Обобщающий урок по теме: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток". Математика. 2-й класс.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Закрепить знание табличных случаев сложения с переходом через десяток и состава чисел второго десятка.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; развивать логическое мышление, память, самоконтроль, формировать самооценку учащихся.
  3. Воспитывать интерес к математике, прививать любовь к спорту, родному краю.

Оборудование: таблицы состава чисел второго десятка, схемы задач, индивидуальные наборы карточек с цифрами, фотографиями Ленских столбов, г. Ленска, г. Якутска, шаблоны медалей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы и задач урока

1. – Ребята, сегодня вас ждет необычный урок. Вы отправитесь в путешествие по родному краю. Хочу сразу вас предупредить о том, что путешествие будет нелегким. Вы покажете, как усвоили сложение в пределах 20, как умеете решать задачи, логически мыслить. Будьте внимательными и аккуратными. В конце урока мы подведем итоги путешествия и выявим самых сильных участников.

2. Оформление тетрадей (число, название работы)

 III. Устный счет

(Коллективная работа, с использованием индивидуальных наборов-карточек с цифрами)

А сегодня у нас устный счет-
В зимний лес, лыжный поход!

Игра “Заселяем домики”

- Перед началом пути разминка.

- Какие числа не успели заселиться в каждом из домиков?

Учитель указывает на пропущенное число, дети поднимают карточку с цифрой, указывающей на недостающее число. Один из учащихся выходит к доске и выписывает недостающее число в таблице.

Рис. 1

- Что мы повторили?

(Мы повторили состав чисел 11,12, 13, 14,15)

- Ребята вы согласны с данным ответом?

- А сейчас вы самостоятельно оцените свои знания состава чисел 11, 12, 13, 14, 15 в баллах, если вы ошиблись 1-2 раза – 2 балла, ни одного раза – 3 балла.

Работа над нумерацией чисел

Индивидуальная работа у доски (2 человека)

Рис. 2.

Дети самостоятельно работают с карточками у доски, учитель в это время работает с классом.

– Каждый участник путешествия получит личный номер. Хорошо ли вы знаете, кому за кем встать?

Назовите номер участника, который находится:

  • между 16 и 18, 13 и 15? (Между числами 16 и 18 находится ч. 17)
  • идет следом за 16, 11, 19? (За числом 16 следует число 17)
  • перед 11, 13, 20? (Числу 11 предшествует число 10)

Проверка учащихся, работающих у доски

- Как вы считаете, правильно ли расположила числа Маша? Оцените (условный знак).

- Какое получилось слово? (Ленск).

- Что можно интересного рассказать о г. Ленске?

(Различные ответы детей, демонстрация фотографий).

- Оцените работу Коли.

- Прочитайте слово, которое получилось. (Якутск)

- Что вы знаете о г. Якутске?

(Город Якутск является столицей Республики Саха и т.д.)

- Итак, старт участникам дан в г. Ленске, а финиш будет в г. Якутске.

Наперекор снегам и вьюгам

Спешим попасть скорей в Якутск.

- А впереди эстафета. Вместо препятствий примеры.

IV. Упражнение в сложении чисел в пределах 20 с переходом через десяток

  1. Самостоятельная работа по учебнику с. 33 №4 (индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися у доски – 3 чел.)
  2. Дополнительное задание для тех учащихся, кто выполнит №4 раньше остальных.

    18-10+4            14-4+10               7+6 - =10

    – 9 -=39 (Можно выписать на доску или выдать карточки)

  3. Проверка

А) – Ребята, постарайтесь во время проверки читать выражения разными способами и конечно же называть верное его значение. Остальные внимательно слушают своего товарища и оценивают его ответ условным знаком. Не забывайте оценивать свою работу ( 3 балла – нет ошибок, 2 балла – 1 ошибка, пишут на полях в рабочей тетради).

Б) – Кое-кто из ребят успел выполнить дополнительное задание, давайте узнаем как они справились с работой. (Дети подробно объясняют решение выражений). Какое из выражений вам показалось более интересным, чем остальные?

Ученик: Мне понравилось последнее.

Учитель: - Почему?

Ученик: - Мне нравятся трудные задания, в этом выражении есть несколько вариантов подбора чисел. Я нашел два: 48-9-0=39, 80-9-32=39.

-Кто нашел другие варианты?

-Мы успешно справились с первым препятствием. Все были молодчинками. Устроим привал!

Физминутка.

V. Решение задачи

Наше путешествие продолжается

Дальше вдруг – сугроб огромный!
Развалился вдоль и вширь
Этот снежный богатырь.
Объезжать его мы стали –
И условие к задаче увидали!

(На доске)

В команде лыжников было 8 мальчиков, а девочек на 3 больше.

1. – Ребята, можно ли данную запись назвать задачей?

(Данную запись нельзя назвать задачей, почему?). (Дано условие, а вопроса к нему нет), кто согласен?

2. Составление задачи

-Подумайте, какой вопрос можно поставить к данному условию. (Сколько девочек было в команде? Сколько всего детей было в команде?). Молодцы!

-Ребята, подумайте и выберите для себя тот вопрос, на который бы вы хотели ответить, решив задачу.

