При изучении данной темы формируются навыки использования алгоритма цикла “До”, использование блок-схем для решения поставленных задач, операторов цикла в языке программирования TPascal. Урок является первым уроком при изучении темы “Циклы”.
К моменту проведения урока учащиеся 4 год изучают информатику (1 урок в неделю). Умеют рисовать блок-схемы, знают основные операторы языка программирования, умеют сопоставлять блок-схемы с программой, знают типы данных, умеют описывать переменные, знают разделы программы в языке программирования.
Цели урока:
с точки зрения деятельности учителя:
- помочь учащимся в создании компьютерной модели поставленных задач;
- научить учащихся записывать алгоритм цикла “До” с помощью блок-схем, записывать алгоритм с помощью языка программирования TPascal;
- решать простейшие задачи на использование алгоритмов цикла “До”
- увлечь учащихся созданием и отладкой программ на языке программирования;
с точки зрения содержания материала:
- ввести понятие алгоритма цикла “ДО”;
- ввести понятие о операторах цикла “ДО”;
- ввести понятие о теле цикла;
- ввести понятие о счетчике цикла;
- прорешать задачи на использования алгоритма цикла “До” с помощью блок-схем и языка программирования TPascal;
с точки зрения внутреннего изменения учащихся:
- учащиеся учатся умению правильно подбирать условия для цикла;
- учатся умению предвидеть результат выполнения алгоритма;
- учатся умению писать программы по блок-схеме алгоритма цикла “ДО”
- учатся проводить аналогии при решении задач
с точки зрения внешне выраженной деятельности учащихся:
- учащиеся должны понять и запомнить формат операторов цикла “ДО”;
- решать задачи на использование алгоритма цикла “ДО”;
- продолжить формирование умений находить ошибки в программах
Задачи урока:
- сформировать у учащихся навыки решения задач на составление алгоритма цикла “ДО” с использованием блок-схем;
- сформировать у учащихся навыки сопоставления блок-схемы и программы, навыков написания программы по блок-схеме;
- закрепить у учащихся навыков набора и отладки программ, навыков нахождения и исправления ошибок в программе;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Год обучения: четвертый.
Возраст учащихся: 9-й класс.
Программное обеспечение: язык программирования Turbo Pascal 7.0, NetMeting, Power Point, HyperTest
Дидактический материал: карточки с задачами, карточки с условиями, компьютерный тест, графический диктант.
Наглядное пособие: презентация Power Point “Цикл “ДО”.
Реализация поставленных задач:
На начальном этапе урока происходит актуализация пройденного материала, проверка домашнего задания (была заданно повторить алгоритмы цикла, условия, операторов Turbo Pascal 7.0).
Компьютерное тестирование проходят часть учащихся. Результаты тестов записывают в “Таблицах оценок” (Приложение). Оценки “3”, “4”, “5” заносятся как положительные, оценка “2”, как 2 балла.
Остальная часть – учащиеся выполняют графический диктант. Осуществляется взаимопроверка по шаблону (т.е. обмениваются работами с соседом, и проверяют работы выставляют оценки согласно следующей схеме: оценка “5” – если допущено 0–1 ошибки, “4”– если допущено 2–3 ошибки, “3” – если допущено 4–5 ошибок, “2”– если более 5 ошибок. Оценки 3–5 вносятся в таблицу оценок как положительные, оценки 2 как 2.
Изучение нового материала сопровождается презентацией “Цикл “ДО”, управление презентацией происходит с центрального компьютера, с помощью программы NetMeting транслируется на остальные компьютера учебного класса. Учащиеся имеют возможность наблюдать за ходом изложения материала.
В начале урока создается проблемная ситуация, которая решается совместно с учителем.
Закрепление материал происходит при решении задач.
При подведении итогов учащиеся определяют общее число набранных баллов и выставляют в таблицу оценок себе соответствующие оценки. Данный способ позволяет учащимся самим контролировать количество набираемых баллов, в любой момент времени знать, какое количество баллов необходимо набрать, чтобы получить оценку.
ХОД УРОКА
I. Постановка задачи
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами изучили алгоритм ветвления и научились составлять алгоритмы, решать задачи с использованием алгоритмов ветвления. Сегодня мы с вами начинаем изучать алгоритмы циклов. Но сначала проверим выполнение домашнего задания, вы должны были повторить операторы ветвления, определения.
II. Проверка домашнего задания
Шестеро учащихся (наиболее сильных) проходят тестирование на компьютерах, остальные учащиеся выполняют графический диктант. Учитель читает высказывания, определения и если высказывание истинно, то учащиеся рисуют прочерк “__”, если же высказывания ложно, то изображают домик “/\”. В конце работы учащиеся обмениваются листочками с товарищами, проверяют работы по шаблону, на доске, затем выставляют оценки, оценки заносятся в “Таблицы оценок”. Происходит взаимопроверка и взаимооценка работ. Учащиеся, проходящие тестирование на компьютерах, по окончании тестирования тоже выставляют оценки в свои “Таблицы оценок”. Если тест пройден с ошибками, то просматривают правильные ответы, что способствует коррекции знаний.
III. Устный опрос
Проводится для повторения определений, операторов и блок-схем.
Вопросы:
- Что такое алгоритм ветвления?
- Что такое условие?
- Операторы алгоритма ветвления в TPascal?
- Что такое неполная форма алгоритма ветвления?
- Чем отличаются операторы неполного ветвления от операторов ветвления?
- Чем отличаются блок-схемы неполного ветвления от полного ветвления?
