Цели урока:
- дать учащимся понятие о проекции, о видах проецирования в занимательной форме,
- познакомить с элементами прямоугольного проецирования;
- развивать пространственные представления и пространственное мышление;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Материалы и оборудование:
- перчаточная кукла - Буратино,
- крупные модели деталей,
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- зеркало,
- таблицы с чертежами,
- портреты,
- презентация,
- раздаточный материал: детали из спичечных коробков, ксерокарточки.
Ход урока
Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- запись в тетради числа и темы урока.
Изложение нового материала
Мы с вами уже договорились на прошлых уроках, что главная наша задача – это передать информацию графически. Так, чтобы человек, получивший наш чертеж или рисунок, смог понять, что на нем изображено. Существуют различные способы отображения предметов на плоскости. Можно просто положить предмет на лист бумаги и обвести карандашом. Попробуйте взять и обвести свой пенал или мобильный телефон. Как вы думаете, полученное изображение передает все особенности формы предмета? А какие виды изображений на плоскости вы знаете?
(Рисунок, чертеж, фотография, рентгеновский снимок, видеокадры)
Давайте начнем с самого простого - тени. Выключаем свет и перед нами появляется освещенный лучом проектора белый экран.
Кто из вас может, сложив пальцы рук, изобразить голову лебедя, собаки или другого животного в виде тени? Попробуйте.
(Ученик подходит и показывает силуэт руками)
Что случится с тенью, если руки придвинуть к проектору?
(Продемонстрировать изменение размера тени)
С помощью тени можно получить не только забавные фигурки, но настоящие портреты. Мы их называем силуэты. Луч света проецирует на экран контуры предмета. И размер изображения полностью зависит от того, на каком расстоянии находится предмет. Далеко не всегда получается изображение, точно передающее особенности оригинала. Вот перед вами теневой силуэт … Буратино. Узнали? Да, мы сможем узнать его, только если он повернется к нам боком. Чтобы изобразить его на плоскости, мы можем его нарисовать, сфотографировать, снять на видео, даже начертить. И все это будут его проекции на плоскости листа или экрана. Так, проекция есть не что иное, как вид предмета с какой-либо стороны.
А теперь посмотрим, какой портрет принес наш Буратино. Можно ли на этом портрете его узнать? Почему? (Он не похож на Буратино, потому что изображен в анфас и нос превратился в кружочек). Давайте попросим нашего Буратино посмотреться в зеркало. Как вы думаете, какой вид для Буратино будет самым характерным? Спереди, сбоку или сверху? А, может, сзади?
Демонстрация презентации. (Приложение1)
Объяснение ведется параллельно с показом.
Попробуем посмотреть на кубик и решить, с каких сторон мы можем на него посмотреть? Сколько разных видов может иметь один предмет? (Шесть)
Каждый раз, когда мы чертим предмет, то наш взгляд направлен перпендикулярно плоскости. Такое проецирование называют прямоугольным. Такой взгляд отличается от взгляда художника, рисующего предмет с натуры. Так, например, в портрете можно нарисовать человека в полуобороте, в три четверти. (Показать портреты) В технике такое изображение неудобно, оно не дает полной информации о предмете.
Перспективные изображения, несмотря на их наглядность, не дают полного представления о форме и размерах изображенного предмета, они не могут быть использованы как проекты для осуществления каких-либо сооружений. Например, хотя архитекторы и делают перспективные изображения проектируемых ими зданий, но строят их по чертежам, сделанным на основе прямоугольного проецирования. Методы изображений, удобные для проектирования любых сооружений, конструкций, деталей, должны обладать следующими качествами: во-первых, передавать точные размеры проектируемого объекта: во-вторых, давать не только внешний вид объекта с одной точки зрения, как в перспективе, но и исчерпывающее изображение как внешнего вида объекта, так и внутреннего его устройства.
Прямоугольное проецирование эффективно там, где выполняется много чертежей. С его помощью упрощаются геометрические построения проекций точек, отрезков, окружностей. Посмотрите, сможете ли вы узнать по чертежам простые геометрические тела? (Показать чертежи призмы, конуса, цилиндра, шара). При выполнении этих чертежей использовался метод прямоугольного проецирования.
Графическая работа.
(Работа с простыми деталями, склеенными из двух спичечных коробков. Раздать всем ученикам детали.)
Вы уже выполняли чертежи плоских деталей. Теперь вам надо выполнить чертеж данной детали в одной проекции. Выберите такой вид детали, который наиболее полно отображает ее форму.
Закрепление.
Теперь проверим, как вы запомнили способы проецирования.
- Как называется процесс получения изображения на плоскости?
- Какие виды проецирования вы запомнили?
- На какие два вида делится параллельное проецирование?
- Попробуйте объяснить, чем отличаются способы проецирования друг от друга?
- Какой способ проецирования вы использовали при построении вашего чертежа?
Домашнее задание.
А теперь получите от Буратино в подарок картинку. На нем его фотографии, выполненные с трех сторон. Раскрасьте его в яркие цвета и напишите под каждой картинкой, с какой стороны его изобразили – спереди, слева или справа. Приклейте картинку в тетрадь на память.