Цели:
- создать условия для ознакомления с новым звуком “ж” и буквой, которой он обозначается;
- рассмотреть особенности нового звука;
- содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;
- способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Оборудование: учебник “Моя любимая Азбука” (авт. Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина), снежинки, опорные конспекты, модели “звуковичков”, модели звуков.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение К. Бальмонта “Снежинка” под музыку.
Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая!
Какая белая!
Учитель: Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
Дети: Радостное, чудесное, прекрасное, светлое.
Учитель: С этим прекрасным настроением начнём наш урок.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Кто главная героиня стихотворения?
Дети: Снежинка.
Учитель: Сегодня на снежинках прилетели наши друзья “звуковички”.
1 – с, х.
2 – ш.
?
Учитель: Назови имена всех “звуковичков”. Расскажи, что их объединяет?
Дети: Это буквы, обозначающие звуки согласные, глухие.
Учитель: Обсудите в паре, по какому признаку они распределились на группы?
Дети: Буквы “с”, “х” обозначают два звука, а буква “ш” только один звук.
Учитель: Что заметили необычного?
Дети: Прилетел “звуковичок” без имени.
Учитель: Этот “звуковичок” пока не знает, в какую группу ему присоединиться. Мы должны помочь ему в этом. Согласны?
Дети: Да, мы поможем “звуковичку” найти свою группу.
Учитель: А помогут нам снежинки, на которых прилетели “звуковички”.
III. Формулирование темы и цели.
Учитель: Проговорите слово “снежинка” про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его.
Дети: “ж”.
Учитель: Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.
Дети: Звук…(“ж”) и буква, которая его обозначает.
Учитель: Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока.
Дети: Познакомиться со … звуком “ж”;
Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
IV. “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.
Учитель: Что нужно узнать о звуке?
Дети: Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой.
Учитель: Измените слово “снежинки” так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось?
Дети: Снежинка.
Учитель: Что такое снежинка?
Дети: Очень маленькая снежная частичка.
Учитель: Произнесите слово “снежинка”, выделяя новый звук. Назовите этот звук.
Обсудите в паре, какой это звук и почему.
Дети: Звук “ж” согласный.
Учитель: Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Придумайте вы такие слова, чётко интонируя звук.
Дети называют разные слова с новым звуком.
Учитель: Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком?
Дети: Нет.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Звук “ж” всегда твёрдый.
Учитель: Оденем “звуковичка” на снежинке. Сколько башмачков наденем? Почему один? Какой?
Дети: Башмачок один – синий, потому что звук “ж” согласный и твёрдый.
Учитель: Какая шляпка ему нужна? Почему?
Дети: Шляпка – жёлтый колокольчик, потому что звук “ж” звонкий.
Учитель: Составьте схему слова “снежинки” на парте, а один человек у доски.
Дети составляют схему слова “снежинки”. Сверяют со схемой на доске.
Учитель: Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.
Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.
V. Физминутка.
Учитель: Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке?
Дети: Это лыжи, потому что в этом слове есть звук “ж”.
Учитель: Мы – лыжники. Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых, есть звук “ж”. Если нового звука не услышим, то едем дальше.
Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.
(Дети изображают движение на лыжах.)
Учитель: Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику.
Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.
VI. Знакомство с новой буквой.
Учитель: Пока мы гуляли по лесу, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук “ж”. Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа?
Дети: На снежинку.
Учитель: Я буду показывать буквы, если покажу ту, похлопайте ей. С, Х, Ш, Ж. Как она называется?
Стала снежинка буквою “Ж”.
Солнце её не растопит уже.
Выложите букву “ж” из палочек. Дайте имя “звуковичку”. Расскажите, что узнали о новой букве. Найдите “звуковичка” в “Азбуке” на стр. 128. С кем он рядом? Почему? Одень “звуковичков”.
Дети: “Звуковичок” “ж” рядом со “звуковичком” “ш”, потому что это звуки согласные, всегда твёрдые.
