи:
- Формирование творческих способностей.
- Воспитание эстетической потребности.
- Формирование художественных навыков.
- Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновение на основе принципа ассоциативности.
- Формирование системы обьёмно-пространственного мышления.
4. Содержание, методы и формы работы
Содержание определяется созданием максимально
успешных возможностей и условий для творческого
и духовного развития ребёнка. Методы и формы,
прежде всего, должны способствовать сохранению
атмосферы творчества, художественного познания,
осознанию ценности и неповторимости
национальной культуры и развитию художественных
навыков.
Используются: выставки, экскурсии (в т.ч. и
выездные), экскурсии с элементами практических
занятий, просмотр фильмов и СD, встречи-беседы с
народными умельцами, различные практические
занятия. Коллективная работа над единым
замыслом.
5. Ожидаемые результаты
- Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
- Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
- Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой.
- Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом.
6. Основные направления программы
В процессе изучения курса “Волшебные узоры” систематизируются и расширяются представления детей о декоративно-прикладном искусстве (ДПИ).
В программе последовательно выстроены занятия ДПИ в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся:
- Разъясняет множество композиционных правил, приёмов, законов-основ ДПИ.
- Объясняет, как на практике пользоваться большим ассортиментом материалов: бумагой, тканью, стеклом, проволокой, кожей, берестой, красками, деревом, глиной, гипсом и пр.
Программа декоративно-прикладная и включает в себя два этапа:
- Введение в прикладное искусство.
- Изучение основ композиции на примерах некоторых видов прикладного искусства.
Нитью через всю программу проходит тема “Волшебные узоры”. Узоры – это элемент, часть ДПИ. Любое изделие ДПИ – это плод труда одного или нескольких детей. Занятие этим видом искусства даёт детям конкретное представление о сложности многогранного труда художника, знакомит их с процессом создания поделок ДПИ, развивает пространственное мышление, понимание декоративности, умение компоновать на плоскости (бумаге) и объёме (предмете).
7. Условия
Для того, чтобы занятия дали нужный результат, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование с беседой. Помогать детям организовать рабочие места. Чётко ставить цели и задачи перед учениками. Нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ профессионального и народного искусства.
Дети знакомятся с видами узоров, узнают законы равновесия. Педагог помогает выполнить практические работы. Для облегчения отработки приёмов предлагаются шаблоны. После отработки приёмов росписи на шаблонах расписываются фигурки, предметы.
Проведение выставок. Работа с различными материалами.
8. Программа деятельности.
Программа предусматривает несколько основных видов деятельности:
- беседы об узорах,
- показ приёмов рисования,
- выполнение практических работ, направленных на более прочное усвоение материала,
- знакомство с основными узорами и орнаментами,
- первые уроки дизайна,
- изучение народных промыслов.
Тематическое содержание
1. Простые узоры и орнаменты
1. Линии в орнаменте
Организация: показ иллюстраций
национальных костюмов (русский, украинский),
проводится анализ орнамента; вспоминают
предметы, которые бывают украшены орнаментом.
Задание: учащиеся рисуют украинский костюм и
украшают его орнаментом.
Материал: лист А4, краски, кисточки-3, салфетка,
иллюстрации шаблоны.
2. Геометрический орнамент
Организация: показ изделий народного
промысла; обсуждение орнаментов, объяснить
символику – дать характеристику.
Задание: учащиеся рисуют свой придуманный
орнамент, объясняют его.
Материал: лист А4, краски, кисточки, карандаши,
салфетка, иллюстрации, изделия ДПИ.
3. Растительный орнамент
Организация: показ изделий ДПИ, рассказ о
символике и значении растительных мотивов в
народных промыслах,
Задание: учащиеся выделяют составные
элементы орнамента и рисуют их, составляют свой
орнамент.
Материал: лист А4, краски, кисточки, изделия
ДПИ, иллюстрации, шаблоны.
4. Построение орнамента в полосе
Организация: строят композиционную схему
орнамента, даётся объяснение построения
орнамента, повторяющихся элементов (приводится
пример).
