2002-2005 годах в МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону разработаны и реализованы проекты:
- История семьи в истории России
- ИКТ в изучении английского языка
- Глобальные диалоги по вопросам демократии
- Мой поликультурный мир
- Интернет в школе: проблемы и решения
- Школьные образовательные проекты.
В процессе реализации проекта “История семьи в истории России” учащимися созданы историко-документальные очерки по вопросам генеалогии; фрагменты очерков размещены на персональных сайтах учителя; учителем разработаны учебно-методические пособия для учащихся и учителей “Корни”.
В рамках проекта “ИКТ в изучении английского языка” учитель и 16 учащихся прошли обучение по Программе открытого доступа к Интернет некоммерческой корпорации“Project Harmony”, финансируемой Управлением образовательных и культурных программ государственного департамента США; разработаны и размещены в Интернете два персональных сайта учителя http://alumni.iubip.ru/Makarenko/ http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/; разработаны и опубликованы учебно-методические материалы для учащихся и учителя по использованию информационно-коммуникационных технологий в языковой подготовке школьников.
Разработанные материалы размещены на сайте Издательского дома “Первое сентября” в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, изданы Издательским домом “Первое сентября”, МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на- Дону и РГПУ.
Участвуя в международном Интернет-проекте “Глобальные диалоги по вопросам демократии” (школы, колледжи, университеты Литвы, Польши, России, США), учащиеся МОУ СОШ № 12 приобрели опыт работы в международных проектах, Интернет-форуме, получения дистанционного образования посредством Интернета; учителя разработали учебно-методическую литературу для учащихся и учителей по теме “Демократия и толерантность”.
Главная цель Проекта “Мой поликультурный мир” - разработка и проведение учебного курса для старшеклассников “Поликультурный мир: проблемы и решения” как компонента образовательного учреждения государственного Стандарта на базе Центра открытого доступа к Интернет Донской государственной публичной библиотеки.
Для проведения 30-часового учебного курса учителем разработаны учебно-методические пособия для учащихся и учителей “Поликультурный мир: проблемы и решения”.
В основу разработки учебного курса для учащихся “Поликультурный мир: проблемы и решения” положены следующие идеи:
- Интернет это - способ изучения поликультуры в условиях глобального образования
- Использование критического подхода в познавательной деятельности обучаемых является главным условием работы с информационными ресурсами
- Поликультурное образование как составная часть глобального образования является фактором формирования толерантного сознания личности
- Гражданско-правовое образование – средство формирования толерантностного подхода к особенностям культуры различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам
В процессе изучения данного курса учащимися МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону созданы учебные материалы:
- Проект группы старшеклассников “Сборник творческих работ учащихся по английскому языку “Мой поликультурный мир””,
- Презентации авторских учебных материалов учащихся в среде Power Point.
В рамках школьного проекта старшеклассниками МОУ СОШ № 12 разработаны и реализованы персональные проекты:
- Problems of a Global Nature
- British Monarchy as a National Cultural Symbol
- Cultural Images and Symbols within British Commonwealth
- American Melting Pot
- Russian Cultural Images and Symbols
- Russian National Symbols
- Moscow as a Russian National Symbol
- Multicultural Hometown Rostov-on-Don
- Universal Human Values on the Internet
- Materials of the Group Project “My Polycultural World”
Главная цель Проекта “Интернет в школе: проблемы и решения” - дать учителям педагогические инструменты по использованию Интернета в обучении учащихся посредством 30 часового обучающего курса “Интернет в школе: проблемы и решения”.
Результаты проектной деятельности учителей: созданы материалы для школьной медиатеки, дистанционного обучения школьников.
Цель проекта “Школьные образовательные проекты”: разработать учебный курс (8 часов) предпрофильного обучения учащихся 9-х классов “Школьные образовательные проекты” (на английском языке) и реализовать его в 2005/2006 учебном году.
Задачи учебного курса
- Раскрыть учащимся сущность проектной работы в учебной и профессиональной деятельности
- Подвести учащихся к пониманию необходимости овладения технологией проектной деятельности в школьном образовании
- Познакомить девятиклассников с опытом проектной деятельности учащихся и учителей МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону
- Дать учащимся знания о целях, задачах, содержании, структуре образовательного проекта
- Сформировать у учащихся умения подготовить заявку для участия в конкурсах проектов, в том числе международных
- Подвести учащихся к осознанному выбору учебных курсов образовательного учреждения в старшей профильной школе
Тематический план
1. Проектная работа в учебной и профессиональной деятельности (1час)
2. Проектная деятельность учащихся и учителей МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону (3 часа):
- История семьи в истории России
- ИКТ в изучении английского языка
- Глобальные диалоги по вопросам демократии
- Мой поликультурный мир
- Интернет в школе: проблемы и решения
- Школьные образовательные проекты
3. Образовательный проект: цели, задачи, содержание, структура (1 час)
4. Я участвую в конкурсе проектов (2 часа)
5. Учебные курсы по английскому языку МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону старшей профильной школы (1 час).
