Тема: С.Есенин ”Поёт зима, аукает…”
Цели:
- ввести учащихся в мир поэзии С.Есенина;
- создать живописный образ, нарисованный поэтом;
- развивать поэтический вкус, образное мышление; умения формулировать свои
- эмоционально-оценочные суждения;
- вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.
Оборудование: портрет поэта, выставка книг,г/з” Времена года,” романс С. Есенина”Клён ты мой опавший”, картины художников о зиме, иллюстрации детей на тему “Зима”.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель.
-С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица.
-Отчего вам радостно?
-Почему вы улыбаетесь?
Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и волнуюсь от встречи с удивительным миром поэзии.
А сейчас нам предстоит узнать, что же интересное нас ожидает?
II Эмоциональная подготовка к восприятию текста.
1. Загадка о зиме. (Аудиозапись)
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
-Кто это?
-Произнесите это слово медленно, по звукам. Какие чувства у вас возникли?
-Какие слова вы можете назвать, чтобы охарактеризовать это время года?
Дети.
Волшебница, кудесница, красавица, метелица, вьюжная, морозная и т.д.
-Хотите понаблюдать за красотой зимы на уроке?
2.Г/з П.И.Чайковского” Времена года. Зима. ”
-Что вы представляете, слушая зимнюю зарисовку композитора П.Чайковского?
Дети.
Тихо падающий снег, порхающие снежинки…и т.д.
-Кто смог почувствовать зиму?
-C помощью чего композитор помог нам почувствовать зиму?
Дети.
С помощью звуков.
3.Демонстрация картин художников, детских рисунков.
Учитель.- Что объединяет все картины?
Дети.
Тема” Зимний пейзаж”.
Учитель.
- Представьте себя участниками изображённого. Что вы чувствуете? Почему ?
-Донёс до нас художник то, что хотел, с помощью кисти?
4. Работа в четвёрках по карточкам.
(Дети читают вопрос №1 с карточки, обсуждают и высказывают своё мнение)
III. Введение в тему урока.
1.Чтение записи с доски.
Поёт зима - аукает…
-О чём может идти речь в произведении с таким названием?
-Правильно вы предположили. Речь пойдёт о зиме. Перед вами строчка из стихотворения С.Есенина “Поёт зима – аукает..”
-Сможем ли мы почувствовать зиму, изображённую художником слова?
(Дети сомневаются.)
IV. Работа по теме урока.
1.Самостоятельное чтение произведения.
-Что вы почувствовали?
-Что услышали?
2.Перечитывание текста вслух законченными смысловыми частями.
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка..
-Что вы представили?
Что такое сосняк?
-В тексте встретилось слово “стозвоном”, поэт его придумал сам, как вы думаете, что оно обозначает?
-Как зима аукает этими звуками?
-Почему этими звуками можно убаюкать лес?
-Как будем читать?
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака..
-Как плывут облака?
-Почему они уплывают в далёкую страну?
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна..
-Что такое метелица?
-Как это -“стелется ковром”?
-Как будем читать эту часть стихотворения?
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна..
-Какую картину вы представили?
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней..
-Как мы прочитаем эти строчки?
-С помощью каких слов (частей речи) в описании воробьёв автор выражает жалость?
-Как надо читать эти строки?
..А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней…
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
-Почему пташки не спят, а дремлют?
-Как будем читать эту часть?
3.Физминутка. г/з композитора М.Минкова”Танец снежинок”.
Учитель.
К нам прилетели снежинки. Они плавно кружатся в воздухе, опускаясь на землю. Все они разные, ни одна не похожа на другую.
-А сейчас я попрошу вас закрыть глаза, представить свою единственную снежинку, не похожую ни на чью другую и показать движениями, как она кружится, порхает и ложится на землю мягким ковром.
(Дети под музыку выполняют каждый свой танец снежинок).
4.Продолжение работы с текстом.
-Какая зима в этом стихотворении?
Дети.
Недобрая, безжалостная, злая…
-Много ли в стихотворении красок?
Дети.
Нет.
-Почему же мы смогли почувствовать зиму?
Дети.
В стихотворении много звуков.
-Сейчас я проверю, как вы смогли их услышать.
5. Работа в четвёрках по карточкам.
(Дети читают вопрос №2 с карточки , изображают звуки, которые они смогли “услышать”)
-Зачем мы выполняли эту работу?
Дети.
Чтобы лучше почувствовать текст и прочитать его выразительно.
-Я думаю, что теперь вы сможете это сделать.
6.Индивидуальное выразительное чтение стихотворения по желанию детей.
(Дети аплодисментами оценивают ответы детей.)
7. Работа в четвёрках по карточкам.
(Дети читают вопрос №3 с карточки)
-Какой знак вы поставили в конце предложения?
-Давайте прочитаем это предложение с нужной смысловой интонацией.
Я очень рада, что вам удалось услышать голос зимы.
8.Обобщение по уроку.
-Что нового в творчестве С.Есенина открыли?
-Хотели бы познакомиться с другими его произведениями?
-Предлагаю прослушать романс на стихи С.Есенина ”Клён ты мой опавший”..
9. Прослушивание романса на стихи С.Есенина ”Клён ты мой опавший”..
V. Итог урока.
-С каким настроением вы уходите с урока?