Использование ИКТ в школьных образовательных проектах

Разделы: Иностранные языки


2002-2005 годах в МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону разработаны и реализованы проекты:

  • История семьи в истории России
  • ИКТ в изучении английского языка
  • Глобальные диалоги по вопросам демократии
  • Мой поликультурный мир
  • Интернет в школе: проблемы и решения
  • Школьные образовательные проекты.

В процессе реализации проекта “История семьи в истории России” учащимися созданы историко-документальные очерки по вопросам генеалогии; фрагменты очерков размещены на персональных сайтах учителя; учителем разработаны учебно-методические пособия для учащихся и учителей “Корни”.

В рамках проекта “ИКТ в изучении английского языка” учитель и 16 учащихся прошли обучение по Программе открытого доступа к Интернет некоммерческой корпорации“Project Harmony”, финансируемой Управлением образовательных и культурных программ государственного департамента США; разработаны и размещены в Интернете два персональных сайта учителя http://alumni.iubip.ru/Makarenko/ http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/; разработаны и опубликованы учебно-методические материалы для учащихся и учителя по использованию информационно-коммуникационных технологий в языковой подготовке школьников.

Разработанные материалы размещены на сайте Издательского дома “Первое сентября” в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, изданы Издательским домом “Первое сентября”, МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на- Дону и РГПУ.

Участвуя в международном Интернет-проекте “Глобальные диалоги по вопросам демократии” (школы, колледжи, университеты Литвы, Польши, России, США), учащиеся МОУ СОШ № 12 приобрели опыт работы в международных проектах, Интернет-форуме, получения дистанционного образования посредством Интернета; учителя разработали учебно-методическую литературу для учащихся и учителей по теме “Демократия и толерантность”.

Главная цель Проекта “Мой поликультурный мир” - разработка и проведение учебного курса для старшеклассников “Поликультурный мир: проблемы и решения” как компонента образовательного учреждения государственного Стандарта на базе Центра открытого доступа к Интернет Донской государственной публичной библиотеки.

Для проведения 30-часового учебного курса учителем разработаны учебно-методические пособия для учащихся и учителей “Поликультурный мир: проблемы и решения”.

В основу разработки учебного курса для учащихся “Поликультурный мир: проблемы и решения” положены следующие идеи:

  • Интернет это - способ изучения поликультуры в условиях глобального образования
  • Использование критического подхода в познавательной деятельности обучаемых является главным условием работы с информационными ресурсами
  • Поликультурное образование как составная часть глобального образования является фактором формирования толерантного сознания личности
  • Гражданско-правовое образование – средство формирования толерантностного подхода к особенностям культуры различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам

В процессе изучения данного курса учащимися МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону созданы учебные материалы:

  • Проект группы старшеклассников “Сборник творческих работ учащихся по английскому языку “Мой поликультурный мир””,
  • Презентации авторских учебных материалов учащихся в среде Power Point.

В рамках школьного проекта старшеклассниками МОУ СОШ № 12 разработаны и реализованы персональные проекты:

  • Problems of a Global Nature
  • British Monarchy as a National Cultural Symbol
  • Cultural Images and Symbols within British Commonwealth
  • American Melting Pot
  • Russian Cultural Images and Symbols
  • Russian National Symbols
  • Moscow as a Russian National Symbol
  • Multicultural Hometown Rostov-on-Don
  • Universal Human Values on the Internet
  • Materials of the Group Project “My Polycultural World”

Главная цель Проекта “Интернет в школе: проблемы и решения” - дать учителям педагогические инструменты по использованию Интернета в обучении учащихся посредством 30 часового обучающего курса “Интернет в школе: проблемы и решения”.

Результаты проектной деятельности учителей: созданы материалы для школьной медиатеки, дистанционного обучения школьников.

Цель проекта “Школьные образовательные проекты”: разработать учебный курс (8 часов) предпрофильного обучения учащихся 9-х классов “Школьные образовательные проекты” (на английском языке) и реализовать его в 2005/2006 учебном году.

Задачи учебного курса

  • Раскрыть учащимся сущность проектной работы в учебной и профессиональной деятельности
  • Подвести учащихся к пониманию необходимости овладения технологией проектной деятельности в школьном образовании
  • Познакомить девятиклассников с опытом проектной деятельности учащихся и учителей МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону
  • Дать учащимся знания о целях, задачах, содержании, структуре образовательного проекта
  • Сформировать у учащихся умения подготовить заявку для участия в конкурсах проектов, в том числе международных
  • Подвести учащихся к осознанному выбору учебных курсов образовательного учреждения в старшей профильной школе

Тематический план

1. Проектная работа в учебной и профессиональной деятельности (1час)

2. Проектная деятельность учащихся и учителей МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону (3 часа):

  • История семьи в истории России
  • ИКТ в изучении английского языка
  • Глобальные диалоги по вопросам демократии
  • Мой поликультурный мир
  • Интернет в школе: проблемы и решения
  • Школьные образовательные проекты

3. Образовательный проект: цели, задачи, содержание, структура (1 час)

4. Я участвую в конкурсе проектов (2 часа)

5. Учебные курсы по английскому языку МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону старшей профильной школы (1 час).

