Святочный девичник

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Известно, что современные люди испытывают острый дефицит общения. Мы постоянно куда-то спешим, работаем, суетимся, и времени и сил на неспешные душевные посиделки с друзьями порой совсем не остается. Такой же стиль жизни перенимают от нас наши дети, ведь и с ними родители почти не общаются - ребенок сыт, одет, здоров, чего же более? Раньше дефицит общения в семье уравновешивался тем, что семьи были большими, имели много детей и несколько поколений жили в одном доме. Теперь, как правило, молодые живут отдельно от стариков, и бабушки-дедушки, которые имеют время и желание общаться с внуками, могут делать это не так часто. Это привело к тому, что уходит культура общения, теряются вековые духовные традиции патриархальной России.

Школа не может находиться в изоляции от жизни, и ее тоже задевают эти процессы. Нарушается связь Учитель - Родитель - Ученик. Некоторых родителей учитель не видит в школе годами. В результате страдают наши дети, ведь только в тесном контакте всех трех субъектов учебно-воспитательного процесса мы можем взрастить полноценную, духовно богатую личность.
Будучи классным руководителем, я тоже столкнулась с вышеперечисленными проблемами. Для создания дружного родительско-ученического коллектива в своем классе пришлось много потрудиться и применять разные приемы: и походы с экскурсиями, и съемка многосерийного сериала, и различные праздничные мероприятия. Сценарий одного из них я и предлагаю вашему вниманию.

Подготовка.
Ежегодно, во время Святок, мы с девочками проводим девичник. Это время откровенного общения, психологических игр и тренингов, возможность увидеть себя и других в нестандартной ситуации. Конечно, можно собрать девичник и в другое время (например, весной, 8 марта, или в Новый год ), но у нас сложилась именно такая рождественская многолетняя традиция, и мы ее соблюдаем.

Каждый раз мы решаем, кто станет гостем нашей встречи. Всегда приглашаем мам. Часто не только своих, но и мам и бабушек мальчиков-одноклассников. Кроме того, девочки имеют возможность пригласить в гости любого человека - подругу, тренера своей спортивной секции, просто хорошего знакомого. Единственное условие - это должна быть гостья, а не гость.

Всем педагогам известно, как трудно выманить родителей в школу даже на родительское собрание, что уж говорит о внеклассном мероприятии. Поэтому, чтобы собрать мам, должны сработать мастерство и изобретательность классного руководителя. Каждой мае или бабушке предлагается поручение, в связи с которым ей необходимо присутствовать на нашей школьной встрече. Главное - "заманить" первый раз, потом с удовольствием приходят сами, без всякого приглашения. Девочки обязательно делают для своих гостей красивые письменные приглашения и сувениры в подарок. Сувениры могут быть разные - например, ангелочки или символ наступившего года, главное, что выполнены они своими руками, с душевной теплотой и любовью. Сувениры стараемся делать вместе, опираясь на одну идею, а получаются они всегда потрясающе разнообразными и отражают индивидуальную особенность каждого ребенка. Не буду перечислять множество воспитательных педагогических ситуаций и возможностей, которые предоставляет уже одна только подготовка к мероприятию.

Мы с девочками заранее обговариваем тему девичника, и, в зависимости от этого, они получают какое-нибудь задание. Например, узнать, что такое Святки, или познакомиться со своей мамой (да-да, это не ошибка!), или ответить на вопрос "Какая я?",…

Классный руководитель, со своей стороны, тоже проводит подготовительную работу - подбирает психологические игры и тесты, секретничает по очереди с девочками и мамами и т.д. Я - учитель информатики, и, пользуясь аппаратурой и профессиональными навыками, всегда готовлю к девичнику интересную компьютерную презентацию, связанную с его темой. К сожалению, презентации занимают большой объем памяти и не могут быть представлены в данном материале целиком. Тем, кто заинтересуется, могу предложить связаться со мной по этому вопросу по e-mail. Каждый год мы во время святок гадаем, и девочки вместе с мамами подбирают для этого разные способы.

Девичник.
В назначенное время вечером девочки приходят в школу заранее и накрывают стол. Расстилаем красивые старинные скатерти ручной вышивки, бережно хранимые в семьях со времен прабабушек, ставим подсвечники, раскладываем фирменную домашнюю выпечку. Обязательно ставим на стол самовар. И - встречаем гостей.

Приятно говорить слова такие,
Своих гостей встречая у дверей:
-Мы вам так рады, гости дорогие,
Так рады… Проходите же скорей!
А на прощанье говорит своим гостям:
-Вы завтра в гости приходите к нам!

Зима приходит к нам целой чередой волшебных праздников. Зимние Святки - так в старину называли в народе время от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Нет другого такого времени на Руси, которое сопровождалось бы такой богатой россыпью обычаев, обрядов, примет и гаданий. Во время Святок идет пир горой. То в доме гости, то сами в гости.

Рождественской недели
Скрипучие шаги.
Ненулевые цели
Под вектором ноги.
Рождественских морозов
Вполне раешный стиль.
И воздух - бело-розов
И сладок,
Как ваниль…

Во время Святок принято веселиться, развлекаться, но с умом и пользой. Древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. С Рождества Христова государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и пр.

Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми; народ же обратил их в свои забавы.
Гости в дом - радость в нем. Исстари ведется обычай, что молодые женщины ходят друг к дружке с работою на весь день, а ввечеру приходят к ним старушки потолковать о том, о сем. Матушки неотлучно находились при своих дочерях. Если же девица не имела матушки, то ее заменяла няня, или бабушка, или старшая сестрица.

А вечером - посиделки. Это тоже давняя традиция: в русских деревнях с наступлением зимы девушки в складчину снимали избу, где долгими зимними вечерами пряли, вышивали, вязали и обязательно пели.

В праздник
Стол не как всегда.
В праздник -
Праздничней еда.
А для пущей
Радости
Напекли мы сладости!

Приглашаем вас к столу, дорогие гости!

(Пьем чай, знакомимся, общаемся. Однажды на девичнике бабушки рассказывали, как их сватали, как они выходили замуж, как раньше жили. Впечатление словами передать невозможно!) После праздничного чаепития продолжаем.

Но святочные посиделки - особенные. На них работу не брали, приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться, а главное - погадать на жениха.
Гадание - опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на Святках риск значительно меньше - "Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может",- говорили деды.

Настали святки.
То-то радость!
Гадает ветреная младость…

(А.С.Пушкин)

В старину на Святках пекли козули - обрядовое печенье. Пекли его в форме коровок, овечек или лошадей. Фигурки выставляли на окна для показа прохожим. На столе они с утра красовались для семейства, а уж вечером в гостинцы родным и близким расходились. С помощью этого печенья и гадали: отдельно выпекали птичек, по числу домочадцев, а в них запекали разное - уголек, денежку, кольцо, зерно. Если попадались деньги - к богатству, кольцо свадьбу пророчило, зерно (жито) - к хорошему бытию, а вот уголек печаль предвещал.
(Пекли козули и мы. Вот рецепт:

250 г сливочного масла, 250 г сахара, 250 г муки, 2яйца, можно добавить 100 г подсушенных орехов, размолотых в порошок.
Масло растереть с сахаром, постепенно добавляя взбитое яйцо. Делать это надо медленно, но непрерывно. Орехи смешать с мукой. Обе смеси соединить и поставить на 10-15 мин на холод. После чего вылепить фигурки и выложить на смазанный маслом противень. Выпекать 5-6 мин. Приятного аппетита!)

Различные способы гадания девочки проводят сами или с помощью мам - на кофейной гуще, на воде, с иголкой… Гадание - это игра.
А вот классный руководитель готовит более серьезные сюрпризы для всех участников девичника.
Например, тема девичника "Мама-дочка, ты и я". Мамы рассказывают о себе, своей молодости, первой любви. Смотрим презентацию, где мама молодая. Причем сначала видим именно фотографию юной мамы, и девочкам предлагается узнать - чья это мама.
Звучит приятная, легкая музыка. Создается настолько доверительная трогательная атмосфера, которую трудно воссоздать в других случаях.

Тема девичника "Какая я?".

Привольем пахнет дикий мед,
Пыль - солнечным лучом,
Фиалкою - девичий рот,
А золото - ничем.
Водою пахнет резеда
И яблоком - любовь…
Но мы узнаем навсегда,
Что кровью пахнет только кровь

Анна Ахматова

Всегда у человека развивающегося этот вопрос возникнет. Возникает он и у моих девчонок. Здесь мы работаем так. Сначала на слайде презентации возникает какая-нибудь художественная фотография, и девочкам предлагается угадать, с кем из их одноклассниц ассоциируется это фото и почему. Затем читаем, какими видят эту девушку мальчики - одноклассники (эти сведения заранее, тайно от девочек, выясняю у ребят).

Этот кадр появляется первым.

Этот-второй.

А этот - последним.

И так - о каждой девчонке в классе.
Им и мамам очень нравится.
И учителю хорошо - создается капитал личностных взаимоотношений с девочками и родителями, но котором в дальнейшем можно строить работу.

Тема "Отцы и дети".

Знаем ли мы друг друга? На этот вопрос нам ответила игра "Любовь с первого взгляда", проходившая на одном из девичников. В ней участвовали пары мама - дочка. Нижеприведенные вопросы были предложены девочкам. Аналогичные - мамам о дочках. (Вопросы выдавались на девичнике, а домашним заданием было получше познакомиться друг с другом. Но готовились и сюрпризы. В частности, был для девочек на девичнике вопрос, как звали их прабабушек).

1. Любимый цвет_________________________________________________________
2. Любимый цветок_______________________________________________________
3. Любимая книга_________________________________________________________
4. Любимый фильм________________________________________________________
5. Любимая песня_________________________________________________________
6. Кем хочешь стать по профессии __________________________________________
7. Есть ли у тебя ухажер___________________________________________________
8. Влюблена ли ты в кого-нибудь?___________________________________________
9. Когда родилась твоя мама?_______________________________________________
10. Самая лучшая черта твоего характера_________

Там, где знак вопроса, дочка или мама не смогли ответить на вопрос. Вот вам и блестящий повод сесть рядышком и познакомиться получше!

По результатам презентации выбиралась лучшая пара, которую мы тут же отправляли в кругосветное путешествие по школе.

Можно много еще рассказывать, как было. Но думаю, что главное - идея. А дальше - дело вашей фантазии, профессионализма и любви к своим ученикам.