Внеклассное мероприятие "Химия в быту"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


В условиях модернизации системы современного образования, задача формирования необходимых компетенций учащихся, обеспечивающих гибкость и способность к адаптации в любой сфере жизни, становится всё более актуальной.

Предложенное мероприятие – городской конкурс был проведён с целью привлечения школьников к проблемам использования химических веществ и продуктов химических производств в повседневной жизни человека; активизации учебно-познавательной деятельности учащихся для формирования бытовой компетентности; развития творческого потенциала и воспитания экологически грамотного отношения к использованию возможностей химических технологий в жизни человека.

Форма проведения конкурса – защита творческих заданий и решение игровых учебных ситуаций (загадки по теме выступления).

Участники конкурса: учащиеся 10 классов городских общеобразовательных учреждений, состав команды – 5 человек. Команда выбирает капитана, даёт название и эпиграф к выступлению. Сцена оформляется в виде комнат дома. Ведущие – ученики одной из школ.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая: Здравствуйте, дорогие участники и гости конкурса “Химия в быту”! Сегодня здесь собрались юноши и девушки, которые не только просто обучаются химии по страницам учебника, но относятся к категории тех любознательных и вдумчивых людей, которые на практике, в повседневной жизни умеют в обычном, привычном найти необычное. Именно они сумеют сегодня показать своими выступлениями, как много полезных открытий дала нам эта наука, как прочно она вошла в повседневную жизнь человека, делая её легче и проще, как много неоткрытых ещё возможностей встаёт перед теми, кто умно и верно воспользуется этими открытиями.
Я представляю вам членов жюри: (идёт представление).

Ведущая: А у нас на сцене – телеканал “Домашний” и дежурная по рубрике бюро добрых услуг  “Теремок” – тетушка Химиха-домовиха!

Химиха: Здравствуйте, дорогие ребята! Я Химиха-домовиха – сама себе строитель, сама себе портниха. В каждом доме я бываю, вам своими товарами жизнь облегчаю. Сегодня я позвала вас вместе со мной быть специалистами “Бюро добрых услуг” по вопросам использования химических продуктов в быту. Каждый день звонят и пишут, и приходят в моё бюро разные сказочные герои, так давайте вместе будем решать сегодня их проблемы.
Мне помогает принимать звонки ученица 11-го класса ... (ведущая).

Ведущая: Напоминаю телефон для сказочных героев: 123-45, наш адрес в Интернете: www.сказка.ru . А вот и первый звонок (звучит телефонный звонок: озвучивание за сценой или запись магнитофона).

– Алло, это бюро добрых услуг “Теремок”?

Ведущая: Да, а кто это говорит?

Голос за сценой:

Я – кошка Мурка, хочу построить дом,
Чтобы соседей пригласить потом.
Я кошечка-красавица, пускай мой дом прославится.
Моей проблеме помогите,
Хороших строителей сюда пришлите.

Химиха: Задача непростая. Так, посмотрим, кто у нас из сказочных героев в строителях числится (нажимает клавиатуру от компьютера, задумчиво): Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Комар-Пискун. Сказка “Теремок”.

Ведущая: Тётушка, но ведь они въехали уже в готовый дом, который стоял по дороге. Посмотрите ещё (смотрят монитор).

Химиха: А вот, кажется, есть ещё. Сейчас позвоним.

Набирает номер, звучит мотив песни Глюкозы “Швайне”.

Голос за сценой: Строительная фирма “Три поросёнка” слушает. У телефона –  прораб Наф-Наф.

Химиха: Здравствуйте, нам нужны хорошие строители. Скажите, с какими материалами работаете?

Голос за сценой: Есть всё, что хотите: солома, дерево, камень. Называйте адрес.

Ведущая: Постойте, постойте. Вы разве не помните, как развивались в сказке события?

Химиха: Как?

Ведущая: Да уж больно непрочными оказались дома, построенные двоими из братьев поросят. Боюсь, как бы не вышло беды и сейчас. Давайте сначала послушаем ребят, уж они то наверняка знают, какие вещества и материалы для строительства даёт нам современная химия.

Химиха: Отлично. На сцену приглашается команда школы (указывается №) с темой выступления “Школа ремонта”.

Идёт выступление.

Химиха: Спасибо за выступление, но просто так со сцены мы вас не отпустим. Есть у меня помощник, тоже химией интересуется и ужасно любит задавать всем каверзные вопросы. Вот его я и хочу сейчас пригласить ... (входит учащийся 5 класса).