3. Анализ задачи

-О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о мальчиках и девочках).

-Что узнали о мальчиках? (В команде было 8 мальчиков).

-Что говорится в задаче о девочках? (Сколько было девочек нам неизвестно, но сказано, что на 3 больше, чем мальчиков).

-Повторите вопрос к задаче (Сколько девочек было в команде?)

-Кто из вас будет отвечать на этот вопрос?

-На какой вопрос будут отвечать остальные ребята? Повторите его. (Сколько всего детей было в команде?)

4. Выбор схемы

-Какие из схем являются лишними, а какая относится к задаче?

-Объясните, почему так считаете.

На доске:

Рисунок 3.

Ученик: Я буду узнавать в задаче, сколько было девочек в команде, поэтому выбираю первую схему, т.к. в команде было 8 мальчиков. Это показано на верхнем отрезке, а девочек было столько, сколько мальчиков да еще 3, это показано на нижнем отрезке. По схеме видно, что надо узнать число девочек в команде. Значит, 2-я и 3-я схемы лишние.

(Также выбирают 2-ую схему)

5. Самостоятельное решение задачи.

6. Проверка

-Как решили задачу? (Действием сложения)

-Почему? (Девочек на 3 больше).

-Назовите решение и ответ задачи. (8+3=11 девочек было в команде).

-Кто решил задачу по второй схеме? Как вы решили?

(Задача решается в два действия. Сначала узнал сколько было девочек 8+3=11 девочек, вторым действием число мальчиков прибавил к числу девочек и узнал сколько было всего детей 8+11=19 (детей было в команде).

-Прошу всех ребят оценить свою работу над задачей (решил верно – 3 балла).

-Меня радует, что ребята нашего класса научились решать задачи. Спасибо! Но особенно меня порадовали ребята, которые не испугались попытаться решить задачу в 2 действия, которые мы еще не учились решать, и им это удалось. Молодцы!

Наше путешествие продолжается.

VI. Работа с геометрическим материалом

-Наш путь будет проходить мимо Ленских столбов. Это самое красивое место Республики Саха. Люди всего мира приезжают к нам, чтобы увидеть эти скалы, которые располагаются на левом берегу красавицы реки Лены (показ фотографий Ленских столбов).

У якутов существует легенда о Ленских столбах.

Когда-то в этих местах жил страшный дракон. Местные жители очень боялись его. Ежегодно приносили аборигены дракону в дань птицу, скот и оленей, но однажды потребовал он от якутов отдать ему в жены красивую девушку по имени Кыыс Кэрэ (фото). И нигде не было помощи просить - только подчиниться. Бедная девушка дни и ночи напролет обливалась горькими слезами, молилась и ждала помощи. И день настал. Вернулся из кругосветного путешествия молодой якут Хорсун Уол (фото). Вот он и отправился спасать девушку.

Два дня шел бой. Когда Хорсун отсек вторую голову дракону, он занес свой меч высоко к небу и что было сил ударил по хвосту, именно там находилось вечное волшебное сердце. Отпал хвост, и тут все небо почернело, раздался оглушительный гром. И когда пыль осела, и все улеглось, жители пришедшие к месту, где жил дракон, увидели одинокую скалу – это и оказалось их заколдованная Кыыс Кэрэ, а напротив другой скальный камень, копия воина Хорсун Уола.

Вот так за беседой мы незаметной для себя подошли к Ленским столбам.

На доске появляется плакат.

Рисунок 4.

-Из каких геометрических фигур состоит одна из скал Ленских столбов? (Она состоит из треугольников).

- Из скольких треугольников состоит “скала”, покажите? (Из 5).

VII Скользящая дорожка. Последний этап нашего путешествия.

1. Решите одно из выражений удобным способом:

а) 6+7+3+4+18+1+9+2 (50)

б) 3+6+7+5+4 (25)

2. Проверка

-Объясните как вы узнали значение выражения.

Ученик:

-При решении выражения я пользовался переместительным свойством сложения. Мне было удобно 7+3, 6+4, 8+2, 1+9. Затем сложить получившиеся суммы. Значение выражения =50.

-По скользящей дорожке мы благополучно дошли до г.Якутска (показ фотографий с достопримечательностями г.Якутска с краткими комментариями).

VIII Итог урока.

- Очень жаль, но наше путешествие закончилось. Чем занимались на уроке?

Ответы учеников:

- повторили состав чисел в пределах 20;

- решали примеры на сложение;

- составляли и решали задачи;

- учились работать дружно и т.д.

-Кто из вас испытывал трудности и в чем?

Подумай, что надо тебе сделать, чтобы больше не возникало трудностей. Вначале нашего путешествия мы договорились выявить самых сильных, выносливых участников путешествия. Прошу посчитать баллы, которые вы заработали на уроке. Если вы заработали 9 баллов – это первое место, 4 балла – второе место, менее 4 баллов – третье место. На столах у вас лежат “медали”, напишите на них римскими цифрами место, которое вы получили на уроке. Мне очень хочется узнать, какие места вы получили. Покажите мне свои медали.

- Молодцы! Всем спасибо. Урок закончен.