Урок математики в 4-м классе на тему: "Решение задач и примеров на все действия" (обобщение). Программа "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • систематизировать знания по решению задач на встречное движение,
  • повторить решение геометрических задач,
  • закрепить вычислительные навыки при работе с именованными числами,
  • расширить экономический словарный запас, развивать логическое мышление,
  • формировать умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

I. Оргмомент

II. Объявление темы и целей урока

– Сегодня мы играем в деловую игру. На минутках общения мы с вами говорили о налогах, кредитах, займах. А какое учреждение выделяет кредит?

  • Что такое банк?
  • Когда банк отказывает в кредите?
  • Когда банк выдаёт кредит?
  • Что такое, по-вашему, выгода и прибыль?

– Мы с вами сегодня будем группой независимых экспертов, которая работает в банке (прикрепить на доску табличку “БАНК”).

  • Кто такой эксперт?
  • Можете ли вы быть экспертами?
  • Что должен уметь эксперт?

(Ответы детей)

III. Устный счёт

– Эксперт должен уметь хорошо считать. Я как председатель правления банка сейчас проверю, насколько хорошо вы это делаете. Запишите только ответы.

  • Уменьшить 320 на 60.
  • Уменьшить 800 в 2 раза.
  • Увеличь 920 на 80.
  • Увеличь 350 в 2 раза.
  • Увеличь 4200 на 800.
  • Уменьшить 4900 на 2000.
  • Найти 1/7 от 84.
  • Человек спит 1/3 часть суток. Сколько часов спит человек?
  • Какой доле метра равен 1 дм?

– Теперь каждый из вас инспектор. Проверьте ответы вашего соседа, поменявшись тетрадями. Сверьте ответы с теми, которые записаны на доске.

Ответы: 260, 400, 1000, 700, 5000, 2900, 12, 8, 1/10.

Кто решил всё правильно – старший инспектор; 5–7 заданий – эксперт; меньше 5 заданий – наблюдатель. (Раздать визитки с названиями категорий, старшим инспекторам – оценку в журнал.)

IV. Тема урока

– В банк подали заявления о кредите три фирмы: Саянстрой, САЗ, Стройсервис (прикрепить таблички с названием фирмы на доску).
Нам нужно собрать информацию, проверить, проанализировать их деятельность и вынести решение о выдаче кредита. Для удобства каждая группа экспертов будет заниматься одной фирмой, затем результаты сравним.

Старший инспектор – САЗ;
Эксперт – Саянстрой;
Наблюдатель – Стройсервис.

Задание 1.

Посчитайте суммарную прибыль за три года и проанализируйте рост доходности фирмы. Результаты подчеркните красной ручкой. Три ученика работают у доски, остальные в тетради.

САЗ

Саянстрой

Стройсервис

700
+ 900
: 8
– 190
* 6
– 8
млн. р. 17
+ 13
* 80
: 100
+ 40
: 8
млн. р. 560
: 7
* 9
– 30
: 23
+ 12
млн. р.

Результаты внести в таблицу.

Задание 2.

Фирмам выделили участки под строительство. За это время они успели построить забор вокруг участка.

Фирма “Саянстрой” выбрала участок прямоугольной формы со сторонами 50 м и 70 м.

Фирма “САЗ” участок квадратной формы со стороной 50 м.

Фирма “Стройсервис” выбрала участок треугольной формы со сторонами 80, 40 и 70 м.

(Чертежи прикрепить на доску.)

  • Найдите длину забора.
  • Какая фирма сэкономила на заборе?
  • Какая форма участка более рациональна?

(Опросить учеников, результаты сравнить.)

V. Физминутка

VI. Продолжение работы

Задание 3.

А теперь проанализируйте, сколько времени тратит каждая фирма на оформление документов.

  • 4 ч. 32 мин. + 2 ч. 40 мин. (САЗ)
  • 1 ч. 14 мин. + 3 ч. 56 мин. (Саянстрой)
  • 6 ч. 23 мин. + 2 ч. 37 мин. (Стройсервис)

Работают самостоятельно, данные занести в таблицу.

Задание 4.

Наши клиенты подали к рассмотрению список сотрудников, работающих на данном предприятии. Нам необходимо подсчитать, какое количество человек работает в данной фирме и приносит ей доход. Сосчитайте и сравните.

Счёт по цепочке. Сравнить данные, внести в таблицу.

Задание 5.

Нам бы очень хотелось встретиться с представителями каждой фирмы. Давайте назначим им деловую встречу и посмотрим, какая фирма быстрее сумеет добраться до банка.

– Итак, представители фирм направляются в банк (на доске схемы задач).

Расстояние между городами 480 км. Представители Саянстроя едут навстречу друг другу в банк со скоростью 65 км/ч и 95 км/ч; представители САЗа – со скоростью 100 км/ч и 120 км/ч; представители Стройсервиса – со скоростями 60 км/ч. Которые из представителей быстрее доберутся до банка? Которые из них затратят меньше времени на дорогу.

– Решите задачи, докажите выбор вашего решения.
Данные занести в таблицу, оценить работу эксперта от каждой группы.

Задание 6.

Информация о планах фирм – коммерческая тайна, поэтому фирмы предоставили её в закодированном виде. Нам надо проанализировать правильность планов.

Правильно ли расставлен порядок действий?

VII. Итог урока

– Давайте подведём итог нашей работе.
– Какой фирме выделяем кредит? Почему?

(Работа по таблице, сравнение результатов: прибыль, длина участка, время выполнения работы, количество человек фирмы, кто быстрее приехал на встречу, правильно закодировал информацию).

Ученики рассматривают таблицу и делают вывод.