Пятиклассник:

За кулисами сказали.
Знатоков здесь много в зале.
Потому без лишних слов
Выслушать я их готов.

Ведущая:

Слушай, что ты за опрос
Нам на праздник преподнёс?
Мало, что сдаём зачеты
И доклады, рефераты
Хочешь, чтобы скучновато
День закончился у нас?

Пятиклассник:

Нет, позволь, я лишь сейчас
Всем прочту стихи-загадки.

Ведущая: Говори, но только кратко.

Пятиклассник:

1.

От дождя не ржавеет,
Не ломается, не ржавеет.
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка гибка,
Если крепко закалится,
Никогда не отступится
Будет дерево пилить
Резать ткань, металл сверлить. (Сталь)

2.

Бьют Ермолку по затылку.
А он не плачет, только ножку прячет (Гвоздь)

3.

Красив, наряден карбонат
Ему строитель очень рад (Известняк)

За ответы я добавляю вам – ... баллов (по баллу за правильный ответ).

Химиха: Спасибо, посиди с нами (раздаётся трель, похожая на птичий щебет)

Ведущая: Интересно, кто это может быть? Похоже на птичий язык.

Химиха: Да, это мои друзья – Цапли. Что вы там говорите, Цапли?

Голос за сценой:

Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись.

Химиха:

Хоть я и не аптека,
Но посылаю к вам человека.
У него были те же проблемы:
Скушал церковь, скушал дом
И кузнецу с кузнецом.
А потом и говорит,
Что у него живот болит.

Под песню группы “Уматурман” “Эй, толстый!” на сцену выходит Робин-Бобин.

Робин-Бобин:

Я – Робин-Бобин
Знаменитый всем.
Была у меня в своё время
Куча проблем.
Но я стал химию пищи изучать
И свой рацион дневной правильно составлять.
А теперь, чтобы не было беды.
О химии в тарелке послушай и ты!

Ведущая: На сцену приглашается школа № ...

Выступление на тему: “Химия в тарелке”.

Химиха: А у тебя, Робин-Бобин, есть для ребят загадки?

Робин-Бобин: Конечно, пусть слушают:

1.

Не фокус это –
Все мы знаем,
Что цепи длинные глотаем. (Полимеры: белки, углеводы)

2.

Порознь каждый ядовит.
Вместе – будет аппетит. (Поваренная соль – хлорид натрия)

3.

В поле родился,
На заводе творился,
В стакане растворился. (Сахар)

Робин-Бобин: Молодцы, я добавляю вам ... балла. А я пошёл (уходит).

Химиха: Но всё-таки, нам нужно выручить цапель. Давайте пригласим к ним нашего врача – знаменитого Айболита.
А чтобы болезнь не застала вас врасплох, я рекомендую в каждом доме иметь домашнюю аптечку.

Ведущая: А что же туда надо положить?

Химиха: А об этом вам расскажет команда школы № ...

Выступление на тему: “Ай, болит”.

Химиха (обращаясь к пятикласснику): Что-то ты, Любознайкин, притих. Есть ли у тебя вопросы к команде?

Пятиклассник: У меня есть загадки. Слушайте, только отвечать нужно хором, как бы продолжая фразу. Готовы?

1.

Он с морской капустой дружит.
И лекарством людям служит.
Знает млад и знает стар народ –
Коль ушиб, то нужен… (йод)

2.

Если жар у человека,
Поищи его в аптеке.
И от гриппа, от ангин
Вам поможет… (аспирин)

3.

Это что за наказание –
Выключается сознание.
Заплетаются слова,
Закружилась голова.
Я на солнышке лежал,
Вдруг сознанье потерял.
Как откачали – не помню я,
Знаю лишь, что мне помог
Гидроксид … (аммония)

Пятиклассник: Добавляю вам … баллов.

Ведущая: К нам пришло сообщение по Интернету. Зачитываю:

За тридесятым за холмом
Стоит замок – старый дом.
Заколдована девица,
Там лет сто уже томится.
Того устала девка ждать,
Кто должен из плена её забирать.
Постарела молодица
И в невесты не годится.
Чтоб жениха не испугать,
Ей надо снова красивой стать.

Ведущая (обращаясь к Химихе): Да, вот это проблема, что делать будем?

Химиха:

Ну я же тоже женщина,
Беду понимаю.
И снова стихами
Ответ сочиняю: (печатает)
Духи, помада, тушь,
Крема, шампуни –
Всё узнаешь ты.
Послушай мастер-класс
Салона красоты!

