I. Направление.
Внеклассное событие в рамках проведения недели естественных наук.
II. Содержание материала.
1. Цели и задачи.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Развивать умение работать с дополнительной литературой.
- Развивать умения работать в коллективе.
- Учить пользоваться знаниями, полученными на уроках географии.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать устную речь учащихся.
2. Этапы мероприятия.
Мероприятие разбито на этапы – “страницы” устного журнала.
3. Участники мероприятия.
Ведущий учитель географии (“Редактор журнала”).
Учащиеся 8-х классов.
Эколог города Удачный.
4. Принцип участия в мероприятии.
Участие школьников в мероприятии осуществляется на добровольной основе.
5. Описание хода мероприятия.
а) Оборудование.
- Выставка книг о республике Саха (Якутии).
- Карты Якутии: физическая, административная, карта Мирнинского района.
- Образцы горных пород республики Саха.
- Гербарии растений Республики Саха.
- Выписка из Красной книги Республики.
- Фотомонтаж “Вот такая разная республика”.
- Якутские национальные сувениры.
- Блюда национальной кухни.
б) Ход мероприятия с некоторыми материалами устного журнала.
Из числа учащихся формируются группы: лекторская и аналитическая.
Задачи лекторской группы: четко и ясно довести до слушателей подготовленную самостоятельно информацию о родном крае.
Задачи аналитической группы: дать оценку научности, доступности, практической направленности, занимательности каждого сообщения, выделить наиболее интересные и заслуживающие поощрения.
Ведущий журнала – учитель – предметник, он же “редактор журнала”.
Страница 1. Просторы Якутии.
Страница начинается чтением отрывка из стихотворения Сергея Васильева-Борогонского “Песня моя”.
Я рожден на северной земле,
Что со всех сторон защищена
Чередой высоких гор,
Тяжких гор,
Спинами подперших небеса.
Колыбелью были мне снега,
Северным сияньем я играл,
Как игрушкой детской,
А во льдах
Я учился по земле ходить.
Лена наша главная река,
Одаряла песнями меня, -
Словно стоны,
В памяти моей
Эти песни до сих пор звучат.
…Споря с вихрем и с самой пургой,
Я по следу зверя исходил
Тундру и тайгу,
Где спал в снегу,
Где от стужи просыпался вдруг.
… Это я вам говорю, якут,
Человек, воспитанный в снегах, -
Там, где реки сильные текут,
Где народ прославится в веках.
Далее следует сообщение учащихся о географическом положении и размерах республики.
Страница 2. Вот какая разная Якутия.
Вначале звучит информация об особенностях рельефа Республики Саха. Рассказ сопровождается показом иллюстраций различных форм рельефа: Ленских столбов, Верхоянского и Черского хребтов и др.
Ленские столбы. Начинаются от селения Малыкая (250 км ниже Олекминска) и тянутся непрерывной стеной в три ряда на 180 км.
Ленские столбы являются результатом выветривания известняков и доломитов, напоминают причудливые фигуры, развалины замков.
Страница 3. Край сказочных богатств.
Доклад о полезных ископаемых, добываемых на территории республики, сопровождается иллюстрациями и демонстрацией горных пород. Далее следует рассказ об Алмазном крае республики Саха. Звучит стихотворение Леонида Попова “Возьми алмаз”.
Возьми алмаз
На белую ладонь
И к солнцу поверни зеркальной гранью –
Увидишь чудо самовозгоранья,
Глубокий свет и голубой огонь.
Знай, это – жар бесчисленных сердец
Людей,
Что в топях жизнью рисковали
И голубые земли отыскали,
В кристалле воплотился, наконец.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Алмазы. Крупнейшие кимберлитовые трубки: “Удачный”, “Мир”, “Айхал”, “Эбелях” и др.
Золото. 5 основных золотоносных районов республики: Южно-Якутский, Аллах-Юньский, Верхнее-Индигирский, Куларский, Адычанский.
Олово. 3 крупнейших месторождения на территории Яно-Индигирского бассейна: “Северное” – в бассейне нижнего течения р. Яны, “Центральное” – расположено выше по течению р. Яны, “Южное” – в бассейне рек Нельгесе и Дербеке.
Уголь. Ленский бассейн, Тунгусский бассейн, Южно-Якутский бассейн, Колымо-Индигирский бассейн.
Страница 4. Якутия - край природных контрастов.
