1. Пояснительная записка.
Данная программа ориентированна на учащихся, которые выбрали для себя профессию “декоратор интерьеров”.
Научиться правильно и со вкусом оформлять свой дом должен каждый человек. Люди всегда стремились не только построить жилище, защищающее их от внешнего мира, но и украсить его, сделать не похожим на другие. Это позволит создать уют, что очень важно в жизни.
Подготовка декораторов предполагает изучение истории декорирования интерьеров, цветовой гаммы, ткани, практическую обработку ткани и выполнение всевозможной отделки в дизайне жилых помещений. Делается акцент на изучение интерьера в древней Руси и особенно родного края, как, например, в разделе “Вышивка” подробно рассматриваются символы и орнаменты вышивки русского населения Алтайского края.
Это дает возможность строить образование с учетом многовекового наследия русского народа.
Полученные знания о будущей профессии имеют большое значение для формирования художественного воображения и эстетического вкуса.
Цели курса:
- создать условие для обеспечения учащихся знаниями и умениями для профессионального самоопределения;
- помочь в определении профиля дальнейшего образования.
Задачи курса:
- создать условия для формирования интереса к декорированию интерьеров;
- создать условия для развития художественно-творческих способностей учащихся;
- создать условия для формирования личности;
- сформировать навыки, приемы декорирования интерьера с учетом цветовых сочетаний;
- воспитывать любовь к истории своего народа.
Программа предусматривает взаимосвязь теоретических и практических занятий. Одновременная подача информационного материала и выполнение практических упражнений, образцов и эскизов будет способствовать повышению интереса к выбранной профессии, развитию вкуса, самоуважению и уверенности в себе.
Завершающим этапом является выполнение творческой работы “Эскиз интерьеров”.
Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, предусматривает 16 часов (6,5 часов – теории, 9,5 часов практики).
Для реализации необходимы: кабинет, столы, стулья и инструменты.
После прохождения данного курса предполагается, что у школьников сформируется интерес к декорированию интерьера и произойдет сознательный выбор дальнейшего образования.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса учащийся должен знать:
- об истории декорирования помещений;
- сведения о цвете и цветовых сочетаний;
- о разнообразии ткани;
- о вышивке русского населения Алтайского края.
Должен уметь:
- выполнять образцы по заданию;
- выполнять эскизы интерьера помещений.
Оценка результатов.
Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг.
Нулевой мониторинг – диагностика творческого воображения учащихся. Дня диагностики используется метод анкетирование, собеседования.
Текущий мониторинг – оценивается усвоение материала и выполнение практических заданий.
Заключительный мониторинг – выполнение творческой работы. Оценивается степень используемых знаний.
Форма отчётности учащихся
По мере получения теоретических знаний учащиеся будут реализовывать их на практике.
Выполнение практических образцов оценивается по пятибальной системе и собирается банк данных.
Последняя практическая работа – “Эскиз интерьера” является творческим воплощением всех полученных знаний и умений.
2. Учебно-тематический план курса.
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. История декорирования интерьеров. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция | Образец эскиза интерьеров. |
2 | Цвет в интерьере. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа | Образец эскизов цветовой гаммы для зала, спальни и столовой на выбор. |
3 | Все о тканях. | 1 | 1 | Лекция | ||
4 | Швейные работы. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. | Образцы ручных швов, образцы машинных швов, образцы обработки срезов. |
5 | Отделка. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа. | Образцы складок. Образцы буф. |
6 | Вышивка. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа. | Образцы видов вышивки. |
7 | Декорирование оконных и дверных проемов. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. | Творческая работа – эскиз интерьера. |
ИТОГО | 16 |
Содержание программы.
1. Вводное занятие. История декорирования интерьеров – 1ч.
Теория – 0,5 часа.
Декорирование интерьера Древнего Египта, Древнего Рима.
Драпировка в эпоху Средневековья и Возрождения.
