В условиях модернизации системы современного образования, задача формирования необходимых компетенций учащихся, обеспечивающих гибкость и способность к адаптации в любой сфере жизни, становится всё более актуальной.
Предложенное мероприятие – городской конкурс был проведён с целью привлечения школьников к проблемам использования химических веществ и продуктов химических производств в повседневной жизни человека; активизации учебно-познавательной деятельности учащихся для формирования бытовой компетентности; развития творческого потенциала и воспитания экологически грамотного отношения к использованию возможностей химических технологий в жизни человека.
Форма проведения конкурса – защита творческих заданий и решение игровых учебных ситуаций (загадки по теме выступления).
Участники конкурса: учащиеся 10 классов городских общеобразовательных учреждений, состав команды – 5 человек. Команда выбирает капитана, даёт название и эпиграф к выступлению. Сцена оформляется в виде комнат дома. Ведущие – ученики одной из школ.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущая: Здравствуйте, дорогие
участники и гости конкурса “Химия в быту”!
Сегодня здесь собрались юноши и девушки, которые
не только просто обучаются химии по страницам
учебника, но относятся к категории тех
любознательных и вдумчивых людей, которые на
практике, в повседневной жизни умеют в обычном,
привычном найти необычное. Именно они сумеют
сегодня показать своими выступлениями, как много
полезных открытий дала нам эта наука, как прочно
она вошла в повседневную жизнь человека, делая её
легче и проще, как много неоткрытых ещё
возможностей встаёт перед теми, кто умно и верно
воспользуется этими открытиями.
Я представляю вам членов жюри: (идёт
представление).
Ведущая: А у нас на сцене – телеканал “Домашний” и дежурная по рубрике бюро добрых услуг “Теремок” – тетушка Химиха-домовиха!
Химиха: Здравствуйте, дорогие ребята!
Я Химиха-домовиха – сама себе строитель, сама
себе портниха. В каждом доме я бываю, вам своими
товарами жизнь облегчаю. Сегодня я позвала вас
вместе со мной быть специалистами “Бюро добрых
услуг” по вопросам использования химических
продуктов в быту. Каждый день звонят и пишут, и
приходят в моё бюро разные сказочные герои, так
давайте вместе будем решать сегодня их проблемы.
Мне помогает принимать звонки ученица 11-го
класса ... (ведущая).
Ведущая: Напоминаю телефон для сказочных героев: 123-45, наш адрес в Интернете: www.сказка.ru . А вот и первый звонок (звучит телефонный звонок: озвучивание за сценой или запись магнитофона).
– Алло, это бюро добрых услуг “Теремок”?
Ведущая: Да, а кто это говорит?
Голос за сценой:
Я – кошка Мурка, хочу построить дом,
Чтобы соседей пригласить потом.
Я кошечка-красавица, пускай мой дом прославится.
Моей проблеме помогите,
Хороших строителей сюда пришлите.
Химиха: Задача непростая. Так, посмотрим, кто у нас из сказочных героев в строителях числится (нажимает клавиатуру от компьютера, задумчиво): Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Комар-Пискун. Сказка “Теремок”.
Ведущая: Тётушка, но ведь они въехали уже в готовый дом, который стоял по дороге. Посмотрите ещё (смотрят монитор).
Химиха: А вот, кажется, есть ещё. Сейчас позвоним.
Набирает номер, звучит мотив песни Глюкозы “Швайне”.
Голос за сценой: Строительная фирма “Три поросёнка” слушает. У телефона – прораб Наф-Наф.
Химиха: Здравствуйте, нам нужны хорошие строители. Скажите, с какими материалами работаете?
Голос за сценой: Есть всё, что хотите: солома, дерево, камень. Называйте адрес.
Ведущая: Постойте, постойте. Вы разве не помните, как развивались в сказке события?
Химиха: Как?
Ведущая: Да уж больно непрочными оказались дома, построенные двоими из братьев поросят. Боюсь, как бы не вышло беды и сейчас. Давайте сначала послушаем ребят, уж они то наверняка знают, какие вещества и материалы для строительства даёт нам современная химия.
Химиха: Отлично. На сцену приглашается команда школы (указывается №) с темой выступления “Школа ремонта”.
Идёт выступление.
Химиха: Спасибо за выступление, но просто так со сцены мы вас не отпустим. Есть у меня помощник, тоже химией интересуется и ужасно любит задавать всем каверзные вопросы. Вот его я и хочу сейчас пригласить ... (входит учащийся 5 класса).
