Пояснительная записка.
В мире существуют тысячи учреждений
общественного питания, начиная с кофеен, в
которых ранние посетители могут подкрепиться
апельсиновым соком, тостами и, конечно, кофе, и
заканчивая заведениями с самой разной
национальной кухней: от китайской до
европейской.
В ресторанах, кафе, барах и т.д. официанты, бармены
должны владеть многочисленными техниками
обслуживания клиентов.
Знание элементарных норм поведения в любом
учреждении общественного питания, умение
заказывать блюда, вести переговоры с официантом,
оплачивать счета и обсуждать ингредиенты,
входящие в состав блюд, становится неотъемлемой
частью культуры каждого образованного человека.
Данная программа спецкурса по выбору для
предпрофильной подготовки в 9 классе
предполагает формирование у школьников
представления о типичных предприятиях сферы
питания, учит их ведению деловой беседы в ходе
обслуживания, в то же время знакомит с этикой
поведения клиента за столом и умению
пользоваться столовыми приборами. Программа
рассчитана на 16 часов.
За последнее десятилетие сфера обслуживания
претерпела значительные изменения. Последние, в
свою очередь, затронули и учреждения питания:
повысилось качество обслуживания посетителей,
стало более разнообразным меню и более
эффективной работа бармена и официанта. Тема
развития учреждений общественного питания стала
актуальной в настоящее время, возникла
потребность в обучении барменов и официантов
новым технологиям обслуживания клиента. Клиенты
же, в свою очередь, повышают свою воспитанность,
совершенствуют умение вести себя в различных
учреждениях питания.
Основные цели курса:
- С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, принятия или неприятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.
- С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: практическое применение знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.
- Осуществление предпрофильной подготовки школьников.
Задачи курса:
- изучение и понимание значимости развития сферы общественного питания;
- знакомство с культурой и кухней разных народов;
- установление взаимосвязи: работник учреждения питания – клиент;
- знакомство со спецлитературой;
- развитие нравственных качеств личности.
Внутренняя логика спецкурса по выбору предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических методик, технологий.
В основе курса – практическая направленность.
Формы проведения занятия:
- лабораторно-практические работы;
- семинарские занятия с элементами лекций;
- собеседования;
- проектная деятельность.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
– роль воспитанности и межличностных отношений в жизни человека;
– технологию оформления зала, стола, блюд и их подачи;
– профессии, связанные со сферой общественного питания.
Учащиеся должны уметь:
– оформлять зал, стол, блюда;
– иметь навыки работы с клиентами.
Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся
- психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся;
- рейтинговые оценки;
- выполнение заданий;
- защита проектов.
Предполагается, что организацию и преподавание данного ориентированного курса будут осуществлять учителя технологии. Преподаватель с учетом своих возможностей и возможностей школы, образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных часов.
В качестве методического и информационного обеспечения рекомендуется использовать предлагаемую в программе литературу.
Учебно-тематический план
Часы | ||
Тема 1 | Бары и бармены. Рестораны | 1 |
1.1 | Роль официанта и его обязанности | |
1.2 | Оформление и составление бланков, меню. Составление меню на на праздничный вечер | |
Тема 2 | Правила этикета общения (приветствие, выбор столика, заказ меню, информация о ресторане, напитках, программе развлечений) |
1 |
Тема 3 | Подготовка к обслуживанию и обслуживание посетителей | 3,5 |
3.1 | Подготовка рабочего места официанта. Бронирование мест в ресторане и размещение гостей |
|
3.2 | Техника застилания стола скатертью. Типы сервировки. Техника складывания салфеток | |
3.3 | Встреча гостей. Порядок обслуживания. Представление меню | |
Тема 4 | Кулинарная характеристика блюд | 3,5 |
4.1 | Закуски, гарниры и соусы, супы |
|
4.2 | Рыбные блюда | |
4.3 | Сладкие блюда, изделия из теста | |
4.4 | Мясные горячие блюда. Домашняя птица и дичь | |
4.5 | Алкогольные и безалкогольные напитки | |
Тема 5 | Кухни разных народов | 3 |
5.1 | Русская |
|
5.2 | Европейская | |
5.3 | Китайская | |
Тема 6 | Техника подачи блюд | 1 |
Тема 7 | Другие формы обслуживания | 1 |
Тема 8 | Учреждения сферы питания: кафе, паб, снек-бар, ресторан | 1 |
Тема 9 | Уборка стола | 1 |
ИТОГО: | 16 |
Содержание курса.
1. Бары и бармены. Рестораны и официанты
Бары, типы баров. Современный бармен.
Подготовка к обслуживанию клиента. Роль
официанта и его обязанности. Оформление и
составление бланков, меню. Составление меню на
праздничный вечер.
2. Правила этикета общения
Приветствие, выбор столика, заказ меню,
информация о ресторане, напитках, программе
развлечений. О такте и вкусе. Некоторые общие
правила этикета.
3. Подготовка к обслуживанию и
обслуживание посетителей
Подготовка рабочего места официанта.
Бронирование мест в ресторане и размещение
гостей. Техника застилания стола скатертью. Типы
сервировки. Техника складывания салфеток.
Встреча гостей. Порядок обслуживания.
Представление меню.
4. Кулинарная характеристика блюд
Закуски, гарниры и соусы, супы. Рыбные
блюда. Сладкие блюда, изделия из теста. Мясные
горячие блюда. Домашняя птица и дичь. Алкогольные
и безалкогольные напитки.
5. Кухни разных народов
Русская. Европейская. Китайская.
6. Техника подачи блюд
Подача порционных блюд на тарелках. Подача блюд в
обнос. Техника обслуживания гостей с тележки.
7. Учреждения сферы питания
Кафе, паб, снек-бар, ресторан.
8. Уборка стола
Техника уборки стола методом “в две
тарелки”, “в три тарелки”. Уборка
дополнительных тарелок. Уборка посуды
нестандартных форм. Наведение порядка.
Литература:
- Х.Ридель. Бары и рестораны. Техники обслуживания. – Ростов н/Д: Феникс,2002
- А.Л.Подгайская. Азбука хорошего тона.- Минск,Выш.шк., 1994.