Ведущая: Приглашаем на сцену команду школы № ...

Звучит отрывок песни Ю. Савичевой из фильма “Не родись красивой”. Тема выступления: “Салон красоты”.

Химиха: Любознайкин, есть ли у тебя к команде загадки по теме?

Ведущая: Ну, он же мальчик, ему столько вещей не надо, а вот я сочинила загадки про женские штучки.

1.

Под дождём, под град, в грозу
Это я собой возьму.
Будет в целости причёска,
Отдыхает пусть расчёска.
Вода, бутан, бензофенон –
Целой прелести флакон. (Лак или мусс для волос)

2.

    Тем, кто постарше – друг номер один.
    От сухости кожи и от морщин.
    В его основе – глицерин. (Крем)

3.

    Ей подкрашу неспроста
    Свои алые уста. (Помада)

Ведущая: Чувствуется, что в команде много девушек. Получайте от меня … балла.

Звучит звонок телефона.

Ведущая: Бюро добрых услуг “Теремок” слушает вас.

Голос за кадром:

Ой, горе Федоре, горе!
Помогите, догоните!
Убежали тарелки,
Ускакали стаканы
Остались одни тараканы.

Ведущая: Что случилось?

Химиха: Кажется, я догадываюсь. От бабки Федоры опять сбежала вся посуда.

Ну, сколько раз тебе повторять,
Посуду надо мыть, а в доме прибирать!
А раз ты плохая хозяйка –
Про уборку в доме послушай, давай-ка!

Ведущая: Приглашаем специалистов из команды школы № ...

Звучит музыка группы "Уматурман" “Тайд”, темавысупления: “Моем, чистим, убираем”.

Химиха: Ну что, Федора, послушала?

Голос за кадром:

Ох не буду я, не буду
Посуду больше донимать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать.
А жуков и пауков я повыведу.
Грязь и мусор уберу и повымету.

Химиха:

Смотри, установлю за тобой приглядки.
А вы, ребята, не плошайте
Ипослушай наши загадки.
Побыстрее отвечайте!

Любознайкин:

1.

Этих солей не найти ни в воде, ни в земле,
Но есть в магазине, и в каждой семье. (Мыла – соли высших карбоновых кислот)

2.

Хоть соль она, но под водой
Всех удивит своей средой
Посуду мыть, стирать бельё
Поможет. (Это не враньё).
Есть у неё одна сестра. Она –
Изжогу вылечить должна. (Сода)

3.

Круче мыла –
Бельё, как шелк.
Содержит энзимы этот порошок. (Стиральный порошок)

Любознайкин: Спасибо, вот ваши … балла.

Звучит телефон.

Ведущая: Алло, алло, говорите вас не слышно!

Химиха: Кто там?

Ведущая: Непонятно, кто-то плачет.

Химиха:

Значит снова кто-то в беде (обращается в телефон):
Говорите, что случилось.
Вы где?

Голос за кулисами:  Я – Крошечка-Хаврошечка. Задумала злая мачеха меня со света сжить.

Исхитрись, говорит, ты пошить
То, чего не может быть.
Не исполнишь ты к утру –
В порошок тебя сотру.

Пятиклассник (выхватывая трубку):

Извиняемся, девица
Это дело не про нас.
Если б схемку, иль чертёж
А то это не найдёшь.

Ведущая:

Ну-ка, ну-ка
Не наглей,
Надо ей помочь
Скорей!

Химиха:

Выход есть у нас всегда –
Зову я школу школу 22.
Посмотрела я в досье –
Рассказ о тканях и одеждах
Готов в домашнем ателье!

Идет выступление по теме: “Домашнее ателье”.

Пятиклассник:

Да, помогут даже в сказке
Нам научные подсказки.
Я же как всегда загадки вам читаю –
От вас – отгадки!

1.

Тонконогая Ненила
Всех одела, нарядила
На самой, бедняжке
Даже нет рубашки. (Иголка)

2.

Его придумал Макентош
Когда ходил он в том под дождь
Надевал он всем в пример
Натуральный полимер. (Каучук)

3.

Эти чудные дела
Нам синтетика дала.
Тоненькая ниточка
Гладью поредела,
Ноги женские одела. (Капрон)

Пятиклассник:

Эй, жюри, там не скучайте
Команде ... балла добавляйте!

Звучит телефон.

Голос за сценой: Здравствуй, “Теремок”. Помогите, врагов накажите!

Ведущая: Кто это говорит?

