“Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. (К.Д. Ушинский)
Фундаментальным фактором перехода школы в режим развития является освоение эффективного способа организации познавательной деятельности, общения и межличностных отношений, а именно переход от внешне к внутренне мотивированной деятельности, от монологического общения к диалогическому.
В педагогической науке центральной является концепция единства развития и деятельности. В процессе деятельности проявляются, реализуются и совершенствуются потребности, интересы, склонности, чувства, мотивы, усваиваются знания, приобретается социальный опыт, проявляются и углубляются общие и специальные способности.
Деятельность мы определяем как целенаправленную активность дающую личностно или общественно-значимый результат. В структуру деятельности входят шесть основных компонентов:
- цель — модель желаемого будущего, предполагаемый результат;
- мотив — побуждение к деятельности, её смысл;
- средства — приёмы, способы, с помощью которых осуществляется деятельность;
- действия — основной элемент деятельности;
- результат — материальный или духовный продукт деятельности;
- оценка.
Все компоненты деятельности взаимосвязаны, без их последовательного осуществления деятельности нет, ибо в таком случае следует говорить лишь о слепой разрядке энергии, импульсивной, спонтанной активности или, точнее, реактивности на воздействие извне.
Деятельность может быть организована, как отмечалось, на основе внешних и внутренних мотивов. Главная особенность внешне мотивированной деятельности связана с побуждением к активности за счёт внешних атрибутов, не связанных с самим процессом деятельности. Например: “Будешь хорошо учиться — получишь подарок (отличную отметку, одобрение родителей и т.п.)”. Преобладание внешних мотивов вызывает у человека безразличие к его собственной деятельности, подрывает желание работать, его инициативу, его умение направить деятельность. Он не связан с результатом деятельности, ее качеством, средствами достижения цели. Кроме того, внешняя мотивация заставляет обращать главное внимание на оценку внешних же результатов, которые выражаются в знаниях, умениях, навыках. Включён ли в познавательную деятельность сам ребёнок, что в это время с ним происходит, — эти важнейшие вопросы мало интересуют учителя-“предметника”.
Внутренняя мотивация связана с самим процессом познания (“Если я найду в себе силы разобраться в этом вопросе, я узнаю о...”). Значимым становится личностный результат познавательной деятельности, а не “правильная” реакция на внешние побудители, поскольку наблюдается личностное включение в деятельность, когда все компоненты её как бы “вошли” в ученика, им самим направляются и контролируются. Для учителя, работающего в этом режиме (учителя-“профессионала”), главным является пристальное внимание к внутренним изменениям, которые происходят в душе и сознании школьника. Внешние показатели он использует как дополнительные, второстепенные, менее значимые.
Каков же уровень сформированности учебной мотивации учащихся нашей школы? Я предложила учащимся нашей школы ответить на вопросы анкеты “Как ты относишься к учебе?” (Приложение 1)
Результаты анкетирования (Приложение 2) показывают, что все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, и они не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики попадают в капкан пассивности. На традиционном уроке ученик выполняет в основном репродуктивные действия (до 90% всего учебного времени), рекомендуемые и контролируемые учителем с помощью отметок, которые в обычном их использовании бесспорно являются внешним принуждением, “костылями хромой педагогики”. (Ш.А. Амонашвили).
Психологическая наука неопровержимо доказывает, что, если мы хотим включить внутренние мотивы, мы должны убрать внешние, и наоборот, ибо внешне мотивированная и внутренне мотивированная деятельность — антагонисты.
Для того чтобы учение было развивающим, педагог должен уметь организовывать деятельность, основанную на внутренних мотивах. При наличии внутренней мотивировки все компоненты деятельности обучаемый организует сам. Следовательно, неизбежной является замена сторонней оценки на самооценку. В связи с этим необходимо:
- организовать процесс познавательной учебной деятельности школьников без оценки вообще невозможно, так как оценка является необходимым компонентом деятельности, его регулятором;
- изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности;
- для совершенствования учебного процесса необходимо развивать у школьников умение самостоятельно производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности.
Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учеников. А для этого на первом этапе работы учитель делает всё для того, чтобы предстоящую деятельность сделать привлекательной, желанной для учеников, чтобы каждый ученик сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата.
ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Установки и действия педагога | Компоненты деятельности | Действия учителя в традиционной школе |
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач | 1. Цель | Цель на уроке ставит сам |
Опора на внутренние мотивы | 2. Мотив | Мотивирует сам, чаще за счёт внешних стимулов |
Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели | 3. Средства | Средства выбирает сам |
Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника | 4. Действие | Организует и регламентирует действие |
Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника | 5. Результат | Подводит весь класс к результату, который наметил сам |
Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата | 6. Оценка | Оценивает сам |
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в человеке нелегко.
