Работа над техникой чтения на французском языке на начальном этапе обучения

Разделы: Иностранные языки


Чтение – наиболее популярный вид речевой деятельности в школе. Проблема обучения умениям чтения методически достаточно разработана. Сформировать навыки осмысленного чтения невозможно в дальнейшем без формирования навыков техники чтения, что является одной из основных задач обучения иностранному языку. Учителю нельзя ограничиваться работой с текстами учебного пособия. Истинное мастерство учителя – постоянный поиск коммуникативно-направленных заданий, адаптированных актуальных и свежих текстов, построенных на знакомом учащимися материале или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться.

Изучение иностранного языка – это открытие языкового мира для ребенка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребенком этого нового мира, его физической и эмоциональной активности, возможности деятельного участия в нем. Физическая активность обостряет все виды памяти: тактильную, двигательную, зрительную, образную и слуховую. Ребенок никогда не перепутает глаголы courir, sauter, voler, если при этом будет бегать, прыгать, летать. Физическая активность на уроке помогает сделать процесс многократного повторения и заучивания учебного материала более увлекательным, разнообразным. Она помогает снять напряжение, дает возможность встать из-за парты и подвигаться лишний раз, что так необходимо маленьким ученикам.

Я работаю учителем иностранного языка, а именно, французского в начальном, среднем и старшем звене средней общеобразовательной школы. Работаю по учебным пособиям Антонины Степановны Кулигиной в начальной школе, Натальи Александровны Селивановой “Синяя птица” в среднем звене, где напечатан очень содержательный материал. Но, у меня неоднократно возникал вопрос: почему дети неохотно и мало читают книги, мои уроки для них становятся неинтересными и скучными? Причин много. Одной из них я считаю ту, что дети не умеют читать быстро на родном, русском языке быстро и осознанно. Ведь чтение – это труд тяжелый для учителей начального звена обучения учащихся. Сделать его более продуктивным – задача современного учителя. Вопрос беглого и выразительного чтения всегда волнует учителей с начального по старшее звено обучения. Чтение является одним компонентом развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальном звене.

На поставленный себе вопрос “Почему я занялась именно проблемой совершенствования техники чтения в начальных классах?”, отвечала бы так:

  • Давно уже известно, когда человек перестает читать, он перестает думать.
  • В наш век научно-технического прогресса, господства телевидения, компьютеров и видеоигр дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают. Не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 году в нашем городе Москва был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: “… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить “дебилизацию” детей”.
  • При беседе с учителями начальных классов выяснилось, что в их классах много “детей риска”. По данным исследователей, количество детей риска сегодня составляет 35-45 % от общего состава детей. Это объясняется той напряженностью, которая характеризует период развития нашей страны, снижением социальной защищенности и здоровья детей.
  • К сожалению, для большинства родителей и детей приоритетным языком считается английский язык. Во втором классе при делении на группы для изучения иностранных языков, во французскую группу попадают дети, для которых не важно, какой язык они будут изучать. В моих группах дети с замедленным психическим развитием, дети “группы риска”, девиантные дети.

Поэтому, для меня одной из актуальных тем является формирование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Для этого формирования нельзя ограничиваться только текстами учебного пособия. Чтобы научить учащихся читать с удовольствием и желанием, я использую в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Комплекс технологических приемов позволяет развивать артикуляцию, ревой аппарат, регулировать дыхание учащихся при чтении, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой. Благодаря частой смене видов деятельности на уроках происходит активация познавательных интересов учащихся. Я использую на своих уроках чтение по таблицам, работу со скороговорками, артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу в парах с кроссвордами, различные игры, чтение текстов из газеты “Первое сентября” и детских книг. Это позволяет расширить лексический запас ученика, совершенствовать его умения чтения, проводить уроки разнообразно, интересно, дети с удовольствием работают с наглядным и раздаточным материалом.

