Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Смотр знаний"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные сведения, полученные учащимися в 6 классе;
  • закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  • способствовать развитию любознательности и любви к русскому языку.

Оборудование урока: карта “Страны Грамматики”, тетради, задания на карточках (индивидуальные и групповые), морфологические тренажёры.

План урока.

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя, представление “экипажей”.

3. Разминка.

4. Задания для экипажей:

а) города Лексика и Фразеология;

б) река Орфография;

в) остров Морфология;

г) гора Синтаксис и озеро Пунктуация.

5. Подведение итогов путешествия.

6. Заключительное слово учителя.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по материалу 6 класса, т. е. всего того, что мы с вами изучали в течение года. Это смотр знаний. Проведём мы его в форме путешествия.

Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, приключения и даже некоторые опасности. Итак, мы отправляемся в страну Грамматику.

Это государство расположилось между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. Оно напоминает своими очертаниями две буквы: Р и Я. Догадались?

Для прохождения маршрута нам нужны умелые экипажи и знающие, смелые командиры (представление экипажей, командиров). Командиры будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия, и никто не отстал.

У вас есть тетради, в которых вы будете выполнять задания, чтобы попасть в конечный пункт назначения - дворец Грамотеев.

В конце урока вы сдадите эти тетради мне на проверку, и каждый из вас получит оценку.

3. Разминка.

Проверим вашу готовность путешествовать, умение быстро находить правильное решение и действовать.

Рассмотрите рисунок. Составьте как можно больше имен существительных из этого круга. Читать можно по ходу часовой стрелки и в обратном порядке, но обязательно подряд. Оценивается быстрота, верность и количество составленных слов от каждого экипажа.

Находить нужные слова вы умеете. Думаю, что теперь вы готовы путешествовать. Но чтобы отправиться в путешествие, вам необходимо “купить” билеты. Для этого каждому экипажу надо отгадать мои загадки и записать ответ в тетрадь. В отгаданном слове выделите орфограмму, составьте с ним предложение.

1 экипаж Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное Р содержит он,

А называется...(перрон)

 

2 экипаж Загадка эта нелегка,

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я... (хоккей)

 

3 экипаж На большие расстоянья

Мчится он без опозданья,

Пишется в конце два С ,

Называется... (экспресс)

 

4 экипаж Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный... (каталог)

 

4. Задания для экипажей

Итак, билеты куплены. Мы с вами находимся рядом с городами Лексика и Фразеология.

Ребята, на нашем пути - завал! Мы сможем продолжить наш путь только в том случае, если разберём завал из слов, т.е. разделим их на группы.

Слова: дом, земля, аллергия, бурак, цибуля, птица, наркоз, ботфорты, очи, диагноз, колледж, терраса, Интернет, ксерокопия, олимпиада, кафтан, факс.

Группы: 1) общеупотребительные слова; 2) диалектные слова; 3) профессиональные слова; 4) заимствованные слова; 5) устаревшие слова; 6) новые слова.

Ребята, “завал” мы разобрали. Но рядом с городом Лексика есть ещё и город Фразеология. Чтобы его проехать, вам потребуется проявить актёрские способности.

Придумайте пантомиму, чтобы проиллюстрировать фразеологизм. Остальные экипажи должны угадать, что это за фразеологизм, записать его в тетрадь, составить с ним предложение.

1экипаж водить за нос

2 экипаж обвести вокруг пальца

3 экипаж семь раз отмерь, один раз отрежь.

4 экипаж брать быка за рога.

Ребята, а что такое фразеологизм? (Ответ ученика).

Чем являются по отношению друг к другу фразеологизмы 1 и 2 экипажа?

Теперь мы можем продолжить путь. Впереди - река Орфография. В ней плавают большие и маленькие рыбки. Как их зовут? (Орфограммы).

Они нам приготовили задание - (на плакате) расскажите о правописании корней ГОР - ГАР, КОС - КАС (ответ ученика).

А теперь игра - “четвёртый лишний”. Спишите словосочетания, подчеркните четвёртое лишнее, составьте с ним предложение, орфограмму графически обозначьте.

1 экипаж: несг...раемый шкаф, г...рячий утюг, южный заг...р, дог...рающий костёр.

2 экипаж: разг...ревшиеся дрова, местные пог...рельцы, г...рящая изба, уг...рный газ.

