Цель: развивать у детей творческих и познавательных способностей в процессе разрешения специально регулируемых ситуаций.
Задачи:
- пополнить знания детей о столице Республики Хакасия – Абакане;
- расширить знания о художниках, поэтах, композиторах Хакасии;
- продолжить работу по развитию творческих способностей: составление узора по мотивам хакасской росписи;
- способствовать развитию художественного вкуса, умения работать с цветом;
- развивать коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
- чтение хакасских народных сказок;
- знакомство с творчеством художников-иллюстраторов хакасских народных сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие. Представьте, что все мы в автобусе, который отправится по улицам нашего любимого города Абакана. Никита будет шофером, а вы все… Кем будете в нашем автобусе вы? (Пассажиры)
– Скажите, как называется человек, который проводит экскурсию? (Экскурсовод, гид)
– Позвольте, экскурсоводом сегодня буду я, а все вы будете моими помощниками. Занимайте свои места, садитесь поудобнее. Итак, мы начинаем нашу экскурсию.
Рассказ экскурсовода (по ходу
рассказа на экране слайды с фотографиями улиц,
зданий, о которых идет речь): Абакан – столица
Хакасии. Абакан красив. Как жарок, стоит он среди
хакасской степи. Абакан молод. Ему всего 74 года.
Абаканцы любят свой город. Они сделали его
красивым. Мы начинаем наше путешествие по улице,
которая носит имя Щетинкина. Это красивая,
широкая улица, Слева по ходу движения автобуса мы
видим гостиницу “Дружба”, в которой
останавливаются многочисленные гости нашего
города. А это – современный торговый комплекс
“Дружба”.
Кто знает, что в переводе с хакасского языка
означает слово “Абакан”? (Медвежья кровь)
– А если Абакан – медвежья кровь, значит,
абаканцы – люди сильной крови. Жители Абакана –
крепкие, мужественные, но в то же время добрые,
гостеприимные. Настоящие сибиряки!
Остановка 1. “Выставочный зал”
Воспитатель: Как вы думаете, что можно увидеть в выставочном зале? (Выставку картин)
– Давайте зайдем и посмотрим. Вот они, картины художников Хакасии. Прямо перед вами – работа художника Григория Андреевича Серебрякова.
– Скажите, что на ней изображено? (Хакасская степь, каменные изваяния, трава, кони)
– К какому жанру живописи можно отнести эту картину? (Пейзаж)
– Говорят, что у художника Г.А. Серебрякова “певучая кисть”. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим мнением? (В его работах, как в песне, ярко выражены чувства. Это и любовь к родной земле, и восхищение красотой и неповторимостью природы. Все здесь гармонично: цветы, деревья, травы, просторы степей, набегающие волны гор, пасущиеся кони…)
Воспитатель: Перейдем к другой картине. Называется она “Расплата у бездонной полыньи”. Художник – Боргояков Павел Михайлович. Как вы думаете, о чем она?
Воспитатель: Эта картина написана по
мотивам хакасского народного предания. У
богатого бая была красавица дочь. Ходила она за
водой к источнику. А за это водяному царю надо
было платить, бросать деньги. Бай и слышать не
хотел об этом.
И вот однажды он пришел к источнику сам. Напоил
коня и наклонился испить воды. Тут его ухватил за
длинную бороду водяной царь. Потребовал уплатить
за воду, отдать в жены дочь-красавицу…
– Какой эпизод хакасского предания изобразил
художник?
– Какую русскую народную сказку напомнило вам
это предание?
Воспитатель: Нас ждет следующая картина. Художник, создавший ее, – Ачитаев Николай Борисович. Перед нами картина “Вечерний отдых”.
Хакасская девушка занята вышиванием
затейливого узора на сапожке. Она – в кругу своей
семьи. У каждого здесь есть свое любимое занятие:
игра на хакасских народных инструментах –
хомысе, хобырхе, чатхане; исполнение хакасских
народных тахпахов… Сюжет картины заставляет
помечтать о жизни или сочинить сказку.
Художник признался однажды, что вдохновение он
черпает в общении с природой, с аксакалами
хакасских аалов, с учеными. Добрую энергию своих
прекрасных работ художник щедро дарит людям.