Проектная деятельность учащихся становится неотъемлемой составной частью процесса обучения. Разработка и реализация проектов в процессе языковой подготовки школьников осуществляется на основе использования современных информационных технологий. Внедрение ИКТ в школьную педагогическую практику становится реальностью российского образования.

В рамках школьных образовательных проектов во исполнение Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Президентской Программы информатизации образования в России в МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону была разработана Концепция использования информационных технологий учителями английского языка.

Цели и задачи Концепции

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителей английского языка в соответствии с задачами модернизации российского образования.

1. Анализ уровня использования информационных технологий в учебной деятельности старшеклассников

Настоящая Концепция основана на результатах анализа основных проблем в сфере использования ИКТ в обучении школьников, учитывает мировой и российский опыт и сложившуюся практику их применения в учебной деятельности обучаемых.

Предпосылки внедрения информационных технологий в учебную деятельность школьников

Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования предусматривает мероприятия, направленные на:

  • обеспечение дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
  • отработку и введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе;
  • обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
  • развитие дистанционного образования;
  • обеспечение знания выпускникам средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка.

Данные мероприятия создают необходимые предпосылки для широкого внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школьных учителей английского языка.

2. Уровень использования информационно-коммуникационных технологий учителями и учащимися школы

За последние 5 лет численность учителей школы, умеющих работать на персональных компьютерах в профессиональных целях, увеличилось в 10 раз.

Учителя школы – разработчики персональных и школьных сайтов в Интернете. Учителями школы создано четыре персональных сайта, которые используются в учебно-познавательной деятельности школьников;

Численность старшеклассников, умеющих работать на персональных компьютерах и использовать сеть Интернет в различных целях, включая учебные, выросла в 70 раз.

Мотивы профессионального применения современных ИКТ вызывают у школьников желание использовать возможности Интернета при решении разных учебных задач, включая задачи по расширению и углублению информационно-коммуникативной компетенции школьников.

В 2002/2003 учебном году 16 учащихся школы прошли обучающий курс по использованию Интернет-технологий в учебно-познавательной деятельности на базе Центра открытого доступа к Интернет в рамках американского Проекта гармонии.

Старшеклассники участвуют в школьных международных проектах, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности.

В 2004/2005 учебном году 23 учащихся 11 классов изучили учебный курс “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English).

Учащиеся под руководством учителей создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки:

  • электронные сборники творческих работ:

- “Мой поликультурный мир”, выполненный в форме школьного проекта (английский язык),

- “История семьи во всемирной истории” (английский язык),

- “Страноведение (Великобритания, США)” (английский язык);

  • персональные проекты:

- “Ростов-на-Дону – поликультурный город” (английский язык),

- “Российские национальные символы” (английский язык);

Для выполнения задач информатизации школы и разработки проекта дистанционного образования учителями разработаны и апробированы дополнительные учебно-методические материалы по английскому языку для учащихся и учителей:

  • Концепция использования ИКТ в языковой подготовке школьников;
  • Авторская программа учебного курса “Интернет на уроках английского языка” как компонент образовательного учреждения Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку (издана в 2004 году);
  • УМК “Английский с Интернетом”, состоящий из 3-х Книг для ученика (“Мои корни”, “Поликультурный мир: проблемы и решения”, “Демократия и толерантность”), 3-х Книг для учителя, CD к Книгам для ученика, CD к Книгам для учителя (одна книга для ученика издана);
  • Методическое пособие для учителя “Английский с Интернетом”, которое является дополнительным учебно-методическим материалом и действующим в настоящее время УМК по английскому языку для 10-11 классов (издано в 2004 г.);

В процессе разработки настоящих учебно-методических материалов были использованы следующие методы:

- опытно-экспериментальная работа, которая включала педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); анкетирование и интервьюирование, анализ письменных работ, рефератов, индивидуальные и групповые беседы, целенаправленное педагогическое наблюдение;

- теоретическое изучение и анализ философской, психологической, социологической, педагогической, методической литературы по проблемам использования ИКТ в обучении школьников;

- изучение передового опыта по вопросам использования современных информационно-коммуникационных технологий для организации познавательной деятельности учащихся в системе образования России, Великобритании, США.

