Интегрированный урок внеклассного чтения и развития речи: "Наши верные друзья"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить понятие о структуре текста и его видах;
  • совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; продолжить работу над полным и кратким пересказом прочитанных по теме книг;
  • развивать творчество, воображение, умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ;
  • выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям.

Ход урока

1. Орг.момент

Настрой:

- Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

(Интересным, веселым, сложным, познавательным, увлекательным.)

- Это будет зависеть от вас и от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

Определение темы и цели урока:

- Ребята, тема нашего урока зашифрована. Отгадать ее можно по лексическим и грамматическим значениям данных слов:

1 - указательное слово, имеющее отношение к нам, стоит в И.п., мн.ч., отвечает на вопрос чьи? (наши)

2 – произошло от слова вера, синоним слову надежный, преданный, называет признак предмета мн. числа, стоит в И.п., отвечает на вопрос какие? (верные)

3 – изменение слова друг по числу. (друзья)

Открывается запись:

Наши верные друзья.

Отгадайте:

  • - Жил-был маленький щенок.
    Он подрос, однако,
    И теперь он не щенок –
    Взрослая … (собака)
  • Глазищи, усищи, хвостище, когтищи,
    А моется всех чище. (кот, кошка)

- Какова же цель нашего урока?

(Узнать больше о собаках и кошках, о том, как с ними дружить, не предавать, научиться составлять разные тексты о животных.)

- Давайте проведем наш урок в форме литературного журнала.

Страницы любого журнала раскрывают содержание каких-то глав. Посмотрите, какие главы нам нужно сегодня раскрыть:

1. Что такое верность?

2. Эти забавные животные.

3. В гостях у …

4. Творческий клуб.

Работа по развитию речи

Глава 1. Когда мы говорим “Верный …”?

1. Назовите смысловые ассоциации к слову “верный”.

2. В словаре Ожегова это звучит так:

  • Соответствующий истине, правильный, точный. (Верная мысль, верное решение);
  • Надежный, точный, преданный. (Верная опора, верно служить, верный друг).

- Какое толкование больше подходит к нашему уроку? Почему?

- Это синонимы – они отличаются друг от друга лишь оттенками значения. Эти слова помогут разнообразить вашу речь, сделать ее более красивой и грамотной.

Работа по внеклассному чтению

Глава 2. “Эти забавные животные”.

Выступают группы ребят, готовивших сообщения:

Историческая справка о собаках.

1) Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, помогать на охоте, охранять скот. Сейчас на Земле более 400 пород собак.

2) На Руси с древних времен собаки помогали охотникам. У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.

3) В Санкт-Петербургской полиции служил пёс по кличке Султан. Он вернул пострадавшим людям украденные у них ценности на общую сумму в 2 миллиона рублей.

4) Л.Н.Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.

5) Собаки-таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.

2. Историческая справка о кошках.

1) Главным предком всех пород и разновидностей домашней кошки принято считать дикую североафриканскую буланую или ливийскую кошку. Она еще известна как степная, нубийская, получившая это название от древнего государства Нубия, расположенного на территории нынешнего Судана.

2) Одомашнивание кошки произошло значительно позже, чем собаки. Считается, что этот маленький своеобразный хищник был впервые приручен в Древнем Египте около 5 тысяч лет тому назад.

3) Кошка почиталась египтянами как священное животное и была взята под защиту закона. За убийство её виновный подвергался смертной казни. Смерть этого животного была большим горем для владельца, и в знак траура он и члены его семьи сбривали брови.

4) Из Египта кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы. Расселение кошки в России (как и в Европе) произошло примерно 2 тысячи лет назад.

5) Кошки не отличаются большим разнообразием внешних форм. В мире насчитывается около 57 пород кошек, включающих более 250 разновидностей в зависимости от окраски шерсти.

3. Беспородные животные.

1) Загадка:

Вежливые, словно колли,
Упрямые, как бульдоги,
Сильные, как водолазы,
Умные, как сенбернары,
Храбрые, хоть на заставы
Славным овчаркам в пару. (Дворняжки)

- Важна ли в дружбе порода животного?

Об этом послушайте стихотворение “Мой щенок” в исполнении…

В нашем доме знают взрослые и дети
То, что я теперь счастливей всех на свете.
У меня на зависть всем собаководам
Есть собака удивительной породы.
Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,
На собаку водолаза
И на всех овчарок сразу.

