Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – cделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства.
Анализ состояния здоровья детского населения города Юрги свидетельствует о неуклонном росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая несоблюдение психолого–педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся.
Сегодня нужны образовательные учреждения, которые будут обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей воспитанников, обучающихся, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находятся образовательные учреждения, – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.
Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, межведомственной кооперации, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур, опирающейся на накопленный научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся и педагогов, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, профилизации, сопровождаемой социализацией личности. А для этого необходима программа, объединяющая все вышеназванные структуры.
Такая программа была разработана Управлением образования г. Юрги, МОУ “Методический центр”, Центром содействия укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях МОУ “МЦ”, совместно с Управлением культуры, Комитетом по физической культуре, спорту и туризму и МУЗ ЦГБ и принята городским советом народных депутатов как Комплексная целевая программа г. Юрги “Здоровье и образование” на 2004 – 2006 год. Программа составлена под руководством куратора и руководителя Казина Э.М. (профессора, доктора биологических наук, зав.кафедрой физиологии человека и валеологии КемГУ, члена коллегии ДО по реализации областной программы “Здоровье и образование”).
Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса г. Юрги в свете концепции модернизации Российского образования.
Городская программа предусматривает следующие приоритетные направления:
1. Cоздание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях.
В данном направлении руководителями ОУ, совместно с органами санэпиднадзора, УО осуществляется контроль за соблюдением законодательных актов, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся, а также работа по улучшению материально-технической базы ОУ. На базе большинства ОУ в рамках реализации городской программы разработаны и реализуются собственные программы “Здоровье и образование”.
Каждое образовательное учреждение при составлении программы руководствовалось своими возможностями и материально-технической базой. Но при этом основными составляющими должны стать следующие:
1. Административный (координационный) совет.
Цель его работы – организация системы и создание условий для реализации программы здоровья.
Основные задачи:
- управленческая (определение стратегии действия и принятие локальных актов);
- диагностическая (организация мониторинга);
- аналитическая (экспертная оценка хода выполнения программы).
2.Работа учителей и как предметников и как классных руководителей.
Цель их работы – формирование у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым.
Основные задачи:
- формирование у воспитанников и обучающихся знаний, умений, навыков по ЗОЖ и здоровью; построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
- интеграция знаний собственно по предмету и знаний по культуре здоровья, комплекс знаний отдельных предметов должен позволить ребенку представить целостную картину мира, сформировать ценностное отношение к ней и найти свое место в этом мире;
- организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения, осуществление самоконтроля за состоянием организма.
Подготовка самого педагога по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья проводится в ходе реализации третьего направления городской программы.
3.Медико-оздоровительное сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Основные задачи:
- осуществление контроля за соблюдением требований САНПиНа;
- проведение медицинского мониторинга и реализация профилактических и коррекционных мероприятий.
4.Работа с родителями.
Цель: организация системы взаимодействия коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формирование у них потребности в ЗОЖ.
Основные задачи:
- организация просветительской работы среди родителей;
- формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье;
- привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в школе и лечебно-профилактической работы с детьми.
А также необходимо установление связей с социальными организациями (структурами) и сотрудничество с центрами здоровья как городским, так и с областным.
Таким образом, реализация программ здоровья в ОУ осуществляется через инвариантную часть учебного плана, школьный компонент (курсы по выбору), кружки оздоровительной направленности, различные подпрограммы (занятия ЛФК и т.д.), внеклассные и внеурочные формы работы (дни здоровья, КВН, беседы и т.д.) и задействует всех субъектов образовательного процесса.
Диагностическое направление работы Центра содействия укреплению здоровья воспитанников и обучающихся МОУ “Методический центр” позволяет проводить мониторинг комплексной оценки состояния здоровья и функциональных возможностей обучающихся в динамике учебного процесса городских ОУ.
2.Организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья.
Позволяет создавать базу данных о состоянии здоровья воспитанников и обучающихся на основе комплексной оценки в центре здоровья и ОУ, осуществлять мониторинг за состоянием здоровья воспитанников и обучающихся в ОУ, а также совместно с Управлением культуры, Комитетом спорта и отделением Муниципального учреждения здравоохранения “ЦГБ” работать по организации
- работы по сохранению репродуктивного здоровья обучающихся;.
-работы по оптимизации двигательной активности, которая ведется на уроках и переменах в каждом образовательном учреждении через проведение физминуток, подвижных перемен, различных спортивных мероприятий, а также через Целевую городскую программу “Массовый спорт, туризм – здоровое поколение”;
-работы по формированию нравственного здоровья ведется в ОУ города совместно с Центральной Городской Библиотекой, на базе которой реализуется программа “Мы за здоровый образ жизни” и городским музеем, где работает городская целевая программа “Музей и дети – путь к духовному развитию;.
-работы по организации и проведению мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, которая осуществляется Межведомственным Координационным советом по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых;
- работы по пропаганде ЗОЖ, введении моды на здоровье, ведь как сказал Ромен Ролан, “здоровье так же заразительно, как и болезнь”.
3. Обеспечение формирования системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса ОУ.
Работа в этом направлении осуществляется через проведение семинаров как теоретической, так и в большей степени практической направленности на базе Методического центра, образовательных учреждений, введение по возможности в учебные планы ОУ спецкурсов по вопросам ЗОЖ, кружков оздоровительной направленности, проведение совместных мероприятий с активным привлечением родителей, а также олимпиад с целью популяризации ЗОЖ и ежегодных конкурсов “Здоровьесберегающие технологии в образовании города Юрги”, где педагоги и ОУ представляют свои пути решения проблемы здоровьесбережения.
Таким образом, создание в городе единой здоровьесберегающей среды через реализацию городской программы позволяет:
- улучшить материально-техническую базу ОУ и центра содействия укреплению здоровья;
- обеспечить формирование системы знаний о здоровье и ЗОЖ у воспитанников, обучающихся, их родителей и педагогов;
- разработать и внедрить методические рекомендации, обучающие программы по вопросам здоровья;
- оздоровить педагогов ОУ,
а также будет способствовать:
- созданию городской системы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся ОУ;
- обеспечению внедрения з/с технологий в ОУ;
- введению психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников, обучающихся ОУ;
- устранению негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье воспитанников, обучающихся ОУ;
- снижению количества заболеваний и улучшению успеваемости обучающихся за счет уменьшения психофизиологической “стоимости” процесса обучения.
И.П.Павлов сказал: “Человек – высший продукт земной природы”. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И вся наша работа совместно с ОУ, с различными структурами города должна быть направлена прежде всего на формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья, здоровьесберегающего сознания педагогов, обучающихся, их родителей как главного условия будущего благополучия и успешности подрастающего поколения.