Цели урока:
- систематизировать знания по решению задач на встречное движение,
- повторить решение геометрических задач,
- закрепить вычислительные навыки при работе с именованными числами,
- расширить экономический словарный запас, развивать логическое мышление,
- формировать умение работать индивидуально, в парах, коллективно.
I. Оргмомент
II. Объявление темы и целей урока
– Сегодня мы играем в деловую игру. На минутках общения мы с вами говорили о налогах, кредитах, займах. А какое учреждение выделяет кредит?
- Что такое банк?
- Когда банк отказывает в кредите?
- Когда банк выдаёт кредит?
- Что такое, по-вашему, выгода и прибыль?
– Мы с вами сегодня будем группой независимых экспертов, которая работает в банке (прикрепить на доску табличку “БАНК”).
- Кто такой эксперт?
- Можете ли вы быть экспертами?
- Что должен уметь эксперт?
(Ответы детей)
III. Устный счёт
– Эксперт должен уметь хорошо считать. Я как председатель правления банка сейчас проверю, насколько хорошо вы это делаете. Запишите только ответы.
- Уменьшить 320 на 60.
- Уменьшить 800 в 2 раза.
- Увеличь 920 на 80.
- Увеличь 350 в 2 раза.
- Увеличь 4200 на 800.
- Уменьшить 4900 на 2000.
- Найти 1/7 от 84.
- Человек спит 1/3 часть суток. Сколько часов спит человек?
- Какой доле метра равен 1 дм?
– Теперь каждый из вас инспектор. Проверьте ответы вашего соседа, поменявшись тетрадями. Сверьте ответы с теми, которые записаны на доске.
Ответы: 260, 400, 1000, 700, 5000, 2900, 12, 8, 1/10.
Кто решил всё правильно – старший инспектор; 5–7 заданий – эксперт; меньше 5 заданий – наблюдатель. (Раздать визитки с названиями категорий, старшим инспекторам – оценку в журнал.)
IV. Тема урока
– В банк подали заявления о кредите три фирмы: Саянстрой,
САЗ, Стройсервис (прикрепить
таблички с названием фирмы на доску).
Нам нужно собрать информацию, проверить,
проанализировать их деятельность и вынести
решение о выдаче кредита. Для удобства каждая
группа экспертов будет заниматься одной фирмой,
затем результаты сравним.
Старший инспектор – САЗ;
Эксперт – Саянстрой;
Наблюдатель – Стройсервис.
Задание 1.
Посчитайте суммарную прибыль за три года и проанализируйте рост доходности фирмы. Результаты подчеркните красной ручкой. Три ученика работают у доски, остальные в тетради.
САЗ |
Саянстрой |
Стройсервис |
|||
700 + 900 : 8 – 190 * 6 – 8 |
млн. р. | 17 + 13 * 80 : 100 + 40 : 8 |
млн. р. | 560 : 7 * 9 – 30 : 23 + 12 |
млн. р. |
Результаты внести в таблицу.
Задание 2.
Фирмам выделили участки под строительство. За это время они успели построить забор вокруг участка.
Фирма “Саянстрой” выбрала участок прямоугольной формы со сторонами 50 м и 70 м.
Фирма “САЗ” участок квадратной формы со стороной 50 м.
Фирма “Стройсервис” выбрала участок треугольной формы со сторонами 80, 40 и 70 м.
(Чертежи прикрепить на доску.)
- Найдите длину забора.
- Какая фирма сэкономила на заборе?
- Какая форма участка более рациональна?
(Опросить учеников, результаты сравнить.)
V. Физминутка
VI. Продолжение работы
Задание 3.
А теперь проанализируйте, сколько времени тратит каждая фирма на оформление документов.
- 4 ч. 32 мин. + 2 ч. 40 мин. (САЗ)
- 1 ч. 14 мин. + 3 ч. 56 мин. (Саянстрой)
- 6 ч. 23 мин. + 2 ч. 37 мин. (Стройсервис)
Работают самостоятельно, данные занести в таблицу.
Задание 4.
Наши клиенты подали к рассмотрению список сотрудников, работающих на данном предприятии. Нам необходимо подсчитать, какое количество человек работает в данной фирме и приносит ей доход. Сосчитайте и сравните.
Счёт по цепочке. Сравнить данные, внести в таблицу.
Задание 5.
Нам бы очень хотелось встретиться с представителями каждой фирмы. Давайте назначим им деловую встречу и посмотрим, какая фирма быстрее сумеет добраться до банка.
– Итак, представители фирм направляются в банк (на доске схемы задач).
Расстояние между городами 480 км. Представители Саянстроя едут навстречу друг другу в банк со скоростью 65 км/ч и 95 км/ч; представители САЗа – со скоростью 100 км/ч и 120 км/ч; представители Стройсервиса – со скоростями 60 км/ч. Которые из представителей быстрее доберутся до банка? Которые из них затратят меньше времени на дорогу.
– Решите задачи, докажите выбор вашего решения.
Данные занести в таблицу, оценить работу
эксперта от каждой группы.
Задание 6.
Информация о планах фирм – коммерческая тайна, поэтому фирмы предоставили её в закодированном виде. Нам надо проанализировать правильность планов.
Правильно ли расставлен порядок действий?
VII. Итог урока
– Давайте подведём итог нашей работе.
– Какой фирме выделяем кредит? Почему?
(Работа по таблице, сравнение результатов: прибыль, длина участка, время выполнения работы, количество человек фирмы, кто быстрее приехал на встречу, правильно закодировал информацию).
Ученики рассматривают таблицу и делают вывод.