Урок литературного чтения по теме: С.Есенин "Поет зима, аукает…"

Разделы: Начальная школа


Тема: С.Есенин ”Поёт зима, аукает…”

Цели:

  • ввести учащихся в мир поэзии С.Есенина;
  • создать живописный образ, нарисованный поэтом;
  • развивать поэтический вкус, образное мышление; умения формулировать свои
  • эмоционально-оценочные суждения;
  • вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.

Оборудование: портрет поэта, выставка книг,г/з” Времена года,” романс С. Есенина”Клён ты мой опавший”, картины художников о зиме, иллюстрации детей на тему “Зима”.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель.

-С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица.

-Отчего вам радостно?

-Почему вы улыбаетесь?

Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и волнуюсь от встречи с удивительным миром поэзии.

А сейчас нам предстоит узнать, что же интересное нас ожидает?

II Эмоциональная подготовка к восприятию текста.

1. Загадка о зиме. (Аудиозапись)

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

-Кто это?

-Произнесите это слово медленно, по звукам. Какие чувства у вас возникли?

-Какие слова вы можете назвать, чтобы охарактеризовать это время года?

Дети.

Волшебница, кудесница, красавица, метелица, вьюжная, морозная и т.д.

-Хотите понаблюдать за красотой зимы на уроке?

2.Г/з П.И.Чайковского” Времена года. Зима. ”

-Что вы представляете, слушая зимнюю зарисовку композитора П.Чайковского?

Дети.

Тихо падающий снег, порхающие снежинки…и т.д.

-Кто смог почувствовать зиму?

-C помощью чего композитор помог нам почувствовать зиму?

Дети.

С помощью звуков.

3.Демонстрация картин художников, детских рисунков.

Учитель.- Что объединяет все картины?

Дети.

Тема” Зимний пейзаж”.

Учитель.

- Представьте себя участниками изображённого. Что вы чувствуете? Почему ?

-Донёс до нас художник то, что хотел, с помощью кисти?

4. Работа в четвёрках по карточкам.

(Дети читают вопрос №1 с карточки, обсуждают и высказывают своё мнение)

III. Введение в тему урока.

1.Чтение записи с доски.

Поёт зима - аукает…

-О чём может идти речь в произведении с таким названием?

-Правильно вы предположили. Речь пойдёт о зиме. Перед вами строчка из стихотворения С.Есенина “Поёт зима – аукает..”

-Сможем ли мы почувствовать зиму, изображённую художником слова?

(Дети сомневаются.)

 IV. Работа по теме урока.

1.Самостоятельное чтение произведения.

-Что вы почувствовали?

-Что услышали?

2.Перечитывание текста вслух законченными смысловыми частями.

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка..

-Что вы представили?

Что такое сосняк?

-В тексте встретилось слово “стозвоном”, поэт его придумал сам, как вы думаете, что оно обозначает?

-Как зима аукает этими звуками?

-Почему этими звуками можно убаюкать лес?

-Как будем читать?

Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака..

-Как плывут облака?

-Почему они уплывают в далёкую страну?

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна..

-Что такое метелица?

-Как это -“стелется ковром”?

-Как будем читать эту часть стихотворения?

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна..

-Какую картину вы представили?

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней..

-Как мы прочитаем эти строчки?

-С помощью каких слов (частей речи) в описании воробьёв автор выражает жалость?

-Как надо читать эти строки?

..А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней…
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

-Почему пташки не спят, а дремлют?

-Как будем читать эту часть?

3.Физминутка. г/з композитора М.Минкова”Танец снежинок”.

Учитель.

К нам прилетели снежинки. Они плавно кружатся в воздухе, опускаясь на землю. Все они разные, ни одна не похожа на другую.

-А сейчас я попрошу вас закрыть глаза, представить свою единственную снежинку, не похожую ни на чью другую и показать движениями, как она кружится, порхает и ложится на землю мягким ковром.

(Дети под музыку выполняют каждый свой танец снежинок).

4.Продолжение работы с текстом.

-Какая зима в этом стихотворении?

Дети.

Недобрая, безжалостная, злая…

-Много ли в стихотворении красок?

Дети.

Нет.

-Почему же мы смогли почувствовать зиму?

Дети.

В стихотворении много звуков.

-Сейчас я проверю, как вы смогли их услышать.

5. Работа в четвёрках по карточкам.

(Дети читают вопрос №2 с карточки , изображают звуки, которые они смогли “услышать”)

-Зачем мы выполняли эту работу?

Дети.

Чтобы лучше почувствовать текст и прочитать его выразительно.

-Я думаю, что теперь вы сможете это сделать.

6.Индивидуальное выразительное чтение стихотворения по желанию детей.

(Дети аплодисментами оценивают ответы детей.)

7. Работа в четвёрках по карточкам.

(Дети читают вопрос №3 с карточки)

-Какой знак вы поставили в конце предложения?

-Давайте прочитаем это предложение с нужной смысловой интонацией.

Я очень рада, что вам удалось услышать голос зимы.

8.Обобщение по уроку.

-Что нового в творчестве С.Есенина открыли?

-Хотели бы познакомиться с другими его произведениями?

-Предлагаю прослушать романс на стихи С.Есенина ”Клён ты мой опавший”..

9. Прослушивание романса на стихи С.Есенина ”Клён ты мой опавший”..

V. Итог урока.

-С каким настроением вы уходите с урока?

Приложение