Цели
Образования:
- научить переводить из N-ричной системы счисления в Q-ричную;
- систематизировать и научить применять их в новой ситуации;
- ознакомить с новыми понятиями.
Воспитания:
- воспитывать информационную культуру.
Развития:
- развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие).
Оборудование: IBM.
Обеспечение: раздаточный материал, файлы Пом1.doc и Пом2.doc (на доску), файл "Способы перевода.doc" (индивидуальные задания), файл "Стенд0.doc" (на стенде в кабинете есть), файл "Числовая и логическая информация.doc" (на стенде в кабинете есть), файл "Пом3.doc" (на доску), файл "СС.xls", презентация Microsoft Power Point.
План урока
Ход урока (конспект)
1. После приветствия обращаю внимание на стенд в классе. Подчеркиваю, что мы продолжаем изучать предмет "Информация и информационные процессы".
2. Итак, тема сегодняшнего занятия "Системы счисления".
Мы с Вами рассмотрим блок числовой информации. (Работаем со стендом.)
Числовая и логическая информация.doc
Мы должны научиться....(перечисляем со стенда).
3. Прежде всего, обратимся к "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова, выясним, что означают слова "система" и "счисление".
4. Следовательно, можно сделать вывод
5. Системы счисления (в дальнейшем СС) делятся на … Каждый слайд настроен так, чтобы добавлять нужную информацию на него можно последовательно, по щелчку.
6. Над вопросом ребята должны подумать дома и на следующий урок вернуться к этому.
7. Чтобы нам ответить на вопрос: "Как можно представлять числа в N-ричной системе", нам необходимо разобраться:
- как определить основание;
- какие формы представления существуют;
- какую проще использовать.
8. Так как вам ближе десятичная СС, то с нее и начнем. Сколько цифр? Какое основание? Возьмем конкретный пример: представим развернутую форму числа 4718,63.
9. Свернутая форма представления числа — это коэффициенты перед основаниями. Напомню, каждый слайд настроен так, чтобы объяснять и последовательно добавлять нужную информацию на него (по щелчку).
При объяснении подчеркивать каждый раз:
- Сколько разрядное число?
- Наивысшая степень основания ?
- Какой коэффициент перед этим основанием?
10. Объяснение связи между СС идет пошаговый, чтобы учащиеся могли записать в тетрадь.
11. Если все понятно, предлагаю вам выполнить задание 1 или задание 2 (на столах у учащихся) любым способом, который вам показался легче.
12. Аналогично происходит перевод в 8-ричную СС. После показа фрагмента слайда, показанного на рисунке, предлагаю выполнить Задание3. (Способы перевода.doc)
Продолжаю объяснять для 16-ричной СС.
Выполните Задание 4. (Способы перевода.doc)
13. По аналогии с десятичной СС. (Сколько значное число? Наивысшая степень?)
Каждый раз последовательно берем 1 (0 — он везде ноль) и смотрим на каком месте стоит, следовательно определяем степень.
Выполните Задание 5. (Способы перевода.doc)
14. С 8-ричными числами аналогично. Сколько значное число? Наивысшая степень? Какой коэффициент перед ним?
15. Попрошу внимания на доску. (Пом3.doc)
Здесь записаны соответствующие числа. Почему именно так записаны? Вспомните логическую информацию 8=333 ; 16=242. Запоминать их не стоит, но настоятельно прошу к следующему уроку повторить действия в математической логике.
Итак, берем число в двоичном эквиваленте, разбиваем число на триады с права налево. Каждой триаде находим число в таблице.
16. Выполните Задание 6. (Способы перевода.doc)
17. За 3–4 минуты до конца урока.
Наш урок подходит к концу. Для закрепления материала прошу записать домашнее задание: §2.6–2.7 + файл СС.xls (папка "Информатика" содержит конспекты уроков, заданий для закрепления или объяснения, тесты по всем классам 5–11 практически почти по всем темам курса).
a) Откройте этот файл СС.xls.
Ответьте дома на вопрос: "Почему выделено цветом?".
Пояснить пункты, помеченные *.
b) Откройте в этом файле лист "Дома". Переведите все числа в десятичную СС и последовательно отметьте эти точки на координатной плоскости, чтобы получить рисунок. Какой же получится рисунок?
Подведем итог. За активную работу на уроке можно оценить следующих ребят….
Не у всех (у всех) все получилось, но на этом мы не заканчиваем работу с СС. Мы вернемся к ней на следующем уроке. У кого есть вопросы — жду на консультации как обычно. Благодарю вас за продуктивный урок.
Если же время еще остается, то давайте вспомним, что нового узнали сегодня.
Самоанализ урока от 16.11.05:
1. Тема урока " Системы счисления"
2. Место урока в системе: Урок является составной частью темы "Системы счисления" (Всего на тему отводится 6 часов вместе с контролем, этот урок по счету 1-ый)
Исходя из этого поставлены цели и пути их реализации
3. Цели урока
Образования:
- научить переводить из N-ричной системы счисления в Q-ричную;
- систематизация знаний и применение их в новой ситуации;
- ознакомить с новыми понятиями.
Воспитания:
- воспитывать информационную культуру.
Развития:
- развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие).
4. Характеристика класса
Данная группа ребят из 10 "А" класса имеет высокие учебные возможности. Большинство ребята этого класса имеют дома ПК.
5. Тип урока
Исходя из возможностей класса и целей выбран урок формирования новых знаний (Изучение и первичное закрепление новых знаний).
6. Методы обучения (формы)
Для достижения цели были выбраны сочетание разных методов обучения
Объяснительно-иллюстративный (беседа)
Репродуктивный (Смотрят и повторяют; иллюстрации)
Проблемный (Как это сделать? Что означают *?)
Частично-поисковый (д/з)
Формы: общеклассная и индивидуальная
7. Целесообразность приемов
Учитывая реальные возможности данного класса посчитала необходимым выбрать данный темп и не проводить фактологический диктант (актуализация основных понятий), что позволило сэкономить время на уроке
8. Итоги урока (Достигнуты ли цели? + и -)