Для чтения не требуется собеседника, нужна только книга. В первом классе учитель научил детей алфавиту русского языка, согласным и гласным звукам слов и чтению на своем родном языке. Для меня же предстоит задача – научить детей читать и писать на чужом иностранном языке. В своей работе я придерживаюсь следующих правил:

  • Учащиеся учат правило. Так как они медленно пишут на русском языке, мне приходится раздавать заранее приготовленные карточки с правилами, которые они наклеивают в свои тетради.
  • На закрепление данного правила даю устные тренировочные упражнения. Например, при изучении согласной буквы С или G.
  • Перед изучением другого правила обязательно повторяем предыдущие изученные правила. Снова даю несколько тренировочных упражнений на все правила. Обязательно провожу контроль изученных правил. Правила чтения подбираю упрощенным способом, чтобы второклассники хорошо запомнили их и не забывали. Например, буквы близняшки, братик и сестричка qu, они никогда не расстаются, крепко держатся за руки; гласные eau,au,eu,ou, ei,ai всегда стоят друг за другом, дыша, друг другу в затылок, только в такой последовательности. Правила предлагаю в такой последовательности:
  • Правило на au, eau, ot, o - [ о]

1. Посмотри на слово bateau. Сколько в нем гласных, согласных? Назови их. Сколько в слове слогов?
2. Прочитай слова

Слова на eau Слова на ot Слова на o
Bateau

Cadeau

Eau

Oiseau

Peau

Chapeau

matelot

rabot

robot

sabot

tricot

escargot

bravo

domino

radio

solo

dynamo

echo

1. Найди сочетания eau, ot в словах и прочитай их, плотно сжимая губы и зубы. Прочитай их вслух.

Lavabo, solo, argot, taureau, chapeau, dactylo, oiseau, dynamo, moineau, sabot, tricot, duo, casino, bravo.

2. Прочитай слова. Скажи, к каким картинкам они относятся.

Un oiseau, un chapeau, un cadeau, un bateau, un sabot, un matelot, un domino, un radio, un robot, un drapeau.

  • Правило на ai, ais, ait, et на конце слов пишется чаще всего как звук [E].

1. Посмотри на слово portrait. Сколько в нем букв, гласных и согласных? Прочитай по слогам. Назови первый и второй слоги.
2. Прочитай слова с учителем, четко проговаривая слоги.

Слова на ai Cлова на ais Cлова на ait Cлова на et
Balai

Delai

Essai

Mai

Vrai

anglais

jamais

rabais

biais

mais

attrait

extrait

portrait

retrait

souhait

alphabet

bouquet

couplet

filet

rivet

3. Повторно прочитай без учителя первый столбик.
4. Прочитай второй столбик, плотно сжимая губы и зубы, затем плавно читай вслух слова.
5. Прочитай слова в третьем столбике с поочередной постановкой логического ударения на выделенном буквосочетании.
6. Читай в паре четвертый столбик.

Изучая систему совершенствования техники чтения, пришла к выводу, что чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание слабых учащихся, улучшает их качество чтения. А многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ребенка зрительных образов слов.

Во время фонетической зарядки проводила упражнения по развитию артикуляции. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

Гласные A, O, OU, I, E

Сочетания A – OU, A – O, A – E, I – O

Согласные Ж – Г – С, Ж – С - К

Согласные и гласные Ce, ci, cy, co, ca, cla, cloа

  • Правило “Согласные”

Согласные буквы B, C, D, F, G, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, V, Z чаще всего читаются как звуки b, c, d, f, g, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, z. Как же нам при чтении произнести эти буквы? У каждой буквы есть свое имя при чтении. Это можно встретить у Э. М. Береговской и М. Туссен в учебнике “Синяя птица”. Я поменяла имена: B – Boris, C – Corinne, D – Desiree, F – Frederic, G – Galina, J – Juliette, K – Konstantine, L – Lili, M – Marie, N – Nadine, P – Paul, Q – Quentin, R – Rita, S – Serge, T – Tania, V – Victor, Z – Zoe. Учащиеся помогли мне напечатать свои фотографии для этих букв. Им нравится тренироваться с такими фотокарточками, произнося сначала ту часть имени, которая состоит из гласного звука, а затем – согласного. При тренировке они называют имя буквы, звук при чтении этой буквы. Особенно с восторгом называют свои имена, безошибочно прописывают их на своих тетрадях.

  • Правило

Слова с С

Слова с К

Ca – ca va - Ca va? - a va.