Проектная деятельность учащихся становится неотъемлемой составной частью процесса обучения. Разработка и реализация проектов в процессе языковой подготовки школьников осуществляется на основе использования современных информационных технологий. Внедрение ИКТ в школьную педагогическую практику становится реальностью российского образования.
В рамках школьных образовательных проектов во исполнение Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Президентской Программы информатизации образования в России в МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону была разработана Концепция использования информационных технологий учителями английского языка.
Цели и задачи Концепции
Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителей английского языка в соответствии с задачами модернизации российского образования.
1. Анализ уровня использования информационных технологий в учебной деятельности старшеклассников
Настоящая Концепция основана на результатах анализа основных проблем в сфере использования ИКТ в обучении школьников, учитывает мировой и российский опыт и сложившуюся практику их применения в учебной деятельности обучаемых.
Предпосылки внедрения информационных технологий в учебную деятельность школьников
Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования предусматривает мероприятия, направленные на:
- обеспечение дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
- отработку и введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе;
- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
- развитие дистанционного образования;
- обеспечение знания выпускникам средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка.
Данные мероприятия создают необходимые предпосылки для широкого внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школьных учителей английского языка.
2. Уровень использования информационно-коммуникационных технологий учителями и учащимися школы
За последние 5 лет численность учителей школы, умеющих работать на персональных компьютерах в профессиональных целях, увеличилось в 10 раз.
Учителя школы – разработчики персональных и школьных сайтов в Интернете. Учителями школы создано четыре персональных сайта, которые используются в учебно-познавательной деятельности школьников;
Численность старшеклассников, умеющих работать на персональных компьютерах и использовать сеть Интернет в различных целях, включая учебные, выросла в 70 раз.
Мотивы профессионального применения современных ИКТ вызывают у школьников желание использовать возможности Интернета при решении разных учебных задач, включая задачи по расширению и углублению информационно-коммуникативной компетенции школьников.
В 2002/2003 учебном году 16 учащихся школы прошли обучающий курс по использованию Интернет-технологий в учебно-познавательной деятельности на базе Центра открытого доступа к Интернет в рамках американского Проекта гармонии.
Старшеклассники участвуют в школьных международных проектах, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности.
В 2004/2005 учебном году 23 учащихся 11 классов изучили учебный курс “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English).
Учащиеся под руководством учителей создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки:
- электронные сборники творческих работ:
- “Мой поликультурный мир”, выполненный в форме школьного проекта (английский язык),
- “История семьи во всемирной истории” (английский язык),
- “Страноведение (Великобритания, США)” (английский язык);
- персональные проекты:
- “Ростов-на-Дону – поликультурный город” (английский язык),
- “Российские национальные символы” (английский язык);
Для выполнения задач информатизации школы и разработки проекта дистанционного образования учителями разработаны и апробированы дополнительные учебно-методические материалы по английскому языку для учащихся и учителей:
- Концепция использования ИКТ в языковой подготовке школьников;
- Авторская программа учебного курса “Интернет на уроках английского языка” как компонент образовательного учреждения Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку (издана в 2004 году);
- УМК “Английский с Интернетом”, состоящий из 3-х Книг для ученика (“Мои корни”, “Поликультурный мир: проблемы и решения”, “Демократия и толерантность”), 3-х Книг для учителя, CD к Книгам для ученика, CD к Книгам для учителя (одна книга для ученика издана);
- Методическое пособие для учителя “Английский с Интернетом”, которое является дополнительным учебно-методическим материалом и действующим в настоящее время УМК по английскому языку для 10-11 классов (издано в 2004 г.);
В процессе разработки настоящих учебно-методических материалов были использованы следующие методы:
- опытно-экспериментальная работа, которая включала педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); анкетирование и интервьюирование, анализ письменных работ, рефератов, индивидуальные и групповые беседы, целенаправленное педагогическое наблюдение;
- теоретическое изучение и анализ философской, психологической, социологической, педагогической, методической литературы по проблемам использования ИКТ в обучении школьников;
- изучение передового опыта по вопросам использования современных информационно-коммуникационных технологий для организации познавательной деятельности учащихся в системе образования России, Великобритании, США.
