Тема. Мы рисуем русскую прялку – выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки.
Цели: Расширить знания о произведениях народного декоративно-прикладного искусства, о его красоте: русские резные и расписные народные прялки – индивидуальный образец неразрывного соединения художественного творчества с трудом.
Задачи:
- воспитание интереса и любви к искусству, бережное отношение к традициям своего народа;
- развитие воображения художественного и творческого мышления;
- формирование умения составлять декоративно – сюжетные композиции в связи с оформлением предметов быта.
Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: эпиграф на доске, таблицы, донце, гребень, кудель, кроссворд, фонограмма, бумага, акварель, гуашь.
Знакомство с истоками родного
искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В предметах быта, в постройках, в том, как люди
одеваются и украшают одежду, раскрывается
их представление о мире, о красоте человека.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера.
Б.М. Неменский,
академик, народный художник.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Мотивация. Целепологание.
2. Организационно-деятельный.
Самостоятельная работа
3. Контрольно-оценочный.
4. Рефлексия.
|
Учитель читает эпиграф на доске.
Обращает внимание учащихся на оформление
кабинета (таблицы с расписными и резными
прялками). Предлагает серию вопросов:
Беседа о красоте русской прялки. Справочный материал. Приложение №1. Типы прялок, бытовые мотивы декоративной росписи. Художественная ценность прялок. Изготовление прялок: Цветовая гамма изделия. Предлагает вопросы: (Красный, жёлтый, немного чёрного). - Почему он выбрал именно эти цвета? (Это цвета тёплой гаммы, они яркие. Цвета связаны с теми явлениями природы, которые дают тепло, например - солнце, огонь. Эти цвета заставляют радоваться того, кто смотрит на прялку). Обращение к традициям и обрядам. - Давайте посмотрим, что же на ней изобразил художник? (Птица, растения, конь).
Объясняет учебное задание. Изображает на доске. Включает музыкальные фрагменты народных песен.
Проведение динамической паузы.
- Защита проектов. - Игра-экскурсия “В гостях у народных
мастеров”.
Ваше мнение? ! Было интересно. ? Вызвал(о) много вопросов. ***Я не принимал активное участие. ---Было не интересно. |
Слушают. Смотрят. Высказывают своё мнение.
Слушают.
Смотрят, называют изображённые персонажи,объяснение каждому символу на основе языческих представлений.
Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции.
Выполняют упражнения.
Защищают. Разгадывают кроссворд. Играют, закрепляют знания о народных промыслах, совершенствуют зритель ную память.
|
Список литературы:
1. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5–9 класс. (Составитель В.С.Кузин, И.В.Корнута). – М.: Дрофа, 2001 .
2. Т.И.Шпикалова. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1985 .
3. Пряник, прялка и птица Сирин.– М.: Просвещение, 1983 .