Ce – cette

Benefice

Actrice

Caprice

Concert

Trace

Police

Merci

Fugace

Cerise

Place

Acacia

Acoustique

Chic

Choc

lac

pic

plastic

vacant

avec

cabane

carotte

cartable

Слова с СС

Coccinelle

Buccal

Buccin

accident

accueillir

raccomoder

1. Прочитай слова, в которых буква с читается как [s ], подчеркни зелёным карандашом букву с, если она читается, как звук [k ].

Un cactus, un crocodile, une carotte, une corde, l’acacia, un concert, un bic, un lac.

2. Прочитай слова и скажи, к каким картинкам они относятся.

Le sac, la carotte, le cactus, le crocodile, l’abricot, la culotte.

Главное, что нужно усвоить учащимся, сначала надо выучить правило на С - [ s ], затем правило на С - [k], довести чтение слов до автоматизма.

Дети 7 – 8 лет, как правило, хотят научиться читать. Это желание и умение читать ученика надо обязательно учесть учителю. Если начать читать позднее, то результаты будут другими, так как интерес слабеет, появляются другие желания и стремления у учащихся. Приходится делать очень большую подготовительную работу. Все задания с правилами готовлю с иллюстрациями из детских книжек, учебников других авторов.

  •  
Cчиталки Le mur se bвtit Un petit bonhomme
Le macon est lа

Le pierre par-ci

Une pierre par-lа

Ah…

Me voilа.

Sur un encrier,

Quelle est la couleur

De son tablier?

  •  
1, 2, 3 – claque tes doigts.

4, 5, 6 – tape tes cuisses.

Voilа 7 – sur la tete.

8 et 9 et 10 – tous les enfants applaudissent.

Comment dessiner un bonhomme.

Point, point, virgule, tiret

Le visage est dejа fait

Bras, mains, ventre

Jambes, pieds

C’est un bonhomme tout entier.

Les poins sont les yeux

La virgule c’est le nez

Le tiret c;est la bouche

On peut vite le dessiner.

  • Песенки “Pas а pas”
1 pas

2 pas

3 pas

je marche pas а pas.

8 pas de charge

9 pas de loupje marche pas а pas.

4 grands pas

5 petits pas

je marche pas а pas.

6 pas de course

7 pas de danse

je marche pas а pas.

Песенка – игра “Si tu as de la joie au cњur”

Si tu as d’la joie au coeur, frappe des mains

Si tu as d’la joie au coeur, frappe des mains

Si tu as d’la joie, si tu as d’la joie au coeur,

Si tu as d’la joie au coeur, frappe des mains!

Si tu as d’la joie au coeur, tape du pied

Si tu as d’la joie au coeur, tape du pied

Si tu as d’la joie au coeur, si tu as d’la joie au coeur,

Si tu as d’la joie au coeur, tape du pied!

  • Poesie “Automne” “Decembre blanc”

Novembre gris. Decembre blanc

Dans ma maison Dans mon pays.

Il fait si bon, Il fait si froid.

Il fait si doux Il fait si froid.

Rentre Dehors

Comme un petit Comme un grand

Colimacon Glacon.

Colimacon. M. Chapouton

“Janvier”

Je m’appelle Janvier.

J’arrive le premier

Pour dire aux enfants:

Voilа le Nouvel An!

Lundi, il fait gris.

Mardi, c’est la pluie.

Mercredi, c’est fini

Jeudi, il fait beau.

Vendredi, il fait chaud.

Samedi, c’est trop.

“Mars”

Averse

en mars

nous joue

ses farses.

Bernard Lorraine

Tout l’ete, juin, juillet et aout,

Avec sa ligne et des poissons

Un vieux monsieur se baigne

Dans l’eau d’un ruisseau а la campagne.

  • “Фотоглаз”: за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем лишнее слово.

Например:

Une lecon

Une ecole

Un livre

Une vache

Un stylo

une cerise

une poire

un ananas

un table

une pomme

une tasse

une assiette

un couteau

un loup

une fourchette

Используя этот приём, ученики учатся читать целыми словами.

  • Для улучшения техники чтения и развития периферического зрения у детей использую упражнения с буквенными таблицами. Этот метод А. Т. Степанищева широко используют учителя начальных классов при обучении родному русскому языку. Приготовлены таблицы размером 7,5 на 5,5 см с крупными знаками для каждого ученика. Работа с таблицей проводится следующим образом. Сначала работа идет с таблицами, содержащими один знак в квадрате, затем два знака, три буквы в квадратах, наконец, переходим к таблице со смешенными буквами и цифрами одновременно. Дети читали, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. Работа ведется до тех пор, пока ребенок не научится считывать в таблице все знаки. За 1 минуту надо прочитать до 6 знаков. Со временем надо увеличивать скорость считывания в среднем на 4 знака.