Во дворе мы с ним всегда играем в мячик,
А когда сажусь я дома за задачник,
Мой щенок без дела тоже не скучает:
Туфли мамины по комнате гоняет.

Мы ходили с ним на выставку собачью,
Но обратно возвращались чуть не плача,
Потому что нам на выставке сказали,
Что дворняжкам не положены медали.

Не дают щенку награды – и не надо!
Я куплю ему медаль из шоколада,
Я для друга ничего не пожалею,
Лишь бы хвостик завертелся веселее.

4. Что интересного, нового вы узнали из книг о верности животных, готовясь к уроку внеклассного чтения? Расскажите об этом кратко.

Дети рассказывают о породах собак и кошек, кратко пересказывают понравившиеся произведения, класс оценивает ответы детей.

- В чем проявилась верность, отвага этого животного?

- Что является самым главным в уходе за домашними животными?

5. Вывод: самое главное – это любовь к тем животным, которых вы содержите дома.

Глава 3. “В гостях у …”

- А сейчас отправляемся в гости. Кто приглашает нас первый?

(Иллюстрированные рассказы детей о своих домашних питомцах.)

Работа по развитию речи.

Глава 4. “Творческий клуб”.

Учитель рассказывает историю создания фильмов о Мухтаре.

Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка – гроза всех нарушителей закона.

Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пес Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений.

Но шло время. Пес состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в теплом питомнике как почетного “пенсионера”.

После смерти собаки о ней была написана повесть. А по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар. Посвящен он многим розыскным собакам. Сначала фильм назывался “Ко мне, Мухтар”, затем по просьбе зрителей сняли продолжение многосерийного фильма о верности четвероногого друга.

1. Задание.

- В редакцию нашего “Литературного журнала” прислали вот этот снимок. Было решено объявить конкурс на самый интересный рассказ (Детям представлен крупный фотоснимок молодой овчарки по кличке “Верный”).

Т.е. будем составлять текст. Что такое текст?

(Текст – это и рассказ, и сказки, и стихотворение. В каждом тексте есть тема, основная мысль, часто – заголовок. Предложения в тексте имеют четкие границы, стоят в определенном порядке, связаны друг с другом.)

- Какова структура текста?

(Текст состоит из 3-х частей:

1) вступление

2) основная часть

3) заключительная часть)

- Какие бывают тексты?

(Текст-повествование. К такому тексту можно задать вопрос что произошло? В нем рассказывается о событиях. Это повествование.

Текст-рассуждение. К такому тексту можно поставить вопрос почему? В нем что-то объясняется. Это рассуждение.

Текст-описание. К нему можно поставить вопрос какой? какая? Это описание.)

Ответы детей подтверждаются таблицами-опорами.

- Какой заголовок может быть у текста-описания? (Симпатичный щенок и др.)

А у текста-повествования? (Проделки Верного и др.)

Какой заголовок можно придумать к тексту-рассуждению? (Почему овчарку назвали Верный? и др.)

2. Орфографическая подготовка: (разрезные таблицы у каждого ученика)

Приготовьте свои таблицы. Какой номер таблицы будете использовать, если захотите описать внешний вид собаки? (№1, Цвета и их оттенки; №3, Размеры; №6, Свойства животного).

А если будете описывать характер, настроение, повадки? (№7, Характер, вид; №8, Настроение; №9, Характеристика действия).

3. Работа в группах.

Выберите интересующий вас вид текста, озаглавьте его, продумайте все три части.

Подчеркните в таблице слова, которые будете использовать в тексте. Прочитайте их орфографически, запомните написание, по окончании работы проверьте.

4. Самостоятельная письменная работа.

5. Обсуждение, оценивание работ, выбор более удачных для классного литературного уголка.

Итог урока (рефлексия): Защищая природу, человек защищает самого себя. Кто в детстве спас птицу, пожалел щенка, приютил котенка, защитил муравья, бабочку, во взрослой жизни тоже будет защищать все живое. Человек в этом мире старший по разуму, поэтому должен заботиться обо всем на Земле.

А вот сейчас вам заключительное слово. Перед вами цветные листки-лепестки. Вспомните, когда вы сделали что-то хорошее другому: человеку, животному, проявили сострадание, подтвердили верность другу бескорыстно, не ради награды; пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому стало приятно, а у вас на душе светлее. Напишите об этом на обратной стороне листка и прикрепите к нашему цветку “Верные друзья планеты”.

Оформление “цветка”.

Спасибо за урок.