Пятиклассник:
За кулисами сказали.
Знатоков здесь много в зале.
Потому без лишних слов
Выслушать я их готов.
Ведущая:
Слушай, что ты за опрос
Нам на праздник преподнёс?
Мало, что сдаём зачеты
И доклады, рефераты
Хочешь, чтобы скучновато
День закончился у нас?
Пятиклассник:
Нет, позволь, я лишь сейчас
Всем прочту стихи-загадки.
Ведущая: Говори, но только кратко.
Пятиклассник:
1.
От дождя не ржавеет,
Не ломается, не ржавеет.
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка гибка,
Если крепко закалится,
Никогда не отступится
Будет дерево пилить
Резать ткань, металл сверлить. (Сталь)
2.
Бьют Ермолку по затылку.
А он не плачет, только ножку прячет (Гвоздь)
3.
Красив, наряден карбонат
Ему строитель очень рад (Известняк)
За ответы я добавляю вам – ... баллов (по баллу за правильный ответ).
Химиха: Спасибо, посиди с нами (раздаётся трель, похожая на птичий щебет)
Ведущая: Интересно, кто это может быть? Похоже на птичий язык.
Химиха: Да, это мои друзья – Цапли. Что вы там говорите, Цапли?
Голос за сценой:
Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись.
Химиха:
Хоть я и не аптека,
Но посылаю к вам человека.
У него были те же проблемы:
Скушал церковь, скушал дом
И кузнецу с кузнецом.
А потом и говорит,
Что у него живот болит.
Под песню группы “Уматурман” “Эй, толстый!” на сцену выходит Робин-Бобин.
Робин-Бобин:
Я – Робин-Бобин
Знаменитый всем.
Была у меня в своё время
Куча проблем.
Но я стал химию пищи изучать
И свой рацион дневной правильно составлять.
А теперь, чтобы не было беды.
О химии в тарелке послушай и ты!
Ведущая: На сцену приглашается школа № ...
Выступление на тему: “Химия в тарелке”.
Химиха: А у тебя, Робин-Бобин, есть для ребят загадки?
Робин-Бобин: Конечно, пусть слушают:
1.
Не фокус это –
Все мы знаем,
Что цепи длинные глотаем. (Полимеры: белки, углеводы)
2.
Порознь каждый ядовит.
Вместе – будет аппетит. (Поваренная соль – хлорид натрия)
3.
В поле родился,
На заводе творился,
В стакане растворился. (Сахар)
Робин-Бобин: Молодцы, я добавляю вам ... балла. А я пошёл (уходит).
Химиха: Но всё-таки, нам нужно выручить
цапель. Давайте пригласим к ним нашего врача –
знаменитого Айболита.
А чтобы болезнь не застала вас врасплох, я
рекомендую в каждом доме иметь домашнюю аптечку.
Ведущая: А что же туда надо положить?
Химиха: А об этом вам расскажет команда школы № ...
Выступление на тему: “Ай, болит”.
Химиха (обращаясь к пятикласснику): Что-то ты, Любознайкин, притих. Есть ли у тебя вопросы к команде?
Пятиклассник: У меня есть загадки. Слушайте, только отвечать нужно хором, как бы продолжая фразу. Готовы?
1.
Он с морской капустой дружит.
И лекарством людям служит.
Знает млад и знает стар народ –
Коль ушиб, то нужен… (йод)
2.
Если жар у человека,
Поищи его в аптеке.
И от гриппа, от ангин
Вам поможет… (аспирин)
3.
Это что за наказание –
Выключается сознание.
Заплетаются слова,
Закружилась голова.
Я на солнышке лежал,
Вдруг сознанье потерял.
Как откачали – не помню я,
Знаю лишь, что мне помог
Гидроксид … (аммония)
Пятиклассник: Добавляю вам … баллов.
Ведущая: К нам пришло сообщение по Интернету. Зачитываю:
За тридесятым за холмом
Стоит замок – старый дом.
Заколдована девица,
Там лет сто уже томится.
Того устала девка ждать,
Кто должен из плена её забирать.
Постарела молодица
И в невесты не годится.
Чтоб жениха не испугать,
Ей надо снова красивой стать.
Ведущая (обращаясь к Химихе): Да, вот это проблема, что делать будем?
Химиха:
Ну я же тоже женщина,
Беду понимаю.
И снова стихами
Ответ сочиняю: (печатает)
Духи, помада, тушь,
Крема, шампуни –
Всё узнаешь ты.
Послушай мастер-класс
Салона красоты!
