В 2005 году в МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону был разработан и реализован проект “Интернет в школе: проблемы и решения”.
Данный проект был представлен на международный конкурс выпускников американских программ Юга России (разработчик и руководитель проекта – И.А. Макаренко). Проект получил финансирование в форме гранта от Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы “Обучение и доступ к Интернет”, реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации “Прожект Хармони Инк.” (США).
Участники проекта – 42 учителя МОУ СОШ № 12 и МОУ СОШ № 22 г. Ростова-на-Дону.
Главная цель Проекта - посредством 30 часового обучающего курса “Интернет в школе: проблемы и решения” дать учителям педагогические инструменты по использованию Интернета в обучении учащихся.
В основу разработки тренинга положены следующие идеи:
- Интернет это - способ изучения поликультуры в условиях глобального образования;
- Использование критического подхода в познавательной деятельности обучаемых является главным условием работы с информационными ресурсами;
- Поликультурное образование как составная часть глобального образования является фактором формирования толерантного сознания личности;
- Гражданско-правовое образование – средство формирования толерантностного подхода к особенностям культуры различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам;
Для выполнения задач Проекта автором статьи был разработан 30 часовой обучающий курс “Интернет в школе: проблемы и решения” для школьных учителей.
Календарно-тематический план обучающего курса
“Интернет в школе: проблемы и решения”
Тип занятия |
Тема |
Часы |
Лекция – презентация Лекция – презентация Мастер – класс Мастер – класс Лекция - презентация Виртуальный семинар |
1. Роль Программы открытого доступа к
Интернет в рамках Проекта гармонии в российском
образовании 2. Интернет в школе: проблемы и решения 3. Школьная конференция: “Поликультурный мир: какой он?” 4. Мое участие в школьном проекте “Английский с Интернетом. Поликультурный мир: проблемы и решения” 5. Использование Интернет ресурсов и технологий для активизации познавательной деятельности школьников 6. Интернет как источник и способ самообразования. |
1 1 1 1 1 1 |
Лекция – презентация Виртуальный семинар Практикум |
7. Реализация школьных проектов на базе
Центра открытого доступа к Интернет Донской
государственной публичной библиотеки 8. Школьные веб-сайты и их роль в образовании 9. Разработка школьных сайтов и их использование в познавательной деятельности школьников |
2
2 2 |
Практикум | 10. Создание веб-ресурсов и их использование в преподавании различных предметов в школе | 6 |
Практикум
Практикум Практикум |
11. Разработка индивидуальных и школьных
проектов “Интернет в школьном обучении”:
12. Разработка рекомендаций для учителя по проведению урока с использованием Интернет-технологий 13. Разработка Приложения к школьному плану по проведению уроков с использованием Интернет-технологий в школьном компьютерном классе |
2
2 2 |
Практикум Конференция
Защита проектов |
14. Разработка персональной веб-страницы
учителя на школьном сайте 15. Школьная учительская конференция “Интернет в школе: проблемы и решения” 16. Защита индивидуальных, групповых и школьных проектов Всего: |
3 2 1 30 |
Этапы Проекта
- Знакомство с Программой открытого доступа к Интернет в рамках Проекта гармонии.
- Изучение опыта сотрудничества Центра открытого доступа к Интернет, ДГПБ и МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону по использованию Интернета в школьном образовании.
- Создание школьной медиатеки и веб-ресурсов для школьного образования.
Посредством проведения 30 часового обучающего курса “Интернет в школе: проблемы и решения” была достигнута главная цель Проекта: учителя получили педагогические инструменты по использованию Интернета в обучении учащихся.
Задачи проекта были реализованы.
- Показана роль Программы открытого доступа к Интернет в рамках американского Проекта гармонии в российском образовании.
- Учителя были ознакомлены с педагогическим опытом использования ИКТ в познавательной деятельности школьников на уроках английского языка.
- Проведены презентация новых авторских учебно-методических материалов, мастер - классы по использованию ИКТ в познавательной деятельности школьников.
- Создана концепция использования ИКТ в языковой подготовке школьников.
- Разработана школьная программа использования ИКТ в языковой подготовке школьников до 2010 года.
- Разработаны материалы для обновления школьного сайта для их дальнейшего использования в преподавании различных предметов и другой деятельности школы.
Разработанные методические пособия для учителей, содержащие рекомендации по проведению уроков с использованием Интернет-технологий, дополнительные пособия для ученика “Как использовать Интернет в обучении”, подготовлены для размещения на сайте МОУ СОШ № 12 в Интернете <http://school12.iatp.ru>и для школьной медиатеки:
- Концепция использования информационных технологий в МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону до 2010 года.
- План мероприятий по реализации Концепции использования информационно-коммуникационных технологий в деятельность учителей МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону до 2010 года.
- Сборник творческих работ учащихся 11–х классов по английскому языку “Мой поликультурный мир”, выполненный в форме школьного проекта группы старшеклассников МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону.
- Персональные проекты учеников МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону “Ростов-на-Дону – поликультурный город”, “Российские национальные символы”.
- Концепция использования ИКТ в языковой подготовке школьников.
- Проект учителей английского языка МОУ СОШ № 12 “Я – Соединенное Королевство”.
В рамках реализации проекта “Интернет в школе: проблемы и решения” был обобщен опыт сотрудничества школы, Центра открытого доступа к Интернет, Донской государственной публичной библиотеки по использованию Интернет-технологий в обучении учащихся в условиях глобального образования, когда новые информационные ресурсы и технологии становятся реальностью для учащихся школ России.