Таблица № 1.

    G K X Z B
    U O A C X
    L U F P D
    F P I H L
    M N B S E

Таблица № 2.

    Na Pi Mu Pe Sa
    Du Be So Da Ti
    To Ma Va Pu Ba
    Is Ro As In Er
    Ca Ni Ba Si Ce

Таблица № 3

    Lit Pic Bec Rat Mur
    Dur Bas Son Pas Tic
    Toc bal dos Pur Bac
    nid Roc rue Ami Pie
    Vie Mal Bal Pie sac

Таблица № 4

    A 3 I 9 D
    12 4 U 7 X
    L 10 M S 11
    R 2 T 5 N
    13 Z G P V

Есть еще один способ развития периферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях. Чем раньше начать применять такие таблицы, тем легче пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения.

Таблица для развития периферического зрения.

    X P O
    V A N
    M I R
    T U B
    F E S

При беседах с учителями нашей школы на заседаниях методического объединения выяснилось, что у школьников наступает резкое падение интереса к чтению весной, к концу третьей четверти. Сказывается авитаминоз, усталость и другие факторы. Для повышения мотивации обучения мы применяем чтение детских книжек, рассматриваем иллюстрации и читаем подписи под ними, отгадываем кроссворды, играем в “Слова почемучки”, игры “Догадайся сам”. Тем более что сейчас нашему вниманию предоставлено очень много игр авторами учебных пособий.

Для повторительно обобщающего контроля использую карточки. В связи с этим упражнения по формированию техники чтения можно разделить на четыре группы.

I. Упражнения, направленные на овладение графикой написания букв и буквосочетаний.

К ним относятся задания:

  • Напиши буквы по образцу a – e – o, me – mo – ma, ne – na – no, pi – pa – po, le – li – la – lo.
  • Напиши печатные буквы прописью A a, L l, D d, N n, M m, I i.
  • Обведи слово по контуру (тренируется правильное написание букв).
  • Спиши схожие буквы и назови элементы, которыми они различаются. Например: k – h, t – f, d – b, g – d, c – q, v – w, g – p, p – b, y – j, T – F, G – D, C – Q, P – B.
  • Какие буквы можно написать, если добавить к букве “о” другие элементы? Назовите их (q, d, p, b, R, Q).
  • Найди каждой большой букве соответствующую пару и соедини их
A b
N m
P i
I a
B p
M n
  • Обведи в кружок букву i, зачеркни букву p. M, o, u, n, i, a, p, e, u, n, o, p, f, i, m, a.
  • Cёстры близнецы потерялись среди других букв. Найди их и соедини. A, B, C, D, E, F, G, H, I, J – a, b, c, d, e, f, g, h, I, j.
  • Впиши недостающие буквы по алфавиту: - b - - - f - - i - - l …
  • Восстанови слова, в которых не хватает букв ( с или g ) Mar …, Vi .. tor, un …oq, une pla…e, une …irafe, un …artable, une ca…e, une ima…e, un …a…tus.

II. Упражнения на развитие умений соотносить букву, буквосочетание со звуком.

К ним относятся задания:

  • Зачитай слова слух, в которых звук “h” стоит вначале и в середине слова: d’abitude, une photo, un homme, un hamac, habiter, une habitude, un chien, un chat, une cloche, le dimanche.
  • Раскрась желтым цветным карандашом те предметы, которые начинаются с буквосочетания “ ch ”, зеленым цветным карандашом, если буквосочетание находится на конце слова: un chapeau, une hache, une branche, un chat, un chocolat, une chene, une douche, une bouche.
  • Прочитай имена мальчиков, затем девочек: Michel, Nina, Nicolas, Remi, Pierre, Ada, Denis, Denise, Rosine, Rosalie, Basile, Alla, Simone, Alla.
  • Выпишите эти имена (кто быстрее) мальчиков и девочек.
  • Прочитайте слова и скажите, почему в них выделены буквы или буквосочетания. Напишите их в тетрадь, запомните . Une gomme, une pomme, un singe, une table, un chapeau, un oiseau, un bateau, un cirque, une dent.
  • Прочитай словаи выпиши из них те, которые обозначают того, кто не умеет говорить: un pere, une mere, un chien, un frere, un chat, une grand-mere, un elephant, un loup, une poupee.
  • Прочитай слова и выпиши те, которые выпадают из логического ряда: un cinema, un theвtre, un cirque, une riviere, un magasin, un musee.
  • Напиши глаголы, которые характеризуют то, что вы делаете в школе: ecrire, marcher, danser, manger, habiter, dormir, dessiner, sauter.
  • Найди слова, обозначающие профессии:
  •  