Самые большие работы художника Ачитаева Николая
Борисовича украшают кинотеатры города Абакана.
– В каких кинотеатрах столицы Хакасии, города Абакана, вы бывали?
Воспитатель: А еще я хочу познакомить вас с хакасским художником-иллюстратором книг для детей Тодыковым Владимиром Александровичем.
– В чем специфика творчества художника-иллюстратора?
– С кем из художников-иллюстраторов вы уже знакомы? (Е. Чарушин, В. Сутеев и др.)
Воспитатель: Перед вами красивая
детская книжка “Зайчонок”. Ее Тодыков Владимир
Александрович приготовил специально для вас, для
детей. Давайте откроем ее и посмотрим, как
художник изобразил природу, солнце, животных.
Откуда у художника-иллюстратора такая любовь к
родной земле, желание донести ее красоту до
каждого маленького читателя? Да просто вырос он
среди чабанов, землепашцев, охотников. С
малолетства запали ему в душу исполненные ими
сказания, предания, сказки. Они открыли будущему
художнику волшебную красоту старины. И сегодня с
помощью карандаша и краски он делится с нами этим
богатством.
– Наше путешествие продолжается, автобус поворачивает на проспект Ленина. Какую улицу называют проспектом? (Широкую, просторную, главную…)
Звучит песня Нины Викторовны Катаевой на слова С. Янгуловой “Песня об Абакане”.
Проспектом шагаю, шагаю
И слышу, как сердце поет.
Со мною, как тень голубая,
Неслышная песня плывет.Я бегу, бегу в хмельной
Песенной весне.
Абакан мой, я с тобой
Счастлива вдвойне.Мой город смеется и дышит,
И ввысь этажами растет.
А солнце, забравшись на крышу,
На счастье лучи раздает.
– Вы услышали песню, которую написала хакасский композитор Нина Викторовна Катаева. Песни она пишет для детей и для взрослых. Многие ее песни о любимом городе, о красивой природе, о хороших людях. А между тем у нас очередная остановка.
Остановка 2. “Музыкальный салон”
– Как вы думаете, дети, что можно делать в музыкальном салоне? (Слушать музыку, делиться своими впечатлениями, знакомиться с творчеством композиторов…)
Воспитатель: Рассаживайтесь
поудобнее. Мы познакомимся в “Музыкальном
салоне” с первым композитором Хакасии –
Кеннелем Александром Александровичем.
За 30 лет напряженного труда он сделал для Хакасии
очень много. Совсем не случайно лучшей
музыкальной школе города Абакана присвоено имя
А.А. Кеннеля. Благодаря его творчеству с музыкой
хакасского народа познакомились музыканты,
композиторы, слушатели всей нашей
многонациональной страны. Это А.А. Кеннель
написал первую хакасскую оперу “Чанар-Хус”.
Также он сочинил много песен. В каждой из них –
душа хакасского народа. Давайте послушаем одну
из них “Ай, Сюрлюшечка мой”, написанную на
народные слова.
Звучит песня.
– Что напоминает вам эта песенка? (Народную прибаутку, частушку…)
Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Мы проезжаем по улице имени Г.А. Вяткина, известного в городе архитектора. Что это за профессия – архитектор?
Воспитатель: Г.А. Вяткин – архитектор. Многие здания в городе построены по его проектам. А мы подъезжаем к остановке №3. Давайте прочитаем, как она называется.
Остановка 3. “Художественные мастерские”
– Перед нами мастерские, значит, здесь мы найдем мастеров. Какими мастерами славится земля хакасская? Мастерами, владеющими разными ремеслами:
- резьба по дереву;
- национальная вышивка;
- обработка камня и металла;
- изготовление изделий из шкур и мехов.
Предлагаю каждому из вас тоже стать мастером и выполнить аппликацию “Хакасский узор”. И пусть в ваших узорах воплотятся красота абаканских улиц, по которым мы путешествовали, буйство красок картин хакасских художников, душа мелодий хакасских композиторов и, конечно, ваше собственное отношение к той земле, на которой вы родились и живете, – к земле Хакасии.
Итог: выставка работ участников путешествия.