Цели урока:
1. Обучающая: повторение некоторых вопросов темы - строение атома, атомного ядра, изотопы, природа лучей, ядерные реакции, применение ядерной энергии, биологическое действие радиоактивных излучений, способы защиты;
2. Воспитательные: воспитание навыка работы в коллективе - коллективное решение вопросов, развитие ответственного отношения к учебе, развитие эмоциональной сферы учащихся;
3. Развивающие мыслительную деятельность: рассмотрение свойств объектов на основе анализа количественных и качественных характеристик; при анализе качественных вопросов показать знания современного материала, проблем охраны окружающей среды в Москве, России и в мире в целом;
Метод урока: деловая игра.
а) метод выбран для создания деловой неформальной обстановки на уроке, которая помогла бы всем учащимся проявить себя, внести личный вклад в ответ команды;
б) данный метод проведения урока позволяет сделать его более динамичным, охватить большой круг вопросов для повторения, провести оперативный контроль знаний, по возможности ликвидировать пробелы в знаниях;
в) метод обеспечивает увлекательность, развитие интереса, посильность, дух соревнования, быстрое подведение итогов, оценка работы каждого учащегося в группе.
УСЛОВИЯ ИГРЫ
1. Учащиеся группы делятся на 5 команд и выбирают капитана (сделать заранее).
2. Каждая команда принимает участие во всех проводимых конкурсах.
3. Команда дает коллективный ответ.
4. За правильный ответ баллы начисляются по схеме (см. ход игры);
За неполный или неточный – баллы уменьшаются;
За отказ или неправильный ответ - “0” баллов (оценивает учитель).
5. Итоги подводятся после проведения всех конкурсов.
6. Все члены команды, набравшей большое количество очков, получают “5”, “4”, и т.д. до “2”.
Оборудование:
кодоскоп и набор кодосхем для проверки знаний, сборники задач с таблицей Д.И. Менделеева.
Домашнее задание: продолжить подготовку к контрольной работе по теме “Атом и атомное ядро”.
ХОД ИГРЫ
1. Активизация знаний учащихся при определении названия команды (капитан выбирает конверт, в нём находятся определения, которые необходимо заменить одним словом-понятием, названием объекта из данной темы, это и будет названием команды). За правильный выбор - 1 балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1) Дай название команде.
а) ……………………………………- в нём сосредоточен положительный заряд атома.
б) ……………………………………..- мельчайшая частица простого вещества.
в) ……………………………………- из них состоят все ядра.
г) ……………………………………..- отрицательно заряженная частица, столкновение которой с альфой-частицей подобно столкновению автомобиля с комаром.
д) ……………………………………..- химически неразличимые вещества, “живущие в одной квартире” (таблица Д.И.Менделеева).
2. Разминка-тестирование (всем командам в быстром темпе предлагаются 3 вопроса и ответы для выбора). За правильный ответм - 1 балл, максимальный итог тестирования - 3 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Кто экспериментально установил
существование ядра в атоме? а) Бор б) Беккерель в) Резерфорд |
2. Кто открыл явление
радиоактивности? а) Рентген б) Резерфорд в) Беккерель |
3. Кто дал квартиры всем химическим
элементам в известной “домовой книге”? а) Ломоносов б) Менделеев в) Эйнштейн |
4. Кто открыл нейтрон? а) Гейзенберг б) Чедвик в) Мария Соколовская-Кюри |
5. Кто предложил протонно-нейтронную
модель ядра? а) Бор б) Иваненко-Гейзенберг в) Резерфорд |
6. Из каких частиц состоит ядро
атома? а) протонов и нейтронов б) нуклонов в) протонов, нейтронов, электронов |
7. Атом возбуждён. Где находится
электрон? а) на I уровне б) на любом уровне в) на любом, кроме I |
8. Между какими парами внутри ядра
действуют ядерные силы притяжения? а) протон-нейтрон б) протон-протон в) нейтрон-нейтрон |
9. Атом возбуждён. Как он ведёт себя? а) испускает кванты б) испускает свет в) ничего не делает |
10. Ядро атома в возбуждённом
состоянии. Как оно освобождается от избытка
энергии? а) испускает свет б) испускает кванты в) испускает радиоволны |
11. Каков порядок размеров ядра? а) 10-8 м б) 10-10 м в) 6,62 х 10-18 м |
12. Что может излучать радиоактивное
ядро? а) - частицы б) - частицы в) - лучи |
13. Почему изотопы находятся в одной
клетке таблицы Д.И.Менделеева? а) у них одинаковая масса ядра б) у них одинаковое |
14. Сколько протонов в ядре серебра AG?