Голос за сценой:

Я, Лиса Патрикеевна,
Беда у меня –
Выгнали из заячьей избушки
Отморожу теперь ушки,
Шубка рыжая помялась,
На дороге я осталась.

Ведущая: Ну и поделом, хитрюга. Сама сначала зайца из лубяной избы выгнала. Знаю, читали в детстве: Была у тебя изба ледяная, а у зайца – лубяная. Весна пришла – твоя изба растаяла, вот ты и задумала зайца выгнать, да сама поплатилась.

Вот, опять нападки.
А я ж фольклорный элемент,
Есть на это документ.
Я так больше не могу.
Да во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!

Пятиклассник:

Так, лиса, хватит всех за нос водить,
А не умеешь в доме тепло сохранить,
Лучше открой свои рыжие уши,
Да других послушай!

Ведущая: И то, верно, я гляжу, там заждалась своего выступления команда школы №   ...  в рубрике: “Коммунальные услуги”! Просим вас!

Пятиклассник: Сейчас дадите мне ответ, знаете, что про тепло и энергию, иль нет.

1.

Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор.
Смотрит, не моргает;
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь–
Всё на ус мотает. (Электросчётчик)

2.

Двести миллионов лет
Живут брюнетка и брюнет
Они друг друга не встречали,
Хоть и живут в одном подвале. (Нефть и каменный уголь)

3.

Он – светоносный элемент
И спички вам зажжёт в момент.
Сожгут его – и под водой
Оксид вдруг станет кислотой (Фосфор)

Химиха: Ну вот, кажется, на сегодня мы разобрались со всеми вопросами и проблемами, пора идти отдыхать. (Раздаётся телефонный звонок). Кто там ещё?

Голос за сценой:

Мяу, мяу, боже мой!
Мне опять сидеть одной!

Химиха: Опять ты, кошка Мурка? Что случилось? Не понравился дом?

Мой отличный новый дом,
Он теперь пошёл на слом.
Был пожар, и я испугалась,
А теперь и бревна не осталось!

Ведущая: А в чём причина пожара?

Кошка Мурка: Говорят, неправильное пользование отопительными приборами.

Химиха:

Не умела пользоваться жилищем
Вот теперь и сиди на пепелище.
Соблюдать надо экологию жилища!

Кошка Мурка:А что это такое? Это поможет мне долго беззаботно жить в доме?

Ведущая:

Да, чтобы прожить в доме лет двести
Давайте послушаем про экологию жилища вместе!

– Приглашается команда школы № 1. (Идёт выступление).

Пятиклассник:

Я и эту команду не отправлю просто так домой.
Загадаю загадки – не оставлю ни одной!

1.

Он для сестричек коробок,
И не низок, не высок
Красный фосфор, клей, стекло
Все бока его свело.
А их забита голова –
В них сера и соль бертолетова.
О них идёт молва –
Что опасны они от этого! (Коробок спичек)

2.

Жильцам подвалов очень рад он
Токсичен ужасно инертный … (радон).

3.

Меня даёт огонь в печи
И пламя маленькой свечи
Стоит только сделать вдох,
Чтобы я явиться смог,
Но если дверь, окно закрыты
И приглашаешь ты друзей
Смотри – потом не пожалей! (Углекислый газ)

Пятиклассник: Молодцы! Работаете классно, доволен я ужасно! Жюри, не зевайте,… балла добавляйте!

Химиха: Ох, и устаю я иногда от этих людей! Иногда, бывает, накупят товаров бытовой химии, пользуются всласть, а куда потом всё это класть? (Показывает пустую пластиковую бутылку, пластмассовую упаковку и т.п.). Вот теперь и вы поработайте – отходы получайте и что-нибудь новое из них створяйте!

Ведущая: Пока жюри подсчитывает баллы, объявляется конкурс: “Отходам – вторую жизнь”. За несколько минут вы должны из предложенных вещей соорудить вещь, которую можно где-нибудь использовать. После вы должны презентовать полученную вещь. Помощники раздают ножницы, пустые упаковки и пластиковые бутылки, пустые части от ручек, фломастеров, можно выдать иголки с нитками.

Ведущая:

Вот и пришла пора проститься
И мы хотим вам пожелать
Всегда с охотою учиться
И никогда не унывать.

Пятиклассник:

Чтобы были вы здоровы,
Чтоб всегда держали слово
Ребят помладше не обижайте,
Старших тоже уважайте

Химиха:

Чтобы с химией дружили,
Чтоб хозяйственными были.
Расстаёмся мы сейчас.
В добрый путь и добрый час!