“Знать хорошее важнее, чем знать многое”.(Ж.Ж. Руссо)
Цели:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о гомологическом ряде альдегидов, их строении, особенности функциональной группы, природе двойной связи в карбонильной группе, физических и химических свойствах.
- Обеспечить закрепление знаний о Sp2 гибридизации, взаимном влиянии атомов.
- Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.
- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности.
- Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся, организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
На прошлом уроке мы с вами подвели итог изучению темы “Спирты и фенолы”. Одно их свойств спиртов я вам сейчас еще раз продемонстрирую.
(Демонстрация опыта окисления спиртов.)
Графически данная реакция выглядит следующим образом (слайд 1).
Давайте сравним исходное и полученное вещество по составу. В чем их сходство и в чем отличие?
Спирт без двух атомов водорода — альдегид. Альдегиды — класс органических соединений, строение, свойства, получение и применение представителей которого мы должны рассмотреть сегодня с вами.
III. Усвоение новых знаний и способов действия.
Тема сегодняшнего урока (слайд 2) — “Альдегиды, их строение, свойства, получение, применение”.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с гомологическим рядом альдегидов, их строением, особенностью функциональной группы и природой связи в ней, вспомним особенности строения вещества, Sp2 гибридизацию, расширим представления о взаимном влиянии атомов на примере свойств альдегидов. Рассмотрим применение и получение наиболее важных представителей этого гомологического ряда. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова Ж.Ж. Руссо (слайд 2): “Знать хорошее важнее, чем знать многое”. Как вы считаете, почему?
Рассматривать вопросы сегодняшней темы мы будем по следующему плану (слайд 3):
- Строение альдегидов и их физические свойства.
- Номенклатура.
- Химические свойства:
а) реакции присоединения;
б) реакции окисления; - Применение и получение (самостоятельно).
Простейшая формула альдегидов СН2ОН. Какова будет его структурная формула? Ваши идеи, предложения.
Общая формула альдегидов (слайд 4).
Что же такое альдегиды? Какое можно дать им определение? Давайте сравним наше предположение с принятым понятием (слайд 5).
Функциональная группа называется карбоксильная группа. Давайте подробно рассмотрим ее электронное строение (слайд 6).
Атом углерода находится в возбужденном состоянии, имея четыре неспаренных электрона. Экспериментально доказано, что атом углерода образует три равноценные связи: следовательно, тип гибридизации Sp2. Сигма связи образуются с двумя атомами водорода (в других альдегидах — с атомом водорода и углерода) и с атомом кислорода. Все эти связи лежат в одной плоскости. Облако четвертого валентного электрона расположено перпендикулярно этой плоскости и имеет форму объемной восьмерки. Облака двух валентных электронов атома кислорода также имеют форму объемных восьмерок. Они расположены перпендикулярно друг другу. Перекрываясь с электронными облаками атома углерода, образуют пи связь. Но соединенные двойной связью атомы углерода и кислорода имеют различную электроотрицательность.
Куда будет смещаться электронная плотность? Какая связь будет смещаться? Двойная связь С=О полярная, при этом преимущественно за счет пи связи.
Рассмотрим гомологический ряд альдегидов (работа с учебником).
Муравьиный альдегид, он же формальдегид, он же метаналь имеет температуру кипения -19 градусов. Какого его агрегатное состояние при нормальных условиях? Если это газ, то альдегид не образует межмолекулярные водородные связи. Почему? Для образования водородной связи атом водорода должен иметь положительный заряд, но С-Н в функциональной группе слабо полярная, частичный заряд на атоме водорода не достаточен для образования водородной связи с атомом кислорода другой молекулы.
Работа с таблицей гомологического ряда. Сделайте вывод, какой суффикс меняется в названии? Дайте название веществам (слайд 7).
На основе рассмотренного строения двойной связи можно предположить высокую реакционную способность альдегидов. Какой тип реакции протекает по двойной связи? Присоединения (слайд 8–9).
Влияет ли особенность связи С=О на связь С-Р в альдегидной группе? В следствии избытка положительного заряда на атоме углерода электронная плотность от атома водорода смещена к атому углерода. При этом атом водорода приобретает большую реакционную способность. Это и обуславливает наличие реакций окисления. Этот наш теоретический вывод проверим на опыте (опыт 2, 3). Окисление (слайд 10).
Для рассмотрения более подробно вопроса получения и применения альдегидов, на следующий урок необходимо подготовить следующие творческие задания:
- Получение формальдегида в лаборатории и промышленности.
- Перспективные способы получения альдегидов в промышленности.
- Применение альдегидов и свойства, на которых основано их применение.
IV. Закрепление
- Определить строение С2Н4О, если известно, что это — альдегид.
- Как распознать находящиеся в двух пробирках растворы глицерина и формальдегида одним раствором?
V. Обобщение и систематизация (вывод).
На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели новый класс кислородсодержащих соединений – альдегиды. Познакомились с их строением, свойствами, применением. Так почему же эпиграфом сегодняшнего урока были взяты слова Ж.Ж. Руссо “Знать хорошее важнее, чем знать многое”?
VI. Информация о домашнем задании.
VII. Подведение итогов занятия.
VIII. Рефлексия.
И как всегда, уходя с урока, продолжите фразу “Уходя с урока, я хочу сказать…”