Использование элементов информационной технологии на уроках химии по теме: "Сравнительная характеристика галогенов"

Разделы: Химия, Информатика, Внеклассная работа


Цели урока:

1) Систематизировать и углубить знания учащихся о галогенах на основании их сравнительной характеристики;

2) Продолжить формирование умения сравнивать свойства простых веществ, работать с учебником и учебной литературой.

Оборудование: учебная литература.

Метод и методы приема: семинар, комбин.

Девиз урока: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

Ход урока

I. Орг. момент (вводное слово)

Класс заранее был поделен на 4 группы, каждая получила задание: подготовить сообщение об истории открытия галогенов:

1 группа — хлор (Cl) 3 группа — бром (Br)

2 группа — фтор (F) 4 группа — йод (J)

II. Проверка д/з

Выступление учащихся по группам:

История открытия галогенов:

1)–Cl2+; 2) –F2+; 3) –Br2+; 4) J2

III. Самоподготовка учащихся

Цель: Обобщить знания о галогенах на основе таблиц, схем, текстов.

1 группа: нахождение галогенов в природе (с. 86)

2 группа: физические свойства галогенов (с. 86)

3 группа: химические свойства галогенов (с. 79–81)

4 группа: применение галогенов в народном хозяйстве и их биологическом значении (с. 87–89).

IV. Основная часть семинара (обучающая и контролирующая)

Цель: Привести в общую единую систему частные знания о галогенах.

Аналитик приводит викторину (карточки F, Cl, Br, J)

  1. Какой галоген входиn в состав зубной пасты? (F)
  2. Самый неустойчивый галоген?
  3. Единственный жидкий неметалл? (Br)
  4. Отсутствие какого элемента в организме вызывает заболевание щитовидной железы? (J)
  5. Какой галоген даже в твердом состоянии при t = 252 C при взрыве соединяется с водородом? (F)
  6. В жидком состоянии его впервые получил Майк Фарадей, охлаждая в смеси поваренной соли со льдом? (Сl)
  7. Галоген, которого практически нет в природе? (At)
  8. Он был использован в качестве первого боевого отравляющего вещества? (Cl)
  9. “Мурид” — так назвал его первооткрыватель Антуан Балар? (Br)
  10. Парадокс? Противоречье?
    Разрушитель зубы лечит!
    Подсказал науке слон:
    “Кариесу фтор заслон!”

  11. Мне сегодня бром помог:
    Я спокоен, словно йог.

  12. Хлорофилл не любит хлор
    Это ведь отнюдь не вздор,
    Слов стеченье роковое,
    В хлоре гибнет все живое.

  13. Помни, боевой народ: первый лекарь — J
    Раны мажь, не ойкай, йодной настойкой

  14. Ответы: 1. F. 2. At. 3. Br. 4. J. 5. F. 6. Cl. 7. At. 8 Cl. 9. Br. 10. F. 11. Br. 12. Cl. 13. J.

V. Музыкальная пауза: д/з

1.

Группы семь аборигены -
Солероды — галогены.
Окислительный народ —
Эти F, Cl, Br и J!

2.

В клетках 9 и 17
Два преступника томятся:
Главный электронный вор
Разрушитель фтор-флюор,
С водородом заодно
Влезет запросто в окно.

3.

Ядовит зеленый Хлор
Замышляя странный мор
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли

4.

Жидкий и зловонный Бром
Притаился за бугром
Вот сейчас петлю накинет
На Алкены и Алкины (орг. в-ва)

5.

И хитер в разбойный род
Фиолетовый йод
Твердый только до поры.
На глазах уйдет в пары:
Посмотри, каков нахал,
Перепортил весь крахмал.

6.

Группы семь аборигены -
Солероды — галогены.
Эти F, Cl, Br и J!
Отрицательный народ!
Как в обойме нет патрона,
Так в ячейке электрона.
Вот причина их разбоя:
Раздобыть ценой любою,
Обратившись хоть в ион
Драгоценный электрон,
Получить за сумасбродство
Оболочку благородства.

VI. Закрепление

Сопоставляя изложенные данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Элементы-галогены, размещаясь в VII а подгруппе периодической системы элементов, обладают сходным строением внешнего электронного слоя ns2, np5.
  2. Элемент фтор, находясь во 2-м периоде, имеет только S и P-электронные подуровни, в то время, как Cl, Br, J обладают незаполненным d-подуровнем.
  3. Радиусы атомов закономерно увеличиваются от F к J.
  4. В ряду F-J уменьшается электроотрицательность. При этом фтор — самый электроотрицательный элемент периодической системы.
  5. Простые вещества имеют молекулярное строение НаJ2. Прочность связи галоген – галоген уменьшается в ряду Сд – J.
  6. Низкие температуры кипения и плавления, наличие запаха, свойство йода легко сублимироваться и другие свидетельствуют о молекулярном типе кристаллической решетки галогенов о твердом состоянии.
  7. До завершения влияния электронного слоя (S и P-подуровня) не хватает единственного электрона, поэтому следует ожидать, что в химических реакциях галогены будут проявлять окислительные свойства, причем самым сильным окислителем будет фтор.

VII. Д/з g.17,19 “Биологическое значение галогенов, их применение” с. 82, У 1,5. Раб.тетр. с.87. по учебнику О.С. Габриеляна.

VIII. Работа в раб. тетрадях.

IX. Оценки

X. Выводы

Приложение