Опубликовано 13 работ по проблемам использования ИКТ в языковой подготовке школьников в условиях модернизации российского образования, в том числе дополнительные учебно-методические разработки для ученика и учителя.

Учебно-методические материалы, представленные автором в международном Интернет-проекте “Глобальные диалоги по вопросам демократии” (2003г.), на Донском фестивале “Образование, карьера, бизнес” (2004г.), на всероссийском Фестивале педагогических идей “Открытый урок” (2003/2004, 2004/2005 учебные годы), на всероссийском конкурсе методических разработок “Хочу учиться”, получили высокую оценку.

Научная новизна и практическая значимость проведенной работы состоит в том, что разработчиком рассмотрена необходимость обновления содержания российского образования на основе идей использования информационно-коммуникационных технологий с учетом процессов глобализации, происходящих в поликультурном мире; раскрыты научно-педагогические предпосылки дальнейшего совершенствования школьного образования, включающие необходимость пересмотра содержания, форм, методов обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий в условиях глобализации жизни;разработан комплекс дидактических условий, целенаправленно влияющих на развитие информационно-коммуникативной компетенции школьников на основе использования информационно-коммуникационных технологий в условиях глобального образования.

Данный материал апробирован в МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону в 9-11 классах в течение трех лет (2002/2003, 2003/2004, 2004/2005 учебные годы).

Внедрение ИКТ в деятельность учителей проводилось в форме выступлений на школьном педсовете, семинарах, городских и международных конференциях, городском, областном и всероссийском фестивалях, публикаций статей и тезисов в журналах и сборниках, размещения статей и учебно-методических материалов на персональных сайтах учителей, сайте Издательского дома “Первое сентября”; (https://urok.1sept.ru).

3. Основные задачи использования ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности школьников направлено на решение следующих задач:

  • расширение информационно-коммуникативной компетенции обучаемых в условиях Интернет-среды,
  • воспитание у школьников уважительного и толерантного отношения к культуре других стран, более глубокого осознания своей культуры.
  • формирование толерантного сознания личности школьника
  • воспитание критически мыслящей личности, обладающей критическим подходом к анализу получаемой из Интернета информации.

4. Приоритеты в использовании информационных технологий

  • Повышение качества образования школьников
  • Обеспечение доступности образовательных услуг, связанных с использованием ИКТ, включая Интернет-технологий,
  • Изучение поликультурного мира на основе использования ИКТ.

5. Основные принципы использования ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников

Использование ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников основано на следующих принципах:

  • подчинение процессов использования информационно-коммуникационных технологий решению приоритетных задач учебно-познавательной деятельности школьников, модернизации российского образования;
  • обеспечение согласованности внедрения ИКТ с государственными учебными программами;
  • создание методической базы для внедрения ИКТ в учебный процесс по обучению школьников;
  • открытость использования ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников.

6. Экспертная оценка деятельности школы по использованию ИКТ в обучении школьников

Необходимым условием успешной реализации настоящей Концепции является открытость процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательную деятельность школьников при широком обсуждении разрабатываемой проблемы представителями общественности, науки и экспертных кругов.

Учителя представляют школу в районных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, в которых становились победителями, лауреатами, дипломантами:

Учителя школы -

  • победители 19 профессиональных международных конкурсов;
  • обладатели 19 международных грантов;
  • участники 6 международных проектов и программ;
  • выпускники 2-х международных программ.

7. Показатели эффективности реализации Концепции

Методика использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности школьников, сформулированная в настоящей Концепции, нацелена на достижение высоких результатов в обучении.

В результате реализации настоящей Концепции до 2010 года ожидается:

  • использование информационно-коммуникационных технологий, включая применение сети Интернет, в профессиональной деятельности учителей и в учебно-познавательной деятельности школьников на основе разработанных учебно-методических материалов;
  • расширение и углубление информационно-коммуникативной компетенции школьников;
  • совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, овладение которыми как существенными элементами культуры является необходимым условием их развития и социализации;
  • развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы;
  • формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия;
  • принятие обучаемыми общечеловеческих ценностей;
  • формирование у школьников уважительного отношения к российской культуре и своей национальной культуре, толерантного отношения к другим культурным национальным ценностям, чувства гордости за способность внести свой личный вклад в развитие глобального образования посредством создания проектов и их представления мировому сообществу посредством Интернета;
  • организация обучения учителей МОУ СОШ № 12 по использованию информационных технологий на специальных семинарах;
  • обеспечение доступа всех участников образовательного процесса, всех граждан к информации о деятельности школы по внедрению ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников.

Приложение