Направление стран Западной Европы и особенности России.
Практика – 0,5 часа.
Выполнить эскиз комнаты по образцу.
2. Цвет в интерьере 2 часа
Теория – 1 час.
Влияние цвета на человека. Свойство цвета. Теплые и холодные цвета. Цвет в интерьере.
Практика – 1 час.
Выполнить эскиз по образцу (на выбор зал, спальня ли столовая) с учетом цветовых сочетаний.
3. Все о тканях 1 час.
Теория – 1 час.
Виды волокон. Строение ткани и виды ткацких переплетений. Виды тканей.
4. Швейные работы 4 час.
Теория – 1 час.
Инструменты. Особенности раскроя ткани. Ручные швы. Машинные швы. Обработка срезов.
Практика – 3 часа.
Выполнить образцы ручных швов – шов “вперед иглу”, петельный шов, тамбурный шов, потайной шов.
Выполнить на выбор два шва по образцам машинных швов – стачной шов, застрочной шов, расстрочной шов, запашивочный шов, бельевой шов, шов накладной стачной, шов накладной настрочной.
Выполнить на выбор два шва по образцам обработки срезов – срез, подшитый потайными стежками, застроченный срез, срез обработанный тесьмой или обточкой, срез обработанный руликом, срез с декоративной отделкой.
5. Отделка 3 часа.
Теория – 1 час.
Инвереные складки, тройные французские складки, складки “бокалы”, складки “гильзы”, сборки, буфы. Многослойные шторы.
Практика – 2 часа.
Выполнить образцы складок.
Выполнить образцы буф.
6. Вышивка 3 часа.
Теория – 1 час.
История искусства украшения ткани. Основные символы в русской народной вышивке крестом. Орнамент вышивки русского населения Алтайского края. Техника вышивки.
Практика – 2 часа.
Выполнить образцы вышивки – стебельчатый шов, мережка, крест, болгарский крест, белая гладь.
7. Декорирование оконных и дверных приемов 2 часа.
Теория – 1 час.
Общие рекомендации по раскрою занавесок. Виды занавесок. Шторы. Гардины. Портьеры. Ламбрекены. Драпировки.
Практика – 1 час.
Выполнить творческую работу “Эскиз интерьера” с учетом цветовой гаммы и полученные знания.
Список литературы для учителя
- Дом и ты в нем /под ред. А.Г.Филимончук – Киев: Довира; М.: собеседник, 1995.
- Интерьер современной квартиры (сост. Пошкевич Р.Н., Звездина Т.И., Мельников В.Е., Бруский В.Б.) – М.: Стройиздат, 1988.
- Коноплева Н.П. Как относится к себе и быту, или Практическая психология Хозяйки Дома. – М.: АСТ – Пресс, 1997.
- Материалы фольклорных экспедиций (выпуск №1). Традиционная культура “поляков – староверов” села Сибиричиха Солонешенского района Алтайского кря. О.. Абрамов, г.Барнаул, 1999.
Список литературы для учащихся
- Гальперина Г.А.Гардины, шторы, подушки, подушки, покрывала. Уютные детали для вашего дома.-М.:РИПОЛ классик, 2005.
- Журнал “Интерьер”- 2003-2005 г.
Словарь ключевых слов:
Буфы – пышные сборки.
Гардина – занавеска на все окно.
Декорировать – придать красивый внешний вид.
Драпировать – украшать тканями.
Драпировка – занавеска, ткань, опускающаяся широкими складками.
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Ламбрекен – горизонтальная драпировка, украшающая верхнюю часть окна.
Портьера – плотная тяжелая занавеска.
Сборка – прошитая мелкая волнистая складка.
Складка – ровно сложенная вдвое и затянутая полоска из ткани.
Ткань – изделие, изготовленное тканием.
Цвет – световой фон, окраска.
Шов – место соединения сшитых кусков ткани.
Эскиз – предварительный набросок к рисунку.