Цели урока:
- Закрепление представлений детей о славянской религии; знакомство с мифическими существами;
- Развитие творческого воображения, умения работать с текстом, способность анализировать, выявлять главное;
- Воспитание бережного отношения к культуре своего народа, формирование интереса к русской литературе, народному творчеству.
Оборудование: карта Киевской Руси XI-XII вв., карточки по теме “Древние славяне”, символы, олицетворяющие славянских (языческих) богов, тетради.
Ход урока
I. Вступление
- В этом году богиня Клио привела нас к удивительному народу, сильному, крепкому, мужественному, имя которому славяне. И прежде, чем продолжить знакомство с этим народом, проведем историческую разминку.
II. Повторение пройденного материала
1. Историческая разминка.
На доске карточки с напечатанными словами. Ученик читает выбранное им слово и объясняет его. Карточку снимает.
Полуземлянка, топить печь по-черному, бортничество, святилище, идол.
2. Игра “Листопад”
- За окном осень. Заглянула она и к нам и оставила на доске свои листочки, на которых написаны задания для вас.
На доске прикреплены листочки (кленовые, дубовые и т.д.) с вопросами. Командиры групп снимают листочки с заданиями и садятся на место. В группах идет обсуждение заданий.
Рис.1
- Кто такие древние славяне? Как выглядели? Во что одевались?
- Где селились древние славяне? Какие места для своих поселений выбирали? Покажите на карте расселение древневосточных славян – наших предков. (Словене, кривичи, полочане, дреговичи, древляне, поляне, радимичи, вятичи, северяне)
- Кто соседствовал со славянскими племенами? (Прикрепить на карту карточки с названием соседних со славянами племен: печенеги, половцы, хазары, варяги, балты, греки)
- Какая религия была у древних славян? Что такое язычество? В каких богов верили славяне-язычники?
3. Боги славян-язычников
Задание каждой микрогруппе: выбрать символ бога и рассказать о нем по плану. (на доске картинки с символами богов)
План рассказа
- Имя бога.
- Как его представляли древние славяне.
- Какое явление природы (жизни) он олицетворял?
Символы богов
- Перун – туча с молнией
- Ярило – солнце
- Мокошь – земля с колосом
- Велес – домашнее животное
Рис.2 |
Рис.3 |
Рис.4 |
Рис.5 |
- О каких еще богах вы читали и можете рассказать?
(Даждьбог – бог солнца; Стрибог – бог ветра; Лада – богиня любви; Коляда – бог веселья)
III. Изучение нового материала
1. Актуализация темы.
Древние славяне не могли объяснить причин многих природных явлений, поэтому они считали, что всеми этими явлениями (движением солнца и луны, дождем, громом, бурей и т.д.) управляют сверхъестественные силы – боги – и низшие существа – духи. В отличие от богов духи находятся в постоянном взаимодействии с человеком, ежечасно определяя особенности его душевного и психического состояния. В некоторых мифах духи делятся на злых, вредящих человеку (демонов) и добрых, полезных для него (хранителей или помощников). Но считалось, что даже добрые духи могут причинять зло, если их рассердить, поэтому люди старались умилостивить всех духов. Духов было очень много. В лесу жил дух леса – Леший, в доме – Домовой, в воде – Водяной и Русалочка, на болоте – Кикимора.
2. Работа с текстом дневника-тетради.
- В жизни людей постоянно происходили мелкие и крупные неожиданные вещи: то вдруг горшок упал и разбился, то курицу поленом придавило, то наперсток куда-то запропастился, то печь погасла. Кто же должен быть виновником?
Конечно, кто-то невидимый. Домовой.
Текст о Домовом дети читают в тетради на стр.20 (про себя) с заданием: составить 2-3 вопроса по содержанию текста.
После самостоятельной работы группы задают по одному составленному вопросу соседним группам.
- Было еще одно древнее божество, охраняющее очаг, домочадцев. Имя его – Чур.
