Цели урока:
- Повторить основные сведения по теме.
- Закрепить навыки правописания и употребления причастий, совершенствовать умение в нахождении причастного оборота.
- Активизировать деятельность учащихся по обобщению изученного материала по теме.
- Продолжить работу по развитию речи учащихся, культуре речи.
- Прививать любовь к языку, художественному слову.
Оборудование: опорные схемы и таблицы по теме
Эпиграфы к уроку:
Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени глагола силу. (М. В. Ломоносов)
Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. (В. И. Даль)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока
- Сегодняшний урок обычный и одновременно особенный. Мы должны обобщить изученный материал по теме “Причастие”, повторить морфологические, синтаксические признаки, правописание употребление в речи причастий, причастный оборот и знаки препинания в нем.
Обобщим материал в форме модной и распространенной сейчас – ток-шоу.
- Кто знает, как образовалось это слово? (подготовленный ученик: ток (англ.) – говорить, разговаривать, беседовать; шоу (англ.) – яркое зрелище; ток-шоу – необычный разговор в веселой, непринужденной форме).
- Давайте постараемся, чтобы этот разговор был еще и полезным.
III. Обращение к эпиграфу
- Как понять слова В. И. Даля, приведенные в эпиграфе? Так что это за часть речи?
IV. “Аукцион знаний”
- Прелагается лот, который вы имеете право выкупить. Побеждает самый точный и полный ответ.
Лот 1. Что такое причастие?
Лот 2. Что общего у причастия и глагола?
Лот 3. Что общего у причастия и прилагательного?
Лот 4. Чем отличаются краткие и полные причастия?
Лот 5. Когда в суффиксах причастий пишется –нн?
Лот 6. Когда не с причастиями пишется раздельно?
Лот 7. Что такое причастные обороты?
Лот 8. Когда причастные обороты выделяются запятыми?
(За правильные ответы детям раздается фрагмент разрезанной картинки, которую они могут восстановить на перемене.)
V. “Дикторы”
Поставь ударения в словах: принятый, занявший, начатый, премированный, новоприбывший, повторенный.
VI. Игра “Зоркий глаз”
Найди ошибку, исправь ее и объясни.
- Замешанное тесто, порванный рукав, обессилившие противники.
- Задача решена, испеченный хлеб, поношенные вещи.
- Клеявший конверт, израненое тело, обидивший друга.
VII. Игра “Редакторы”
Записать в тетрадь предложение в исправленном виде, выделить причастные обороты.
- Хорошая книга – подарок, завещавший автором человеческому роду.
- Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
(После проверки учитель читает фельетон В. Ардова “Суконный язык”, что дает детям возможность отдохнуть и сделать вывод об умелом использовании причастий в речи.)
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гулящим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
VIII. Тест
Самостоятельная работа учащихся по вариантам. Слабым можно дать карточки.
1 вариант.
1. Выбрать словосочетание “причатие + существительное”.
А) лаявшая собака;
Б) крикливый ребенок;
В) большущий гриб;
2. В каком причастии суффикс –ащ, -ящ?
А) се_щийся дождик;
Б) кол_щий предмет;
В) скач_щие кони.
3. В каком причастии суффикс –ущ,- ющ?
А) стел_щийся туман;
Б) вер_щий всему;
В) леч_щий врач.
4. В каком причастии суффикс –ем?
А) колебл_мый;
Б) вид_мый;
В) движ_мый.
5. В каком причастии в суффиксе –нн?
А) посея_ые;
Б) посея_ы;
В) сея_ые.
6. Какие причастия с не пишутся раздельно?
А) ошибка (не)замечена;
Б) (не)замеченная ошибка;
В) (не)замеченная мною ошибка.
7. В каком предложении причастный оборот выделяется запятыми?
А) Человек вооруженный знаниями неподим.
Б) Мы остановились на освещенной солнцем поляне.
В) Расчищенная дорога вела к морю.
(Идет взаимопроверка по ключу и оценка работ учащимися.)
IX. “Мастер-класс”. Работа художников по группам
Нарисовать картину зимнего утра по опорным словам и иллюстрации, используя причастия и причастные обороты.
Зима…, яркое зимнее солнце, по свежему снегу, снегири, морозный воздух, настроение
X. Итоги. Выводы. Оценки
После проверки делается вывод о роли причастия в речи и их стилистической принадлежности.
XI. Домашнее задание
- Сделать по теме “Причастие” карточку для своего товарища.
- Или составить словарный диктант из 25 слов по теме.
- Дополнительное задание. Сочинить грамматическую сказку или составить кроссворд по теме.