Цели урока:
- научить определять принадлежность объектов заданным множествам, в том числе подмножествам и пересекающимся множествам;
- научить определять истинность высказываний со словами “не”, “и”, “или”;
- научить изображать отношения между объектами с помощью графа, выделять подграфы, заданные высказываниями со словами “не”, “и”, “или”, описывать путь в графе;
- формировать у детей умение работать во времени, умения работать в группе, в паре;
- развивать логическое мышление, память, воображение;
- научить сравнивать, анализировать, обобщать;
- совершенствовать простейшие навыки работы на компьютере.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение и закрепление изученного (работа ведется в режиме презентации)
- Над какой темой работаем?
- В каком отношении находятся эти множества?
- С какими словами составляем высказывания и определяем их ложность и истинность?
- Давайте вспомним, с каким словом нужно составить высказывание, если закрасить область пересечения.
- С каким словом нужно составить высказывание подходящее к этому рисунку?
- Какую область этих множеств надо закрасить при высказывании со словом “или”?
III. Работа с карточками (виды отношений между множествами)
- множество фильмов – множество комедий;
- множество животных – множество героев мультфильмов;
- множество чисел – множество четных чисел;
- множество звезд – множество планет;
- множество трехзначных чисел – множество двузначных чисел;
- множество сказок – множество стихотворений.
Придумайте два множества и расскажите о них соседу по парте, а тот вам покажет их отношение.
IV. Работа за компьютером
V. Объяснение нового материала (работа в режиме презентации)
- Откройте тетрадь на странице 15, задание 18.
- Прочитайте описание графа.
- Как зовут человечков?
- Как вы думаете, это граф со стрелочками или с равноправными ребрами?
- Почему?
- Давайте покажем дружбу Дика с остальными человечками.
- Покажите дружбу Тика.
- Покажите, с кем дружит Рик.
- Что не хватает до завершения графа?
- На экран воспроизводится два заданных графа.
- Что вы можете сказать о Дике и Рике?
- О Тике и Нике?
- Когда истинно высказывание со словом “и”?
- Какое ребро нужно нарисовать на графе “видятся летом И видятся зимой”?
- Сколько человечков видятся и зимой, и летом?
- Какое ребро нужно нарисовать на графе “видятся летом ИЛИ видятся зимой”?
- Какое ребро нужно нарисовать на графе “НЕ видятся летом”?
VI. Работа в группах
- Выбрать граф “НЕ видятся зимой”.
- Остальные два графа попытайтесь сделать дома.
VII. Работа с учебником
Выполнение задания 19 на странице 16.
- Прочитайте описание графа.
- Самостоятельно обозначьте все дороги ребрами без стрелок.
- Проверьте выполнения задания.
- Сколько вершин у этого графа?
- Сколько ребер?
- Прочитайте описание следующего графа.
- Из какого города начинается путь медведей?
- Через какие города проходят дороги медведей?
- Составьте из этих букв имя водителя.
- Покажите путь автобуса на графе ребрами со стрелками.
- Прочитайте описание третьего графа.
- Как зовут водителя автобуса?
- Кто сможет показать путь автобуса на графе ребрами со стрелками.
VIII. Домашнее задание
- По выбору: доделать графы или придумать самим граф и его описание.
IX. Итог урока
- Какое задание понравилось выполнять?
- Давайте посмотрим, как оценил вашу работу компьютер.