Ведущая: Приглашаем на сцену команду школы № ...
Звучит отрывок песни Ю. Савичевой из фильма “Не родись красивой”. Тема выступления: “Салон красоты”.
Химиха: Любознайкин, есть ли у тебя к команде загадки по теме?
Ведущая: Ну, он же мальчик, ему столько вещей не надо, а вот я сочинила загадки про женские штучки.
1.
Под дождём, под град, в грозу
Это я собой возьму.
Будет в целости причёска,
Отдыхает пусть расчёска.
Вода, бутан, бензофенон –
Целой прелести флакон. (Лак или мусс для волос)
2.
Тем, кто постарше – друг номер один.
От сухости кожи и от морщин.
В его основе – глицерин. (Крем)
3.
Ей подкрашу неспроста
Свои алые уста. (Помада)
Ведущая: Чувствуется, что в команде много девушек. Получайте от меня … балла.
Звучит звонок телефона.
Ведущая: Бюро добрых услуг “Теремок” слушает вас.
Голос за кадром:
Ой, горе Федоре, горе!
Помогите, догоните!
Убежали тарелки,
Ускакали стаканы
Остались одни тараканы.
Ведущая: Что случилось?
Химиха: Кажется, я догадываюсь. От бабки Федоры опять сбежала вся посуда.
Ну, сколько раз тебе повторять,
Посуду надо мыть, а в доме прибирать!
А раз ты плохая хозяйка –
Про уборку в доме послушай, давай-ка!
Ведущая: Приглашаем специалистов из команды школы № ...
Звучит музыка группы "Уматурман" “Тайд”, темавысупления: “Моем, чистим, убираем”.
Химиха: Ну что, Федора, послушала?
Голос за кадром:
Ох не буду я, не буду
Посуду больше донимать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать.
А жуков и пауков я повыведу.
Грязь и мусор уберу и повымету.
Химиха:
Смотри, установлю за тобой приглядки.
А вы, ребята, не плошайте
Ипослушай наши загадки.
Побыстрее отвечайте!
Любознайкин:
1.
Этих солей не найти ни в воде, ни в земле,
Но есть в магазине, и в каждой семье. (Мыла – соли высших карбоновых кислот)
2.
Хоть соль она, но под водой
Всех удивит своей средой
Посуду мыть, стирать бельё
Поможет. (Это не враньё).
Есть у неё одна сестра. Она –
Изжогу вылечить должна. (Сода)
3.
Круче мыла –
Бельё, как шелк.
Содержит энзимы этот порошок. (Стиральный порошок)
Любознайкин: Спасибо, вот ваши … балла.
Звучит телефон.
Ведущая: Алло, алло, говорите вас не слышно!
Химиха: Кто там?
Ведущая: Непонятно, кто-то плачет.
Химиха:
Значит снова кто-то в беде (обращается в телефон):
Говорите, что случилось.
Вы где?
Голос за кулисами: Я – Крошечка-Хаврошечка. Задумала злая мачеха меня со света сжить.
Исхитрись, говорит, ты пошить
То, чего не может быть.
Не исполнишь ты к утру –
В порошок тебя сотру.
Пятиклассник (выхватывая трубку):
Извиняемся, девица
Это дело не про нас.
Если б схемку, иль чертёж
А то это не найдёшь.
Ведущая:
Ну-ка, ну-ка
Не наглей,
Надо ей помочь
Скорей!
Химиха:
Выход есть у нас всегда –
Зову я школу школу 22.
Посмотрела я в досье –
Рассказ о тканях и одеждах
Готов в домашнем ателье!
Идет выступление по теме: “Домашнее ателье”.
Пятиклассник:
Да, помогут даже в сказке
Нам научные подсказки.
Я же как всегда загадки вам читаю –
От вас – отгадки!
1.
Тонконогая Ненила
Всех одела, нарядила
На самой, бедняжке
Даже нет рубашки. (Иголка)
2.
Его придумал Макентош
Когда ходил он в том под дождь
Надевал он всем в пример
Натуральный полимер. (Каучук)
3.
Эти чудные дела
Нам синтетика дала.
Тоненькая ниточка
Гладью поредела,
Ноги женские одела. (Капрон)
Пятиклассник:
Эй, жюри, там не скучайте
Команде ... балла добавляйте!
Звучит телефон.
Голос за сценой: Здравствуй, “Теремок”. Помогите, врагов накажите!
Ведущая: Кто это говорит?