Один из учащихся рассказывает об особенностях климата республики, Мирнинского района, в том числе приполярья. Содокладчик сопровождает рассказ коллеги демонстрацией иллюстраций, графиков годового хода температуры воздуха в городах Якутск, Мирный, Удачный, п. Оймякон.
Сравнительная таблица средних температур (в градусах Цельсия) в пределах республики Саха.
Якутск (62 2 с.ш.) (147 25 в.д.) |
Верхоянск (67 33 с.ш.) (151 30 в.д.) |
Нижнеколымск (68 32 с.ш.) (178 36 в.д.) |
Усть – Янск (70 55 с.ш.) (156 4 в.д.) |
|
Январь | -32,61 | -39,01 | -29,08 | -31,45 |
Февраль | -27,90 | -38,08 | -25,71 | -30,16 |
Март | -18,11 | -26,66 | -22,23 | -22,03 |
Апрель | -7,05 | -10,81 | -8,46 | -14,45 |
Май | 2,68 | 0,13 | 0,65 | -6,99 |
Июнь | 10,85 | 11,33 | 6,87 | 2,65 |
Июль | 13,89 | 12,97 | Нет данных | 9,18 |
Август | 11,15 | 10,51 | Нет данных | 7,77 |
Сентябрь | 3,57 | 2,64 | -4,80 | -2 |
Октябрь | -7,09 | -10,47 | -12,50 | -15,21 |
Ноябрь | -22,71 | -27,19 | -17,89 | -24,06 |
Декабрь | -31,06 | -35,16 | -23,90 | -28,93 |
Зима | -30,52 | -37,42 | -26,23 | -30,18 |
Весна | -7,49 | -12,53 | -10,45 | -14,49 |
Лето | 11,96 | 11,60 | 8,30 | 6,53 |
Осень | -8,74 | -11,67 | -11,73 | -13,79 |
Год | -8,70 | -12,50 | -10 | -13,97 |
Страница 5. Голубые дороги Якутии.
а) Звучит сообщение о реке Лене, других реках Якутии, об озерах и болотах. Учащийся читает стихотворение Сергея Васильева-Борогонского “Милая Лена”.
Широкая, милая Лена,
Не вырвать мне сердце из плена!
Ты льешься волной голубою,
Ты вьешься змеей золотою.
Ты – музыка данной мне жизни,
Ты – плачь на моей дальней тризне.
Ты в сердце моем неизменна,
Родная, прекрасная Лена.
Могу улететь на Луну я,
Могу на планету иную,
Но знай, невозможна измена,
Поскольку ты – Лена,
Ты – Лена!
б) Второй учащийся акцентирует внимание слушателей на значении рек республики как о сезонных транспортных магистралях, рассказывает о грузообороте водного транспорта.
Речные судоходные пути Якутии составляют 16 тысяч километров. По грузообороту на речной транспорт приходится 33% от общего, из них 28% – грузооборот реки Лены.
Страница 6. Разнообразие флоры и фауны республики Саха.
Вначале звучит сообщение о наиболее распространенных видах растений и животных, сопровождающееся демонстрацией иллюстраций и гербария. Далее второй ученик уделяет внимание представителям флоры и фауны, находящимся на грани исчезновения, и занесенных в Красную книгу Республики Саха и России.
Страница 7. Дом, в котором мы живем.
Страница начинается с выступления приглашенного эколога города, далее следует сообщение ученика об экологической обстановке в республике в целом.
Страница 8. Культурная история якутского народа.
а) Рассказ об истории народа Якутии.
б) Сообщение о национальных праздниках и обычаях народа.
в) Дегустация блюд национальной кухни.
г) Звучит стихотворение Ю. Белова “Вдалеке от больших городов” и рассказ об открытии трубки “Удачная”, истории родного города.
Вдалеке от больших городов,
Возле кромки Полярного круга,
Вызов бросивший розе ветров
Город в небо вознесся упруго.
И летит над якутской тайгой,
Парусами стен в небе белея,
Наш Удачный, красивый такой,
Словно шхуна влюбленного Грея.
Затуманится нежностью взор
У того, кто его покидает.
На таежной опушке Ассоль
Терпеливо любовь ожидает…
Возвращаемся снова сюда,
Где и воды, и воздух прозрачны,
Где волной голубая руда
Поднимает алмазный Удачный.
Выступление аналитической группы.
Подводятся итоги выступлений, отмечаются наиболее удачные и интересные моменты журнала.
Выступление ведущего – “Редактора журнала”, завершающего мероприятие и вручение памятных сувениров.