Задание: учащиеся выполняют схему построения
и предложенный элемент, составляют свой.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка,
иллюстрации, изделия с вышивкой.
5. Квадрат, варианты расположения узоров
Организация: определяется по схеме
соответствие узора верхнему и нижнему квадрату,
придумывают совместную схему.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы, рисуют
свою.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка,
иллюстрации, шаблоны.
6. Круг, варианты расположения узоров
Организация: занятие проводится аналогично
пятому. Показываются примеры часто декорируемых
изделий, имеющих круглую форму: блюда, щит,
коврик, скатерть и т.д.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы, рисуют
свою.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка,
иллюстрации, шаблоны.
7. Круг, сложение узоров
Организация: рисуется первый ряд для
примера, второй ряд – рисуется узор, который
получится в результате сложения, третий ряд –
раскладывается узор на составляющие.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы,
рисуют свою (на круглой форме листа).
Материал: лист А4, лист А4 (круглой формы),
краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.
8. Корона
Организация: рассматривают представленные
образцы головных уборов, дается характеристика и
сравнение девичьих и женских головных уборов,
объясняется принадлежность к сословию.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию на
шаблоне.
Материал: лист А4, клей, ножницы, цветная
бумага.
9. Шкатулка
Организация: вспоминают изученные узоры,
орнаменты. Составляют эскизы к будущим
шкатулкам. Объясняется предназначение шкатулки
в быту.
Задание: учащиеся придумывают и рисуют
эскизы к своим шкатулкам.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка,
иллюстрации, шаблоны.
10. Кружка
Организация: рассматриваются иллюстрации,
изделия, находят на них геометрические
орнаменты, вспоминают, почему называется
“геометрический орнамент”.
Задание: учащиеся составляют свои эскизы
кружек, разукрашивают шаблоны.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка,
иллюстрации, шаблоны.
11. Закладки для книг
Организация: показывается пример закладок,
объясняется последовательность работы. Учатся
строить равновесную композицию.
Задание: учащиеся делают закладки в виде
аппликаций.
Материал: лист А4, клей, ножницы, цветная
бумага.
12. Самостоятельная работа
а) Декоративное панно
Организация: рассматриваются 2–3 варианта
декоративного панно. Составляется собственный
эскиз, выбирается техника выполнения.
Задание: учащиеся делают несколько эскизов и
выполняют панно в технике (аппликация,
рисование).
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка,
иллюстрации, шаблоны, клей, ножницы, цветная
бумага.
б) Роспись шкатулки
Организация: берутся ранее выполненные
эскизы, объясняется последовательность
выполнения работы.
Задание: учащиеся переводят свои эскизы
орнамента или узора на шкатулку, выполняют
роспись в определённой последовательности.
Материал: деревянная шкатулка, эскизы,
краски, кисточки, салфетка.
2. Первые уроки дизайна
1. Знакомство с дизайном
Организация: преподаватель знакомит с
дизайном, его канонами, объясняет и показывает
простые композиции из геометрических элементов.
Знакомит с законами симметрии и асимметрии, учит
подбирать цвета, не нарушая гармонию.
Задание: учащиеся выполняют два эскиза
симметрию и асимметрию на фоне разного цвета,
придумывают свою композицию.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка,
демонстрационный материал, шаблоны.
2. Освоение простых композиций
Организация: вспоминают предыдущий урок,
выбрать эскиз для будущей работы.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию по своим
эскизам, украшают 2–3 шаблона разной величины,
формы и цвета.
Материал: салфетка, эскизы, шаблоны, клей,
ножницы, цветная бумага, картон.
3. Освоение абстрактных композиций
Организация: рассматривают несколько
вариантов узоров сделанных из сочетания прямых
наклонных и кривых линий. Показать, как линии
приобретают причудливые формы.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию на
бутылочке разной формы, из цветной бумаги
используя свои эскизы.
Материал: салфетка, эскизы, шаблоны, клей,
ножницы, цветная бумага, бутылочки.
4. Сложные абстрактные композиции
Организация: знакомятся со сложными
абстрактными и тематическими композициями,
сравнивают с простыми.
