«СЕЗОННЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения естествознанию, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
В развернутом виде педагогические условия формирования и развития познавательных интересов можно представить так:
- определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;
- нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;
- определенным образом организованная познавательная деятельность, характеризующаяся системой умственных действий;
- такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующей проявления максимальной умственной активности;
- использование средств самостоятельной работы;
- развитие умения активно оперировать знаниями;
- при решении любой познавательной задачи использование средств коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;
- побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных познавательных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика.
Руководство учителем чувственными восприятиями детей, процессом образования представлений должно осуществляться:
- Путем постановки четких хорошо продуманных вопросов, ответы на которые могут быть подтверждены чувственным опытом детей.
- Не осложненными заданиями, имеющими целью приучить детей сравнивать изучаемые предметы и явления, находить в них черты сходства и различия.
- Путем составления четкого плана наблюдений.
- Заданиями по постановке доступных для детей опытов.
- Приемами учета и закрепления полученных учащимися конкретных представлений (зарисовка, приготовление гербариев, коллекций, моделей).
Экскурсии в природу можно представить как особый вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, который направлен на их самообразование и саморазвитие. Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные возможности развития в нем интереса к изучению природы.
Разработанные нами приемы возбуждения интереса к экскурсиям доступны младшим школьникам, применимы в различных программах по природоведению, легко сочетаются с общими методическими рекомендациями по этому учебному предмету.
Экскурсия «Осенние изменения в природе».
Этапы урока |
Традиционные рекомендации. |
Наши рекомендации. |
1. Орг.момент. |
1. Эмоциональный настрой детей. Обращается внимание на красоту природы, неба, растений. | 1. Учитель читает стихотворение
Е.Головина «Осень»: Осень. По утрам морозы. -какие приметы осени отметил автор?,– а какие вы еще приметы знаете? |
2. Повторяются правила поведения в природе. | 2. Какое правило нам не подходит и
почему? -Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите! -Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете ни одной тайны! -Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. |
|
2. Основная часть. | 1. Характеристика погоды дня: -какое сейчас время года? -какая сегодня погода? -как светит солнце? -как выглядит парк по сравнению с летом? -как изменилась погода по сравнению с летом? -измерим температуру воздуха (учитель). |
Беседа: -вспомните первые признаки осени; -сравните общий вид леса в летнее и осеннее время; -обратите внимание на красоту природы; -как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья? (дети отвечают с помощью учителя) Учитель говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений. |
2. Наблюдение за жизненными формами
растений (дерево, кустарник, трава): -учим детей различать деревья, кустарники и травы; -учим различать лиственные и хвойные деревья; -знакомство с изменениями в жизни растений осенью: окраска листьев, опадание листьев, изменения травянистых растений, плодов, грибов. |
2. Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Задания группам учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору. | |
3. Изменения в жизни животных: насекомые,
птицы, звери. 4. Сбор экскурсионного материала. |
||
5. Игра. | Подвижная игра «Летает – не летает». | |
Заключительная часть. | Подведение итогов, выводы: С наступлением осени стало холоднее, листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они становятся бурыми, желтеют и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и семена. Изчезают насекомые. Птиц стало меньше. Они улетают в теплые края. | В конце экскурсии обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы и проводится заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии. |
Домашнее задание. | Домашнее задание: составить рассказ об
экскурсии по следующим вопросам - с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились? - по каким признакам различают деревья, кустарники, травы? - опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии. |
Задания для осенней экскурсии:
1 группа: 1. Измерьте с учителем температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летней. Как она изменилась? 2. Соберите опавшие листья, постарайтесь определить, с какого дерева они опали. |
6 группа: 1. Посмотрите, что стало с почвой по сравнению с летом. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых по сравнению с летом? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где больше – в тени или на солнце? Почему? |
2 группа: 1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? 2. Найдите 3-4 цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название. |
7 группа: 1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? 2. На каких травянистых растениях вы заметили семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакетик для подкормки птиц зимой. |
3 группа: 1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему? 2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких есть плоды? Соберите опавшие плоды и опавшие листья различной окраски. |
8 группа: 1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много красных, желтых листьев. Почему? 2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите в папку. Сделайте гербарий. |
4 группа: 1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему? 2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев. |
9 группа: 1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах, поле, на лугу. Почему? 2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, каким деревьям они принадлежат. Сделайте коллекцию плодов. |
5 группа: 1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; сильный, слабый) 2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему? |
10 группа: 1. Пронаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом. Почему? 2. Соберите в пакеты семена травянистых растений для подкормки зимующих птиц. |