ПУТИ И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ УЧАЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ИСТОЧНИКИ СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ | ХАРАКТЕР И УРОВЕНЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Пути стимуляции развития познавательных процессов | Реализация принципа новизны учебного материала | Обеспечение и поддержание доброжелательных отношений | Многообразие самостоятельной работы школьников |
Использование элементов историцизма | Проявление педагогического оптимицизма | Проблемное изложение знаний | |
Открытие нового в известном | Обеспечение поддержки начинаний учителя учениками | Организация исследовательской работы | |
Показ достижений современной науки | Организация соревнований на лучшие достижения науки | Решение творческих задач | |
Обоснование практической значимости знаний | Усиление практической работы | ||
Использование элементов внимательности |
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО ОБРАЗЦУ | РЕКОНСТРУКТИВНО- ВАРИАТИВНЫЕ | ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЕ | ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ |
Работы, которые требует переноса известного способа в аналогичную ситуацию | Работы, которые требуют переноса известного способа, некоторые его модификации в необычную ситуацию | Работы, которые требуют переноса нескольких известных способов, в необычную ситуацию | Работы, которые требует создания нового способа или метода |
Полезной может оказаться коррекционная программа “скил-терапия”, легко применяемая в учебном процессе, организуемом на базе деятельностно-практического способа обучения.
СКИЛ-ТЕРАПИЯ
функции | Фаза скил-терапии | Коммуникация |
Функция анализа, постановки цели | Фаза моделирования (учитель ставит задачу и решает ее) | Учитель ставит и рещает задачу вслух, используя местоимения “мы” и “нам” |
Функция планирования | Фаза совместного выполнения задачи | Вопросы и ответы по существу задачи, обсуждение способа решения “твое предложение ценно” |
Функция контроля, самоодобрения | Фаза вербального самостоятельного выполнения задачи | Самоинструктирование: “я буду делать так…”, побуждение к репликам-самоодобрениям: ты собой доволен? |
Функция метапознания | Фаза решения задачи во внутреннем плане | Помощь в случае затруднения в выборе цели (веер целей), развитие метапознания |
Когнитивная тренировка на материале урока влияет на способ мышления, увеличивая общую способность к разрешению проблемных ситуаций за счёт умения выдвигать и выбирать альтернативные варианты её решения.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
Уровень интеллекта/ успеваемости | Высокий уровень интеллекта | Средний уровень интеллекта | Низкий уровень интеллекта |
Высокая успеваемость | - включение учеников в
коллективистические формы деятельности; - подключение учеников к оценочной деятельности; - поощрение познавательной активности учащихся; - создание творческой атмосферы |
- занимательность изложения учебного
материала; - необычная форма преподнесения материала; - эмоциональность речи учителя; - познавательные игры; - занимательные примеры |
|
Средняя успеваемость | - умелое применение поощрения и наказания | - умелое применение поощрения и наказания | |
Низкая успеваемость | - умелое применение поощрения и наказания | - умелое применение поощрения и наказания |
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
Уровень интеллекта/ успеваемости | Высокий уровень интеллекта | Средний уровень интеллекта | Низкий уровень интеллекта |
Высокая успеваемость | - умение общения; - дискуссия; - работа на будущие цели; - внимание к содержанию; - самостоятельное достижение результатов; - создание проблемно-поисковых ситуаций; - анализ событий; - самоанализ деятельности |
- возбуждение внимания; - удивление; - умение общаться; - создание ситуации, авансирующей успех; - поощрение; - эмоциональный настрой |
|
Средняя успеваемость | - возбуждение внимания; - удивление; - умение общаться; - создание ситуации, авансирующей успех; - поощрение; - эмоциональный настрой |
- возбуждение внимания; - удивление; - любопытство; - эмоции; - поощрение |
- удивление; - любопытство; - похвала; - поощрение |
Низкая успеваемость | - удивление; - любопытство; - эмоции; - поощрение |
- любопытство |
ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Уровень интеллекта/ успеваемости | Высокий уровень интеллекта | Средний уровень интеллекта | Низкий уровень интеллекта |
Высокая успеваемость | - неожиданный вызов к доске; - выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы; - интересная проблема на уроке; - оценка учеником своего ответа у доски; - ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски |
- выбор трудного или легкого варианта
контрольной или самостоятельной работы; - интересная проблема на уроке; - оценка учеником своего ответа у доски |
|
Средняя успеваемость | - выбор трудного или легкого варианта
контрольной или самостоятельной работы; - подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой |
- подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой | - демонстрация учителя разнообразия
переживаемых на уроке эмоций; - демонстрация собственной эмоциональной открытости |
Низкая успеваемость | - подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой |
ПРИЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ
Уровень интеллекта/ успеваемости | Высокий уровень интеллекта | Средний уровень интеллекта | Низкий уровень интеллекта |
Высокая успеваемость | Поощрять самостоятельность учащихся:
посильность знаний, своевременное усложнение
заданий. Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания. |
||
Средняя успеваемость | Поощрять самостоятельность учащихся. Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания. | Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания. Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она предавала учащимся уверенность в своих силах. | Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания. |
Низкая успеваемость | Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она предавала учащимся уверенность в своих силах. | Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она предавала учащимся уверенность в своих силах. | Строить с учащимися доброжелательные открытые отношения в процессе обучения. |
“Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…” (А. Дистервег)