Задание: учащиеся выбирают тему и выполняют
эскизы для будущего панно круглой формы.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка,
иллюстрации, шаблоны.
5. Украшение круга
Организация: вспоминают предыдущее
занятие, обговаривают последовательность
выполнения, выбирают эскиз.
Задание: учащиеся переводят эскиз на круг и,
выбрав технику, выполняют работу.
Материал: краски, кисточки, круг (дерево,
картон, т.д.) цветная бумага, эскиз, клей,
салфетка.
6. Создание подвесок
Организация: рассматривают подвески разной
формы и величины выполненные в разной технике.
Предложить учащиеся сделать несколько видов
подвесок для домашнего интерьера.
Задание: учащиеся выбирают технику
исполнения и форму подвесок, вырезают по разным
шаблонам 5–9 заготовок из картона и выполняют
работу с учётом равновесия (модуль).
Материал: цветной картон, шаблоны, ножницы,
клей, цветная бумага, краски, кисточки, салфетка,
нитки, палочки для подвешивания,
демонстрационный материал.
7. Создание абстрактного панно
Организация: учащиеся делятся на группы,
выбирают форму и цвет будущего панно, делают
общий эскиз, выбирают технику.
Задание: учащиеся по общему эскизу делают
большое панно, опираясь на знания полученные
ранее.
Материал: цветной картон, шаблоны, ножницы,
клей, цветная бумага, краски, кисточки, салфетка.
8. Самостоятельная работа
Организация: учащиеся вспоминают все, что
делали на занятиях, выбирают самостоятельно
тему, технику, делают эскизы, согласовывают с
педагогом.
Задание: учащиеся выполняют работу согласно
своему эскизу, пользуясь своими знаниями и
опытом.
Материал: то, что понадобится для работы.
3. Узоры Северной Двины
1. Яркие краски севера.
Организация: учащиеся знакомятся с
промыслом, смотрят образцы, узнают
последовательность росписи.
Задание: учащиеся выполняют упражнения на
заливку, в правильной последовательности, в
завершении выполняют контур чёрной краской или
фломастером.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер.
2. Весёлые супрядки.
Организация: знакомятся с бытовыми
предметами пермогорских мастеров, рассматривают
жанровые изображения, узнают их смысл.
Задание: учащиеся рисуют по образцу,
расписывают орнаментальные полоски в правильной
последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер.
3. Геометрические узоры.
Организация: вспоминают простой
геометрический орнамент, его функции и
символику, вспоминают, что составляет основу
орнамента.
Задание: учащиеся рисуют по образцу на
полосе.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер.
4. Праздничный выезд
Организация: преподаватель знакомит со
смыслом и символикой данного сюжета.
Задание: учащиеся переводят картинку на
досточку, и расписывают её пермогорской
росписью, в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, досточки.
5. Узор в круге
Организация: учащиеся знакомятся с
традиционным видом росписи круга, рассматривают
образцы, иллюстрации.
Задание: учащиеся рисуют по образцу в круге,
используя опорные линии, учитывают
последовательность росписи.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, демонстрационный материал.
6. Роспись хлебницы
Организация: учащиеся знакомятся с
демонстрационным материалом, с помощью педагога
выбирают форму хлебницы, орнамент, узнают о роли
хлеба в жизни крестьян, о традициях и обрядах.
Задание: учащиеся переводят картинку на
досточку, и расписывают её пермогорской
росписью, в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, досточки разной формы.
7. По грибы, по ягоды
Организация: слушают рассказ о бересте,
какое место занимала в жизни крестьян, что из неё
делали и как украшали поверхность бересты,
учащиеся знакомятся с художественными
элементами пермогорской росписи – листочками,
ягодами и цветами.
Задание: учащиеся копируют предложенные
элементы пермогорской росписи, расписывают
сюжет, используя опорные линии, самостоятельно
работают над завершением панно.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, досточки разной формы.
8. Трехлистный листок
Организация: просмотр демонстрационных
материалов, показ, как при точном соблюдении
характера и образа росписи, варьируя размером и
формой лепестков, меняя сердцевину цветка –
получается огромное разнообразие.
