Конспект урока по математике во 2-м классе на тему: "Свойство противоположных сторон прямоугольника"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить со свойством сторон прямоугольника; актуализация опорных знаний о величинах; закрепить знание числового ряда в пределах 20 и 100, об увеличении и уменьшении числа на несколько единиц; формировать умение работать по образцу и в сходных условиях, применять полученные знания в новых условиях; продолжить работу по формированию вычислительного навыка.

2. Развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность; умение работать творчески и целенаправленно, логически мыслить, анализировать, сравнивать, оперировать математическими понятиями.

3. Продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, чувства сопереживания и уважительного отношения к сверстникам; культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата в коллективе, самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету.

4. Продолжить работу по сбережению здоровья детей: способствовать укреплению зрения, развитию мелкой моторики рук, избегать переутомления ученика на уроке благодаря физпаузам и специально подобранных упражнений, строить процесс обучения, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит торжественная музыка (гимн студентов).

II. Сообщение темы и целей урока

Начинаем наш “Совет”
Не пройдёт он даром — нет!
Постарайтесь всё понять,
Чтобы задачи без труда решать,
Преобразовывать, считать.
Чертить, смекать и рассуждать.

Сегодня мы будем работать над темой: “Свойство противоположных сторон прямоугольника”. Но прежде чем мы начнём “разминку для ума”, в каких областях работают учёные, т.е. ваши коллеги (физика, история, биология и т.д.).

Учёные-биологи прислали вам, уважаемые, свой привет.

III. Устный счёт

Задачи в стихах.

Семь пеночек сели в одну кормушку,
Восемь — в другую, сыто их брюшкам!
Вот и спрашу я, коллеги, у вас,
Сколько птичек мы кормим сейчас?

Дорогие коллеги, как вы думаете, а почему биологи прислали нам именно эту задачу?

На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Снегири на яблоню сели, посмотри!
Прилетело весело их десятка три.
Тут смотри, ещё летят.
Их теперь уж 50.
Вы подумайте о том,
Сколько птиц прилетело потом?

Игра “Отвечай-ка”.

В каких единицах измерим:

а) ширину и длину стола;

б) высоту африканского слона;

в) толщину оконного стекла;

г) мост на реке.

Математический ребус.

Приучайтесь делать!
Всё исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке (**)
Цифра верная нужна! (20*)
Я подсказывать не буду (2*2)
Никаких её примет.
Но одна и та же всюду
Даст вам правильный ответ.

Карточки с ответами на задания устного счёта размещаются на доске.

Расположите эти числа в порядке убывания.

Перевернув карточки с цифрами, получаем слово “МОЛОДЦЫ”.

IV. Работа над новым материалом.

Вы хорошо потрудились и я хочу вас порадовать. Вы любите сказки, уважаемые? Я предлагаю Вам послушать сказку, но она необычная, а “научная” — математическая. Итак, слушайте и смотрите (инсценировка).

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвасталась:

- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!

- Как же зовут тебя, брат? — спрашивали встречные.

- Узнали эту фигуру? (Квадрат.)

- Какие свойства квадрата вы знаете? (Стороны равны, углы прямые.)

Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А какое веселье одному? Весело бывает с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.

- Ежели встречу родственника, то я сразу его узнаю, ведь он на меня должен быть чем-то похож. Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда:

- Как зовут тебя?

- Меня зовут…

- Как называется эта фигура, уважаемые? (Прямоугольник.)

Работа с конструктором (в паре).

- Дорогие, коллеги, перед вами лежат детали конструктора. Предлагаю построить данную фигуру.

- Я рада, у вас получились великолепные фигуры.

- Какую фигуру вы построили? (Прямоугольник.)

- А почему она так называется? (Все углы прямые.)

- Давайте в этом убедимся. При помощи какого инструмента мы это сделаем? (Прямоугольный треугольник.)

- Сколько сторон у прямоугольника?

- Как называются стороны, которые лежат одна против другой?

- Покажите их.

- Давайте измерим их длину. Что скажете? (Они равны.)

- Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника.

Вывод: противоположные стороны прямоугольника равны.

Теперь давайте вернёмся к сказке.

Вот Квадрат и спрашивает:

- А мы не родственники с тобой?

- Я бы тоже рад был узнать об этом. Если у нас найдётся четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас фамилия может быть одна и та же.

Стали они искать, и нашли эти четыре признака.

- Давайте и мы их найдём:

  1. Четыре угла.
  2. Все углы прямые.
  3. Четыре стороны.
  4. Противоположные стороны равны.

- Молодцы! А какая же общая фамилия может быть у них?

V. Физминутка.

Уважаемые коллеги! Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. У нас в гостях наши друзья из Лукоморья.

Дети выполняют зарядку под видеозапись.

VI. Решение задач

Итак, дорогие мои, как в песне поётся: “Настоящие учёные, люди очень увлечённые. Все века науку двигали…”. Я предлагаю и Вам заняться наукой, а точнее решением задач.

Прошу закончить моё высказывание: “ Сумма длин сторон геометрической фигуры называется периметром”.

Периметр какой фигуры мы будем вычислять? (прямоугольника)

Запишем краткое условие задачи:

а = 6 cм

в = 3 см

Рпр. = ?

Как найти периметр прямоугольника? Запишем в общем виде.

Рпр. = а + б + а + б

Кто желает выступить? (Ученик работает у доски.)

Рпр. = 6 + 3 +6 +3 = 18 (см)

Ответ: Рпр. = 18 см.

Начертите данный прямоугольник, отметьте противоположные стороны. Какое свойство противоположных сторон прямоугольника вы знаете?

Свойство: противоположные стороны прямоугольника равны.

Как можно усложнить задачу?

а = 6 см

в = ? на 1 см <, чем

Рпр. = ?

Кто желает объяснить решение задачи? (Ученик работает у доски.)

1) 6 – 1 = 5 (см) – в

Рпр. = а +б +а +б

2) 6 + 5 + 6 + 5 = 22 (см)

Ответ: Рпр. = 22 см.

А теперь я прошу продемонстрировать нам силу своей мысли.

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

VII. Гимнастика для глаз “Поймай точку”

Дети, поймав глазами “точку”, сопровождают её взглядом, не поворачивая головы (30 с).

Уважаемые, а какое слово написала нам “точка”? Кто внимательно наблюдал за ней?

Смекалка.

VIII. Задание на смекалку

Наши коллеги-учёные изобрели такие автомобили. Но вот незадача, не могут изобрести грузовик, не похожий на данные, но используя их закономерность. Давайте поможем, дорогие мои (работа в парах).

IX. Итог урока

Над какой темой работали на уроке? Какой вывод сформулировали? Какой ещё научной работой занимались? (Решение задач, создание автомобиля). Что особенно понравилось? Как вы можете оценить свою работу на “Совете”?

Домашнее задание:

1. Выучить вывод.

2. Составить и решить задачу на нахождение периметра прямоугольника.

Огромное спасибо за работу на нашем учёном совете. И на память об этом дне хочу преподнести Вам, уважаемые, небольшой сувенир. Это конечно же не безделица, а мини-конструктор, чтобы Вы и дальше созидали и творили!

Приложение

Учебник: Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.