Опубликовано 13 работ по проблемам использования ИКТ в языковой подготовке школьников в условиях модернизации российского образования, в том числе дополнительные учебно-методические разработки для ученика и учителя.
Учебно-методические материалы, представленные автором в международном Интернет-проекте “Глобальные диалоги по вопросам демократии” (2003г.), на Донском фестивале “Образование, карьера, бизнес” (2004г.), на всероссийском Фестивале педагогических идей “Открытый урок” (2003/2004, 2004/2005 учебные годы), на всероссийском конкурсе методических разработок “Хочу учиться”, получили высокую оценку.
Научная новизна и практическая значимость проведенной работы состоит в том, что разработчиком рассмотрена необходимость обновления содержания российского образования на основе идей использования информационно-коммуникационных технологий с учетом процессов глобализации, происходящих в поликультурном мире; раскрыты научно-педагогические предпосылки дальнейшего совершенствования школьного образования, включающие необходимость пересмотра содержания, форм, методов обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий в условиях глобализации жизни;разработан комплекс дидактических условий, целенаправленно влияющих на развитие информационно-коммуникативной компетенции школьников на основе использования информационно-коммуникационных технологий в условиях глобального образования.
Данный материал апробирован в МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону в 9-11 классах в течение трех лет (2002/2003, 2003/2004, 2004/2005 учебные годы).
Внедрение ИКТ в деятельность учителей проводилось в форме выступлений на школьном педсовете, семинарах, городских и международных конференциях, городском, областном и всероссийском фестивалях, публикаций статей и тезисов в журналах и сборниках, размещения статей и учебно-методических материалов на персональных сайтах учителей, сайте Издательского дома “Первое сентября”; (https://urok.1sept.ru).
3. Основные задачи использования ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности школьников направлено на решение следующих задач:
- расширение информационно-коммуникативной компетенции обучаемых в условиях Интернет-среды,
- воспитание у школьников уважительного и толерантного отношения к культуре других стран, более глубокого осознания своей культуры.
- формирование толерантного сознания личности школьника
- воспитание критически мыслящей личности, обладающей критическим подходом к анализу получаемой из Интернета информации.
4. Приоритеты в использовании информационных технологий
- Повышение качества образования школьников
- Обеспечение доступности образовательных услуг, связанных с использованием ИКТ, включая Интернет-технологий,
- Изучение поликультурного мира на основе использования ИКТ.
5. Основные принципы использования ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников
Использование ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников основано на следующих принципах:
- подчинение процессов использования информационно-коммуникационных технологий решению приоритетных задач учебно-познавательной деятельности школьников, модернизации российского образования;
- обеспечение согласованности внедрения ИКТ с государственными учебными программами;
- создание методической базы для внедрения ИКТ в учебный процесс по обучению школьников;
- открытость использования ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников.
6. Экспертная оценка деятельности школы по использованию ИКТ в обучении школьников
Необходимым условием успешной реализации настоящей Концепции является открытость процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательную деятельность школьников при широком обсуждении разрабатываемой проблемы представителями общественности, науки и экспертных кругов.
Учителя представляют школу в районных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, в которых становились победителями, лауреатами, дипломантами:
Учителя школы -
- победители 19 профессиональных международных конкурсов;
- обладатели 19 международных грантов;
- участники 6 международных проектов и программ;
- выпускники 2-х международных программ.
7. Показатели эффективности реализации Концепции
Методика использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности школьников, сформулированная в настоящей Концепции, нацелена на достижение высоких результатов в обучении.
В результате реализации настоящей Концепции до 2010 года ожидается:
- использование информационно-коммуникационных технологий, включая применение сети Интернет, в профессиональной деятельности учителей и в учебно-познавательной деятельности школьников на основе разработанных учебно-методических материалов;
- расширение и углубление информационно-коммуникативной компетенции школьников;
- совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, овладение которыми как существенными элементами культуры является необходимым условием их развития и социализации;
- развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы;
- формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия;
- принятие обучаемыми общечеловеческих ценностей;
- формирование у школьников уважительного отношения к российской культуре и своей национальной культуре, толерантного отношения к другим культурным национальным ценностям, чувства гордости за способность внести свой личный вклад в развитие глобального образования посредством создания проектов и их представления мировому сообществу посредством Интернета;
- организация обучения учителей МОУ СОШ № 12 по использованию информационных технологий на специальных семинарах;
- обеспечение доступа всех участников образовательного процесса, всех граждан к информации о деятельности школы по внедрению ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников.