Цели:
1) показать учащимся отличие рассуждения от повествования и описания,
2) познакомить с планом-схемой рассуждения,
3) научить строить текст-рассуждение по плану,
4) развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся.
Ход урока
Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним типом речи.
Перечислите известные вам типы речи. (Повествование, описание).
Вы уже писали сочинение-описание, повествование. Нам предстоит научиться писать сочинение-рассуждение.
Объяснение нового материала. В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать.
Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.
В этом нам поможет план (на плакате):
В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод (доказанная мысль).
Покажем это на примере.
Работа с текстом. Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст на доске. (Учащийся громко читает).
Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.
Ответьте на вопросы:
1. Найдите мысль, которую нужно доказать.
2. Укажите доказательства и примеры.
3. Какое предложение в тексте будет выводом?
Итак, мы видим, что в отличие от описания и повествования, рассуждение строится по иному, так как его содержание – связи между предметами и явлениями, которые устанавливает сам человек, а не окружающая действительность, как при описании и повествовании. Следовательно, будет отличаться и план. (План дан на доске).
План.
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства (доводы, примеры):
а)_________________________,
б)_________________________,
в)_________________________.
3. Вывод (доказанная мысль).
Запишите план в тетрадь.
Работа над языковым оформлением рассуждения.
Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем – почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует?
Прочитайте на доске слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.
(Ученик громко читает).
Я считаю, что..., докажем это.., это можно доказать так.., обобщим все сказанное.., следовательно.., по моему мнению.., это объясняется следующим…
Задание.
1. Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис? (Я считаю.., по моему мнению…)
2. Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Запишем их. (Докажем это.., это можно доказать.., это объясняется следующим).
3. Какие слова связывают доказательства и вывод? Запишем их. (Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…)
Ребята, рассуждение может входить в другие типы речи, например, в повествование. А кто это у нас шумит?
Сценка. (Опережающее творческое домашнее задание).
4 учащихся – Весна, Лето, Осень, Зима по очереди рассказывают о себе, доказывая свое превосходство над другими. Свои доказательства иллюстрируют выразительным чтением наизусть стихотворений Пушкина – о зиме, Баратынского – об осени, Берггольц – о весне, Дудина – о лете и репродукциями картин.
Домашнее задание.
Конечно, спор Осени, Лета, Зимы и Осени разрешить трудно, каждое время года хорошо по-своему. Но у каждого человека есть любимое время года.
Вам предстоит дома написать сочинение-рассуждение. Предлагаю два варианта на ваш выбор. Кто хочет блеснуть фантазией, пишите на тему: “Времена года рассказывают о себе”. Здесь рассуждение должно входить в повествование. Вы можете использовать сценку, спор времен года.
Кто хочет рассказать о своем любимом времени года, пишет на тему: “Мое любимое время года”.
При написании сочинения вам поможет план рассуждения и слова-связки.
Вывод.
Итак, на какой вопрос мы отвечаем при доказательстве нашей мысли? (Почему?)
Почему именно это время года ваше любимое? Дома вам предстоит над этим подумать.