3 экипаж: лёгкое прик...сновение, непрк...сновенный запас, к...сательная линия, точки соприк...сновения.

4 экипаж: слегка к..саться, вопрос, к...сающийся реформы, осторожно прик...саться к утюгу, соприк...сновение с противником.

Итак, орфограммы довольны. У них прекрасное настроение. Ребята, а как мы напишем слово ПРЕКРАСНОЕ? (Ответ ученика). Дело в том, ребята, что в реке Орфография живут две рыбки-сестрички - приставки ПРЕ и ПРИ. Но, к сожалению, они постоянно ссорятся из-за того, что не могут договориться, в каких случаях писать ПРЕ, а в каких – ПРИ.

Ученик читает стихотворение.

ПРИ пиши, когда приделал,

Прибежал иль прибыл,

Словом, что-то и к чему-то

Ты прибавил иль приблизил,

Приколол, приколотил.

Если ты за дело взялся,

Но не выполнил всего,

ПРИ пиши без разговоров,

ПРИ и больше ничего.

Прекрасно знаешь - нелегко

Преодолеть преграды, трудность,

Преуспеть в каком-то деле,

Конечно, тоже нелегко.

Ребята, а как звучит правило о правописании приставок ПРЕ и ПРИ? (Ответ ученика). Всегда ли мы можем определить значение приставки?

Пока ПРЕ и ПРИ спорили, к ним в гости приплыли слова. Наша задача - определить, к какой же из приставок пожаловали слова.

Распределительный диктант (с взаимопроверкой)

В левый столбик запишите слова с приставкой ПРИ, в правый - с ПРЕ:

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная площадь, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребёнок, приподнять тяжёлый шкаф, примчаться сломя голову.

Дифференцированное задание.

1) Творческая работа. (Задание выполняют учащиеся со слабым уровнем усвоения знаний).

Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему “Весенний дождь”.

Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.

2) Самостоятельная работа с текстом. (Выполняют сильные учащиеся).

Спишите, вставьте буквы, графически объясните выбор орфограммы.

Бушу...т в поле (не)погода. По небу стел...т(?)ся ни...кие т...жёлые обл...ка. Ярос...ные порывы ветра гон...т по дорогам снег. Но это (не)пугает п...ртизан. (Не)нависть к фашистам с...брала их в глух...м лесу.

Во многих ср...жениях вместе с п...ртизанами уча(?)ствовал Коля Зайков. Сейчас он пр...бежал из бл...жн...й д...ревн... и докладывает к...мандиру, что он вид...л на д...рог... немецкие танки.

П...ртизаны рас(?)читывают ун...чтожить их внезапным ударом.

Мы подъехали к острову Морфология. Но попасть туда можно только с разрешения губернатора этого острова - Глагола. Для этого надо выполнить задание на морфологическом тренажёре (с взаимопроверкой). Возьмите тренажёры, впишите в “окошечко” свою фамилию. Посмотрите на доску, где для каждого экипажа указаны слова для разбора. Грамматические признаки этих слов отмечайте в специальных “окошечках” на тренажёре.

1 экипаж. Ночью выпал на землю снег.

2 экипаж. Сделала бы уроки.

3 экипаж. Читайте книги!

4 экипаж. Мы выражаем восторг.

Итак, разрешение губернатора у нас имеется, и мы на острове Морфологии. Главная его достопримечательность - Музей Частей Речи. Напомните, какие части речи мы с вами изучили в 6 классе? Назовите грамматические признаки и дайте определение каждой части речи. (Ответ учеников)

Впереди у нас последнее препятствие. Это один из самых труднодоступных районов страны Грамматика, т.к. в нем имеется гора Синтаксис и глубокое озеро Знаков Препинания. Его-то нам и предстоит переплыть. Спишите с доски предложения и расставьте, где нужно, знаки препинания.

1. Ёлка стояла посередине комнаты Мишка ловко развешивал на неё игрушки.

2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...

3. Наступили белые сумерки белый мрак одевал землю.

4. Если за день ничему не научился, зря прожил день говорит народная пословица.

5. Ребята овладевайте русским языком!

5 и 6.

И вот мы во дворце Грамотеев. Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна еще не раз позовет нас пройти по своим дорогам. Сдайте тетради, оценки будут объявлены на следующем уроке.

Домашнее задание не задано.