Теперь только в детских играх можно услышать: “Чур, меня!” Это значит, участник игры защищен и трогать его нельзя. “Чур, меня!” - это старинное заклятье.
Рис.6
Физкультминутка. “Дом, вода, лес”.
Дети повторяют движения за учителем: “дом” - сложенные над головой руки, изображающие крышу, “вода” - имитация движений пловца, “лес” - качающиеся на ветру деревья.
Леший
Загадка.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. /лес/
На экране появляется картинка с изображением Лешего.
Рис.7
Рассказ учителя о Лешем.
- В лесу Леший является полноправными неограниченным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, т.е. он даже может проигрывать их в карты соседнему Лешему.
Настоящий Леший нем, но голосист: он умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет иногда во все горло почти с вечера до полуночи. Он не любит пения петухов и с первым его выкриком немедленно замолкает.
Лешие не умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски. А бессловесными делаются только при встрече с людьми.
Лешие не столько вредят, сколько проказничают и шумят. Они обводят человека: т.е. всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо “заведут” в такое место, из которого не как не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек будет долго кружить по лесу на одном и том же месте. Однако, во всех таких приключениях Леший все-таки не ведет людей на погибель.
От проказ Лешего можно отчураться, конечно, прежде всего, молитвой и крестным знамением. Заблудившемуся рекомендуется присесть на первую колоду, снять с себя и вывернуть на изнанку одежду и в таком виде надеть ее на себя. Обязательно также правый лапоть надеть на левую ногу, а левый на правую.
Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с Лешим оказываются бессильными. Это день – 4 октября. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.
Однако это добрый дух, если его задобрить жертвой: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб.
- Знаете ли вы какие-нибудь фразеологизмы, связанные с его именем? (“Леший его знает?” - кто его знает; “иди к Лешему” - убирайся; “какого Лешего?” - выражение досады).
Водяной
На экране появляется картинка с изображением Водяного.
Рис.8
Дети самостоятельно читают текст (стр.22). Задание: рассказать, что узнали о Водяном. Ответы детей.
Выборочное чтение по вопросам:
- Как выглядит Водяной?
- Где живет?
- Как живет?
- Внимание на экран телевизора. Нас там кто-то поджидает.
На экране демонстрируется фрагмент мультфильма “Летучий голландец” о Водяном.
Духов очень много. Это Русалки, Кикиморы, Ведьмы, а так же известные вам по сказкам Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. (На экране появляются картинки с изображением названных духов и мифических существ). Они были, по представлению наших предков, частью их жизни, которую понять и представить себе язычники иначе не могли.
Рис.9
IV. Повторение изученного материала
Игра “Я о нем вам расскажу, но его не покажу”.
Каждая микрогруппа получает карточку с изображением духа, не называя его дает характеристику. Задача других микрогрупп – отгадать о ком идет речь.
Учитель: - Домовой, Леший, Водяной – это люди? /Нет, это духи./
Учитель: - Почему люди представляли явления природы в образе богов и духов?
/Они не могли объяснить эти явления и верили, что всем этим руководят сверхъестественные силы./
V. Итог урока
- Что нового вы для себя узнали, открыли на уроке? О чем захотелось прочитать? Что вас удивило?
VI. Домашнее задание
Прочитайте сказки, в которых встречаются духи и мифические существа, о которых мы говорили сегодня на уроке. Задание в тетради на стр. 23: стихотворение о Русалке. Приготовьтесь выразительно читать, разгадайте кроссворд.
VII. Рефлексия
- Урок закончен. С каким настроением вы уйдете с этого урока? Удовлетворены ли вы? Давайте покажем это своими листочками на доске. (желтые – хорошее настроение, коричневые – отчего-то стало грустно).
- Язычников всегда занимали свет и тьма. Темный лес их пугал, они считали, что он наполнен злыми духами. И не случайно темный цвет – цвет скорби, печали, тоски. Светлые цвета – отражение радости, бодрости, приносят успокоение.
- Выберите листочек и прикрепите к доске.