Задание: учащиеся последовательно выполняют
каждый этап рисования и цветовой заливки,
обращая особое внимание на симметричность
изображения. Используя опорные линии, завершают
роспись набирухи.
Материал: лист А4, лист А4 с опорными линиями –
набирухи, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.
9. Чудо-тюльпан
Организация: учащиеся знакомятся с
пермогорской росписью тюльпановидного цветка.
Симметричную композицию начинают с педагогом,
заканчивают самостоятельно.
Задание: учащиеся копируют предложенные
элементы пермогорской росписи, расписывают
симметричную композицию большего и малого
тюльпанов, используя опорные линии,
самостоятельно работают над завершением панно.
Материал: лист А3, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, демонстрационный материал.
10. Растительный узор
Организация: слушают рассказ о чудо-дереве
или “древе жизни” в славянской культуре. Показ
примера, как узор мелких цветов, ягод и листьев
вплетается в рамку, обрамляя фигуру людей и птиц.
Задание: начатую работу с педагогом работу
над росписью “древа жизни” заканчивают работу
самостоятельно, добавляя элементы растительного
узора таким образом, чтобы получилась
симметричная композиция.
Материал: лист А3, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, демонстрационный материал.
11. Цветочная гирлянда
Организация: показ примеров соединения в
росписи гибких побегов, гирлянд, трёхлистных и
тюльпановидных цветов, стебли-побеги сказочных
растений. Побег при необходимости легко
раздваивается как в нижней, так и в верхней части
цветка и на нём встречаются красные кружки-ягоды.
Ягода играет важную роль в развитии стебля, в
композиционном построении узора. Этот простой
приём позволяет легко останавливать рост
гибкого побега, заполнять цветочным узором любую
поверхность.
Задание: учащиеся делают эскиз росписи,
переводят его на шкатулку, расписывают в технике
заливки.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, демонстрационный материал, шкатулки.
12. Райские птицы
Организация: просмотр демонстрационного
материала, Знакомство с традициями изображать
птиц в русской культуре.
Задание: учащиеся расписывают гипсовые
фигурки в стиле пермогорской росписи.
Материал: гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, демонстрационный материал, клеёнка,
гипсовые фигурки разной формы.
13. Птица Сирин
Организация: занятия проводятся аналогично
12-му.
Задание: учащиеся расписывают фигурки в
традиционном стиле.
Материал: гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, демонстрационный материал, клеёнка,
гипсовые фигурки разной формы.
14. Торжественное чаепитие
Организация: учащиеся знакомятся с
типичным изображением членов семьи,
колористической гаммой, убранством комнаты.
Задание: учащиеся раскрашивают жанровую
сцену, используя традиционную палитру мастера.
Материал: лист А3, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, демонстрационный материал.
15. Роспись туеса.
Организация: учащимся предлагается
раскрасить представленную форму, ещё раз обращая
внимание на изображение человека, животных, птиц,
растительного узора и полос орнамента. Создавая
композицию, учитывать гармоничность.
Задание: учащиеся подбирают ранее изученные
элементы пермогорской росписи, расписывают
композицию, пользуются колористической гаммой.
Материал: лист А3, гуашь, кисточки, салфетка,
фломастер, демонстрационный материал, шаблон.
4. Мезенская роспись
1. Мезенские прописи
Организация: учащиеся знакомятся с
промыслом, его историей, географией. Просмотр
демонстрационного материала.
Задание: учащиеся воспроизводят
представленные образцы, используя опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная
тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного
цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти,
салфетку.
2. Узоры в прямой клетке
Организация: рассказ о геометрическом
орнаменте (вспомнить предыдущее занятие), часто
можно встретить у ткачих и вышивальщиц учащиеся
знакомятся с промыслом, его историей, географией.
Просмотр демонстрационного материала.
Задание: учащиеся воспроизводят
представленные образцы, используя опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями,
черная тушь, гуашевые краски тёмно красного и
черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки,
кисти, салфетку.
3. Простые элементы
Организация: знакомятся с простыми
элементами, символикой элементов.
