Применение лекционно-семинарской системы в процессе изучения курса геометрии в старших классах позволяет учителю излагать учебный материал крупными порциями и на этой основе высвободить время для повторения вопросов теории и решения задач. Лекция охватывает весь теоретический материал темы, определяет крупный блок в изложении учебного материала.
Опорные листы лекции представляют собой заготовку для конспекта, в который входит краткое содержание отдельных пунктов учебника, сопровождаемое необходимыми чертежами и предложениями с пропусками. Лист заполняется учащимися в ходе рассказа учителя, в процессе работы с учебником, причём конспект – заготовку должен иметь каждый ученик. Точно такой же опорный конспект заранее написан на доске до звонка либо заготовлен на слайдах. При чтении лекции учитель заполняет пропуски в конспекте на доске, а учащиеся – соответственно в своих опорных листах.
Заполненная учениками опора превращается в конспект. В конце урока учитель проговаривает весь материал, делая акцент на главном, привлекая к этому учащихся. При этом можно предварительно стереть заполненные на доске пропуски и предложить учащимся восстановить их.
Целесообразно в опорах использовать цветовую гамму: синим цветом подчеркнуть основные мысли (тем самым выделить план лекции), красным – подчеркнуть то, что необходимо заполнить учащимся в ходе рассказа учителя, зелёным – то, что выносится на самостоятельную работу в классе или дома.
Использование опорных листов изменяет характер домашнего задания. Например, учащимся предлагается сверить опору – конспект с содержанием соответствующих пунктов учебника, заполнить те места, которые остались пустыми. Это приводит учащихся к мысли, что неглавных мест в пункте учебника нет. Учащимся, претендующим на “4” или “5”, предлагается воспроизвести текст опорного листа с чертежами, остальным – пересказывание изученного материала, используя опорные листы.
Лекция с применением опорных листов – эффективная форма изложения теоретического материала изучаемого раздела.
Использование опорных листов – конспектов:
- позволяет значительно сэкономить время на изучение теоретического материала и отвести больше часов на отработку практических умений и навыков;
- обеспечит учащимся целостное восприятие излагаемого материала (ученики не отвлекаются во время рассказа учителя на выполнение чертежей, этому они будут обучаться на уроках – практикумах);
- облегчает школьникам работу с учебником, одновременно приучая их к тщательному прочтению каждого пункта при выполнении домашнего задания;
- помогает учащимся глубже разобраться в изучаемом материале, легче его усвоить.
В конце учебного года у каждого ученика образуется папка – копилка с опорными листами по всему курсу геометрии, что позволяет ему при повторении более фундаментально систематизировать свои знания.
Количество лекций по курсам:
9 класс.
№ 1. “Векторы на плоскости”;
№ 2. “Метод координат”;
№ 3. “Уравнение окружности и прямой”;
№ 4. “Соотношения между сторонами и углами треугольника”;
№ 5. “Скалярное произведение векторов”;
№ 6. “Правильные многоугольники”;
№ 7. “Движение”.
10 класс.
№ 1. “Введение в стереометрию”;
№ 2. “Параллельность прямых, прямой и плоскости”;
№ 3. “Взаимное расположение прямых в пространстве”;
№ 4. “Параллельность плоскостей”;
№ 5. “Перпендикулярность в пространстве”;
№ 6. “Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей”;
№ 7. “Многогранники”;
№ 8. “Векторы в пространстве”.
11 класс.
№ 1. “Координаты точки и координаты вектора в пространстве”;
№ 2. “Скалярное произведение векторов”;
№ 3. “Цилиндр, конус, сфера”;
№ 4. “Объём параллелепипеда, призмы, цилиндра”;
№ 5. “Объём наклонной призмы, пирамиды, конуса”;
№ 6. “Объём шара и его частей, площадь сферы”.
В качестве примера привожу распределение материала по теме “Объёмы тел” в 11 классе. На изучение темы планируется 22 часа (по программе 19 часов + 3 часа на повторение).
Распределение материала по теме “Объёмы тел” в 11 классе.
11 класс. Урок геометрии.Тема: Объём прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра.
Цель: Ввести понятие объёма тела, рассмотреть свойства объёмов,изучить теоремы об объёмах прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, цилиндра;
совершенствовать навыки восприятия лекционного материала и умения
записывать математическую лекцию, работая с опорными конспектами. Тип урока: блочная лекция. Оборудование к уроку: опорные листы лекции для учеников;
модели тел; набор “Объёмы”.
Ход урока.
1. Актуализация знаний учащихся.Обсуждение вопроса, что известно учащимся об объёмах тел. Сообщение целей урока. Знакомство с планом работы на уроке.
Напоминание правил работы с опорной лекцией.
2. Изучение нового материала.1) Самостоятельная работа учащихся с 1, 2, 3а пунктами лекции, используя учебник. Ученики могут обсуждать заполнение опорного листа, работая в парах. По мере заполнения листов к доске приглашаются ребята для заполнения опоры на доске.
2) Слово учителя: Вывод формулы объёма прямой треугольной призмы. Учитель разбирает доказательство с классом, заполняя опорный лист на доске. Ученики заполняют свои листы.
3) Самостоятельная работа учащихся с пунктом 3в.
4) Слово учителя: Вывод формулы объёма цилиндра. Учитель разбирает доказательство с классом, заполняя пункт 4 опорного листа на доске. Ученики заполняют свои листы.
5) Учитель повторяет всю лекцию, работая по опорному листу.
3. Итог урока.4. Домашнее задание.
Приложение.