Цели урока:
1) Систематизировать и углубить знания учащихся о галогенах на основании их сравнительной характеристики;
2) Продолжить формирование умения сравнивать свойства простых веществ, работать с учебником и учебной литературой.
Оборудование: учебная литература.
Метод и методы приема: семинар, комбин.
Девиз урока: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)
Ход урока
I. Орг. момент (вводное слово)
Класс заранее был поделен на 4 группы, каждая получила задание: подготовить сообщение об истории открытия галогенов:
1 группа — хлор (Cl) 3 группа — бром (Br)
2 группа — фтор (F) 4 группа — йод (J)
II. Проверка д/з
Выступление учащихся по группам:
История открытия галогенов:
1)–Cl2+; 2) –F2+; 3) –Br2+; 4) J2
III. Самоподготовка учащихся
Цель: Обобщить знания о галогенах на основе таблиц, схем, текстов.
1 группа: нахождение галогенов в природе (с. 86)
2 группа: физические свойства галогенов (с. 86)
3 группа: химические свойства галогенов (с. 79–81)
4 группа: применение галогенов в народном хозяйстве и их биологическом значении (с. 87–89).
IV. Основная часть семинара (обучающая и контролирующая)
Цель: Привести в общую единую систему частные знания о галогенах.
Аналитик приводит викторину (карточки F, Cl, Br, J)
- Какой галоген входиn в состав зубной пасты? (F)
- Самый неустойчивый галоген?
- Единственный жидкий неметалл? (Br)
- Отсутствие какого элемента в организме вызывает заболевание щитовидной железы? (J)
- Какой галоген даже в твердом состоянии при t = 252 C при взрыве соединяется с водородом? (F)
- В жидком состоянии его впервые получил Майк Фарадей, охлаждая в смеси поваренной соли со льдом? (Сl)
- Галоген, которого практически нет в природе? (At)
- Он был использован в качестве первого боевого отравляющего вещества? (Cl)
- “Мурид” — так назвал его первооткрыватель Антуан Балар? (Br)
Мне сегодня бром помог:
Я спокоен, словно йог.Хлорофилл не любит хлор
Это ведь отнюдь не вздор,
Слов стеченье роковое,
В хлоре гибнет все живое.
Помни, боевой народ: первый лекарь — J
Раны мажь, не ойкай, йодной настойкой
Парадокс? Противоречье?
Разрушитель зубы лечит!
Подсказал науке слон:
“Кариесу фтор заслон!”
Ответы: 1. F. 2. At. 3. Br. 4. J. 5. F. 6. Cl. 7. At. 8 Cl. 9. Br. 10. F. 11. Br. 12. Cl. 13. J.
V. Музыкальная пауза: д/з
1.
Группы семь аборигены -
Солероды — галогены.
Окислительный народ —
Эти F, Cl, Br и J!
2.
В клетках 9 и 17
Два преступника томятся:
Главный электронный вор
Разрушитель фтор-флюор,
С водородом заодно
Влезет запросто в окно.
3.
Ядовит зеленый Хлор
Замышляя странный мор
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли
4.
Жидкий и зловонный Бром
Притаился за бугром
Вот сейчас петлю накинет
На Алкены и Алкины (орг. в-ва)
5.
И хитер в разбойный род
Фиолетовый йод
Твердый только до поры.
На глазах уйдет в пары:
Посмотри, каков нахал,
Перепортил весь крахмал.
6.
Группы семь аборигены -
Солероды — галогены.
Эти F, Cl, Br и J!
Отрицательный народ!
Как в обойме нет патрона,
Так в ячейке электрона.
Вот причина их разбоя:
Раздобыть ценой любою,
Обратившись хоть в ион
Драгоценный электрон,
Получить за сумасбродство
Оболочку благородства.
VI. Закрепление
Сопоставляя изложенные данные, можно сделать следующие выводы:
- Элементы-галогены, размещаясь в VII а подгруппе периодической системы элементов, обладают сходным строением внешнего электронного слоя ns2, np5.
- Элемент фтор, находясь во 2-м периоде, имеет только S и P-электронные подуровни, в то время, как Cl, Br, J обладают незаполненным d-подуровнем.
- Радиусы атомов закономерно увеличиваются от F к J.
- В ряду F-J уменьшается электроотрицательность. При этом фтор — самый электроотрицательный элемент периодической системы.
- Простые вещества имеют молекулярное строение НаJ2. Прочность связи галоген – галоген уменьшается в ряду Сд – J.
- Низкие температуры кипения и плавления, наличие запаха, свойство йода легко сублимироваться и другие свидетельствуют о молекулярном типе кристаллической решетки галогенов о твердом состоянии.
- До завершения влияния электронного слоя (S и P-подуровня) не хватает единственного электрона, поэтому следует ожидать, что в химических реакциях галогены будут проявлять окислительные свойства, причем самым сильным окислителем будет фтор.
VII. Д/з g.17,19 “Биологическое значение галогенов, их применение” с. 82, У 1,5. Раб.тетр. с.87. по учебнику О.С. Габриеляна.
VIII. Работа в раб. тетрадях.
IX. Оценки
X. Выводы