Задание: учащиеся копируют образцы. Особое
внимание уделяется спиралевидным элементам –
рисуют без отрыва руки.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная
тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного
цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти,
салфетка, демонстрационный материал.
4. Узоры в косой клетке
Организация: учащиеся учатся строить
орнамент в косой клетке, обращается внимание на
ритмическое чередование узора.
Задание: по намеченным линиям учащиеся
копируют элементы узора до конца ленты.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная
тушь, гуашевые краски тёмно красного и черного
цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти,
салфетка, демонстрационный материал.
5. Ленточный орнамент
Организация: обращается внимание учащиеся,
что при явной простоте геометрического узора,
благодаря различным сочетаниям и изменению
масштаба, даёт широкий простор для построения
разнообразных орнаментов.
Задание: учащиеся переводят эскизы орнамента
на шкатулку и расписывают.
Материал: эскиз, черная тушь, гуашевые краски
тёмно красного и черного цвета, перья чертёжные
или гелевые ручки, кисти, салфетка,
демонстрационный материал, деревянные шкатулки.
6. Роспись поставка
Организация: обращается внимание учащиеся
на то, что орнамент отдельно от предмета, на
котором он расположен, не бывает. Расположение и
характер орнамента определяется формой вещи.
Задание: учащиеся выполняют роспись поставка
вместе с педагогом, затем придумывают свою
роспись, используют шаблоны.
Материал: лист А4 , черная тушь, гуашевые
краски тёмно красного и черного цвета, перья
чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка,
демонстрационный материал, шаблоны.
7. Уточки и лебеди
Организация: учащиеся знакомятся с
изображением птиц в традиционной мезенской
росписи.
Задание: учащиеся вместе с педагогом лепят
(глина, пластилин) птичек.
Материал: глина или пластилин, стеки,
салфетка, демонстрационный материал, пёрышки.
8. Цветы и деревья
Организация: учащиеся рассматривают
представленные образцы, встречающиеся чаще на
мезенских прялках. Тот же сюжет имеет место в
росписи старинной мебели
Задание: учащиеся самостоятельно составляют
из предложенных вариантов цветов и деревьев узор
для круга, переводят на бересту, расписывают.
Материал: лист А4, черная тушь, гуашевые
краски тёмно красного и черного цвета, перья
чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка,
демонстрационный материал, береста.
9. Лепка утицы
Организация: учащиеся рассматривают
представленные образцы формы утицы, особое
внимание уделяют форме, размеру.
Задание: учащиеся лепят из глины утицу,
учитывая все её особенности.
Материал: салфетка, демонстрационный
материал, глина, клеёнка, стеки.
10. Роспись утицы
Организация: продолжение 9-го занятия.
Задание: учащиеся расписывают утицы в стиле
мезенской росписи.
Материал: черная тушь, гуашевые краски тёмно
красного и черного цвета, перья чертёжные или
гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный
материал, глиняные утицы.
11. Олени и кони
Организация: рассказ педагога о самых
распространенных и любимых образах – кони,
олени. Просмотр демонстрационного материала.
Предлагается вылепить из глины.
Задание: учащиеся лепят фигуры животных
строго в мезенском стиле, используя глину и
проволоку.
Материал: салфетка, демонстрационный
материал, глина, клеёнка, стеки.
12. Роспись коней и оленей
Организация: продолжение 11-го занятия.
Задание: учащиеся расписывают коней и оленей
в стиле мезенской росписи.
Материал: черная тушь, гуашевые краски тёмно
красного и черного цвета, перья чертёжные или
гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный
материал, глиняные кони и олени, проволока.
5. Сказочная Гжель
1. Точки и прямые линии
Организация: на занятии учащиеся получают
общее представление о данном промысле.
Задание: учащиеся учатся на отдельном листе
получать различные оттенки синего цвета, затем
выполняют работу на специальном листе.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру, демонстрационный
материал
2. Праздничное блюдо
Организация: педагог рассказывает, чем
отличается большое красивое блюдо от
повседневной посуды, рассматривают узор и
пытаются уловить закономерность расположения
орнамента.