    Profe wn
    Mede sseur
    Clo cin
    Chau eur
    Ingeni ffeur

III. Упражнения на развитие умений чтения.

  • Спишите печатный текст и подчеркните трудные орфограммы.

C’est une fillette. Elle s’appelle Alla. Elle a une chatte. La chatte s’appelle Lise. Lise aime le lait. La chatte est intelligente.

  • Напишите текст прописными буквами:

Je m’appelle Alla. J’habite Moscou. Je vais а l’ecole. J’aime ma mere, mon pere, mon frere et ma soeur. Je vais au cirque. J’ai un chat. Il est petit.

а) выпиши слова с буквосочетаниями ai, ch

б) подчеркни эти буквосочетания.

  • Я произношу и читаю хорошо. Je lis bien. Intonation.

C’est l’hiver. Il fait froid, mais beau. Les enfants patinent, font de la luge, jouent aux boules de neige. Ils font du ski. Ils font un joli bonhomme de neige.

Такие упражнения способствуют успешно работать над формированием техники чтения и письма на начальном этапе обучения французскому языку.

IV. Упражнения, направленные на овладение орфографией слов.

  • Прочитай текст. В некоторых словах отсутствуют буквы k, qu, c.

En va…ances

Ma soeur …adette et moi, nous …royons faire du s…i dans les montagnes en Tur…ie. …and nous descendons d’une haute montagne, а cha… …ilometre nous nous arretons. A …atre heures nous allons pi… - ni…er en bas, dans un bois.

  • Соедини слоги так, чтобы получились слова.
    Sep cembre
    Oc tobre
    No tembre
    De vier
    Vend redi
    Jeu vembre
    Jan di
  • Поставь нужную форму местоимения

( je, tu, il, elle, nous, vous, ils, elles )

…vais au zoo, …vas au magasin, …va au musee, … va vers la riviere, …allons au cirque, …allez au theвtre, … vont а la bibliotheque, … vont а la maison.

  • Составь предложения.
    1. Jaune, est, la jupe.
    2. fort, est, Paul.
    3. romantique, est, la chambre de Cecile.
    4. le bateau, c’est, de Gerard.
    5. le cadeau, c’est , de la mere.

Прочитай поэму, выпиши слова

    an am
    devant p, b, m
    en em
    devant p, b, m
           

Un tapis qui rampe

Au coin de la chambre

Est moins passionnant

Qu’un tapis volant.

Un poisson qui nage

Doux comme une image

Est moins remuant

Qu’un poisson volant.

Gerard Bolcholier

Cписок литературы:

  1. Сорокина И. Н. Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения. ИЯШ №3, 2001.
  2. Щепилова А. В. Коммуникативно – когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному.Москва 2003.
  3. Ощепкова Т. В., Пролыгина М. М. Приёмы обучения различным видам чтения. ИЯШ №3, 2005.
  4. Камаева Т. П., Карпова Л. В. Поэзия на уроке иностранного языка: современные подходы к обучению чтению. ИЯШ №3, 1996.
  5. Пассов Е. И. Урок иностранного языка. Москва, 1988.
  6. Каменецкая Ю. А. Искать и находить. ИЯШ №4, 1999.
  7. Пименова О. В., Дубанова М. В. Моя первая книга для чтения. Санкт-Петербург “Каро” 2001.
  8. Золотницкая С. П. Упражнения игрового характера. ИЯШ №1 1991.
  9. Монько М. М. Французский язык для детей. Москва, Дельта, 1995.
  10. Пирхавка Н. Е. Из опыта работы с аутентичными стихотворениями на уроке французского языка. ИЯШ № 4, 1999.