а) 47 б) 108 в) 61 |
15. Сколько нейтронов в ядре фтора F-19? а) 9 б) 19 в) 10 |
3. Задание №1. “Объясни рисунок”.
(Каждой команде демонстрируется кодосхема с рисунком из данной темы, который они видели и знают). Кодосхемы можно заменить рисунками или схемами из учебника, если позволяет техническое оснащение кабинета (ТСО). Задача команды- дать лаконичный ответ по плану:
а) что изображено на рисунке?
б) какую роль это имело или имеет в дальнейшем развитии физики атома и атмного ядра?
За исчерпывающий ответ- 3 балла, за ответ на дополнительный вопрос в случае затруднения - 0,5 балла.
Мною предлагались следующие рисунки из учебника “ФИЗИКА-11” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева.
Рис.258 стр.275, рис.262 стр.285, рис.266 стр.293, рис.271 стр.314,
схема цепной реакции, строение протона и нейтрона, состоящих из кварков определённого вида.
4. Задание №2. “Дополнить ядерную реакцию”.
Учащиеся получают неполную запись ядерной реакции, их задача- определить неизвестное и объявить ответ. Если он правильный, то без комментариев команда получает- 3 балла, если ответ неверный, то на доске проводится проверка. В этом случае команда баллов не набирает.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
“Дополнить ядерную реакцию”.
1. Дополнить ядерную реакцию:
2. Дополнить ядерную реакцию:
3. Дополнить ядерную реакцию:
4. Дополнить ядерную реакцию:
5. Дополнить ядерную реакцию:
4. Задание №3. “Экология и ты”.
(Учашимся предлагается задание, они его комментируют, проявляя свои знания, мнения, общую подготовку, кругозор и т.д.). За правильный ответ, полный ответ - 3 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1. Газеты часто сообщают, что клюква, которую продают бабушки у метро, бывает радиоактивной. Почему это опасно? Какой совет вы можете дать покупателям- где можно покупать ягоды?
2. Очередная крупная партия радиоотходов, вывезенных из медицинских учреждений г.Москвы, была задержана на мусоровозе №2. Радиоактивный фонд был 33 600 рентген вместо 20. Отходы контактировали с короткоживущими (Т=6,01 часа) изотопом технеция-99, который используется для диагностики. Как надо избавляться от таких отходов? Почему работники медицинских учреждений поспешили?
3. Укажите, какие меры предосторожности должен знать человек, находящийся в зоне радиоактивного заражения: что и как можно пить, есть? Где сохраняются радионуклиды в овощах, фруктах, ягодах, грибах? Что нужно помнить при купании в открытом водоёме?
4. Ошибались и величайшие умы. Так, один из основателей ядерной физике Эрнст Резерфорд писал: “Всякий, кто ищет в трансформации атомов возможность получать энергию, занимается полной чушью”, а Альберт Эйнштейн считал, что “нет ни малейших указаний на то, что из атомов когда-либо можно будет получать энергию”. Они ошиблись. Где же используется ядерная энергия? Нужно ли некоторые способы её применения ускорять, запрещать, уничтожать?
5. Переработка 1 тонны отработанного ядерного топлива стоит 1,5 млн. долларов, это равноценно продаже 83 000 тонн нефти. Как вы относитесь к предложению энергетиков ввозить из разных стран радиоактивные отходы и перерабатывать их в России?
5. Подведение итогов, выставление оценок.