Задание: учащиеся сначала на отдельном листе
пробуют нарисовать орнамент, затем берут
приготовленное блюдо и расписывают орнаментом,
освоенным с предыдущего занятия.
Материал: гуашь белую и голубую, кисти,
салфетку, палитру, блюдо, демонстрационный
материал.
3. Бордюры
Организация: учащиеся знакомятся с
демонстрационным материалом, узнают о принципах
построения орнамента.
Задание: учащиеся выполняют роспись без
нанесения предварительного рисунка, используя
опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями, гуашь
белую и голубую, кисти, салфетку, палитру,
демонстрационный материал.
4. Маслёнка
Организация: рассказ педагога о
гармоничном сочетании посудной формы и
скульптуры – прелесть гжельской художественной
майолики (фигуры людей, животных и птиц).
Задание: учащиеся самостоятельно
расписывают маслёнку, используя полученные
навыки и приведённые примеры.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру, шаблон,
демонстрационный материал.
5. Капелька
Организация: знакомство со значением
данного мазка в росписи, его сходства с дождевой
каплей.
Задание: учащиеся рисуют по образцам
простейшие элементы росписи.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру, демонстрационный
материал.
6. Мазковая роспись. Цветочек
Организация: знакомство с синей розой –
одним из главных мотивов гжельской керамики,
просмотр демонстрационного материала,
знакомство с техникой.
Задание: учащиеся наносят мазки в правильной
последовательности.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру, демонстрационный
материал.
7. Терем
Организация: знакомство с одной из любимых
росписей – архитектурные сооружения (мосты,
дворцы, избы, храмы).
Задание: учащиеся выполняют эскиз для своего
панно, опираясь на знания полученные на
предыдущих занятиях.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру, большое панно,
демонстрационный материал.
8. Чайник
Организация: просмотр демонстрационного
материала, обсуждение орнамента, придумать свою
роспись для чайника.
Задание: учащиеся копируют примеры орнамента
при росписи чашки, сахарницы, чайника, гжельскую
розу наносят с использованием традиционной
техники, изученной на предыдущем занятии.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру, демонстрационный
материал.
10. Последовательность росписи птицы
Организация: знакомство с одним из любимых
мотивов гжельских мастеров, как переданы позы и
повадки птиц.
Задание: учащиеся на листе бумаги
воспроизводят в правильной последовательности
гжельскую птицу.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру демонстрационный
материал.
11. Кумган
Организация: на занятии вспоминают все
ранее полученные навыки и знания, педагог
знакомит с Кумганом.
Задание: учащиеся обводят шаблон,
расписывают его.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру, шаблон.
12. Роспись блюда
Организация: продолжение 10-го занятия.
Задание: учащиеся создают эскиз для росписи
блюда, после согласования с педагогом приступают
к росписи.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую,
кисти, салфетку, палитру, тарелка большого
размера.
Список литературы
Для учащихся:
- Ю.Г. Дорожин Сказочная гжель, АДТ, Москва, 2002.
- Ю.Г. Дорожин Узоры Северной Двины, АДТ, 2002.
- Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.
- Ю.Г. Дорожин Мезенская роспись, АДТ, 2002.
- Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты, АДТ, 2002.
- Е. Каменева Какого цвета радуга, Москва, 1975.
- С.А. Фёдоров. М.И. Семёнова Изобразительное искусство, Москва, 1970.
- И.А. Королёва. М.Ф. Профераисова Давай учиться рисовать, Москва, 1993.
- В.М. Литвиненко Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001.
Для учителя:
- Л.В. Фокина Орнамент (учебное пособие), Ростов-на-Дону, 2000.
- Л.С. Зазнобина. С.И. Гудилина. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997.
- Г.Я. Федотов Дерево, Москва, 2003.
- Г.Тарасевич. В.Грохотова. Е.Павлинова Художник оформитель (учебное пособие), Москва.
- М.С. Соколова Художественная роспись по дереву (учебное пособие), Москва 2002.
- С.А. Федоров. М.И. Семёнова Изобразильное искусство, Москва 1970.