Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Типы речи. Рассуждение"

Разделы: Русский язык


Цели:

1) показать учащимся отличие рассуждения от повествования и описания,

2) познакомить с планом-схемой рассуждения,

3) научить строить текст-рассуждение по плану,

4) развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся.

Ход урока

Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним типом речи.

Перечислите известные вам типы речи. (Повествование, описание).

Вы уже писали сочинение-описание, повествование. Нам предстоит научиться писать сочинение-рассуждение.

Объяснение нового материала. В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать.

Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.

В этом нам поможет план (на плакате):

В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод (доказанная мысль).

Покажем это на примере.

Работа с текстом. Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст на доске. (Учащийся громко читает).

Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.

Ответьте на вопросы:

1. Найдите мысль, которую нужно доказать.

2. Укажите доказательства и примеры.

3. Какое предложение в тексте будет выводом?

Итак, мы видим, что в отличие от описания и повествования, рассуждение строится по иному, так как его содержание – связи между предметами и явлениями, которые устанавливает сам человек, а не окружающая действительность, как при описании и повествовании. Следовательно, будет отличаться и план. (План дан на доске).

План.

1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства (доводы, примеры):

а)_________________________,

б)_________________________,

в)_________________________.

3. Вывод (доказанная мысль).

Запишите план в тетрадь.

Работа над языковым оформлением рассуждения.

Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем – почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует?

Прочитайте на доске слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.

(Ученик громко читает).

Я считаю, что..., докажем это.., это можно доказать так.., обобщим все сказанное.., следовательно.., по моему мнению.., это объясняется следующим…

Задание.

1. Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис? (Я считаю.., по моему мнению…)

2. Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Запишем их. (Докажем это.., это можно доказать.., это объясняется следующим).

3. Какие слова связывают доказательства и вывод? Запишем их. (Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…)

Ребята, рассуждение может входить в другие типы речи, например, в повествование. А кто это у нас шумит?

Сценка. (Опережающее творческое домашнее задание).

4 учащихся – Весна, Лето, Осень, Зима по очереди рассказывают о себе, доказывая свое превосходство над другими. Свои доказательства иллюстрируют выразительным чтением наизусть стихотворений Пушкина – о зиме, Баратынского – об осени, Берггольц – о весне, Дудина – о лете и репродукциями картин.

Домашнее задание.

Конечно, спор Осени, Лета, Зимы и Осени разрешить трудно, каждое время года хорошо по-своему. Но у каждого человека есть любимое время года.

Вам предстоит дома написать сочинение-рассуждение. Предлагаю два варианта на ваш выбор. Кто хочет блеснуть фантазией, пишите на тему: “Времена года рассказывают о себе”. Здесь рассуждение должно входить в повествование. Вы можете использовать сценку, спор времен года.

Кто хочет рассказать о своем любимом времени года, пишет на тему: “Мое любимое время года”.

При написании сочинения вам поможет план рассуждения и слова-связки.

Вывод.

Итак, на какой вопрос мы отвечаем при доказательстве нашей мысли? (Почему?)

Почему именно это время года ваше любимое? Дома вам предстоит над этим подумать.