Голос за сценой:
Я, Лиса Патрикеевна,
Беда у меня –
Выгнали из заячьей избушки
Отморожу теперь ушки,
Шубка рыжая помялась,
На дороге я осталась.
Ведущая: Ну и поделом, хитрюга. Сама сначала зайца из лубяной избы выгнала. Знаю, читали в детстве: Была у тебя изба ледяная, а у зайца – лубяная. Весна пришла – твоя изба растаяла, вот ты и задумала зайца выгнать, да сама поплатилась.
Вот, опять нападки.
А я ж фольклорный элемент,
Есть на это документ.
Я так больше не могу.
Да во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!
Пятиклассник:
Так, лиса, хватит всех за нос водить,
А не умеешь в доме тепло сохранить,
Лучше открой свои рыжие уши,
Да других послушай!
Ведущая: И то, верно, я гляжу, там заждалась своего выступления команда школы № ... в рубрике: “Коммунальные услуги”! Просим вас!
Пятиклассник: Сейчас дадите мне ответ, знаете, что про тепло и энергию, иль нет.
1.
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор.
Смотрит, не моргает;
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь–
Всё на ус мотает. (Электросчётчик)
2.
Двести миллионов лет
Живут брюнетка и брюнет
Они друг друга не встречали,
Хоть и живут в одном подвале. (Нефть и каменный уголь)
3.
Он – светоносный элемент
И спички вам зажжёт в момент.
Сожгут его – и под водой
Оксид вдруг станет кислотой (Фосфор)
Химиха: Ну вот, кажется, на сегодня мы разобрались со всеми вопросами и проблемами, пора идти отдыхать. (Раздаётся телефонный звонок). Кто там ещё?
Голос за сценой:
Мяу, мяу, боже мой!
Мне опять сидеть одной!
Химиха: Опять ты, кошка Мурка? Что случилось? Не понравился дом?
Мой отличный новый дом,
Он теперь пошёл на слом.
Был пожар, и я испугалась,
А теперь и бревна не осталось!
Ведущая: А в чём причина пожара?
Кошка Мурка: Говорят, неправильное пользование отопительными приборами.
Химиха:
Не умела пользоваться жилищем
Вот теперь и сиди на пепелище.
Соблюдать надо экологию жилища!
Кошка Мурка:А что это такое? Это поможет мне долго беззаботно жить в доме?
Ведущая:
Да, чтобы прожить в доме лет двести
Давайте послушаем про экологию жилища вместе!
– Приглашается команда школы № 1. (Идёт выступление).
Пятиклассник:
Я и эту команду не отправлю просто так домой.
Загадаю загадки – не оставлю ни одной!
1.
Он для сестричек коробок,
И не низок, не высок
Красный фосфор, клей, стекло
Все бока его свело.
А их забита голова –
В них сера и соль бертолетова.
О них идёт молва –
Что опасны они от этого! (Коробок спичек)
2.
Жильцам подвалов очень рад он
Токсичен ужасно инертный … (радон).
3.
Меня даёт огонь в печи
И пламя маленькой свечи
Стоит только сделать вдох,
Чтобы я явиться смог,
Но если дверь, окно закрыты
И приглашаешь ты друзей
Смотри – потом не пожалей! (Углекислый газ)
Пятиклассник: Молодцы! Работаете классно, доволен я ужасно! Жюри, не зевайте,… балла добавляйте!
Химиха: Ох, и устаю я иногда от этих людей! Иногда, бывает, накупят товаров бытовой химии, пользуются всласть, а куда потом всё это класть? (Показывает пустую пластиковую бутылку, пластмассовую упаковку и т.п.). Вот теперь и вы поработайте – отходы получайте и что-нибудь новое из них створяйте!
Ведущая: Пока жюри подсчитывает баллы, объявляется конкурс: “Отходам – вторую жизнь”. За несколько минут вы должны из предложенных вещей соорудить вещь, которую можно где-нибудь использовать. После вы должны презентовать полученную вещь. Помощники раздают ножницы, пустые упаковки и пластиковые бутылки, пустые части от ручек, фломастеров, можно выдать иголки с нитками.
Ведущая:
Вот и пришла пора проститься
И мы хотим вам пожелать
Всегда с охотою учиться
И никогда не унывать.
Пятиклассник:
Чтобы были вы здоровы,
Чтоб всегда держали слово
Ребят помладше не обижайте,
Старших тоже уважайте
Химиха:
Чтобы с химией дружили,
Чтоб хозяйственными были.
Расстаёмся мы сейчас.
В добрый путь и добрый час!