- Определить истинность условия(задания на отдельных карточках):
Если А = 10, В = 7
а) А > B
b) B = A
c) A <> B
d) A = 10
За каждый правильный ответ учащиеся ставят себе по одному баллу в “Таблицу оценок”, за каждый неправильный ответ ставят – 1 балл.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, давайте рассмотрим следующий случай. Какие действия нужно произвести, когда необходимо забить гвоздь молотком.
Учащиеся говорят, что необходимо бить молотком по шляпке гвоздя, пока он не будет забит. Учитель подводит учащихся к выводу, что необходимо повторять одинаковые действия многократно.
Учитель: Итак, мы сделали вывод, что необходимо повторять одно и тоже действие несколько раз.
Алгоритм, в котором одно и тоже действие (команды) повторяется многократно, называют алгоритмом цикла.
На экраны мониторов выводится слайд презентации, содержащий определение. Определение записывается в тетради.
Учитель: Существуют 3 разновидности циклов. На экран монитора выводися слайд, содержащий следующие название циклов:
- Цикл “До”,
- Цикл “Пока”,
- Цикл “Для”.
Мы с вами сегодня рассмотрим цикл “До”. Цикл “До”(с постусловием) – это цикл, в котором условие проверяется в конце цикла.
Примерная блок-схема цикла “До” (выводится слайд, содержащий примерную блок-схему):
Начало цикла “До” – Repeat
Тело цикла – команды находящиеся внутри цикла
Конец цикла – Until <условие>;
Учитель: Ребята, посмотрите на блок-схему и попробуйте определить, до каких пор будут повторятся команды в этом цикле.
Учащиеся приходят к выводу, что команды будут выполняться, пока условие не станет истинным.
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, определение.
Тело цикла “До” выполняется, пока условие не станет истинным.
Если не получается сформулировать, то учитель подводит учащихся к выводу.
Учитель: Запишите в тетрадях
определение: Особенностью цикла “До” является
то, что тело цикла выполняется хотя бы один раз.
Подумайте, при каком случае тело цикла
выполняется только 1 раз?
Учащиеся должны прийти к выводу, что в случае если условие уже при первом повторе является истинным, то тело цикла выполняется только 1 раз. Если не приходят к этому выводу, то учитель подводит их к этому выводу с помощью наводящих вопросов.
Учитель: А почему в определении говорится, что тело цикла выполняется хотя бы один раз, а может ли быть такой случай, что тело цикла может не выполнится ни разу?
Учащиеся должны прийти к выводу, что выполнение алгоритма происходит сверху вниз, и произойдет выполнение команд тела цикла, и только затем происходит проверка условия выхода из цикла, так как условие проверяется за телом цикла.
Учитель: Рассмотрим представление цикла “До” с помощью операторов в языке программирования TPascal 7.0. Обратите внимание на слайд. Начало цикла в языке программирования обозначается оператором – Repeat, конец цикла оператором Until, за которым пишется условие. Обратите внимание: после оператора repeat точка запятая не ставится.
Учащиеся записывают операторы в тетрадях.
Учитель: Итак, что же мы узнали о цикле “ДО”?
Учащиеся проговаривают все то, что они узнали.
V. Закрепление
1. Решение задач на использование цикла “ДО”
– Попробуем решить следующую задачу: необходимо вывести на экран 5 раз сообщение “Здравствуйте!!! Я работаю”.
Совместно с учителем разрабатываются алгоритм для решения данной задачи.
– Для того, чтобы проследить за количеством
повторений, нам понадобиться специальная
переменная, которая будет прослеживать
количество повторений или по другому считать их.
Эта переменная называется параметром, или
счетчиком цикла.
Счетчиком цикла для решения поставленной задачи
мы возьмем переменную – Т. Первоначально
значение счетчика Т = 1. Вывод сообщения будет
происходит в теле цикла, нам необходимо вывести 5
сообщений, следовательно тело цикла должно
повториться 5 раз, тогда конечное значение
счетчика цикла Т = 5. А условием выхода из цикла
будет достижение счетчика цикла конечного
значения – Т = 5.
На доске рисуется блок-схема.
– Счетчику цикла присваиваем начальное значение начало цикла “До”. Вывод сообщения увеличение значения счетчика проверка условия выхода из цикла.
2. Формальное исполнение (выполняется в специальных таблицах. См. Приложение)
Учащиеся проговаривают последовательность действий, происходящих при выполнении алгоритма, определяют, что будет выдано на экран монитора. Проверяют правильность решения, т.е. соответствует ли результат выполнения цикла поставленной задаче. Выполняется самостоятельно. 1 учащийся выполняет на обратной стороне доски. По завершении проверяются выполненные работы, сопоставляя с работой, выполненной на доске.
3. Работа по написанию программы по данному алгоритму
Один учащийся выполняет на доске, остальные
учащиеся пишут программу в рабочих тетрадях. По
мере завершения учащиеся подзывают учителя
показывают написанную программу, после проверки
пересаживаются за компьютеры для набора и
отладки программы.
После завершения работы у доски, если допущены
ошибки в написании программы, учащемуся
предлагается самому исправить их, если же он не
справляется, то ему оказывают помощь остальные
учащиеся. Всем учащимся, справившимся с
написанием, набором и отладкой программы на
компьютере, предлагается самостоятельно
придумать аналогичную задачу и решить её.
VI. Домашнее задание
Выучить определения, операторы цикла “ДО”, решить задачу № 2 по карточке (Приложение).
VII. Подведение итогов урока
Учащиеся выставляют итоговые оценки в “Таблицах оценок”