Учитель: С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?
Дети: “Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.
Учитель: Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему?
Дети: Жи, же, жё.
Учитель: Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв?
Дети: “Опасные”.
Учитель: Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.
Дети: Жи пиши с гласной и,
же – с гласной е.
Учитель: Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти.
Дети: Ши пиши с гласной и,
ше - с гласной е.
Учитель: Найди в “Азбуке” слоги, записанные в обратном порядке. Прочти самостоятельно; хором; как говорим. Что заметили? Что произошло с последним звуком? Какое ещё открытие можно сделать?
Дети: Ж – ш парные.
Учитель: Посмотрите, как крепко взялись “звуковички” за руки. Чем они похожи? Одень их.
Дети: Буквы ж, ш обозначают один звук. Эти звуки согласные, твёрдые, парные.
Учитель: И ещё один секрет. Как мы называем звук “ш” в зависимости от произношения?
Дети: Шипящий.
Учитель: Звуки “ж” и “ш” так сдружились, что оба носят это название. В какую же группу присоединится “звуковичок”? Почему?
Дети: К “звуковичку” “ш”, так как у них много общего.
Учитель: Прочтите буквосочетания самостоятельно
жан |
жлек |
жур |
жмас |
жис |
жмур |
жол |
жмыр |
жес |
жсиа |
Виды чтения: 1 столбик: снизу вверх – с уменьшением голоса, сверху вниз – с усилением;
2 столбик: “снежный ком”.
Обобщение: что объединяет буквосочетания? Расскажите о букве “ж”.
VII. Первичное закрепление знаний.
Учитель: Прочтите слова, из которых составлена снежинка “за ведущим”.
снежок
снежный
снежинка
подснежник
заснеженный
Учитель: Прочтите слово к схеме. Докажи. Как определить количество слогов?
Дети: Заснеженный.
Учитель: Прочти название первого весеннего цветка.
Дети: Подснежник.
Учитель: Прочти слово, в котором звуков меньше, чем букв. Сколько букв, звуков? Почему?
Дети: Заснеженный. Удвоенный согласный обозначает один звук.
Учитель: Прочти слово с “опасным” сочетанием. Расскажи правило.
Дети: Снежинка.
Учитель: Прочти слово – название снега, но ласково. Какая часть слова придаёт уменьшительно-ласкательное значение? Назови суффикс.
Дети: Снежок. Суффикс “ок”.
Учитель: Прочти слово, которое не читали.
Дети: Снежный.
Учитель: Что ещё можно сказать о словах?
Дети: Они однокоренные.
VIII. Физминутка. Танец снежинок.
IX. Самостоятельная работа.
Учитель: Сформулируй задание:
не_ная _мётся отва_ная подви_ная
бе_ит дви_ется ло_ится кру_ится
белосне_ная
Дети: Нужно вставить букву в слово.
Учитель: Какую букву вставим в каждое слово?
Дети: Нежная, жмётся, отважная, подвижная, бежит, движется, ложится, кружится, белоснежная.
Учитель: Выполните задания по группам.
а) группа 1(дети, которые плохо читают).
Прочтите слова, которые обозначают действия снежинки, т.е. что она делает?
Прочтите слова, которые говорят о признаках снежинки, т. е. какая она?
б) группа 2 (дети, которые хорошо читают).
Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки, можно узнать из текста. Прочтите его.
Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красные, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.
По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.
Учитель: Что интересного узнали о снежинках? Какого цвета могут быть снежинки? От чего это происходит? Как по снежинкам можно определить погоду? Прочти слова с новой буквой. Расскажите про букву “ж”.
VI. Итог урока.
Какие открытия сделали о новой букве?
С кем ещё может дружить буква “ж”?
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
VII. Домашнее задание.
Если хотите узнать что-то интересное о жуке и его друзьях, прочтите в “Азбуке”.