Вид урока: урок-экскурсия “По родному краю”(Приложение 1).
Девиз урока: “Где кто родился, там и пригодился”.
Цели:
- обобщение знаний учеников об обыкновенных дробях;
- закрепление навыков сложения и вычитания смешанных чисел;
- развитие логического мышления;
- воспитание устойчивого творческого интереса к изучению математики;
- расширение кругозора через межпредметные связи;
- привитие интереса к изучению родного края;
- создание комфортности на уроке для каждого ученика.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений.
Структура урока: фронтальная, парная, индивидуальная самостоятельная работа.
Оборудование: опорный конспект “Обыкновенные дроби” – на доске и на каждой парте; кодоскоп; магнитофон; раздаточный материал (на каждой парте), карта Хакасии, герб Хакасии.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Разминка
1. Разгадай ребус:
2. Расшифруй: сличитель, менательзан. Что означают эти термины?
III. Сообщение темы урока
Звучит мелодия “Наш край” Д.Кабалевского.
– Сегодня на уроке мы вместе с вами
- восхитимся глубокими знаниями по теме “Обыкновенные дроби”,
- вытащим из тайников нашей памяти все ценное по теме “Сложение и вычитание смешанных чисел”,
- потренируем свои головы и расшевелим мозговые извилинки,
а чтобы нам не скучно было решать и считать, мы сегодня на уроке совершим с вами небольшую экскурсию по родному краю.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
IV. Опорные конспекты. Работа в парах
– По плану перед любой экскурсией дается инструкция по соблюдению правил. У вас на каждой парте есть какое-то правило (правило разрезано на логические части), вы его должны правильно собрать (учтите, что есть кое-что лишнее) и данное правило применить при решении устных упражнений. Если затрудняетесь, то можно воспользоваться опорным конспектом. (Приложение 2)
Чтобы сложить смешанные числа, надо…
- сложить отдельно их целые и дробные части;
- если при сложении в дробной части получается неправильная дробь, то…;
- из нее выделяют целую часть и добавляют к уже имеющейся целой части.
Чтобы вычесть смешанные числа, надо…
- вычесть отдельно их целые части и дробные части;
- если при вычитании дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то…;
- надо раздробить единицу уменьшаемого (занять в целой части), при этом в дробной части уменьшаемого получается неправильная дробь.
Правильная дробь – это дробь…
- в которой числитель / меньше знаменателя;
- правильная дробь…/…меньше 1
Неправильная дробь – это дробь…
- в которой числитель /больше или равен знаменателю
- неправильная дробь / больше или равна 1
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 1), 2), 3)
- разделить с остатком числитель на знаменатель;
- неполное частное будет целой частью смешанного числа;
- остаток (если он есть) будет числителем, а делитель – знаменателем дробной части.
Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, надо: 1). 2). 3).
- умножить знаменатель на целую часть;
- к полученному произведению прибавить числитель;
- записать полученную сумму в числитель, а знаменатель оставить без изменения.
V. Уточнение маршрута: задания на кодоскоп
Устные упражнения: Соотнесите левую часть правой, у вас получится место нашей экскурсии:
А Х Р А Ф И К Я С |
(Р) 6 (Ф) (Х) (А) (К) (А) 2 (С) (И) (Я) |
Звучит хакасская песня. Учитель показывает контуры республики Хакассиия. (Приложение 3)
И, где бы я не был, я в думах с тобою,
Родная Хакасия, солнечный край…
VI. Аквариум
Задания у каждого на парте, ученики расшифровывают по одному названию вида рыбы, кто справился первым, тот свой ответ записывает на пленке кодоскопа для последующего взаимоконтроля.
– Путешествуя по Хакасии, мы заглянем в Аквариум, где посмотрим обитателей речной фауны Хакасии.
Задание “Обитатели рек”. (Приложение 4)
а) Реши примеры и расшифруй названия обитателей рек Хакасии. Каких еще речных или озерных обитателей Хакасии ты знаешь? (Учащиеся вписывают в бланк ответов).
б) Дома: составь примеры на разные случат сложения и вычитания смешанных чисел и зашифруй название какого-нибудь животного или растения Хакасии.
Бланк ответов после заполнения:
VII. Физминутка
Зарядка для глаз (сенсорный круг, квадрат, треугольник)
VIII. Индивидуальная работа
Геральдика
Каждому дается задание на карточках.
Герб Хакасии
Герб республики Хакасии. На белом фоне стилизованный барс в обрамлении березовых ветвей, переходящих в основании в элемент хакасского национального узора – трилистник. Барс символизирует вечность жизни на земле, а ветви березы - общую историческую судьбу всех народов России, так как береза священное дерево для россиян.
IX. Продолжение физминутки
Каждый на цыпочках подбегает к доске для выбора своего ответа. Фронтальный взаимоконтроль.
Х. Коллективная работа
Мозаика
Выполнив задание, нужно подойти к доске,
найти свой ответ, написанный на карточке и
перевернуть его (снять с доски).
Если работа будет выполнена правильно, то в
результате появится рисунок тотемного
животного, живущего высоко в горах среди снежных
вершин. Это животное занесено в Красную книгу
России и Хакасии. Его изображение есть на гербе
Хакасии.
Задания мозаики (Приложение 5) дифференцированные (по цвету) – дети сами выбирают уровень сложности.
1. Реши уравнение:
2. Вычисли:
3. Выдели целую часть из дроби:
(по одной дроби на карточке).
4. Запиши смешанные числа в виде непра-вильной дроби:
(по одному числу на карточке).
5. Запиши частные в виде дробей, выдели це-лую часть:
23 : 4;
23 : 5;
11 : 9;
29 : 7
(по одному выражению на карточке).
XI. Работа в парах
Где родился, там и пригодился
– Заполни пустые клетки таблицы и расположи
числа в порядке 1), 2) – убывания, 3) – возрастания. (Приложение 6)
Например: вписываем в клетку на пересечении,
соответствует буква Н и т.д.
Кто справится с заданием, готовит небольшое
сообщение (1 мин.) о том, что ему известно о данном
населенном пункте, показать на географической
карте.
1)
Г
О Р. А Б А К А Н
После выполнения задания расшифровывается – гор.Абакан
Дополнительные сведения: Абакан – столица республики Хакасия, расположен на берегу реки Абакан.
2)
Р Ц. С. Т А Ш Т Ы П
Дополнительные сведения: с. Таштып – районный центр Таштыпского района, в 2004 г. отмечалось 80-летие образования района, расположено на берегу р.Таштып.
3)
С. А Р – Б А – Т Ы
Дополнительные сведения: с. Арбаты – Арбыйт-тура, казачий форпост, поставленный для охраны границы в 1758 году, располагается на берегу реки Абакан.
XII. Итоги экскурсии
На фоне хакасской музыки – рефлексия.
– Совершая сегодняшнюю экскурсию по родным
местам, мы повторили основные дей-ствия с
обыкновенными дробями, смешанными числами.
Как вы думаете, кто сегодня на уроке показал
отличные результаты, а хорошие?
Может быть, у некоторых не все еще получается
хорошо, но впереди у вас есть время, чтобы
добиться успехов.
Очень хорошо знают свой родной край ребята
(перечислить). Ведь не даром говорит-ся:
"Человек, если дома не любит, не полюбит и
страну".
Урок завершен, успехов вам, дорогие ребята, до
новых встреч!
Спасибо за урок!